Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
2Цар 11. 2-5 PDF Печать Email

                                      ТЕМА ПРОПОВЕДИ: В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАЧНЫМ СЧАСТЬЕМ.

                                   В 334 году до н.э. небольшое греко-македонское войско переправилось через пролив Геллеспонт. В древности говорили, что здесь находятся “ворота Азии” и тот, кто хочет войти в них, должен биться за право входа с оружием в руках. Во главе греков стоял Александр Македонский. Его войско подошло к обрывистому берегу горной речки Граник. На ее противоположном берегу стояли конные и пешие отряды персов. Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами. Военачальник персов ударом сабли срубил гребень с его шлема и вновь занес клинок. Гибель царя казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра Клит и пронзил перса копьем. Сражение окончилось победой македонян.

      Вскоре Александр завладел всем Персидским царством. Он стал требовать, чтобы его полководцы стали падать перед ним ниц и обращались с ним, как с богом. Это не нравилось друзьям и соратникам Александра.«Стыдись, Александр! - сказал однажды на пиру Клит,- ты наш царь и полководец, но не бог! “ В ярости Александр выхватил из рук телохранителя копье и нанес Клиту смертельный удар. Тут же гнев Александра угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, некогда спасшему его от гибели, вернуть уже было нельзя.

       Когда-то этот человек боялся поднять руку даже на своего врага. Его  чуткая совесть  и высокое чувство мести не позволяли ему этого. Библия называет его мужем, поставленным высоко, помазанником Бога Иаковлева и сладким певцом Израиля. Но случилось так, что он убил  верного друга и  одного из самых доблестных воинов своего войска для того, чтобы в результате этого  злодеяния насаждаться безмятежным счастьем.  Имя этого человека - царь Давид.

       Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к истории, записанной  в 11 главе 2 книги Царств( 1 стих).

       Одержав ряд крупных побед, Давид решил передать руководство армией полководцу Моаву. Сам же он вернулся в Иерусалим, видимо, устав от войны и решив почить на лаврах.

       Чтение 2 Цар.11: 2-5.

        Все вокруг Давида было прекрасно, повсюду были видны плоды его мудрого правления. Его разум не был занят размышлениями над чем-то важным. Свое свободное время, которого у него было много, он тратил на  прогулки, на сон, на развлечения.

        В итоге, произошло падение великого царя.

      Основная причина этого- потеря духовной  бдительности.  Давид  перестал стоять на страже своей собственной  души, позволив сатане завладеть ею.

      Совершив  один грех, уже гораздо легче сделать другой, более тяжкий. Грех подобен снежному кому, который, если его вовремя не остановить, может достигнуть огромных размеров. Давид, совершив грех, не остановился на этом, но задумал нечто более ужасное.

      Чтение 2 Цар. 11: 6-17; 27.

      Ожидавшее его бесчестие было хуже смерти. Но вместо того, чтобы  в этой ситуации довериться Богу, умоляя Его о прощении и поддержке, он решил действовать сам .Это привело его в полную зависимость от власти дьявола.

      Так закончилось стремление Давида обрести счастье. Желаемое было в его руках, но цена, отданная за это, была слишком велика. Счастье оказалось призрачным.

      Но каким же было отношение Бога к поведению Давида? Тот, Которому известны все тайны души, видя сердце Давида, решил помочь ему.

       Бог не мог оставить Своего когда-то верного слугу погибать в путах собственных грехов. Пророку Нафану предстояло пойти к Давиду и обличить его. Бог часто использовал Своих пророков именно в этих целях. “ Посему Я поражал их через пророков и бил их словами уст моих” (Осии 6:5).

      Слова Нафана: «ты -тот человек»,- прозвучали для Давида как набат. Его сердце дрогнуло. В сознании Давида предстали страшные картины содеянного. Ему стала очевидна вся чудовищность его преступления. В этот миг он осознал, насколько омерзительно то, что он совершил. Он понял, какую невероятную боль  причинил своему Лучшему Другу, любившему его. В его душе возникло истинное чувство раскаяния, которое было вызвано не страхом перед наказанием, но ненавистью к себе и тому греху, который он соделал.

     В еврейском языке есть 2 понятия слова «покаяние»: 1) слово «naham” , буквально означающее, “ тяжело дышать, стонать”. 2)”shuv”- “поворачиваться на 180 градусов, обращаться”.

     Истинное покаяние- это не только просьба о прощении грехов. Прежде всего оно означает полное осознание своей вины перед Богом, а также ненависть ко греху и желание оставить его навсегда. Покаяние - это мучительный процесс. Пророк Осия сравнивает его  с уязвлением (  Ос. 6:1). Дух Святой, ниспосланный в сердце Давида, обличив, уязвил и ранил его душу. «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне... я кричу от терзания сердца моего». Так писал Давид в 37 псалме.                        

