Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
1Цар 3 PDF Печать Email


“Когда одна жизнь меняет другую”.

 

Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на нее один, но всегда ведет за собой,                    как доблестный вождь, бесчисленное воинство.

Св. Тереза Авильская

 

3. Текст.

 

1 Царств 3 гл.

 

4. Атака -  реклама.

 

Встречали ли вы в своей жизни человека, который изменил ход истории целого народа?

Встречали ли вы в своей жизни человека, который изменил чью-то судьбу?

Встречали ли вы в своей жизни человека, который стал бы для вас путеводной звездой?

Первая книга Царств с 1 по 25 главы повествует о жизни такого человека. Человека,  чья жизнь изменила целую нацию и не только нацию, но и приблизила Бога к этому народу!

 

5. Фон.

 

Человек этот был рожден в довольно смутное время, на переломе истории великого народа.

По еврейскому канону Первая книга Царств помещается непосредственно за книгой Судей, в которой повествуется о предшествовавших политических руководителях, известных как “Судьи”. Эта книга примерно охватывает 300 лет израильской истории при правлении Судей, время, которое было отмечено анархией и деградацией – в сфере политики, морали    и духовности.

В период Судей евреи утратили чувство национального единства, оно сменилось племенной рознью, лишь вера в Бога объединяла их. Религиозно-нравственная жизнь народа, в некоторых местах вылилась в гнусные пороки Содома и Гоморры (гл. 19 кн. Судей). Распространялись суеверия (гл. 17 кн. Судей), а отсутствие должного поклонения истинному Богу и авторитетных вождей народа привело к тому, что “каждый делал то, что ему казалось справедливым”. Израильтяне не исполнили повелений Бога и не изгнали племена, населявшие Ханаанскую землю. Некоторые из местных племен остались, и вскоре Израильтяне стали поклоняться их богам. И каждый раз, когда они нарушали Завет Божий, автор книги Судей говорил:

 

“И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа”.

 

Дух Божий проявляется в этот период лишь, как Дух Силы. Он не прибывал, но лишь временно сходил на некоторых сынов Израилевых, давая им силу для свершения спасительных подвигов.

 

 

“Каждый делал то, что ему казалось справедливым”

 

так заканчивается книга Судей.

 

Эти слова вполне можно отнести и к эпохе, описанных в начальных главах Первой книги Царств, когда земного царя в Израиле еще не было, а к Царю Небесному народ Израильский прибегал все реже.

Во 2 гл. кн. Царств обстановка описана так, что даже сыновья Илии, первосвященника, полностью совратились и пользовались своим положением для удовлетворения своей похоти и разнузданности. Отбирая жертву от приносящих и устраивая храмовую проституцию, они отвращали народ от жертвоприношений Господу.

И вот, когда народ погряз, казалось бы, в своей развращенности, Бог вмешался              и в ответ на молитву благочестивой женщины дал ей сына, который был поставлен не только ей, но и всему народу.

Сын Анны и Елканы, - Самуил, - судья, пророк и священник.

Самуил, что значит: Имя Божие.

 

6. Картина.

 

Человек, которому предстояло сыграть важную роль в жизни народа Божия и в его земной истории. Величайшая ветхозаветная  фигура со времен Моисея. Последний судья      и первый пророк в Израиле. Это человек, который был рожден молитвой, выпрошен у Бога. Человек – назорей.

И как только он был вскормлен, – мы читаем в 1 Цар. 1:24-28, - состоялось его посвящение на все дни жизни его.

И то обстоятельство, что в книге сообщается история  рождения Самуила, тогда как подобные сведения о Сауле и Давиде, в этой же книге, отсутствуют, подчеркивает важность роли, которою пророку предстояло сыграть в жизни народа и в его земной истории.

В главе 3 мы читаем, что отрок Самуил служил Господу при Илии. Илий же был весьма стар и слышал все, что делали его дети, как они развращают народ Господень, однако, ничего не смог сделать, ибо они не слушали голос отца своего. Офни и Финеес – эти два молодых человека стали символами ханаанского растления, привнесенного в израильские ценности.

Читая дальше, становится не удивительным, что

 

“слово Господне было редко в те дни, видения были не часты”.

