Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 27 апреля 2024
Быт 15 7-18 Завет PDF Печать Email

Однажды у меня в руках оказалась Библия, изданная в Израиле. На ее обложке была оттеснена большими, золотыми буквами надпись: «Книга нашего завета». Такими словами издатели, вероятно, намеревались поощрить чувство особенной причастности своих читателей к этой книге. Мы же, приобщаясь к этому слову Священного Писания, преподанного нам Христом, знаем, что Господь Бог не есть семит, тем более антисемит, – но Отец. Он Создатель всего сущего, и поэтому Он – Отец, ищущий небесного отцовства. Поэтому и мы с радостью присоединимся к мысли о том, что значит наше участие в Завете с Нашим Небесным Отцом.

Библейское повествование о завете между Богом и человеком не перестает удивлять и поныне. И сегодня мы с вами прикоснемся к нескольким страницам одной удивительной истории – истории завета, записанной в 15 главе книги Бытие. Но сначала несколько слов как предыстория к чтению. Господь вызывает Авраама из земли его предков. Откликнувшись на зов, Авраам становится странником и пришельцем, однако Господь вызвал Авраама не для того, чтобы лишить его родины. Как раз, наоборот, – для того, чтобы родину ему вернуть. Ту самую родину, которую потерял наш праотец Адам. И вот Авраам делается соискателем этой горней отчизны. К тому же Господь призывает и нас. Но наш путь домой – это не только счастье. Путь этот полон опасностей. Увы, на этом пути есть тот и те, кто никак не заинтересован в нашем возвращении. Кто же это? Да, есть дьявол, он не умер. И есть те, кто составляет его семью. И у него есть дети. К сожалению их немало среди людей. Не случайно Иисус, наставляя своих учеников тому, как молиться, начал словами (?) «Отче Наш». «Отец Наш» – значит и у Бога есть свои дети? Откуда же берет начало история этих семей и таких непохожих отцов этих семей? Конечно, от грехопадения. (Быт. 3:15). Земное человечество всегда будет разделено, всегда будет во вражде. До самого конца будут 2 семьи. Дьявол порой умножает и защищает свою семью. Господь наш тоже благословляет и защищает своих детей, но он их еще и любит. И поэтому, в лице Авраама, Господь начинает созидание своей видимой семьи. Но здесь возникает трудность: как Бог может защищать нас на этом пути, ведь Он свят, а мы грешники. Для Бога невыносим грех,  для нас же непостижима святость. Как же жить нам вместе? Но Господь находит путь. И этот путь – отношения в богочеловеческой семье, известные всем нам под названием «Завет».

Быт. 15: 7 – 18.

Какая странная сцена! Диалог человека с Богом. Свежие, еще дымящиеся трупы только что убитых животных. Вот они рассечены пополам, части разложены в определенном порядке, по какой-то неведомой никому логике. Вот появляются хищные птицы, а их отгоняет одинокий человек. Все это длится до захождения солнца, пока, наконец, сон не начинает валить его с ног, ужас овладевает осиротевшей посреди трупов фигурой, мрак великий. И вдруг, пламя озаряет землю. Огненный столп неторопливо, величаво ступает между рассеченными животными. «В этот день – говорит Писание – заключил Господь завет с Авраамом».

Все происшедшее так и осталось бы непонятным для нас, если бы не открытия археологов. Оказывается, в те давние времена существовал свой особый язык заключения заветов. Были обнаружены таблички, рассказывающие о том, как заключались эти договора. Договор обычно заключался вождем одного клана с членами другого. Вождь предлагал им своё покровительство, быть «щитом» для них. В начале инициатор договора представлялся и указывал, какие обязательства он будет нести по отношению к другой стороне. В замену требовалось выполнение определенных условий. Часто к договору прикладывался список благословений и проклятий на случай выполнения или невыполнения обязательств. Список, подобный тому, который мы находим в 28 главе Второзакония. Авраам - сын своего времени, и Бог заключает завет с ним на понятном ему языке. Авраам выразил свою веру в слова Господа и, в свою очередь, попросил свидетельства верности Бога. Реакция последовала незамедлительно – читаем в 15:9..  Авраам моментально понял, что стояло за этим повелением. Он понял, что сейчас должно совершиться заключение завета, и он не ошибся. Господь представляется Аврааму: «Я щит твой», затем напоминает ему, что Он сделал для него в 15:7. Вам ничего не напоминает это? Авраам принимает условия завета, и тогда звучат благословения - 15:18. Наиболее общим выражением для описания заключения завета на языке древних было слово «карат» – что означало «рассекать». Другими словами заключать завет означает «рассекать». Т.е. церемония заключения завета состояла в рассечении животного на части и прохождении между ними участников сторон, заключивших завет. Эта церемония являлась демонстрацией образа наказания для тех, кто нарушит завет. Например, Иер. 34:17. Стороны, заключающие завет, говорили друг другу: «если я нарушу условия завета, то пусть со мной случиться то, что случилось с этими животными. Это была потрясающая своей ответственностью клятва верности. Это был завет. Подумать только, какое диво: Бог Вседержитель, Творец всего сущего, говорит смертному грешному человеку: «если Я не буду верен своим обещаниям, данным тебе, то пусть меня постигнет та же участь, что и этих рассеченных животных». Что есть человек, чтобы Святой Бог клялся ему в такой верности?!! И не говорит ли это о великой ответственности тех, кто в своей жизни решился вступить в завет с Богом?   Да, Бог верен, но в ответ Он ожидает верности. Не все из нас, принимая крещение, вполне сознавали что делаем. Какую великую ответственность в отношениях с Великим, Святым Богом мы приняли на себя. В завете ли мы с Богом, и не в таком, где есть только символ завета водного крещения, а когда Дух Божий царствует в нас? Великая верность и ещё страшная ответственность. Однако, если это столь серьёзно для всех, вступающих в завет с Богом, если столь грозные последствия нарушения условий завета, на что мы с вами надеемся? На свою верность и святость? Ответ на этот вопрос мы находим в еще одной истории завета, записанной в кн. И. Навина в 9,10:1-14 главах.

      Господь помогает людям быть верными завету. Господь – ходатай завета. Это значит, что Господь, заключая завет с человеком, Сам выступает его ходатаем и помогает человеку соблюсти все условия. В день безумного судилища над Христом людям был дан выбор. В честь праздника дня освобождения их Небесным Отцом из рабства Египта, дать свободу Его Сыну или разбойнику, достойному наказания. По трагической иронии, того человека звали Варавва, что означает «Сын Отца». И вот двое сыновей, представители 2х семейств, стоят пред своих отцов. Сыновья одного отца избирают себе подобного, т.е. Варавву, а истинный Сын Божий предан смерти. Взяв на себя наши грехи, Он теряет сыновство, но для того, чтобы мы обрели усыновление Отцом. По Его смерти мы получили усыновление в завете, а значит власть быть чадами Божиими, составлять с Ним одну Божью семью. Семью, в которой нам гарантирована помощь в исполнении завета. 

 

Будем же благодарить Нашего Бога за Его верность завету, и просить силу для своей ответной верности.  А условия в завете все те же:  доверие Богу, 10 заповедей Божьих (суть которые любовь к Богу и ближнему) и жизнь во Христе Иисусе.

И пусть Библия всегда для нас будет прежде всего «книгой нашего завета».

 

 

 

Что принесет мне мой завет с Богом, когда вскоре явится наш Господь?