Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
Быт 11 2-9 вавилон башня PDF Печать Email

А. А. Штеле

Вавилонская башня - церковная стройка века?

Быт. 11: 2-9

«Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину, и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

 

Божий план по отношению к человеку выражен в одной из первых заповедей, данных Господом в саду Едемском: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Данная некогда Адаму с Евой, она вновь была завещана Ною и его потомкам после потопа: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» Быт. 9:1. Сошли воды потопа, и потомки Ноя стали перед выбором: «Что делать? Идти, наполнять землю или же найти одну большую долину и жить всем вместе?»

Что делать? Какой путь избрать? Довериться ли Богу, Его слову или лучше логически взвесить все «за» и «против» и сделать свой личный, независимый ни от кого, даже от Бога, выбор? Ведь в конце концов для чего человеку дан разум? Для того, чтобы покорно исполнять то, что говорит Бог, или..?

Вы, наверное, помните, что перед таким выбором стояли и первые люди, сотворённые Богом, – Адам и Ева. Быт. 2:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Что делать? Ева стояла перед выбором: довериться ли слову Божьему или положиться на свой разум, чувства, желания и проявить полную независимость от Творца?

Ева посмотрела и увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание...»

«А что, разве я не вправе сама сделать свой выбор? Почему я должна подчиняться? - размышляла она. - Я свободная личность? Зачем мне себя ограничивать заповедями и повелениями Божьими? Почему я должна так узко смотреть на вещи, почему всё должно рассматриваться сквозь призму Божьего Слова? Не лучше ли посмотреть на мир шире, зачем себя ограничивать?»

И вот теперь и потомки Ноя стояли перед тем же выбором: что делать? Послушать Бога и расселиться по всей земле, или, быть может, есть другой, лучший, более современный путь? Не лучше ли жить вместе? Особенно сейчас, когда земля опустошена? Может быть потом, когда нам станет тесно, Божье повеление будет иметь смысл, а сейчас не будет ли намного лучше и удобнее, если мы все будем жить вместе. Почему мы, свободные, независимые люди, должны кого-то слушать? Мы и сами в состоянии решить, что для нас лучше, удобнее, важнее… Да и вообще, Кто Такой Бог, чтобы мы, разумные люди слушали Его? Разве Он желает нам добра? Не Он ли изгнал Адама и Еву из рая? А потоп не Его ли рук дело?

В книге «Патриархи и Пророки» на 119-120 страницах отношение потомков Ноя к Богу описывается следующим образом: «Дух недовольства Богом руководил людьми, которые строили Вавилонскую башню. Вместо того чтобы с признательностью помнить о Божьей милости к Адаму, о Его милостивом завете с Ноем, они сетовали на жестокость, проявленную Господом при изгнании первой четы из Едема и в уничтожении мира потопом. Но, негодуя на Бога за Его суровость и деспотизм, они становились рабами одного из самых жестоких тиранов», а именно: сатаны.

Так, потомки Ноя обвиняли Бога в жестокости, при этом, сами того не замечая, проявляли вероломство. Они решили сами, без Бога, вершить свою судьбу, полагаясь лишь на свою мудрость и видение.

Итак, они захотели жить вместе, в одном большом городе. Они решили, что это будет их город, построенный по их собственному проекту. Быт. 11:3 «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести».

«Обожжём огнём». Как свидетельствует археология, кирпичи в то время обычно не обжигали огнём, а просто изготовив глиняные блоки, раскладывали на солнце и сушили.

 Камней в этой местности, практически нет, поэтому кирпичи необходимо было изготовить самим. Однако строители этой башни решили усовершенствовать технологию изготовления кирпичей - для большей крепости они решили не только высушивать их на солнце, а еще и обжигать огнём, т. е. сделать их водостойкими: «…и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести».

Хотя в земле Сеннаар нет извести, там очень много природной, т. е. естественной, весьма прочной смолы. (LXX: асфальтос). Археолог Layord свидетельствует, что эта смола настолько крепко скрепляет кирпичи, что их просто невозможно разъединить. Эту смолу часто использовали для строительства лодок, ибо она совершенно не боялась воды.

Таким образом, проблема отсутствия камней и извести была решена. Задержки за строительными материалами не было.

4 стих: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Перевод последней части предложения следовало бы уточнить: «чтобы не рассеяться по лицу всей земли».

Можно представить себе рассуждения потомков Ноевых: если нам удалось решить проблему с камнями и известью, нам и всё остальное удастся сделать – «построить башню, высотою до небес». Кто Такой Бог? Мы сами Боги – «сделаем себе имя» и не только не послушаемся, но и противостанем Божественному повелению. Никакой Бог, никакой потоп нам не страшны. Едемский сад нам тоже не нужен – мы построим свой .

Когда человек становится на путь противостояния Богу – он доходит до безумия: в собственных глазах он герой, так что становится сам себе богом!