 

 А когда такое случается, то Соломон говорит в Притчах:

 

“Без откровения свыше, народ необуздан…”  (29:18).

 

Примечательно и то, что Самуил уж в отрочестве служил Господу, надевая льняной ефод, знак посвящения на служение при святилище. Было не принято, чтобы левиты приступали к служению, не достигнув двадцатипятилетнего возраста, но Самуил стал исключением из этого правила. Это говорит о том, что Бог нашел его достойным для исполнения великой работы для Израиля в отличие от сыновей Илии, Офни и Финееса.

Самуил проводил ночи в святилище, поблизости от ковчега, так как на него, была, по-видимому, возложена обязанность наблюдать за светильником, огонь которого в его лампадах зажигался с вечера, а гасился к утру. Здесь и услышал мальчик голос Божий, который ошибочно принял за голос Илия.

 

 

 

 

С 4 по 14 тексты мы читаем о Божьей вести к Самуилу, в которой не только подтверждалось прежнее пророчество в 1 Цар.  2:27-36, но из нее стало ясно, что время его исполнения наступило. Бог нарушает Свое молчание в связи лишения священства дома Илия с целью заменить его священством по другой линии – обстоятельство это потрясет в свое время всех, кто о нем услышит. Богу угодно было, чтобы о том, чему предстоит свершиться в будущем, Илия ужу узнал теперь – через отрока Самуила.

Прискорбно то, что Господь прошел мимо Илии, Своего избранного слуги, мужа, убеленного почтенной сединой, и обратился к ребенку. Илия оказался не способным воспринять голос Божий, нет не потому, что он был слишком стар и слеп, но потому что был виновен в том, что знал как богохульствуют его дети и не обуздывал их.

Бог открыл же Себя Самуилу. Но откровение словом или делом, не существует само   по себе, чтобы удовлетворить любопытство человека, а имеет целью произвести действие        на тех, кому оно дается. Они должны видеть его, делать выводы из него и отвечать на него.    Так как вечная цель Божия в Библии является искупительной – уничтожить результат падения    в Эдеме и восстановить человека в его первоначальном тварном образе и тем самым вернуть человечеству полноту Богопознания и полноту Богообщения, которое является высшей точкой искупления.

С уверенностью можно сказать, что весть эта не ограничивалась домом Илия, но она была и ко всему Израилю.

 

“Кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах”.

 

Такое откровение требует доверия и послушания тому, что открывается. Однако, откровение не достигнет своей искупительной цели для дома Илии. Он принял грозную весть словами:

 

“Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит”.

 

 Но нигде ни сказано, чтобы он что-нибудь предпринял. Зато Господь Бог что начал,   то и окончил. Умирают два священника – Офни и Финеес, умирает и Илия. Полностью пророчество исполнилось через 130 лет, священство перешло к другому, священнику верному, угодному Богу.

 

Читаем далее 1 Цар. 3:19-4:1а.

 

“И не осталось ни одного из слов его не исполнившимся”

“И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним”.

 

Еще Моисей предупреждал Израиль:

 

“Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится,   то не Господь говорил сие слово…”

 

Однако, все исполнилось. Рассказ о голосе, который Самуил принял ошибочно за голос Илия, показывает, что Самуил был призван к пророческому служению непосредственным призывом Божиим. Этот опыт, который возвестил новую эру пророческого служения, можно сравнить с неопалимой купиной Моисея или видениями Исаии, Иеремии или Иезекииля. Самуил услышал голос Божий. И он уже никогда не был прежним, и Израиль знал это       (ст. 20).

Эта глава повествует о том, как в своем служении Самуил прошел путь от простого помощника священника до полноправного пророка. Пророческое влияние в той главе достаточно ясно, особенно в акцентировании “слова Господня” (ст. 1, 7, 19-21).

 

 

Пророки, – прежде всего - Божьи посланники. Их речи (“пророчества”) часто начинались со слов: “Так говорит Господь”. Именно этими словами в древности вестник начинал устное сообщение, вверенное уму господином. Бог призвал пророков, чтобы сообщать им о Своих намерениях и передавать через них Свои откровения, предназначенные всем людям.

Величайшим вкладом пророков в становление веры Израиля было не новое откровение о Боге, а призыв вернуться у Нему, покаяться и исполнить то, что Он заповедал ранее.

