Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 19 марта 2024
ГОСПОДЬ ИИСУС, СКРЫВАЮЩИЙ ЛИК СВОЙ PDF Печать Email

 

Ты сокрыл лице Твое, и я смутился

Псалтирь 29:8

Господь Иисус никогда не перестанет любить избранных Своих: имена их начертаны на сердце Его, благословенные Его руки непременно доведут их до предназначенного им блаженства, мимо всех скорбей и испытаний- Это, однако, не мешает тому, что по временам Он скрывает от них лицо Свое. Так бывает, когда люди оказываются непослушными Ему.

Благодати Своей Он от них не отнимает, но лишает их ощущения Своего присутствия. И тогда меркнет радость в душе человека, и все становится мрачным вокруг него. Это - очень тяжелые минуты. Никакое наказание Божие не сравнится с ними, всякая болезнь легче этого. "Кожа за кожу, а за жизнь отдаст человек все, что есть у него" (Иов 2:4). Искренний ученик Христа готов все отдать, только бы опять ощутить в душе своей присутствие Его. "О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы!" (Иов 29:2-3). Вот жалоба и стон души человека, который ощупью идет во мраке, так как свет Божий в это время померк для него.

Когда Господь скрывает от христианина лик Свой, хотя бы это было с целью испытать его, это повергает человека в смущение и ужас. Ничто его больше не привлекает и не радует: ни дом Божий, ни собственный его дом, ни богатство, ни почести... Ничто не удовлетворяет. И если такое состояние длится долго, то человек начинает тяготиться жизнью и желает себе смерти.

Существует много причин, почему Господь отдаляется от нас. Этим интересным вопросом займемся мы в следующей статье... Теперь же рассмотрим только пагубные последствия отсутствия Христа.

Все то, что будет теперь сказано, относится ко всем случаям удаления от нас Господа, каковы бы ни были причины этого удаления. Вообще же, как мы потом увидим, удаляется от нас Господь или из-за совершенных нами беззаконий, или чтоб нас испытать. Мы остановимся теперь на тех чувствах, которые угнетают души наши в страшные минуты, когда мы перестаем ощущать Божие присутствие.

Один автор пишет: "Когда мы оскорбляем Христа поступками своими, когда Он скрывает от нас лицо Свое - и тьма воцаряется в нас и вокруг нас Мы не видим ободряющей улыбки Его... Так было с Церковью, когда она перестала бодрствовать и, отклонившись от правильного пути, пошла путями мирскими. Стремление к общению с Богом в ней осталось; но Он на малое время отдалился от нее, чтобы дать ей случай оплакать свое небрежное отношение к Нему. Таким же образом скрывает Он лицо Свое и от отдельных людей, если они не умеют ценить Его присутствия, чтобы они поняли свою неблагодарность и почувствовали, что они теряют, лишаясь общения с Ним.

Любовь Его остается тою же - и в этом наше счастье и наша безопасность; но проявление ее в душе нашей может прекратиться, и тогда - конец нашему миру, конец радости духовной".

Не думайте, что Бог скрывает Себя от наших взоров в наказание нам за грех: думать так, значит, наложить пятно на правосудие Его. Бог покарал уже человека в лице Христа, и, если бы Он карал его еще и теперь, то это значило бы, что Он требует второго удовлетворения, а это было бы несправедливо. Скрывает Себя Господь он нас, согрешивших, для того, чтобы исправить нас.

Грех избранных Божиих не может не иметь для них страшных последствий: "Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши" (Ам. 3:2). Если мы идем против Бога, Он пойдет против нас Обетования общения с Ним относятся только к тем, кто

Ему покоряется: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21). Если же мы живем недостойно христианина, если, "сознавая свой грех", терпим его в себе, неудивительно, что Господь оставляет нас тогда: невозможно, чтобы у сознательно делающего дурное свет и радость были в душе, хотя спасение никогда от него не отнимается.

Великое горе, что наша развращенность служит причиной того, что прерывается общение наше со Христом!

Путь многих христиан тяжел! Пока дойдут они до конца, до желанного отдыха, много им терпеть приходится в "земле пустой, иссохшей и безводной!" Часто, вместо того чтобы воспевать радостную Песнь песней, стонут они и плачут. Но есть и такие, которых вся жизнь есть сплошное радостное общение с Богом, общение, прерывающееся лишь изредка и ненадолго.

