Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 28 апреля 2024
1Кор 13 PDF Печать Email

Если бы вы могли вернуться  на многие столетия назад, то на улочках старого полуразрушенного войной города, вы увидели бы пару спешащих куда-то людей. Великий учитель и его печальный ученик пробираются за город. Хотя, с тех пор как разбито восстание,  городом это назвать трудно. Рабби Иоханан бен Заккай и его ученик рабби Иошуа медленно пробираются между разрушенных стен Иерусалима. Когда-то с этого места можно было любоваться Храмом. Не выдержал рабби Иошуа: «Горе нам, - ведь место, где искупались грехи Израиля, лежит в руинах!». Задумался старый учитель…  «Сын мой, не печалься. У нас есть другое искупление, не менее действенное! Что именно?  Добрые деяния.  Ведь сказано: «Я   л ю б в и  хочу, а не жертвы» (Ос.6:6)». Любви?..

 

 Странные слова. Наверное, ученик тоже так подумал. Чтобы нам понять их смысл, обратимся  в прошлое и попытаемся понять смысл религии в то время когда жил апостол Павел. Иудаизм первого века был «хорошей» религией. Он исповедовал веру в единого истинного Бога. Он чтил и толковал закон Моисея. Он требовал от верующих нравственной чистоты.  Наконец, он имел Храм и приносил жертвы Богу. Он обещал искупление и спасение в мире грядущем для всех, кто так верил. Жертва  обеспечивала жизнь… Но вот, пришли римляне, и Храм стал бесформенной грудой мрамора. Священники были убиты. Оставшиеся в живых были в отчаянии.  Рассеяние, поражение, позор, смерть можно пережить…Но Храм!  Какие проклятия теперь ожидают осиротевший, лишенный искупительных жертв, народ?! Израиль согрешил, и Бог привел язычников, которые топтали  улицы святого города. Но как теперь будет искуплен грех Израиля? Ведь Храма больше нет! Поэтому – в отчаяние все, знающие закон Моисея. «Любовь покрывает множество грехов». Но это – уже апостол Павел. Великий Учитель рабби Иоханан бен Заккай этого не знал. Но он знал другое: главное, что ожидает Бог от человека – любовь.  Никакая жертва Богу в глазах Всевышнего не сравнится с любовью к Его детям. Но если вы думаете, что иудейские учителя только после этого осознали важность любви, вы, пожалуй ошибаетесь. «Показывать любовь значит совершать дела добродетели» . «Исполняйте обязанности любви чтобы и люди исполняли их для вас». «Те, кто любят, будут как солнце, восходящее в своей славе». И даже такое: «Все, что вы делаете, – да будет сделано только из любви!» Так написано в Талмуде и других священных книгах иудаизма. Выдающиеся  учителя Израиля говорили, что любовь должна вдохновлять наши действия гораздо больше, чем просто здравый расчет. В  самой любви заключен великий смысл заповеди любить. В одной книге, которая была написана за два столетия до Христа, автор описывает интересную картину. Весы. А на них взвешиваются Любовь и Справедливость. Как вы думаете, что перевешивает? Конечно, любовь. Это для нас само собой разумеется. Но иудаизм шел к этому несколько столетий.

   В  мире, где о Моисее слышали очень мало, среди греков, о любви говорили больше. Особенно философы. Древний учитель Епиктет говорил, что «истинный философ должен любить того, кто избивает его, как будто это его отец или брат». О Диогене говорили, что «не было человека, которого бы он не любил, о котором бы не переживал, о котором бы не заботился». Известный историк Плутарх сожалеет о том, что в его время «братская любовь – редкое дело». Все эти древние философы пытались дать любви определение, или, хотя бы, описание.

     От античности до наших  дней перед человеком вставал один и тот же вопрос: в чем он – высший смысл человеческой жизни, что такое высшее добро, где этот summum bonum существования. Жизнь – только одна. К чему же стремиться, чего искать? Ответы давались самые разные. Один из них: любовь. Что ответил бы на это апостол Павел? Что сказал бы он сегодня, когда у нас перед глазами есть величайшие примеры жертвенности и гуманности. После альтруистов и святых, что можно добавить к этому  слову– любовь?

      К тому времени, когда апостол язычников вышел на дороги древнего мира, о любви уже сказали очень много. Что может добавить к этому молодой раввин-недоучка?