Пророки неустанно пытались объяснит народу: истинная религия заключается             не только в вере, в обрядах, но и в соблюдении правил Завета в жизни.

Их пророчества были обращены одновременно:

 

-                                   к прошлому (призыв к исполнению заповедей);

-                                   к настоящему (попытка преодолеть кризис веры, постигший народ);

-                                   к будущему (пророки всегда верили, что Бог не оставит Израиль).

 

Именно таким пророком, священником и судьей становится Самуил. Путеводная звезда Израиля и вождь. Он несет величайшее служение своего времени.

Еще недавно, быв ребенком, он нес служение в святилище, присматривая и ухаживая  за золотым светильником - семисвечником. Это был единственный источник света в скинии (Исх. 25:31-39, 27:21, Лев. 24:3), который символизировал Господа и Слово Его (Пс. 26:1, 118:105).

 

“Господь - свет мой”.

“Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей”.

 

Теперь же Самуилу предстояло быть светом Израилю.

Эта глава повествует не только о служении Самуила от помощника до пророка,           но и о том пути, когда, - ст. 1:

 

“Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты”.

 

И благодаря служению отрока, - ст. 21:

 

“И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу  в Силоме через Слово Господне”.

 

4:1а:

 

“И было слово Самуила ко всему Израилю”.

 

Благодаря жизни и служению одного человека Бог стал ближе к целой нации.

В главе 2-ой и 3-ей 1 Цар. очень часто повторяются такие тексты:

 

-                                   2:11б

-                                   2:18

-                                   2:21б                                         Лк. 2:40, 52

-                                   2:26

-                                   3:19а

 

Люди любили Иисуса. Бог любил Иисуса. Иисус был мудр не по годам, так как Он был тесно связан со Своим Небесным Отцом.

Самуил является прообразом Христа в своей жизни и своем служении. Самуил любил Бога и стал подобием любимого, ибо он был тесно связан со своим Небесным Отцом.

 

 

 

Самуил – это человек впитавший истину с молоком груди матери своей и как только был вскормлен, состоялось его посвящение на священническое служение на все дни жизни его.

Читая далее книгу 1 Царств, мы увидим, как ведомый человеком Божиим – пророком Самуилом – Израиль силою Господней сокрушает своих врагов - Филистимлян (7:2-17),      но не только врагов по плоти, но – 4:1а, 7:2б:

 

“И было слово Самуила ко всему Израилю”.

“И обратился весь дом Израилев к Господу”.

 

Израиль сокрушает своих идолов (7:2б…), т.4:

 

“И стали служить одному Господу”

 

“Слушай Израиль, Господь Бог твой един есть” (Втрю.6:4)

 

В своей торжественно прощальной речи Самуил подверг оценке свою неподкупную деятельность по отношению к народу во все времена руководства им от самой юности          (1 Цар. 12:2-4).

А когда умер старец, то собрались все Израильтяне, и плакали по нем и погребли его    в доме его, в Раме (25:1а).

Если жизнь Офни и Финееса отвращала от жертвоприношений Господу, то жизнь Самуила вернула многих.

Если же книга Судей заканчивается такими словами – 21:25:

 

“Каждый делал то, что ему казалось справедливым”,

 

то в книге 2 Царств мы встречаем такие слова – 10:12:

 

Господь сделает, что Ему угодно”.

 

7. Заключение.

 

Самуил – человек, который изменил ход истории целого народа.

Самуил, – жизнь которого изменила судьбы многих.

  Самуил – человек Божий, который стал путеводной звездой Израиля.

 

1 Царств 2:26, 3:19-21              Лука 2:52

 

Пусть жизнь Христа, чьим прообразом является Самуил, станет для вас путеводной звездой.

Самуил любил Бога, и он стал подобием любимого! Служите Богу подобно Самуилу    и ваша жизнь изменит многих! Это возможно! Жизнь Христа изменила мир, жизнь ваша может изменить другую!

 

Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на нее один, но всегда ведет за собой,                     как доблестный вождь, бесчисленное воинство.

Св. Тереза Авильская

 

Молитва:

Господи, помоги каждому из нас быть доблестным вождем для бесчисленного воинства. Аминь.