Уныние, холодность и отчаяние - состояния, недопустимые у христианина. Многие склонны считать такие свои переживания, такие моменты, когда затмевается для них любовь Христа, за "духовный опыт" свой, видеть в них неопровержимое доказательство пребывающей в них благодати. Отсутствие общения со Христом дает им богатый материал для прославления собственной мудрости.

Заблуждение! Плевелы, выросшие в поле, не могут считаться прекрасными растениями по той причине, что произросли на хорошей почве. Если на красивом лице шрам, то это не значит, что шрам составляет неотъемлемую принадлежность красоты. Высота прибрежных скал не является причиной глубины моря..

Самый лучший, самый глубокий духовный опыт заключается з том, чтобы иметь дело только с Господом Иисусом Христом, чтобы отказаться от всякой помощи человеческой, всецело доверяясь только Ему Одному, слагая на Него все бремя греха и греховности души нашей. Проходя через такой опыт, человек радуется, что Христос есть "полнота" все наполняющая, и, не обращая внимания на требования и недовольства своего испорченного злого природного естества, Он смотрит дальше на "обновленного" человека, обновленного в Иисусе Христе.

Один проповедник говорил: "Не люблю таких христиан, которые вечно на что-нибудь жалуются. Вместо того чтобы унывать, им следует исповедать пред Господом Иисусом всю испорченность сердца своего. Тогда, вместо скорби, они почувствовали бы радость".

Слава Богу! Не всегда верующему приходится проходить "долинами плача". Много встречается ему на пути и "злачных пажитей" и "вод тихих", где Пастырь Добрый бережет его от всякого зла.

Но минуты, когда Он скрывает от нас светлое лицо Свое, все-таки повторяются слишком часто!.. С помощью Духа Святого мы укажем теперь вкратце последствия этого печального явления, происходящего от того, что грех воцаряется в сердце человека.

Пусть эти размышления послужат нам на пользу.

Сознавать отсутствие Господа крайне тяжело, даже крайне опасно. Это отражается на всем нашем душевном состоянии. Как растение без света, так душа без Бога теряет свою силу и свежесть.

Тогда вера человека начинает колебаться; она начинает сомневаться в своем спасении. Надежда блекнет. Любовь охладевает, утрачивает жизненность свою. Все дары Божий, раньше так скрашивавшие его путь, потускнели, лишены света Христова; обетования Божий, не осиянные присутствием Его, подобны колосьям без зерен: утешения они не дают... Обетования эти можно уподобить водопроводным трубам: по ним могут течь потоки "воды живой" только в том случае, если они имеют сообщение с "водоемом", который их питает. Так, без непосредственного общения с Подателем всех благ дети Божий оказываются в безвыходном положении; их мучит страх, преследуют сомнения; обычные источники утешения иссякли, из них ничего почерпнуть нельзя.

Как тогда, во время великой засухи, Ахав посылал Авдия искать воды: "Пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков, и не лишиться скота" (3 Цар. 18:5), и ничего не нашли посланные: ни травы, ни воды; погиб бы народ, если бы Илия не воззвал к Богу; так и мы гибнем духовно, если, потеряв общение с Богом, стараемся черпать силу и поддержку в прежнем своем духовном опыте или в обетованиях, утративших свою силу.

Необходимо снова вступить в общение с Богом: тогда вернутся уверенность в душу человека и бодрость, и радость.

Существуют на свете и такие христиане, которые сохраняют бодрое настроение, несмотря на то что они лишены общения со Христом. Им как будто все равно, каково может быть к ним отношение Христа - осуждает ли Он их или ободряет...

Во внешних проявлениях сильной веры и полного заблуждения существует иногда так мало разницы, что самонадеянный тщеславный человек часто пользуется таким же большим уважением, как и глубоко верующий. Но во внутреннем духовном состоянии того и другого огромная разница.

Верующий человек уповает на Бога даже в те минуты, когда не испытывает утешения от обетовании Его и не чувствует Его близости. Тщеславный же думает: "Мне дела нет до откровений и до "общения" или "разобщения" со Христом: Бог милосерд, и в этом моя безопасность. Зачем добиваться какого-то особенного проявления благодати?.. Все благополучно"... и продолжает спокойно дремать.