 

      Сегодня мы обратимся к одной из самых знаменитых и самых загадочных глав Нового Завета. В одних кругах он вызывает споры. В других – восхищение. Кто-то, думая об этих строчках, устало и горько улыбается. Кого-то они вдохновляют начать новую жизнь. Всякий серьезный христианин когда-либо спрашивал себя:  может ли он жить так, как требует его знание об этих строках.  Эти  слова – одни из первых, с которыми на библейских уроках  знакомятся дети. Чаще, чем другие, их можно увидеть на  красивых закладках в личных Библиях. Они стоят в одном ряду с Псалмом 22 и молитвой «Отче наш». Они поражают поэтов и слесарей, психологов и уборщиц, министров и крестьян. Вы догадались, о каких строках я говорю? Да, конечно. Это всеми нами любимая поэма о любви 1 коринфянам 13.

 

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И   если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратиться. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

                      А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

 

 Хотя апостола Иоанна называют апостолом любви, Павел пишет о любви больше, чем Иоанн.( Например, слова «Агапэ», любовь, и «Агапао», любить, Павел использует 136 раз, ровно на 30 раз больше, чем Иоанн). Но вы видите: 1 коринфянам 13 – очень необычна даже для Павла.  Она слишком подробно говорит о любви. Говорит как раз о том, что мы боимся в себе не найти, и часто не находим. Как ортодоксальные христиане, так и верующие с либеральными взглядами научились не принимать эти слова всерьез. Мы, например, можем думать так:  это – прекрасный гимн любви, высокая поэзия, лирическое отступление в строгом богословском послании. И будем ошибаться. А если бы мы были очень умными, как некоторые богословы, то могли бы думать так:  Павел не мог этого написать. Это не вписывается в контекст, это слишком красиво, это не его стиль, не его обычные слова, здесь нет ни слова о Христе или о Боге, слишком много философии (ведь Павел – практик), это написал кто-то другой. И тоже ошиблись бы.  Хорошо, что так думают немногие. Чтобы разрешить все сомнения обратимся к тексту Священного Писания.

 

  «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам  п у т ь  еще превосходнейший» - говорит апостол в последнем стихе 12 главы, - и начинает свою песнь любви. И здесь нам нужно помнить: там, в Коринфе, в церкви, куда писал Павел, духовные дары были в большом почете. Верующие гордились тем, что имеют каждый свои особые дарования. Более того, каждый ставил свой дар намного выше, чем дар своего брата. В итоге, некоторые дары ценились больше, чем другие. Было очень престижно попасть в группу обладателей таких даров. Интересно – это были как раз те ценности, которые исповедовало и неверующая масса язычников древнего мира. Мудрость, знание, красноречие, чудотворение. По этим вопросам в Коринфе шли нескончаемые дебаты. Ничем хорошим, как показывает история, такое не кончается. Даже из самого послания мы знаем, что это привело к распрям и разделениям. В спорах, конечно, рождается истина, но если они кипят, она испаряется. В разногласиях, конечно, выявляются искусные, но разногласия совсем не способствуют искусству. Церковь раздробилась. И вот, такое ее состояние  становится известным апостолу. Павел не собирается читать мораль этим горе-верующим. Он тихо говорит: «Если вы прислушаетесь, я покажу вам наилучший, превосходнейший, самый великий  п у т ь  для служения». Путь – это не когда чем-нибудь обладаешь, а то, как живешь. Любовь – путь жизни. Более того: единственный путь настоящей жизни. Хотя Павел и говорит: «иметь любовь», - он не говорит о простом обладании. Павел говорит о направлении жизни. Тогда вы уже не можете сказать: «моя любовь». Вы не можете сказать ничего определенного. Вы просто ходите в любви, живете, любя.  Поэтому, даже такая полезная вещь как дар Духа, не может быть путем. Путь – это быть, а не иметь. Поэтому в книге Деяний апостолов  христианская община, вера и образ жизни называются Путем (9:2; 19:9.23; 22:4; 24:14.22).  Сама идея жизни как Пути приходит к нам из Библии. Енох из Книги Бытие «ходил, совершал свой Путь перед Богом». Теперь, внимательно слушайте апостола. Он будет говорить о Пути, которому он научился у Господа Иисуса.

