Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
39 Служение Петра PDF Печать Email

 

(Деяния святых Апостолов 9:32 - 11:18)
Продолжая свое служение, апостол Петр посетил верующих в Лидде. Здесь он исцелил парализованного Енея, который уже восемь лет был прикован к постели. "Петр сказал ему: Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал; и видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу".
Неподалеку от Лидды находился город Иоппия. В это время там умерла женщина по имени Тавифа, что значит "Серна". Это была достойная ученица Иисуса, посвятившая свою жизнь делам милосердия и любви к бедным, скорбящим, а также усердная в вере. Ее смерть стала тяжелой утратой для недавно образованной в этом городе церкви, потому что многим недоставало ее благородного служения. Услышав, что Петр в Лидде чудесным образом исцелил человека, верующие Иоппии загорелись надеждой. Они послали к нему вестников упросить его прийти к ним.
"Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними". Петр попросил, чтобы все плачущие друзья вышли из комнаты. Затем он преклонил колени и горячо воззвал к Всемогущему о том, чтобы Он вернул Серне жизнь и здоровье; "и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою". Это великое чудо воскресения из мертвых, совершенное силой Божьей, привело к тому, что многие жители Иоппии обратились к вере в Иисуса.


Сотник


"В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу". Хотя Корнилий был римлянином, он, узнав об истинном Боге, отказался служить идолам. Следуя воле Божьей, он поклонялся Ему искренне, от всего сердца. Корнилий не общался с иудеями, но знал Божий нравственный закон и повиновался ему. Он не был обрезан и не приносил Богу жертвоприношений, и поэтому иудеи считали его нечистым. Однако он поддерживал иудейскую религию своими добровольными пожертвованиями и был известен повсюду благодаря своим добрым делам и благословенному влиянию на людей. Праведной жизнью этот человек снискал себе добрую репутацию как среди иудеев, так и среди язычников.
Хотя Корнилий верил пророчествам и ожидал прихода Мессии, он не понимал Благой вести, открытой в жизни и смерти Христа. Благодаря его любви и послушанию Бог приблизил Корнилия к Себе и приготовил его к принятию Спасителя. Осуждение приходит, когда люди отвергают посланный им свет истины. Сотник был человеком знатного происхождения и занимал ответственное и почетное положение. Однако эти обстоятельства не сказались отрицательно на достоинствах его характера. В нем сочетались истинная добродетель и величие, что делало его человеком высокой нравственности. Он распространял благословенное влияние на всех, с кем ему приходилось общаться.
Веруя в единого Бога как Творца неба и земли, Корнилий чтил своего Создателя, признавая Его авторитет и прислушиваясь к Его наставлениям во всех жизненных вопросах. Он безупречно исполнял свои домашние обязанности, равно как и обязанности по службе, и в своем доме воздвиг алтарь Богу. Он не осмеливался осуществлять свои планы и нести тяжелое бремя служебных обязанностей без помощи Бога. Много и горячо Корнилий молился о том, чтобы Бог помогал ему в жизни. Все его дела были отмечены верой, и Бог благословил его за порядочность, за щедрость и широту взглядов, приблизившись к нему в слове и Духе.


Ангел является Корнилию


Однажды, когда Корнилий молился, Бог послал к нему небесного вестника, который обратился к нему по имени. Сотник испугался, но понял, что вестник пришел дать ему указания от Бога, и спросил: "Что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом; итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой".
Здесь Бог вновь проявляет Свое уважение к созданной Им Церкви, призванной проповедовать Его вечное Евангелие всем людям. Не ангелу было поручено рассказать Корнилию о кресте, воскресении и вознесении Господа, а человеку, подверженному, как и сам Корнилий, земным слабостям и искушениям. Небесный вестник пришел с ясным намерением соединить Корнилия с Божьим служителем, который направит его на истинный путь спасения.
Корнилий с радостью повиновался этому повелению и сразу же послал своих людей разыскать Петра, следуя указаниям ангела. Точность, с которой ангел объяснил ему местонахождение Петра, упомянув даже о том, каким ремеслом занимается человек, у которого остановился Петр, является доказательством того, что на небе очень хорошо знают о нашей жизни и о том, чем занимается человек на протяжении своей жизни. Богу известны повседневные труды и заботы скромного труженика, равно как и царя, сидящего на престоле. Ему известны как злые дела и наклонности людей - жадность, алчность, тайные преступления, эгоизм, так и их добрые дела - благотворительность, щедрость и доброта. Ничто не сокрыто от Бога.


