Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
Быт 5 Енох PDF Печать Email

ПРОПОВЕДЬ НА ОТРЫВОК

 ИЗ КНИГИ БЫТИЕ 5 ГЛАВЫ

 1.    ПРИВЕТСТВИЕ.

 2.    ВСУПЛЕНИЕ – ТЕМА.

 

Вот уже довольно долгое время со мной что-то происходит. Чувствуются толчки разгорающегося внутри меня вулкана. Моя душа находится в судорогах  духовного извержения. Источник, природа этого вулкана находится вовсе не во мне и не в мире окружающем меня. Источник в чем-то запредельном.

Вчерашний день прошел иначе, чем остальные. Толчки, свидетельствующие о приближении «землятресения», увеличились! Беспокойство не оставляло мою душу  весь вечер и ночью я не мог долго заснуть.

Я встал с постели, взял с собой Библию и отправился в свою «тайную» комнату. Сел в кресло и вдруг, меня прорвало. Слезы потекли ручьем, я рыдал как ребенок, в захлеб своими слезами. Так продолжалось минут двадцать, потом потекли первые слова:

 

«Господи, что мне делать, я не знаю, как дальше жить. Мир вокруг меня не удовлетворяет, я многое уже перепробовал, куда идти, к кому?!».

 

Мой голос становился с каждым словом все громче и я уже почти кричал:

 

«Господи, я знаю, что если я Тебя не найду, если я не стану к Тебе еще ближе, и  мои отношения с Тобой останутся прежними,  то нет смысла моей жизни, к чему такое пустое существование? Господи,    я не хочу просто знать о Тебе, я хочу ходить с Тобой, я хочу, чтобы моя жизнь была в тебе. Помоги!»

 

Произносили ли вы когда-нибудь подобные молитвы в агонии неудовлетворения своей духовной жизнью? Может это ваш поиск Бога? Думаю, что да!

 3.    ТЕКСТ.

 Быт. 5:1-31.

 4. РЕКЛАМА – АТАКА.

 Приходила ли вам в голову  когда-нибудь мысль, что вы находитесь здесь, в этом мире, исключительно для того, чтобы лучше понять Иисуса Христа, Бога, и что никакого иного смысла нет?

 5. ФОН.

 Однако, сегодня в нашем мире произошло смешение ценностей: мы ищем чего угодно, но только не Бога, не отношений с Ним! Смещение это произошло в умах людей еще раньше, шесть тысяч лет назад, в умах первых людей - Адама, Евы, Кайна… в умах сынов Божиих и дочерей человеческих ...

Грех и нежелание человека тому причина! А я и вы есть дети  этих родителей с еще большей испорченностью ума и сердца! Более того, наши отношения с Богом часто оставляют желать лучшего!

 6. КАРТИНА.

 а. Глава 5 и книга Бытие.

В пятой главе дается одна из тех родословных, при чтении которых мы всегда испытываем искушение, пропустить их или прочитать очень быстро. Читать их, для некоторых, все равно, что читать упокойный перечень народов мира.

С таким же успехом можно читать надписи на могильных плитах. Но я советую вам отбросить такие мысли подальше, если они появляются,  читать внимательно в этой главе,    и постараться увидеть: может быть, здесь есть нечто выдающееся? Задавайте чаще такой вопрос!

 б. Структура.

В современных изданиях Библии для удобства читателей принято делить текст  на отдельные отрывки и снабжать каждый отрывок заголовком. Это делается самими издателями еще с 1551 года, когда была принята подобная система.

Однако, сам Моисей сделал это еще раньше. Он сам делит свою книгу на части  и снабжает необходимыми заголовками. Таковых в книге Бытие одиннадцать и каждая новая часть начинается одними и теми же словами, а именно формулой:

 «Вот родословие..., вот происхождение...»

 Например: Быт. 2:4...,  5:1...,   6:9... и т.д.

Итак, генеалогические списки, приводимые в книге Бытие, иногда и навевают скуку. Но они очень важны и необходимы для понимания текста и его содержания. Ни в одной другой книги Библии не встречается такое деление как у Моисея, в этом и уникальность. Списки выполняют важную роль: связывают всех героев повествования в одно целое; и один рассказ как бы становится основанием для другого, как художник, сначала наносит фон   на полотно для будущей картины, а затем рисует уже детали одного общего.

 в. Содержание 5 главы.

Вернемся к содержанию пятой главы.

Обратите внимание, что в этой главе перечислены десять человек, десять патриархов, начиная с Адама, Сифа, заканчивая Ноем. Здесь мы видим четкую закономерность. В каждом случае, Моисей повторяет одни и те же характеристики:

1.   Имя.

2.   Возраст при рождении первого сына.

3.   Число лет, прожитых после рождения первого сына.

4.   Заявление о других детях.

5.   Общее число прожитых лет.

6.   Упоминание о смерти.

  Библия утверждает, что после того как данный человек стал отцом, он прожил определенное количество лет, родил детей и просто умер.