 

    «Если я говорю языками…имею дар пророчества, знаю все тайны…имею всякое познание и всю веру…раздам все имение мое…отдам тело на сожжение…» Да это же верх совершенства! К сожалению, так же считали и коринфские верующие. Посмотрите на этот список. Это – высшие ценности и в обществе и в религии того времени. Люди, имевшие хотя бы одно качество из этого списка, были знамениты. Их уважали, ими восхищались, их ставили в пример для молодежи. Восхищенные современники сохранили для нас их имена. Вот, например, наш знакомый Рабби Иоханан бен Заккай. О нем говорили, что не было языка – ангелов, бесов, деревьев, животных, -  который бы он не знал. На земле обитало семьдесят народов. Ученый рабби знал все их наречия. Кроме того, не было такого стиха  в Библии, Мишне, Гемаре, законе, традиции, такой иллюстрации, сравнения, формулы, притчи, которые бы он не изучил в совершенстве. Он был очень умен и знаменит.  А пророчество? Тогда этим словом называли не только предсказание будущего. Гораздо чаще имели в виду людей, которые были хорошими ораторами или проповедниками, которые могли красиво изложить свою весть. «Пророчествовать» – означало «проповедовать». Красноречие могло принести царские почести и славу. Всем известны Цицерон, Демосфен и другие  великие ораторы древности. Знаю все тайны…имею всякое познание? Здесь Павел употребляет очень загадочное слово. Некоторые его даже боятся. «Мюстэрион». Именно от этого слова произошли слова «мистерия» и «мистика». Немного пугающие, правда? В голове возникают картины древних кровавых культов,  вызова духов, магических кристаллов, гаданий при свечах. В лучшем случае вы вспоминаете скучных  и непонятных философов-мистиков средневековья. На самом деле все гораздо проще. Во времена апостола еще человек еще не пресытился чудесами науки и техники. Не забывайте: компьютеров еще не было. Поэтому люди тянулись к загадкам и тайнам мира. Поэтому было очень много групп, которые претендовали на особое, мистическое знание. Человек отдавал очень многое за то, чтобы стать членом одной из таких групп, стать одним из немногих избранных, участвовать в таинственных обрядах. Главное – чтобы получить заветное знание, обрести желанную мудрость. Имею всю веру? Так, что и  горы могу переставлять? Вы никогда себя не спрашивали: почему у вас не получается переставлять горы? А, может быть, у кого-то получается? Вот это вера! Поделитесь секретом!  На самом деле секрет прост. Вернее никакого секрета здесь нет. «Переставлять горы» – обычная еврейская поговорка. Она означает просто «делать невозможное возможным». Так говорят о чем-то очень необычном, что в реальной жизни происходит редко. Может быть вы знаете человека, у которого «золотые руки». Он может сделать все, что угодно. В древности о нем говорили бы, что он «переставляет горы». Вера, о которой говорит здесь Павел, это такая вера, для которой необычайные чудеса – обычное дело.  Раздать имение? Точный перевод гласит: «разделить свое имущество на маленькие доли, чтобы давать милостыню бедным». В иудаизме это – одна из трех опор, на которых держится мир. Глобально.  Отдать тело на сожжение? Высшая степень смирения, уничижения. Зато слава и память. В некоторых древних рукописях послания так и написано : «и отдам тело, чтобы прославиться». Возможно, Павел подумал об известном индийце, который совершил публичное самосожжение на погребальном костре в Афинах во времена императора Августа. На своей гробнице  он велел выгравировать хвастливую надпись: «Зермано-Шергас, индиец из Баргосы, по индийской традиции обессмертил себя и похоронен здесь». Через несколько десятилетий то же самое повторил некий христианин Перегринус. А потом потянуться нескончаемые годы гонений. Многих христиан лишат жизни на костре. Многие мученики сделают себе имя, которое с благоговением сохранит Церковь. Отдать себя на одну из самых страшных смертей ради того, чтобы потомки с уважением произносили ваше имя. Но…

 