Блажен человек, вера которого проникает и через густой мрак, душа которого сочна и свежа и в год засухи! Но дурной знак, если мы можем быть счастливы и спокойны, когда Господь покидает нас.

Погруженные во мглу отсутствия Божия, мы теряем отраду ожидания будущего, утрачиваем способность предвкушать ту духовную радость во Христе, которая, как "земля обетованная", видится нам вдали. Минутами начинаем мы даже сомневаться: да полно - туда ли мы идем?.. Не в ад ли?.. Познали ли мы и вообще-то любовь Спасителя? Не обманывали ли все время и Бога, и себя?.. Это - ужасные мысли... Некогда мы осуждали сомневающихся, считая их безумными. Теперь как рады были бы мы "факелу", который осветил бы путь нам, "спотыкающимся"! (Иов 12:5). Как рады были бы стать самою последнею "овцою в стаде" только бы увидеть лик Пастыря нашего!

Духовная энергия, свойственная "наследникам неба", значительно ослабевает, когда отдаляется от нас Господь.

Верующий человек обладает духовной способностью держаться на "поверхности" самых глубоких "вод" житейского моря, и никакие волны ему нестрашны. При нормальном духовном состоянии он господствует над всеми невзгодами и испытаниями. Но тут, когда перестает он ощущать присутствие Христа, его тянет "на дно"; все, что было легким, давит его, как горы, и те волны, которые некогда поднимали его на себе, теперь перекатываются через его голову и топят его...

Все затруднения житейские, обиды, страхи - все возлагал верующий человек на Христа; Он нес эти бремена, и легко было человеку! Теперь, когда Христос удалился, человеку одному приходится нести свои скорби, и они, как камни, пригибают его к земле!

Часто, когда прекращается общение с Богом, мысли человека становятся низкими и земными. Человек начинает любить "мир" и всякую его тщету: материальные блага, почет, и т.п. В присутствии Господа все это теряет для нас свою привлекательность. Так что, встречая человека, который душою льнет ко всему земному, мы можем заключить, что Христос далек в эту минуту от него.

Опасное положение, в котором человек тогда находится, особенно благоприятствует работе врага в душе его. Нет сильного сдерживающего начала, нет господствующего надо всем Христа, и лукавому легко склонить человека к исполнению злых желаний его собственного сердца. Вместе с тем внушает он человеку сомнения в призвании, в избрании его, в усыновлении его Отцом нашим Небесным... Тогда действительно мрак окутывает душу! Уходит вся сила, даже желания бороться с грехом в душе не оказывается, и человек сознательно делает зло.

Надо заметить при этом один интересный факт: совершая грех, человек теперь больше мучится от этого, чем когда бы то ни было раньше, больше даже, чем в первое время своего обращения. Причину этого можно отчасти пояснить примером из истории: когда евреи, подойдя к морю и преследуемые египтянами, оказались в тесноте, тогда с особенным ожесточением напали на них египтяне; а раньше ведь те же самые египтяне относились к ним без озлобления, были только надсмотрщиками над ними, когда они работали...

Так, когда верующий бывает "в тесноте" в духовном смысле, тогда сознание греха в себе терзает его сильнее, чем раньше: ведь человек познал уже Христа, Спасителя своего, и совесть его упрекает за то, что он теперь изменил Ему, огорчил Его...

Когда со света войдешь в темноту, темнота эта кажется особенно непроницаемой... Грешник, уже получивший прощение, больше чувствует всю мрачность греха, чем тот, кто не испытал на себе еще света прощения.

Покинутая Богом душа почти не имеет силы молиться. Если в это время человек и молится по привычке или по чувству долга, то утешения он в молитве не находит. И во время молитвы дух его остается вялым и унылым, и после молитвы не чувствует он себя освеженным. Благоволения нет в душе! Скорее попытка быть благочестивым, но не благочестие действительно.

Как птица со сломанным крылом, бьется душа человека: то чуть-чуть взлетает, то опять тяжело падает, беспомощно усиливаясь подняться вверх... Чувства близости к Богу нет, ощущения любви Его нет... "Лестница" Иакова существует, но "ангелов" нет, по ней "восходящих и нисходящих". Молитва, не связанная с ощущением присутствия Господа то же, что лук без тетивы.