5 стих: «И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие». Слова «И сошёл» могут показаться странными. но Моисей, написавший эту книгу, знает своего Господа, Его всемогущество и силу. Зная о величии Божьем, он использует такой язык, чтобы продемонстрировать глупость человека, надеющегося не на Бога, а на себя.

               Человек гордо заявляет:«построю башню до небес». И вдруг такой контраст! Для Бога эта башня настолько мала и незначительна, что оттуда, с неба, её просто не видно. Моисей иронично замечает, что Господу надо «сойти», чтобы разглядеть её. Это, конечно же, образный язык, но тем не менее автор использует его, чтобы продемонстрировать безумие отвержения своего Создателя.

6-7 стихи: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Человек в своём отступничестве зашел так далеко, что сам уже не в состоянии реально оценивать происходящее вокруг, и чтобы ему помочь, Господь говорит о необходимости сверхъестественного вмешательства.

7-9 ст. «Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Вот результат, к которому привело противостояние Богу. Дважды в восьмом и девятом стихах подчеркнуто, что « рассеял их Господь по всей земле» .

Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости её строителей, увековечивая их славу, и «имя» во всех грядущих поколениях.

Строители Вавилонской башни намеревались построить царство, которое прославило бы их имена и являлось бы подтверждением их мудрости и независимости от Бога.

Чем выше поднималась башня, тем более уверенными ощущали себя строители. Но, как вы знаете, достижения гордого человеческого разума превратились в прах. Памятник их гордости стал памятником безумия.

Как бы высоко человек ни возносился, ему все равно рано или поздно придётся признать силу и авторитет Божий, убедиться в том, что Божественные повеления исполнены Мудростью и таят в себе благословения.

Имеет ли эта история о строительстве Вавилонской башни какое-то отношение к нам, верующим людям? Или она дана как урок атеистам?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратим внимание на то, кто строил эту Вавилонскую башню.

10-я глава, описывая потомков Ноя, представляет родословные линии трёх сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Так чьи же потомки строили Вавилонскую башню? Потомки Хама? Иафета? Или Сима? Кто был строителем в семье Ноя? Кто был младшим?

   Быт. 9: 24 «Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его». меньший сын – Хам. О Симе сказано: Быт. 10:21 «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова». Итак, Хам -младший сын, Сим - старший, а Иафет -  средний. В какой последовательности следовало бы Моисею представить эти родословные линии, с кого начать: со старшего, затем перейти к среднему и закончить младшим? Правильно! Однако как это делает Моисей? Вначале он представляет потомков среднего брата Иафета, затем - младшего (Хама) и заканчивает потомками старшего брата (Сима). Почему? Очевидно, он преследовал какую-то цель? Какая из этих трех родословных линия является особенной -носительницей благословений и хранительницей Божественного провидения и руководства?

Конечно же Сима!

Но участвовали ли потомки Сима, эти особенные, избранные Богом люди в строительстве Вавилонской башни, участвовали ли они в отступлении? Судите сами, кроме того, что Моисей избирает необычную последовательность в представлении родословных сыновей Ноя, Он еще разрывает родословную Сима!

Почему, прервав рассказ родословной линии Сима, автор начинает излагать историю о Вавилонской башни, а потом снова возвращается к родословию Сима?

Не желал ли Моисей этим продемонстрировать, что и потомки этого особенного, Богом избранного народа участвовали в отступлении и в строительстве?

Давайте еще раз вернёмся к родословию Сима. Быт. 10:21 «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова».

 

                                                              Сим

                                                              Евер (10:25)

 

Иоктан (с 26-го стиха)                                                     Фалек 

 

После рассказа о строительстве Вавилонской башни, начиная с Быт. 11:10 , вновь дается обзор родословия Сима. Как и в 10-й главе, оно доходит до Евера, а затем, родословная, разделившись, продолжается уже не по линии Иоктана, а по линии Фалека и доходит до Аврама.

 

Аврам

 

Авраам

 

Но самое удивительное в родословной Сима то, какая игра слов используется Моисеем при описании всей этой истории. Книга Бытие была написана на древнееврейском языке, и само имя Сим евреи писали и произносили как «Шем». В переводе это слово означает просто «имя». Таким образом, старшего сына Ноя называли Имя т. е. «Шем». (Син. пер. - Сим).

Заметим, что, рассказывая о линии, заканчивающейся в Вавилоне (Быт. 11:4), Моисей пишет, что эти люди говорили «мы сделаем себе имя» (евр. «Шем»). О другой же линии, заканчивающейся Аврамом, сказано: Быт. 12:2 «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё; и будешь ты в благословение», Господь говорит, «Я... возвеличу имя [Шем] твоё».