 « …Но любви не имею, то я – ничто, и нет мне в том никакой пользы». Сравните со всем, что было сказано. Это очень жестокое противопоставление. Зачем Павел делает такой контраст? Ведь почти все это, – знание, вера,…- хорошие, достойные вещи. Все это очень похвально, признается и уважается всеми. Это, как сейчас принято говорить, общесоциальные ценности. Все самое желанное, к чему стремились люди, собрал Павел в этом списке. Кроме того, в Коринфской церкви все эти качества считались дарами Духа. Но все это не шло ни в какое сравнение с любовью. Церковь – общество, противоположенное миру. Но не дары и не доктрины делают ее альтернативой язычеству. Более того. Церковь без Любви – не просто Церковь в одном ряду с язычеством. Это просто – Ничто. Так говорит апостол: торжественное богослужение, блистательные проповеди, активная миссионерская деятельность, доктринальная чистота, непоколебимая вера в избранность, социальное служение милосердия, альтруизм отдельных верующих – высшие возможности, открытые для христиан. Община, в которой все это есть – просто мечта пастора. Но все это – ничто без Любви. Только Любовь. Только она дает ценность всему остальному. Только она делает различие между христианской общиной и клубами неверующих людей. Только она делает  взаимоотношения и единство  возможными. Путь Любви – Путь Христа. Любовь – знак, по которому можно отличить христиан, "друзей" Иисуса.  И вот почему: Любовь больше, чем все добродетели мира потому, что целое – больше, чем любая его часть. Но Павел не отвергает части. Любовь может и должна проявлять себя во всех добродетелях. Все эти  качества могут быть только улицами, по которым шествует Любовь. А могут… и не быть. Человек может приобрести знание, делать удивительное,  достичь всех этих качеств. И так и не вступить на Путь Любви. В этом – еще одна причина. Прочитайте внимательно все предложения с 1 по 3 стихи. Без любви языки становятся пустым звуком. Павел не случайно вспоминает про медь звенящую и кимвал звучащий. Медные сосуды и цимбалы были главными инструментами в некоторых языческих культах его времени. Кимвал, - один из этих инструментов, - даже был назван в честь греческой богини плодородия Кибелы или Деметры. Итак, что говорит Писание? Только то, что христианское служение, даже украшенное дарами и талантами, ничем не отличается от языческого служения, если в нем отсутствует Любовь. Великий композитор Гендель в юности оставил Бога ради славы в мире. И почти всю жизнь чувствовал себя пустым кимвалом. Так продолжалось, пока он не повстречал Бога Любви. Тогда его сердце наполнила  удивительная мелодия ответной любви. Спустя долгие годы он обрел покой. Языки, красноречие, способность убеждать. Христиане, послушайте! Вы не можете дать миру свет больший, чем свет вашего характера. Пусть он будет отражением Любви Творца. Это – универсальный язык и весть. Миссией миру является личность, а не слова. Личность Бога Любви. И ваша любящая личность. Когда знаменитый миссионер Дэйвид Левингстон пришел в экваториальную Африку, никто из жителей того края не мог его понять. Он тоже не знал их языка. Но африканцы слышали стук Любви в его сердце. До сих пор в некоторых племенах  детям рассказывают о «добром докторе», который пришел издалека и лечил их прадедов. Толпы со всей Европы стекались к святому Франциску из Ассиси. Он не был знатен, умен, богат, красноречив. Но его служение стало Путем Любви. Да и сам он стал похожим на своего любимого Господа. Или, возьмем знание,  рассудительность. Мы не раз замечали как неожиданно они делают человека надменным и самолюбивым. «Знание надмевает…»(1 Кор. 8 :1). Неполное знание всегда надмевает. Человек готов поучать, но не хочет учиться. А полного знания достичь очень трудно. И только в тяжелом труде, пытаясь что-то понять, человек с удивлением открывает свою ограниченность. Но лишь немногие предпринимают этот труд. Остальных знание надмевает. Как часто даже небольшое интеллектуальное превосходство порождает интеллектуальный снобизм и презрение к невежеству. А, значит, к невежественным. А, значит, к людям! В свое время древние философы-стоики сказали, что истинная природа Бога – разум, знание и логика. В этом Боге Любовь исключена. Благочестие, религиозность – для таких «верующих» это - просто иметь «правильное представление о вселенной и быть справедливым в отношениях с людьми» (Епиктет). И если коринфяне тоже не принимают Любовь всерьез, то их Бог – Бог языческий. А они сами – ничем от язычников не отличаются. «Свет сердца – луч холодному уму» - сказал поэт. Черно-белого, точного знания не существует. Только Любовь может разобраться в истине. Знание доктрин не заносит человека в Остаток. Незнание – не заносит в Вавилон. Потому, что Бог ведет к знанию, а не знание – к Богу. А Бог – есть Любовь. Павел тоже будет много говорить об этом. Что-то похожее - и с чудесами. Иногда с нами случаются удивительные вещи. Иногда их делаем мы. Как часто у нас возникает искушение приписать их своему таланту.  Но, подождите. А дела милосердия? Разве можно трудиться на ниве милосердия без любви? Можно. Это будет настоящей каторгой, но все же возможно. Древние и современные фарисеи – лучший пример этого. А если бы тот же святой Франциск раздал все, что у него было, нищим, но не смог бы полюбить этих нищих – это было бы напрасной щедростью. Именно так он и поступил. Как блудный сын из притчи Христа, он попросил отца-лавочника отдать ему его часть наследства. Он забрал все, что ему причиталось до единой копейки и… раздал все нищим и прокаженным. Но если бы он сделал все это не из Любви, то одним тщеславным поступком стало в мире больше. Даже хуже: одним тщеславным человеком . Дело в том, что часто за милостыню покупается гораздо больше. Облегчение. Душевное спокойствие. Равновесие. Совесть…  Подать монету часто – легче, чем не подать. Рассказывают о бизнесмене, который пришел к пастору. «Если я дам в Церковь 50 000$, буду ли я в раю?» «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, но давайте попробуем». Так ответил ему пастор. Повседневная жизнь отвечает очень похоже. «Я не знаю, что из этого получиться, но сделай это – вдруг что-то и будет». И когда мы получаем этот намек на пользу, - а вдруг? – тогда делаем.  Это - Любовь?! Любовь сделала бы больше. И без оглядки на личную выгоду.  Примите в вашу жизнь и призвание эту Благодать Любви. Это будет самое большое, что вы можете сделать для Бога и Его детей.