                        Напрасно я бегу к Сионским высотам,                                     

                        Грех алчный гонится за мною по пятам...

                        Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,       

                        Голодный лев следит оленя бег пахучий.      

        Слова поэта отразили мучительное состояние Давида. В результате его терзаний и искреннего раскаяния возник проникновенный 50 псалом, исшедший из глубин истинно кающейся души. Он является величайшим из всех покаянных молитв, как в Библии, так и за ее пределами. Слова этого псалма на протяжении многих веков вели к престолу благодати людей, обременных сознанием вины.

       Давайте обратимся к нему и мы, постараясь вникнуть в каждое слово.

       Стихи с 3-5... Помилуй меня , Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония  моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною.

       Эти слова показывают нам, что Давид осознает всю глубину своего падения, понимая ,что не заслужил прощения, ибо сильно оскорбил Господа. Ему остается прибегнуть к одному единственному средству - это взывать к милости и щедротам Божиим. 

        Слово «щедрота» происходит от древнееврейского слова, означающего  «лоно», «матка», «чрево». Т.е. здесь щедрота Божия подобна любви матери к своему ребенку. Давид осознает, что только по своей великой любви, Бог может простить его. Он понимает насколько грязны те поступки, которые он совершил, поэтому он просит – многократно омой меня. Для него не было достаточно единого омовения, его душа была слишком запятнана.

       Еврейское слово "грех" используемое здесь, имеет  значение: «неправильно соделанное, непопадание в цель, промах». Другое слово,  упоминаемое Давидом – "беззаконие" – означает «бунт» или «умышленное неповиновение», а также «непростительный грех».

       Грех, как призрак, не дает Давиду покоя.

       Стих 6. Тебе, Тебе Единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими соделал. Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Давид признает праведность суда и приговора Божия.

        Давид понимает, что заслуживает смерти, но продолжает взывать к Богу, обращаясь к Нему, подобно Иову (Иов.14:4). Он осознает себя грешником, родившимся от грешницы и представляет свое положение в истинном свете.

       Стих 8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

                Здесь Давид говорит о том, что Бог духовно просветил его, сообщив через пророка мудрость, которую Давид не узнал бы сам по себе.

        Стих 9. Окропи меня иссопом и буду чист. Омой меня и буду белее снега.

        Слово "окропи" является слабым переводом еврейского слова обозначающего "обезгрешь". Иссоп употребляли для обрядового очищения человека, исцелившегося от проказы ( Лев. 14:1-9) или от нечистоты, явившейся следствием соприкосновения с мертвым телом (Чис. 19:14-19).

       Давид также сравнивает очищение с белизной снега, покрывающего самые высокие вершины гор, завораживающие взор человека своей чистотой. Но Давид просит большего. Он жаждет быть белее самого белого и чистого снега, понимая, что он сам не может этого достичь, ибо только Бог обладает совершенной чистотой.

       Стих 10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

       Душевные мучения, которые перенес Давид, он сравнивает с сокрушенными костями, но Давид верит (Ам.6:1).

       Стих 11, 12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

        В результате раскаяния, истинным стремлением Давида остается желание иметь чистое сердце. Перевод с  оригинала этого стиха звучит следующим образом: " Дух твердый, прочный, непоколебимый, стойкий обнови, возроди, оживи, восстанови, замени новым внутри меня.»

      Стих 13. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.

      Давида страшит то, что Дух Святой покинет его сердце, поэтому он умоляет Господа о том, чтобы Дух Божий всегда  пребывал в нем.

      Стих 14. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня.

      Давид молит о восстановлении доверительных отношений с Богом, ибо только они делают жизнь человека счастливой. “...полнота радостей пред лицом Твоим , блаженство в деснице Твоей вовек” ( Пс. 15:11). Грех внес дисгармонию в жизнь Давида, отняв у него самое ценное - радость общения с Богом, поэтому он просит о возвращении этой гармонии.

        Стих 15.  Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

        Проповедь о спасении для незнающих Бога - это результат обновленной жизни и ее основная цель. Давид, пережив опыт обращения, желает поделиться с другими той радостью, которую он обрел, получив прощение. Он понимает, как важно посвятить свою жизнь служению Господу, наставляя на путь истины грешников.

       Стих 16.  Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

        Давид  просит избавить его от греха кровопролития, желая чистыми устами прославлять Бога.