 

Итак, мы можем сделать вывод: даже Богом избранная линия Сима делится на два рода людей: одни обеспокоены своим положением и пытаются сделать себе имя и возвеличить его, другие - люди, предоставившие Богу Самому «возвеличить их имя».

Полагаясь исключительно на свой разум, логику и мудрость, человек идет путем гордыни, самовозвеличивания и превознесения своего имени. Конец этого пути - в Вавилоне, городе бунтовщиков и отступников. Другой путь – это отказ от своего «я», это подчинение своей воли воле Божьей, своего ограниченного разума - разуму Божьему, своей мудрости – мудрости Божьей. И этот путь ведет к земле обетованной .

               Давайте еще раз обратимся к опыту Авраама. (Быт. 12:1) «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Это было нелогично, с человеческой точки зрения это выглядело даже глупо, но так как это было сказано Богом, Аврам не ставит под сомнение мудрость Божью - он просто повинуется: «И пошёл Аврам, как сказал ему Господь» (стих 4).

Никто не понимал поведения Аврама. Он не мог логически объяснить окружающим свои действия. Он говорил лишь одно: «Так сказал Господь. И я доверяю Ему, доверяю Его мудрости».

И он пошёл… Он не мог объяснить провидения Божьего; его ожидания на этом пути иногда не оправдывались, но он твёрдо верил обетованию: «Я... благословлю тебя, и возвеличу имя твоё».

               И Господь не подвёл Аврама. Быт. 17:5 «И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов».

Итак, имеет ли рассказ о Вавилонской башне какое-то отношение к нам? Ежедневно каждый из нас стоит перед выбором: заботиться ли о своей репутации, своем имени, своем будущем самостоятельно или доверить это дело Создателю своему и Господу?

Каждый день мы стоим перед выбором: положиться ли на свой разум, свою логику, на опыт современного человека, на результаты, гипотезы, предложения специалистов, или же положиться на Слово Божье?

Ежедневно мы стоим перед выбором: наше «я» - или Бог, наша мудрость - или мудрость Божья, человеческая философия - или Слово Божье?!

Этот выбор, этот вопрос стоит не только перед атеистами, он стоит и перед верующими, то есть потомками Сима: или я сам буду делать себе имя, или я позволю Господу благословить меня и возвеличить моё имя?

Этот вопрос, или выбор не позволяет человеку оставаться нейтральным: конец пути либо в Вавилоне, либо в земле обетованной!

Однако хотелось бы задать еще один вопрос: «Удалось ли строителям Вавилонской башни достичь небес?»

Удалось, но только не с помощью обожжённых кирпичей, а путе обожжённой, сгоревшей совести, и не земляной смолой, а вином блудодеяния своего. Ибо в Книге Откровение сказано о Вавилоне: (18:5) «Ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её». Откр. 18:5. Грехи Вавилона, этой «великой блудницы», всё же дошли до неба...

               И каков же результат такого «строительства»: точно также, как в один миг строительство Вавилонской башни прекратилось, так и в конце «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её». Откр. 18:8

               А что же ожидает тех, кто полагались не на свою мудрость, не на себя, а на Бога, – возвеличит ли их имена Господь?! 19-я, 21-я и 22-я главы Книги Откровение говорят об этом. В 21-ой главе читаем о том, что небесный Иерусалим нисходит с неба – не снизу вверх, а сверху вниз, не в результате человеческого строительства, а Божьего.

Откр. 22:4: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Своё имя Господь даёт тем, кто доверил своё будущее, свою репутацию, своё имя Ему. Теперь на челах их – имя Его. А что это за имя? Откр. 19:13: «Он был облечён в одежду, обагрённую кровию. Имя Ему: Слово Божие».

Поскольку народ Его полагался не на человеческую мудрость и логику, а на Слово Божие, то это будет отражено и в том имени, которое Господь даст доверившимся Ему!

Сегодня нам приходится выбирать. Часто мы пытаемся строить свою, пусть маленькую, но Вавилонскую башню. И каждый раз, когда мы, решая тот или иной вопрос, не соотносим наши желания с волей Божьей, но предлагаем свое, отличающееся от Божьего, решение, мы закладываем очередной камень в основание своей башни отступничества.

Медленно и почти незаметно наша башня поднимается всё выше и выше. Она превращается в памятник мудрости нашего «я».

Но не забудьте, что вавилоняне, строя памятник своему «я», своей мудрости, в конечном итоге построили памятник своему безумию.

И, напротив, Авраам, полагаясь на мудрость Божью, доверил Ему, Богу, строительство своего будущего. И Господь дал ему Имя и город на небесах, архитектором которого является Он Сам.

И всякий раз, когда Господь снова будет сходить с небес, чтобы разрушить маленькую Вавилонскую башню, построенную нами, давайте не будем плакать над её обломками, но найдём в себе силы поднять глаза вверх и увидеть тот путь, в конце которого Имя нам дает Сам Господь!