 

  Слова в 1 Кор. 13: 1-3 очень смелые. Они ослепляют. Представьте, что глубокой ночью вы не спите, как обычно, а что-нибудь делаете при свете фонарика. Вдруг тьма исчезает и вы оказываетесь под солнцем. Вы как будто ослепли. Вам не понятно: что же произошло? Слова, над которыми мы размышляли, тоже оставляют нас в смущении. Что же это за любовь? Она превосходит все самые хорошие качества и ценности, вместе взятые. Она ослепляет чистотой и глубиной. Павел понимает наше смущение. Поэтому в следующих стихах Любовь, как луч света в призме, распадается на элементы. Это целый спектр Любви. Или, если хотите, анализ Любви. Это – то малое, где действует самое великое. Помните – действует!  "Не завидует…все переносит…" Только глаголы! По сути, Любовь не обладает качествами. Она действует в разных направлениях! Ее действия не откладываются в неизвестное завтра или в далекую вечность. Она действует всегда здесь и сейчас. В мыслях, отношениях, чувствах, поступках. Эта Любовь – прежде всего к человеку. Прежде всего между людьми. Лишь потом – между Богом и человеком. Сегодня мы много слышим о любви к Богу. Христос много говорил о любви к человеку. Мы уделяем много внимания примирению с Небом. Христос много внимания уделял миру между людьми, на земле. Любовь не похожа на павлина в клетке: диковинное, странное, чужеродное, возвышенное, хрупкое существо. Она – высшее вдохновение в вашей повседневной жизни. Она – дыхание Вечного Духа в таком непостоянном мире. Она дает смысл каждому прожитому дню. Поэтому она – самое великое.

 

 Итак, "Любовь долготерпит". Она понимает и поэтому ждет. В смирении и нежности. Она терпит несправедливость. Она "долгострадает", как написано в оригинальном греческом тексте. Один из отцов Церкви Иоанн Златоуст говорил, что это сказано о несправедливо обиженном человеке. Этот человек мог бы легко отомстить за обиду и жестокость, но все же не делает этого. Для коринфян это очень актуально. Они много спорили. А в споре всегда остаются обиженные. "Знайте, - говорит Павел, - терпение – не слабость а сила, не поражение а победа Любви!"  Стэнтон, один из сенаторов США, очень не любил Авраама Линкольна, называл его "низким, коварным клоуном", "настоящей гориллой". Президент сделал Стэнтона министром за знание и опыт. Через много лет у гроба убитого Линкольна стоял Стэнтон. "Здесь лежит величайший из руководителей, которого когда-либо видел мир" – сказал он. Любовь победила! Интересно: во времена Павла «долготерпит» говорили только о Боге. А еще о праведном Страдальце из 53 главы пророка Исаии. А еще – о Мессии.   Агапе – тот путь, на котором Бог и человек идут вместе. 

      "Любовь милосердствует". Быть добрым, ласковым, милым. «Возлюбленный!» - так во времена Павла называли единственного ребенка в семье. Детям нужна Любовь. Взрослым она нужна не меньше. Любовь в каждом находит ребенка и делает его счастливым. Большей частью жизни Христа было просто  д е л а т ь  добро, просто приносить людям счастье. Только одно в мире больше, чем счастье. Это – святость. Но делать святыми – не в нашей власти. Бог дал нам способность делать людей счастливыми.  Поэтому Любовь милосердствует. Как люди нуждаются в этом! Как нам несложно сделать это! Любовь – энергия жизни. Жизнь – со всеми радостями, печалями, надеждами и страхами – лишь шанс узнать Любовь. Поэтому любите и помогайте! Без  различий, расчета, отлагательств. Бедных – у них ничего. Богатых – у них нет веры. Равных – это труднее всего. Московского доктора Гауза при жизни называли святым. Запомните его девиз: "Торопитесь делать добро!" Пусть жизнь станет непрерывной победой вашего любящего духа. В Коринфе было не так. Поэтому споры перешли в ссоры. В пятом  веке собрался "разбойничий собор" .Богословские разногласия на нем решались кулаками. Филипп Второй Испанский учредил инквизицию и отправил на костер тысячи еретиков. Святой Бернард Клервосский призвал христиан в крестовые походы против мусульман и еретиков. Инспектор полиции Жавер в романе Гюго говорил, что "добрым может быть каждый, не каждый может быть справедливым". К концу ХХ века справедливость стала идеалом общества. Что сказали бы мы, если бы взятую в прелюбодеянии женщину привели на суд к нам? Девизом одного клуба являются такие слова: «чтобы я не делал – количество добра в мире должно увеличиваться!» Мне кажется, это девиз Любви. Пусть это станет и вашим девизом. 

    "Любовь не завидует". Завидовать можно только одному: отсутствию зависти. Это – самое недостойное из чувств, но самое распространенное. Как говориться, "люди деляться на два класса: миллионеры и те, кто хотели бы ими стать". Зависть возникает не потому, что я что-то не делаю, не имею, не знаю. А потому, что другие делают, имеют и знают. Зависть недовольна тем, что у другого что-то есть и желает, чтобы у другого этого не было. Любовь счастлива тем, что все люди – очень разные. И у каждого – свои способности.

    "Не превозносится, не гордится". Если у вас есть все, о чем я говорил, вам нужно научиться еще и этому. В нашем послании апостол несколько раз упрекает коринфян за гордость(4:18,19; 5:2; 8:1). Сам Павел подавал пример смирения и унижения, чтобы коринфяне научились не гордиться( 4:6). Любви присуще самоунижение ради любимого. Такое значение заложено древними греками уже в само слово "Агапе". Вот для примера  две знаменитости. Наполеон. Превозносил семью, Церковь. Но говорил: "Я – не такой. Это – не для меня!". Кэри – миссионер-лингвист, перевел Библию на 34 языка Индии. Когда его хотели унизить, то спрашивали: "Вы работали сапожником?" Кэри отвечал: "Нет, я просто чинил обувь" Даже не делал. Просто чинил! Так отвечал миссионер и обидчик ничего не мог сказать.  Вы сделали что-нибудь великое? Уйдите в тень и не кричите об этом! Истинная Любовь не находит удовлетворения в славе.

   "Не бесчинствует". "Не ведет себя неподобающим образом, не безобразничает, не поступает непристойно" Как это понимать? Как некоторые: вежливость? Учтивость? Рыцарство? Если хотите, Да! Но есть еще кое-что. Может быть, мы найдем ответ в 1 Кор.7:36. Там Павел использует то же слово. Речь идет о бесчестном поведении мужчины по отношении к девушке. Он вызывает в ней глубокое чувство привязанности, а потом порывает с ней, или отказывается на ней жениться. Это серьезная травма для нее. Это – попросту временное использование другого человека. Истинная любовь избирает скорее одиночество, чем подобное "безобразие". Так говорит апостол: любовь не использует людей, чтобы сделать себе хорошо!

    "Не ищет своего". Не настаивает на своих правах, на своем пути. Слишком часто мы слишком много об этом заботимся. Иногда забыть о своих правах – наше высшее право и высший долг. Быть готовым расстаться с тем, что принадлежит  нам по праву. О чем мы больше думаем: о своих правах – о том, что мы получаем от жизни, или о своих обязанностях – о том, что мы в эту жизнь возвращаем? «Блаженнее отдавать, чем получать» – говорил Господь. Все хотят быть любимыми. Это естественно и нормально. Счастье – не в том, чтобы быть любимыми, но в том, чтобы любить. Быть а не иметь. Стать а не получить. Многие из вас слышали о телекомпании CNN. Это самая крупное агенство новостей. Тэд Тернер, ее основатель, очень популярен в Америке. Его первой женой была Джуди Най, известная яхтсменка. Сам Тернер – тоже заядлый яхтсмен. Однажды на соревнованиях он протаранил и потопил яхту жены за то, что она вырвалась вперед и обогнала его яхту. Брак распался. Его вторая супруга – Джейн Смит – месяцами не видела мужа. Вот он, наконец, появлялся. На все вопросы жены Тернер небрежно бросал: «Я же тебе говорил – сначала бизнес, потом яхта, потом ты». Через 24 года распался и второй брак. Этот человек всегда искал своего. Может быть, он немного напоминает нас. Но это – не о Любви.