В эти мрачные дни и Библия не дает утешения человеку. Обетовании в ней он не видит, видит только одни угрозы. Читает он Святую Книгу по привычке, но уже больше ею не наслаждается. Она утратила для него свое благоухание... Как бесполезно читать в темноте, так нельзя почерпнуть радости из Священного Писания, пока Христос не прольет свет Свой на каждую его страницу. Как плодородное поле не дает жатвы без дождя, так великая Книга Откровения не приносит нам утешения без росы, исходящей от Духа Божия.

Общение наше с верующими друзьями теряет теперь все свое очарование; оно только подчеркивает ту разницу, которая существует между их духовным состоянием и нашим. Мы пользы им не приносим, а они не доставляют нам обычной радости. Хочется уйти, скрыться от них, потому что душа томится от жажды увидеть Единственного Друга, отсутствие Которого так тяжело мы ощущаем.

Пребывание в доме Божием тоже не дает нам ничего. Песнопения, молитвы, проповеди - все потеряло смысл и красоту в наших глазах... А раньше "как туком и елеем насыщалась" ими душа наша... Мы стремимся в церковь или на собрание, как к колодцу, и, дойдя, находим его пустым... И интересно: в это время особенно развивается в нас дух критики. Мы придираемся, осуждаем, обличаем... А, в сущности, виноваты, главным образом, мы сами, наше настроение.

Дай, Бог, чтобы те из нас, которые в данную минуту находятся в таком состоянии, опомнились, и спросили себя: да где же кроется причина этого?.. И надо отдать себе ясный отчет, что причина - в отсутствии Христа в душе нашей. При Нем все горькое может стать сладким, из всякой вещи можно извлечь назидание...

Затем слабость является непременным следствием удаления Господа от души человека. "Радость перед Господом подкрепление для вас"... Исполнение долга может быть тяжелым бременем, если Христос не обратит его в духовное наслаждение. "Без Меня не можете делать ничего", - так сказал Он, и так оно в действительности есть. Смелость, духовная решимость, непоколебимое доверие, ревностная любовь, сладость святого общения - все зависит от факта присутствия Христа в душе человека: нет Его и всему конец, и все потухает.

Отломится ветвь от лозы - и гибнут, и вянут на ней кисти винограда. Помните, как страдал Саул: "Тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне" (1 Цар. 28:15).

Великое для нас счастье, что не навсегда оставляет нас Бог, что Он вернется, чтобы мы не погибли!

Кончая это грустное исследование о безотрадном состоянии души человека, когда Бог отдалился от него и не дает ему ощущать свое присутствие, перечислим все последствия этого.

Во-первых, тревога в сердце; затем уныние, слабость веры, холодность в служении, небрежное выполнение долга, безжизненность молитвы, охлаждение интереса к духовным вопросам, светское направление мыслей, разлад с совестью; далее "легкость" доступа сатане в душу человека в такие минуты, и неспособность этого человека давать отпор врагу.

Избавь нас, Бог, от всего этого! Сохрани нас, Бог, чтобы когда-нибудь так опустела, так ослабела душа наша!

Милосердный Господи! Дай, чтобы никогда не нанес я такого оскорбления Духу Твоему Святому, которое могло бы отдалить Тебя, скрыть Тебя от меня! Но если и случится мне впасть в заблуждение, и лик Твой светлый скроется от меня, дай, чтобы и тогда не утратил я надежды на благодать Твою и на заслуги Сына Твоего, через посредство Которого мы прибегаем к Тебе. Аминь.

К НЕОБРАЩЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Читатель! Если вы еще не уверовали, не обратились, то подумайте об этом: если уже временное отдаление Бога от души человека так ужасно для него, то как же страшно отлучение вечное! Страшно оно и в будущем, страшно и в настоящем.

Ведь на вас лежит огромная ответственность: что делаете вы с душою вашей? Как можете вы жить спокойно, зная, что Господь осуждает вас каждую минуту?

И ведь вы теперь совершенно беззащитны: все злое окружающего вас мира свободно проникает к вам в душу, отравляет ее, а вы и сопротивляться этому не можете: нет с вами Христа, с помощью Которого побеждаются все духи тьмы.

Опомнитесь! Обратитесь к Богу! Призовите Его в душу вашу. И осияет Он вас Своею благодатью, и вы увидите, как станете вы сильны и радостны, и как легко покажется вам все то, что мучит и гнетет вас теперь!