Более того, если вы заметили, Моисей очень часто использует такое слово, как «жил», тексты 4, 7, 10, 13, 16, 19, 26 и 30.

О каждом человеке сказано, сколько лет он «жил» с того дня, как стал отцом и до дня его погребения. Исключение составляют Ной, о чьей смерти говорится в дальнейшем ходе библейского повествования и Енох.

 В тексте 22 написано:

 «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет»

 Другие люди просто жили, а Енох ходил пред Богом или, если быть точнее:

 «... и ходил Енох с Богом»

«...его жизнь шла с Богом»

 

Такой разрыв в структуре родословия по особенному обращает наше внимание на Еноха. Моисей как бы хочет остановить наше беглое чтение и сказать: «Посмотрите на Еноха я,  особо его выделяю, и я даже дважды повторяю об этом, не пропустите  -  это важно»!

 В каком же смысле «хождение» пред Богом отличается от простого «проживания» назначенных вам лет?

 г. Енох в легендах.

Енох остается таинственной личностью, которая встречается в древнееврейской Библии только здесь в 5:21-24, в 1 Пар. 1 гл.; и в 4 гл. Быт. упоминается другой Енох, сын Кайна.

Из этих нескольких фраз вырос большой комплекс рассказов о Енохе у евреев и арабов, где он представлен как:

 1.   Образец мистического общения с Богом и аскетического уединения для этого общения.

2.   Религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ покаяния для поколений», образец пророка и мудреца.

3.   Свидетель Бога Яхве против грешных людей.

 И все же,  вопрос остается открытым для каждого из вас и для меня: «В каком смысле «хождение» пред Богом отличается от «проживания» назначенных мне лет?

 Возможно, «хождение» пред Богом ставит вас в тупик. Такая перспектива кажется отдаленной: Енох был библейским персонажем, а я всего - на всего живущий в двадцатом веке человек.

И тем не менее у нас есть Писание и Бог, который говорит к нам через Свое Слово!

 д. Енох в Номом Завете.

По сравнению с Ветхим Заветом, Новый Завет более шире раскрывает нам тайну благочестивых отношений Еноха. Всего лишь трижды мы встречаем упоминание авторами книг Нового Завета о Енохе.

 1.   Евр. 11:5.

2.   Иуда 14-15.

3.   Лука 3:23-38.

 

1.      Евреям 11:5-6

 
Апостол Павел обращаясь в своем послании к евреям, говорил:

 
5  Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил   он свидетельство, что угодил Богу

6  А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

 В этих  текстах мы находим, что «хождение Еноха пред Богом» было отмечено верой. Удивительные отношения Бога и Еноха, представлены как, послушание, доверие.

Верить в то, что Бог существует, - это лишь начало; этому верят и демоны. Бог ждет от нас не только признания Его бытия. Он хочет личной, живой, преображающей жизнь связи с нами. Те, кто искренно ищут Его, будут вознаграждены личными отношениями   с Ним.

Стать христианином – это лишь начало, Бог ждет доверия, как Отец ждет доверия    от сына, мать от дочери, любимый от любимой.

В отличие от Еноха, Адам и Ева не были послушны Богу и в результате Бог вынужден был проклясть и выгнать их из Рая.

В отличие от Еноха, - Кайн не послушался Бога и был проклят и изгнан странствовать.

Сыны Божии и дочери человеческие не послушались Бога и потоплены водами потопа.

 

Вывод:                                   Доверие!

Енох – это человек, жизнь которого была отмечена верой.

 

2 .Иуда 14-15

 

А. Апостол Иуда записал единственную проповедь-пророчество Еноха, которая дошла до нас.

 

14  О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: `се, идет Господь  со тьмами святых Ангелов Своих -

15  сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники'.

 

В этих словах есть то, что отличало Еноха от людей его и нашего времени. Нравственность, чистота. Поведение людей, их нечестие, вызывало сильную тревогу в нем. Это люди, которым Бог дает оценку в Быт. 6:3,5:

 

3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

 

Люди забыли и вовсе не искали Бога, отношений с Ним, но наоборот культивировалось то, что таит в себе греховная природа человека:

 

-          пренебрежение Богом;

-          развращенность;

-          зло.

 

Полное отсутствие духовности. Енох берется с земли, нечестивые же истребляются  с земли!

 

Вывод:                                   Енох – это тот, чья жизнь есть нравственная чистота.

 

Б. Читая внимательно слова 14 текста послания Иуды, мы видим, что апостол делает уточнение, говоря:

 

«Енох, потомок Адама в седьмом поколении…»

 

Известно, что от Адама в кн. Бытие идут две родословные линии. Это линия Кайна  и линия Сифа.

По линии Сифа, считая от Адама, седьмым является Енох, по линии Кайна – это Ламех.

Иуда не зря делает такое уточнение. В нем мы можем также увидеть черту этих отношений Бога и Еноха.