  «Не раздражается». Раздражительность. Не просто слабость характера, нервная неустойчивость, следствие ошибок в воспитании. Не просто черта темперамента. Глубже. Раздражительность, обидчивость – лакмусовая бумага.  Это симптом отсутствия Любви. Вы, наверное, знаете хороших, честных, нравственных людей. Только несдержанность пятнает их характер. Может быть, это и есть тот порок праведника, с которым нужно мириться? Нет. Это отравляет жизни, разрушает общины и семьи, разделяет влюбленных, топчет чье-то детство. Если бы такие люди попали на небеса, то в аду показалось бы намного приятнее. Но человек входит в Царствие, только имея его внутри. А Царство не может ужиться рядом с раздражительностью. Павел и сам знает каковы последствия этого порока. Однажды его собственная обида разлучила его с Варнавой (Деян.15:39). Раздражительность – цветок, корень которого – нелюбовь. Вспышка гнева – признак неугасимого огня внутри. Это – извержение, которое говорит о том, что вулкан еще не уснул. Только Любовь гасит это губительное пламя. Время, сила воли, выдержка не сделают этого. Но никакая обида не вызовет гнева, если внутри есть Любовь. Есть очень интересная психологическая игра. Она называется «А если бы я любил его\ее…» Вы попадаете в обычную житейскую ситуацию. Так и хочется вспылить. Сразу же подумайте: «А если бы я любил его\ее…»

  «Не мыслит зла». Эти слова Павел берет из речи торговцев, банкиров, бухгалтеров. Буквально они означают: «заносить факт в гросбух чтобы не забыть его», «вести записи всего плохого, что с тобой случилось», или попросту «статья расходов». В Ветхом Завете есть такие слова: «замыслить зло» Это о том же. Они означают: «запомнить обиду и выдумать месть». А в Полинезии есть обычай хранить остатки своей ненависти. К крышам хижин прикрепляют «памятки» несправедливости и ждут случая воздать тем же. Такое никогда не придет в голову Любви. Иногда ваш обидчик может просить вас о помощи. Любовь никогда не обрадуется случаю припомнить старые обиды.

   «Не радуется неправде, но сорадуется истине». Значит: видеть людей и вещи таким какие они есть, и радоваться, когда они становятся лучше. С таким-то случилось то-то.  Самое страшное – если вам радостно от того, что это случилось не с вами. У кого-то счастье. Самое страшное – если вы почувствуете себя задетым и обделенным судьбой.  Любовь принимает все как есть. Любовь готова сопереживать.

   «Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». В жизни доктора Гауза был такой случай. Собрался совет попечителей тюремного общества. Вместе с доктором туда входил и патриарх Фотий. Говорили о вине арестантов. И тут со стороны патриарха раздался мощный голос: «Нет невинно страдающих!» «Вы забыли Христа, владыко!» – вмешался доктор Гауз. Прошу вас, христиане, помните о том, что вы – защита и покров многим людям. Греческий глагол «покрывает» образован от слова «крыша (дом, кровля, жилище), защищающая от дождя и ветра».  Любовь – та опора, благодаря которой еще стоит мир. Когда мы затерли такой лозунг: «Любовь спасет мир!»  Но он – не такой уж нереальный. Она может спасти его от стужи человеческой черствости и от ветра человеческого одиночества. Это спасение – не в том, чтобы рассказать миру о любви. Оно в том, чтобы научиться любить. Любовь верит в это. Не сказано: «всегда верит в лучшее». Но он никогда не теряет веры. Любовь перенесет, преодолеет, победит, преобразует. Один поэт, слепой и оставленный в одиночестве, писал: «принять волю Божью и обстоятельства не с тупой покорностью а в святой радости, не только без ворчания а с хвалебной песнью». Но любовь – не только эмоции, энтузиазм, воодушевление. Агапе – любовь выбирающая. Она не запирается в скит от проблем. Человек не просто носит ее в себе. Она смиренно и смело встречает все удачи и неудачи. Эта Любовь держит удар! «Никогда не перестает!» «Теперь пребывает!»

 

    Многие из вас подумали: «Странно, ни слова о Христе». Правда? 13 глава Первого послания Павла в Коринф похожа на пьесу Константина Романова «Царь Иудейский». Христа здесь нет. Его имя отсутствует. Но в каждом слове незримо присутствует Тот, кто есть Любовь. Тот, кто показал Любовь. Тот, кто умер из-за Любви.

