Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
1Цр 4 1 1-11 о молитве PDF Печать Email

Сегодня мы будем рассуждать о молитве, но не просто о молитве, а на тему, которая является одной из граней нашего подхода к молитве. А вопрос, который хотелось бы поставить на размышление таков — можно ли добиться цели любым путем? Мы не говорим о каких-то деловых, денежных трюках, политике, коммунистических идеях или идеологии Ницше. Нет, сегодня мы говорим о высоких божественных идеях. Например, такая цель, как евангелизация. Может ли Бог ради этой цели закрыть глаза на греховную человеческую природу и недостатки? Списать все наши грешки ради такой благой цели? ( ) Оправдывает ли себя в таком случае известное выражение: ”Когда лес рубят, щепки летят». Да, вопрос не из легких. И чтобы ответить на него обратимся к одной интересной истории, сохраненной для нас на страницах Ветхого Завета, записанной в 1 Цар. 4:1-11.

Какой ответ, выход из создавшегося положения нашли израильские старейшины?! Ну, если Бог так не желает благословить, надо взять и силой привести Его на поле боя — и для этого необходимо взять ковчег. Может быть, тогда что-нибудь получится? Получиться ли? Да, конечно, ответ прост. Говоря не русским языком, нельзя  “заманипулировать» Бога. Нельзя заставить Его, запрограммировав как компьютер, делать все, что мы хотим. Можно было бы на этом правильном в принципе выводе и закончить проповедь, но ситуация несколько осложняется. Ситуация осложняется дальнейшим развитием событий, о котором здесь, в этой истории, мы читаем. Когда ковчег Божий пришел в стан израильский, т.е. его принесли, читаем дальше, что случилось — 7 и 8 стихи. То есть на филистимлян всё это начинает производить эффект. Весьма неожиданный, казалось бы поворот событий, но вот эта реакция филистимлян упомянута в библейском повествовании. Филистимляне, оказывается, знают о Боге Израилевом, и не только знают, но и боятся Бога Израилева. Филистимляне существовали еще задолго до этого события. Примерно 400 лет  прошло с того момента, как Господь излил страшные казни на Египетскую землю. Поэтому-то филистимляне продолжают бояться этого Бога. Но как же поступить в этом случае Богу? Идти на поводу у своего народа? Ну что ж, дескать, детки Мои, если уж вы принесли ковчег, ну, Я ж привязан к ковчегу, ведь тут речь идет об имени Моем, я так уж и быть предам филистимлян в ваши руки, чтобы они таки убедились, что Я — Бог Сильный, Всемогущий, и тогда, может быть, обратятся. Так ли мы читаем в этой истории? Нет. Бог не желает этого делать, даже несмотря на то, что поражение израильтян может иметь страшные последствия для проповеди Имени Божьего. Победив израильтян, филистимляне перестанут боятся Бога. Они убедятся в том, что Бога Израилева нечего бояться. Да, скажут они, эта история 400-летней давности страшная, конечно же. Но может быть это все и не от этого Бога, а может какие-то другие стечения обстоятельств.. мало ли. Дело в том, что войны тогда именно из-за этого шли. Филистимляне не столько пытались завоевать Израиль, сколько пытались доказать, что их бог Дагон сильнее израильского Бога Яхве. - Вот, пожалуйста, это поражение как раз и докажет это. Бог ведь не может на такое пойти!? - Так рассуждали израильтяне. Да, так рассуждает человеческая логика, но Божья логика отличается от человеческой логики (вмнм). Но Бог может пойти и на такое, если видит, что в стане Его народа есть серьезные духовные проблемы. Проблемы, не только связанные с тем, что два сына Илии: Офний и Финеес извратили служение во святилище, устроили из храма Божьего мафиозную кармушку и, тем самым практически парализовали служение Богу. Это не только связано с тем, что Израиль решил сделать такой шаг: привести ковчег Божий в свой стан без молитвы, без просьбы к первосвященнику, ведь они должны были пойти к первосвященнику и запросить урим и тумим. Не только все это, но весьма более глубокая проблема кроется в этом проступке. То, что было сейчас перечислено является страшным последствием того, во что превратили израильтяне ковчег завета Божьего. Этот священный предмет, который находился всегда в помещении, недосягаемом для человека, в котором хранились заповеди Божьи, написанные перстом Самого Творца Моисею на Синае, свидетельствовали о Нём, о Его характере. Верхняя часть ковчега, русский перевод очень просто говорит, что это крышка, хотя это не совсем так и вообще, это очень трудно переводимое слово на любой язык. Так вот Лютер в немецкой Библии решил это назвать «престолом милости и благодати» — и это почти правильно, хотя самое точное, если дословно с еврейского, было бы просто сказать, — «точка умилостивления», место умилостивления, место, на которое раз в год попадала кровь жертвы за грех и очищала Израиль. Вот этот святой предмет, который раскрывал и характер Бога и план спасения, израильтяне превратили в простой амулет, думая, что это их идол, и что Бог пойдет за ним, как нитка ходит за иголкой. В этом проблема. Это проблема глубже, нежели проблема, связанная с евангелизацией филистимлян. Бог не может допустить, чтобы в стане Его народа развивалось такое ложное и извращенное представление о Его характере. Поэтому Бог пошел на то, что ковчег был взят в плен филистимлянами. Так бывает действует Бог, когда в Его народе появляются серьезные духовные проблемы. И так Богу приходиться действовать и сегодня. И мы имеем примеры и в истории нашей Церкви.