       Стихи 17 и 18.  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

       Давид не имел права на прощение, ибо даже в святилище не существовало никакой жертвы за подобный грех. 1 Цар. 2: 25.

       Стих 19. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.   

       Это была единственная жертва, которую мог принести Давид и  которая могла быть принята Богом. Свое упование он возложил на благодать Христа и Его безусловную любовь. Только  тот человек, который приносит в жертву свое сердце, полное раскаяния и смирения, может рассчитывать на прощение - иного пути нет. Человек, совершивший  подобно Давиду тяжкий грех, будет прощен только тогда, когда он осознает свою нужду в Боге, ибо " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Гордость- это самый страшный грех, ненавидимый Господом. Гордый не нуждается в прощении.

      Стихи 20 и 21. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношения и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

      Принятие Господом покаяния Давида и его прощение обернется благословением для всего Сиона.

      Так заканчивается этот боговдохновенный псалом.

       Размышляяя над этой историей невольно задаешься вопросом: почему Господь сохранил эту нелестную информацию о Своем слуге в Библии?  Мало того, эта священная песнь должна была исполняться в собраниях Божьего народа.

       Святой Дух побудил Давида не скрывать это преступление, дабы эта печальная история падения и глубокого раскаяния Давида  помогла другим в борьбе с грехом.

       50-й псалом является ярчайшей иллюстрацией, своего рода точным указателем для кающегося грешника. Он  вдохновляет детей Божьих, говоря о том, что Бог всегда готов простить. Псалом ободряет тех, кто борется со грехом, изнемогая под бременем своей вины. Каким бы тяжелым не было преступление, Господь никогда не покинет истинно раскаявшуюся душу. “ Да оставит нечестивый путь свой, и беззаконик - помыслы свои, и да обратится  к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив” (Ис. 55:7). 

       Давайте подведем итог всему вышесказанному.

       Бог не считает все грехи одинаково тяжкими или малозначительными. Он, как и люди, по-разному оценивает степень виновности человека. Но нам важно помнить, что никакой грех не является малым в глазах Господа. Промедление опасно. Мы убедились с вами  в этом на примере жизни Давида. Не откладывайте исповедания своих грехов! Тысячи и тысячи людей спешат к своей вечной погибели, медля придти к Господу с покаянием. Поставьте в своей жизни цель - не потворствовать греху! Ищите чистоты сердца через постоянную связь со Христом!

                                    

 

                                             А М И Н Ь  

 

  ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОПОВЕДИ.

      Сравнения:

1) …обращаться с ним, как с богом…

2) …грех подобен снежному кому…

3) …эти слова прозвучали для Давида как набат.

4) Грех, как призрак, не дает Давиду покоя.

5) Человек, совершивший подобно Давиду тяжкий грех…

6) …более тяжкий…

7) Он( Бог), как и люди…

        Метафоры:

1)       Грех внес дисгармонию в жизнь Давида…

2)       …гармонию жизни…

3)       …под бременем вины…

4)       … так ноздри пыльные, уткнув в песок сыпучий, голодный лев следит оленя бег пахучий.

          Гипербола:

1)       Тысячи и тысячи людей…

2)       Грех подобен снежному кому который, если его не остановить, может достигнуть огромных размеров.

           Ирония

…видимо, устав от войны и решив почить на лаврах. И

           Парадокс:

…он убил верного друга…, чтобы в результате этого преступления наслаждаться безмятежным счастьем.

           Эпиналепсис:

Он жаждет быть белее самого белого снега…

           Градация:

Определение слова покаяние( истинное покаяние означает…).

           Синонимия:

1)       hatam-…тяжело дышать, стонать.

2)       shuv- поворачиваться, обращаться.

3)       Дух- твердый, прочный, непоколебимый, стойкий.

4)       Дух обнови, возроди, оживи , восстанови, замени новым.

            Эпитеты:

1)       ворота Азии;

2)       чуткая совесть;

3)       высокое чувство мести;

4)       помазанник Бога Иаковлева;

5)       муж, поставленный высоко;

6)       сладкий певец Израиля;

7)       доблестный воин;

8)       избранник Божий;

9)       великий царь;

10)   духовная бдительность;

11)   верный слуга;

12)   грех алчный;

13)   священная песнь;

14)   глубокое раскаяние;

15)   чистое сердце;

16)   ярчайшая иллюстрация.

          Инверсия:

…вернуть уже было нельзя.

           Деесис:

1)       Вся молитва Давида.

2)        Не откладывайте исповедания своих грехов!

           Эротесис:

Что же побудило его- избранника Божия- совершить такое злодеяние?