 

  Но как? КАК нам стать такими людьми. Многие христиане спорят: можно ли 13 главу переносить на нашу жизнь? А может это воспевается Любовь Бога? Может быть это не о нас написано. Я хочу сказать вам вот что. Это будет написано не о нас до тех пор, пока мы не поймем одну вещь. Любовь – нечто большее, чем просто сумма элементов. Больше, чем спектр. Сложите все цвета. Получится красиво. Но вы не получите солнечного света.  Сложите все добродетели. Получится большая добродетель. Но вы не получите Любви. Сумма хороших качеств – еще не Любовь. Если мы сведем Любовь лишь к добродетели или к усердию человека, то мы уничтожим все Евангелие 13 главы. Любовь – не язык, не тайна, не знание, не вера, не щедрость, не жертва. Ей не выучится как всему этому. Мы напрягаем нашу волю, пытаемся подражать кому-то, пытаемся описать, открыть законы Любви, пытаемся дать ей определение. Но все это не сделает Любовь нашей натурой. Любовь Бога – спонтанная, беспричинная, всегда нелогичная. Любовь Бога – всегда выражение Его сущности. Любовь человека – тоже выражение его сущности. КАК же сделать Любовь своим внутренним содержанием?  И вот в чем секрет. Любовь – это  РЕЗУЛЬТАТ, а не достижение. Каково же условие получения этого результата? Какова причина того, что мы начинаем любить? «Он возлюбил нас первый и предал себя за нас…» Поэтому «Любовь Христова обьемлет нас, чтобы живущие уже не для себя жили…» Проще говоря, я люблю потому, что меня любит Бог. Верующий – это грешник, которого любит Бог. И пока мы не поняли: чего это Богу стоило – любить нас, - мы будем отстаивать наши мелкие интересы, раздражаться, завидовать, гордиться, злорадствовать. Будем просто жить своей жизнью. Жизнью для себя. Христос умер, «чтобы мы не для себя жили…» Но вы спросите: в мире много христиан. Почему о них нельзя сказать этих слов: долготерпит, милосердствует…? Хочу рассказать вам об одной игре, в которую я играл в детстве. У меня был большой магнит. Настоящий постоянный магнит. Иногда я брал какую-нибудь железку и лепил ее к магниту. Через некоторое время я с трудом отдирал ее от магнита и случалось чудо. Железка  начинала притягивать к себе другие железные предметы. Потом я узнал, что это называется «намагнитить предмет». Я узнал, что это естественный физический процесс. И это перестало для меня быть чем-то волшебным. Верующий – это грешник, которого любит Бог. Поэтому грешник тянется к Богу. Любовь Божия обьемлет его. Слова Павла, которые есть в каждом его послании: «во Христе». Это означает просто: «в сфере Его Любви». Это очень просто, но это – великая тайна. Верующий перестает быть только верующим. Он становиться Любящим. Как в игре с магнитом. Железка получат свойства магнита, хотя сама она – не магнит. Чем больше грешник стремиться к Богу, тем больше он похож на Иисуса. И вот здесь ответ на ваш вопрос о нелюбящих христианах. Дело в том, что когда железка остается вдалеке от магнита, она скоро теряет магнитные свойства. Чем меньше человек тянется к Богу, тем быстрее его силы иссякнут. Он станет жить для себя и разучится любить. Вот вам правило: чем дальше человек от Того, Кто есть Любовь, тем меньше в нем Любви. Максимилиан Колбе был священником в Польше, когда пришли фашисты. Тогда он собрал братьев монахов и сказал им: «Вы должны стать святыми!» И я сегодня хочу сказать вам: вы должны стать святыми! Вы должны стать любящими! Это очень просто. Если записать это математически, то выйдет такая формула:  в = В. Божья воля должна стать вашей волей. Вся наша жизнь – шанс научится Любви. В ней много таких проблем, о которых трудно знать заранее. Но сколько проблем было в Коринфе!  Перечитайте это послание. На все это у Павла есть один ответ – Любовь.

 

           В развалинах забытых городов,

           И на пути грядущих поколений

           Лежит любовь, как камень преткновений,

           Как суть падений, взлетов и трудов.

           О ней поет веков немая глушь,

           В основе всех пророчеств и преданий

           Лежит любовь как камень испытаний

           Умов, сердец и наших бренных душ.

           Когда остынут слезы, боль и смех,

           Оставившим юдоль земной отчизны

           Зачтется либо в правду, либо в грех

           Любовь как мера истины и жизни.

 

13 глава Первого послания к коринфянам очень похожа на притчи Христа. Назовем  ее притчей о Любви. В ней нет окончания. И нет призыва. Каждый может выбрать сам. Продолжать жить для себя или?..