Для этого нам необходимо прочитать Быт. 4:19, 23-24:

 

19  И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего;    жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока          в рану мне;

24  если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

 

Глазам представляется мир необузданного насилия. Несмотря на то, что идет развитие искусств, скотоводчества, кузнечного дела, потомки Кайна в тупике, из-за того, что моральные основы отвергнуты и попраны.

Бог никогда не одобрял многоженство, – Ламех становится первым кто нарушает повеление. Более, Ламех продолжает то, что начал Кайн – убийство. Если Ламех когда-то и обращался к Богу, искал Его, так это лишь в том случае, когда необходима была помощь (т.24).

 

Вывод:                                   Таким образом, Ламех диаметрально противоположен Еноху,

 как в нравственных принципах жизни, так и в отношениях

с Богом!

 Кажется, что везде царствует грех и нет места Богу и Богопочитанию. Однако,  это не так!

Перед тем как Моисей начнет новую родословную нами прочитанную в 5 гл., он закончит в 4 гл. предшествующую такими словами:

 

26  У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

 

Это первое упоминание о Богослужении в Библии и оно предваряет повесть об Адаме и его потомках, которые в 6 гл. будут названы «сынами Божьими».

Среди этих сыновей находится и Енох, один из тех, кто «призывал имя Божие»,  кто поклонялся Богу и был верен Завету Его.

 

Вывод:                                   Енох – это тот, кто призывает имя Бога.

 

е. Возвращение в Эдем.

Моисей, начинаю родословную Адама, начинает ее интересным образом:

 

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

2  мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек,  в день сотворения их.

 

По сути дела, Моисей отправляет нас к самому началу, в 1 и 2 гл., где говорится   о том, что Адам создан совершенным по образу Божию, без греха. Но в главе 3 он согрешает и, читая 5 гл. далее, мы видим:

 

3  Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему  [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

 

Таким образом, дети Адама –это дети грешные и Енох также был рожден во грехе. Но, если Адам был рожден совершенным и потерял Рай, то Енох его приобретает,  будучи рожден во грехе.

 

Вывод:                                   Если сегодня кто-то скажет, что невозможно спасение,

 что невозможно наследовать Эдем, то Енох и его жизнь

 будут ему в осуждение.

 

В каком же смысле «хождение» пред Богом отличается от простого «проживания» назначенных мне лет?

 

-          Енох – это человек, чья жизнь была отмечена доверием Богу;

-          Енох – это человек, чья жизнь была отмечена нравственностью и чистотой;

-          Енох – это человек,  который призывал имя Бога;

-          Енох – это человек, который унаследовал жизнь вечную будучи рожден во грехе.

 

 

3. Лука 3:23-28

 

Третье упоминание делает евангелист Лука. Это 3 гл. его Евангелия   и это родословная Иисуса Христа:

 

23 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали,  Сын Иосифов, Илиев,

37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

 

Иисус - сын Енохов.

Лука возводит родословную Христа со всем по- другому, нежели Матфей.  Он возводит ее к Самому Богу, проводя через Еноха. Так, все характеристики, которые мы перечисляли этой личности, присущи Великому учителю, как характер отца передается сыну. Сын – воплощение образа отца.

Если кто-то сегодня решится сказать, что отношения Бога с Енохом мифичны, да и сам Енох лишь миф, то жизнь Христа останется примером «хождения» пред Богом на все века, ибо отказавшись, мы откажемся от себя; если не Он, то кто?

 

7. Заключение.

 

Однажды, маленькую девочку спросили: Как ты думаешь, почему Бог взял к Себе Еноха?» На что она в простоте своего детского сердца ответила: «Бог и Енох так дружили, что пока они гуляли они ушли далеко от дома Еноха и тогда Бог сказал ему: «Енох, ты так далеко от своего дома, что ближе к моему, пошли ко Мне». И Енох согласился».

 

В то время как жизнь других людей представляла собой простое существование, физическое сохранение вида, Енох жил с постоянным ощущением присутствия Бога.          Он непосредственно общался с Ним в ту эпоху, когда мораль и высокие принципы были пренебрегаемы.

Выражение «ходить пред Богом» используется всякий раз, когда автор хочет подчеркнуть праведность всей жизни целиком и каждого ее отдельного мгновения кого-то   из людей. Само по себе это выражение создает образ человека, который стремится постоянно находится в присутствии Всевышнего, а Всевышний отвечает на это стремление (Мих. 6:8; Быт. 6:9, 24:40, 48:15; 3 Цар. 8:23; 2 Пар. 6:14).

 

« И ходил Енох пред Богом. И не стало его, потому что Бог взял его».

 

Молитва:

 

Иисус Христос, Ты всегда был в нас, хотя мы этого не знали. Ты присутствовал в нас и тогда, когда мы Тебя не искали.

Найдя Тебя, мы загорелись желанием, чтобы Ты стал главным в нашей жизни.

Огонь Твоего присутствия сжигал нас.

Но часто мы снова забывали Тебя, а Ты продолжал нас любить.

Ныне же Боже помоги нам жить с постоянным ощущением  присутствия Тебя и быть ближе к дому Твоему.

Аминь!