Теология условных пророчеств книги пророка Иезекииля. |
Вкратце рассмотрим повествование 38- 48 глав книги пророка:
1) Ко времени будущего “дня” пророка Иезекииля 12 колен Израиля будут восстановлены в своей стране- 38:8 ;48:1-21;
2) Враги Израиля возжелают разорить эту землю живущую в мире- 38:1-16, но Господь пресечет эту интервенцию продемонстрировав Свою способность спасти Свой народ- 38:17-23;39:3-6;
3) Земля будет изменена. На высокой горе будет стоять новый храм- 40:1- 42:20, где Сам Господь будет провозглашать Свою славу- 43:1-12;
4) Река из храма. По её сторонам стоят деревья с плодами для пищи и листьями для исцеления. Преобразование мертвого моря- 47:1-12;
5) Каждое из 12/ти колен имеет свой наследственный удел- 48:1-7,23-29. В центре страны на вершине горы расположен храм. Описание города.- 48:13-22.
Как много слов этого пророчества были исполнены? Господь ошибся? Рассмотрим наш вопрос с точки зрения условий завета. В Священном Писании слово BERIT ( завет, договор) использовано по отношению к : - свадебному договору: 17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего (Притчи 2) 14 Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. (Малахия 2) 8 И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею. (Иезекииль 16) - в заключении договора, соглашения 12 Господь дал мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз (3 Царств 5 19 союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня (3 Царств 15) 1 Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей. (Осия 12) подобно тому, как нарушение союза между странами приводит к военным конфликтам, а нарушение семейного союза- к разногласиям и разводам, когда супруги единственный раз узнают, что у них есть многообщего... подобным образом нарушение завета, договора с Богом Его народом приводит к печальным последствиям. Наиболее подробно эта весть представлена во Второзаконии 27-30. Здесь представлено описание уже составленного договора, который чуть позже должен будет быть провозглашон на горах Гаризим и Гевал ( гора благословения и гора проклятия). Втор 27 16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. Втор 27 17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь Пример этого договора. Народ должен хранить Божий закон, иначе его наследием станет - проклятие. Втор 28 4- благословение плодов земли, скота; Втор 28 7- Господь поразит врагов; Втор 28 9- народ будет святым; Втор 28 12- Господь обещает открыть небо для дождя. Но если народ будет в неповиновении, то существует ряд проблем с которыми ему предстоит встретиться. Вт.28: - 18- проклятие плодов земли, скота; - 20-23 Господь пошлёт смятение и проклятие в делах рук. Болезни. - 25-26- будут преследуемы врагами; - 36- будут выдворены из своей страны; - 64-68- будут рассеяны между других народов Заключаемый завет между Богом и Израилем имел двойной аспект- блгословение и проклятие: Втор 30 15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Втор 30 19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, Втор 30 20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им. Эти же элементы легко могут быть обнаружены нами в пророческой литературе. Иеремия36:1-3 1 В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Господа: 2 возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня; 3 может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их. Этот же самый принцип мы находим и у Иезекииля 20 глава: 36 Как Я судился с отцами вашими в пустыне земли Египетской, так буду судиться с вами, говорит Господь Бог. 37 И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета. Иезекия пророчествует, как о суде, так и о завете мира. Сравните: Иез 34 25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Иез 37 26 И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. Проклятие и благословение- два элемента присутствующих при заключении завета между Богом и Его народом. Если народ повинуется Его закону- восстановление страны и возрождение народа, 40-48 главы. Но если народ непослушен- суд Божий. Ярким примером этого принципа является 20гл. 30-44 стихи. Также 33гл. 10-20 :
10 И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: `преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?' 11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был., Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам дом Израилев? 12 И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. 13 Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. 14 А когда скажу беззаконнику: `ты смертью умрешь', и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, 15 если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет. 16 Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив. 17 А сыны народа твоего говорят: `неправ путь Господа', тогда как их путь неправ. 18 Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, - то он умрет за то. 19 И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. 20 А вы говорите: `неправ путь Господа!' Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его. 11 стих- суд на Израиль предназначен к тому, чтобы привести его к покаянию. Этот стих демонстрирует нам: Бог знает, что произойдет в будущем, но вместе с тем Его желание обратно. Он хотел бы, чтобы народ был жив. Человек может обратиться от своих грешных привычек и Господь продемонстрирует ему Свои благословения. В противном случае он погибнет. Он хотел бы, но... в этой главе представлена картина ожидающая Его народ, реальная картина «сделаю землю пустынею из пустынь за все мерзости их, какие они делали.».В случае покаяния возможно возвращение утраченного благословения. Бог желает последнего: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам дом Израилев?» Подводя краткий итог всему вышесказанному мы можем сказать: в обеих книгах Вт/ие и Иез/ля Бог предусмотрел два взгляда на будущую историю Своего народа. Они оба связаны, согласованы, с условиями завета Благословения: n Бог соберет Свой народ из среды других народов; n Он будет жить с ними в великолепном храме, описанном в 40-43; n Благословения прольются дождем от Господа к народу. В ощутимой форме они выражены в реке, берущей свое начало от трона Божьего, приносящей исцелелие и жизнь тем частям страны, что ныне разорены и мертвы 47:1-12; n Так же Божьи благословения представлены в Его желании защитить Свой народ от его врагов 38:17,19. Все это детали Божьих благословений завета. Проклятия завета так же представлены в книге с 4 по 10 главы. Что исполнилось? Свидетелями исполнения какого взгляда на будущую историю народа Божьего мы являемся? Суд. Это подтверждается исполнением как раз этих пророчеств Иезекииля. Это и разрушение Иерусалима, и разорение земли, а так же и последовавшие следом плен и изгнание. Почему ??? Пользуясь нашей терминологией- народ выбрал свой ход событий, что и привело его к подобной развязке. Даже после возвращения из изгнания у народа продолжала оставаться склонность к нарушениям завета с Богом. Отношение к служению Господу продолжало оставаться довольно вялым и слабым (прочитайте: Ездра 9,10; Неемия 13:15-27; Малахия 1:6-2:16). Израиль в целом продолжал Свое отделение ( Букв. - отрезание) от благословений завета.
Вывод: Ввиду вышесказанного было бы не корректно говорить о пророчестве Иезекииля 40-48, как о не исполнившемся. Скорее эти главы должны послужить для нас примером того, как Господь желает благословить жизнь своего народа, преобразить историю своих детей. И то что может реально повлиять на исполнение этого желания.
|