Вы ели когда-нибудь кукурузные хлопья? Я помню, как в то время, когда продукты, привозимые в нашу страну, были несколько доступнее в цене, мама иногда покупала нам это «объедение» в больших таких упаковках с изображением на тыльной стороне одного человека, имя которому — Джон Келлог. И дальше там сообщается, что этот человек изменил Америку тем, что в начале своей врачебной карьеры он изобрел новый супер-полезный американский завтрак, который пропагандируется сегодня во всем мире. Да, это здоровая пища, которая сейчас предлагается во всех пунктах питания за рубежом. Даже в приличных ресторанах всегда стоят келлоговские кукурузные хлопья и аналогичные продукты. Этот человек был директором адвентистского санатория в Батл-Крике, весьма крупном заведении, сравниться с которым может, пожалуй, только современный адвентистский университет Лома Линда. Только к Келлогу в прошлом веке ходили очень известные люди, корпорации которых сегодня являются одними из самых богатейших в мире. В санаториях Келлога побывали и Джейси Пенни, у которого не одна сотня магазинов, огромных универмагов, имя которого мы встречаем у нас на пакетах иностранного производства, побывал там и Генри Форд, машины которого можно встретить и на наших улицах. Какая возможность для евангелизации, не правда ли! И если бы Келлог остался любой ценой в Церкви, те знаменитые американские кукурузные хлопья были бы известны сегодня как адвентистская пища! Но была одна маленькая проблема: Келлог очень любил ложное учение о пантеизме ( ). И вместо проповеди Евангелия в этом санатории, в котором бывали эти великие люди, не от имени адвентистской церкви проповедовалось это учение - пантеизм. Богу не нужна такая Евангелизация. Поэтому, санаторий сгорел от пожара дотла, несмотря на то, что этот санаторий был в то время единственным крупным заведением Церкви и стоимость которого, пожалуй, в наши дни превышает в десятки раз стоимость всего нашего комплекса в Заокском, включая и академию, и типографию. И вы можете себе представить, если вдруг случится какая-то катастрофа и наша Церковь потеряет типографию, семинарию или здания унионов и конференций. Можете себе представить, какая это будет страшная финансовая катастрофа для евангелизации! То же самое было и для тогдашней Церкви, но Бог пошел на это, также, как Он пошел и еще на кое-что. Несколько лет спустя, после того как сгорел этот самый санаторий, этот же Келлог ради восстановления этого заведения написал свою книгу о здоровье.  Несмотря на то, что его очень просили сделать эту книгу без всяких учений, он любой ценой хотел насадить в неё свое учение о пантеизме. И несмотря не на что Келлог сделал так, что это учение стало центром данной книги. - Сгорела типография, причем сгорела так, что не только станки сгорели, но и оплавился шрифт и все наборные платы, на которых была набрана эта книга.

Не всегда высокие цели достигаются любыми средствами, какими бы высокими они небыли. Бог обращает внимание на свой народ. Он обращает серьезное внимание на то, чем Его народ мыслит, во что он верит и что он делает. И несмотря на то, что это может казаться нам жесткой действительностью, мы можем видеть в этом и любовь. Ради евангелизации мы, народ Божий, который ее совершает, не являемся просто бездушным инструментом в руках Божьих, мы не безразличны Нашему Творцу, Он заботится о нас и у Него есть для нас Свой план. На прошлом вечернем субботнем собрании мы немного дискутировали на тему: предопределяет Бог или нет. Мы не будем сейчас опять вступать в эту дискуссию. Мы знаем точно одно: Бог предопределяет для нас лучший путь. Он желает, чтобы мы избрали лучшее для нас, то, что Он, в силу Своего провидения предусмотрел. Бог имеет для каждого из нас Свою волю. Пример тому — известный всем нам эпизод последних дней Иисуса Христа перед крестной смертью, когда Он имел шанс отказаться от Голгофы, но Он знал лучший путь, поэтому сказал: “Пусть же будет воля Твоя, она лучше.”

Задумаемся о том, как мы реагируем на Божью волю в нашей жизни? Хотим ли мы идти любыми путями, компромиссами, для достижения того, что кажется нам благим или мы готовы предоставить себя в руки Божьи, в руки Его проведения, несмотря на то, что некоторые Его действия будут казаться нам сегодня непонятными.