Видение Петра


Сразу же после беседы с Корнилием ангел отправился к Петру. В это время Петр, очень уставший и проголодавшийся в пути, молился на крыше дома. Во время молитвы ему было показано видение: "И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым. Это было трижды, - и сосуд опять поднялся на небо".
Это показывает нам, как осуществляется Божий план и как работает механизм, приводящий его в действие, благодаря чему Божья воля может быть исполнена и на земле, как на небе. До этого Петр еще никогда не проповедовал язычникам весть о Христе. Многие из них с огромным интересом слушали то, чему он учил; но в сознании учеников еще не исчезла стена разделения и отчуждения, разрушенная смертью Христа. Апостолы лишали язычников преимущества слышать Евангелие. Многие иудеи-еллинисты приняли весть, проповеданную им апостолами, многие из них откликнулись на призыв и уверовали во Христа, но обращение Корнилия должно было стать событием первостепенной важности среди язычников.
Видение, в котором было показано большое опущенное с неба полотно, содержащее различных животных, обличало Петра в закоренелом предубеждении против язычников, чтобы он мог понять, что благодаря смерти Христа язычники стали сопричастниками дарованных иудеям преимуществ и благословений и, таким образом, уравнивались с ними. Некоторые настаивают на том, что этим видением Всевышний устранил Свой запрет употреблять в пищу мясо животных, которые почитались нечистыми, и разрешил есть свинину. Это очень узкое и вместе с тем ошибочное истолкование, явно противоречащее как контексту Священного Писания, в котором говорится об этом видении, так и тому, что произошло впоследствии.
Видение всевозможных животных, находившихся в полотне, которых Бог повелел Петру заколоть и есть, является просто иллюстрацией относительно истинного положения язычников и заверением в том, что очищенное Богом нельзя называть нечистым, а также что благодаря смерти Христа язычники стали сонаследниками Израилю Божьему. Видение содержало в себе и обличение, и наставление. До этого времени усилия Петра были всецело сосредоточены на проповеди Евангелия иудеям, а на язычников он смотрел как на нечистых и не считал их достойными Божьих обетовании. Теперь же его разум постиг всемирный масштаб Божьего плана спасения.
Размышляя над увиденным, он получил объяснение этого видения. "Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросивши о доме Симона, остановились у ворот и крикнувши спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их".
Для Петра это было сложное повеление, но он не осмелился следовать своим чувствам, и поэтому спустился из горницы и принял людей, посланных к нему Корнилием. Они рассказали ему о своем единственном поручении. Тогда Петр, повинуясь только что полученному от Бога приказу, сразу же согласился идти с ними. Он заботливо разместил их на ночлег, а утром отправился в Кесарию в сопровождении шестерых своих братьев-учеников. Они должны были стать свидетелями всего, что он будет говорить или делать во время посещения язычников, ибо Петр знал, что его призовут к ответу за столь дерзкое нарушение иудейских учений и преданий.
Путешествие длилось около двух дней, Корнилий с радостью открыл двери своего дома проповеднику Христова Евангелия, который, согласно Божьему заверению, возвестит ему и всем его домашним путь спасения. В то время, пока посыльные ходили за Петром, сотник созвал всех своих родственников и друзей, кого только можно было собрать, чтобы они вместе с ним услышали Божью истину. Когда Петр пришел, в доме Корнилия собралась довольно большая группа людей, жаждущих услышать его проповедь.


Посещение Корнилия


Едва Петр вошел в дом язычника, Корнилий приветствовал его не как обычного гостя, но как представителя неба, посланного к нему Самим Богом. По восточному обычаю дети кланяются родителям, а простые люди - князьям или имеющим другие высокие титулы и уважаемым всеми людям. Корнилий, благоговея перед тем, кого привел Бог, упал к ногам апостола и поклонился ему.
Петр ужаснулся этому и, подняв сотника, сказал: "Встань, я тоже человек". Затем Петр заговорил с ним дружеским тоном, чтобы устранить чувство благоговения и крайнего почтения, с которым сотник отнесся к нему.
Если бы Петр был облечен властью и положением, предписанными ему римско-католической церковью, он бы, наоборот, поддерживал, а не отвергал благоговейное почтение, проявленное к нему Корнилием. Так называемые преемники Петра требуют, чтобы им в ноги кланялись цари и императоры, но сам апостол утверждал, что он всего лишь обыкновенный, слабый, подверженный ошибкам человек.
Петр предупредил собравшихся об обычае иудеев, согласно которому он не имел права находиться в одном обществе с язычниками, потому что такое общение означало обрядовое осквернение. Это не запрещалось Десятисловием, но человеческие предания сделали это строгим обычаем. Петр сказал: "Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?"
Тогда Корнилий рассказал о случившемся с ним и о словах ангела и закончил словами: "Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему". Бог благоволил к евреям, выделив их из всех народов как Свой избранный, особый народ, но они отвергли свет, не жили согласно исповедуемым ими на словах принципам и в глазах Бога были не лучше других народов. Те же из язычников, кто, подобно Корнилию, боялись Бога и жили праведной жизнью согласно открытому им свету, приобретали благоволение в Его глазах, и Он принимал их искреннее служение.
Вера праведного Корнилия не могла стать совершенной без познания Христа, поэтому Бог послал ему свет и знание для дальнейшего возрастания в праведности и истине. Многие отказываются принять свет, который посылает им провидение Божье, и в качестве оправдания приводят слова, сказанные Петром Корнилию и его друзьям: "Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему". Такие утверждают, что не важно, во что верует человек, главное, чтобы он делал добро. Считающие так ошибаются; вера человека неразрывна с его делами. Им следует поступать согласно открытому свету. Если Бог знакомит людей со Своими слугами, возвещающими новую истину, подтверждающуюся Словом Божьим, то им нужно с радостью принять ее. Истина носит прогрессивный характер, она возвышает разум. С другой стороны, те, кто утверждает, что спасается одной лишь верой, полагаются на канат, сделанный из песка, ибо вера укрепляется и совершенствуется только делами.


Язычники получают Святого Духа


Этим внимательно слушавшим его людям Петр возвещал об Иисусе - Его жизни, служении, Его чудесах, о том, как предали Его и о Его распятии, воскресении и вознесении, он также говорил о Его служении на небе в качестве Представителя людей и Ходатая за них. Когда апостол говорил, сердце его горело Духом Божьей истины, которую он проповедовал. Слушатели были очарованы изложенным учением, сердца их уже были готовы к принятию истины. Внезапно беседа прервалась сошествием Святого Духа, явившегося, как в день Пятидесятницы. "И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней".
Сошествие Святого Духа не было равнозначно крещению. Всегда при обращении к Богу человек обязательно проходит следующие последовательные этапы: вера, покаяние, крещение. Таким образом, истинная христианская Церковь объединяется в одном Господе, в одной вере и в одном крещении. Освящающая благодать облагораживает самых различных людей, и одни и те же великие принципы управляют жизнью всех детей Божьих. Уверовавшие язычники уговорили апостола, и он остался у них на несколько дней, проповедуя Иисуса Христа тем, кто жил поблизости.
Когда братья в Иудее услышали, что Петр ходил в дом язычника и проповедовал собравшимся там людям, общался и ел с ними в их домах, они были удивлены и оскорблены таким странным, на их взгляд, его поведением. Верующие боялись, что подобный поступок, показавшийся им вызывающим, находится в противоречии с тем, чему он учил прежде. Пришедшего к ним Петра встретили суровым упреком: "Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними".


Видение растущей Церкви


Петр безотлагательно изложил братьям по вере историю случившегося. Он поведал им о своем видении, в котором Бог наставил его не обращать внимания на различие между имеющими обрезание и не имеющими его, а также не считать другие народы нечистыми, ибо Господь нелицеприятен. Он говорил братьям о том, как Бог повелел ему идти к язычникам, о том, как к нему пришли люди от Корнилия, о своем путешествии в Кесарию, о встрече и беседе с сотником и людьми, собравшимися в его доме. Братья убедились в его предусмотрительности из того факта, что, несмотря на то, что Сам Бог повелел ему идти в дом необрезанного, он взял с собой шестерых учеников, которые там присутствовали как свидетели того, что делал он и о чем говорил. Петр подробно рассказал о беседе с Корнилием, в которой тот поведал о своем видении, о том, что ему было ведено послать людей в Иоппию и привести Петра, который научит их истине, благодаря чему он и все его домочадцы, родные и друзья могут быть спасены.
Он подробно изложил все события этой первой встречи с язычниками, говоря: "Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?"
Выслушав все это, ученики успокоились. Они убедились в том, что поведение Петра являлось непосредственным исполнением планов Божьих и что им нужно забыть прежние предрассудки и отказаться от сознания собственной исключительности перед Евангелием Иисуса Христа. "Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь".