УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ. |
Спасение - это процесс. Если у этого процесса есть начало (обращение), то должен быть и конец. Может ли человек переживший опыт духовного возрождения быть уверен в том, что он спасен? Является ли спасение решенным делом? Если да, то Существует опасность, что уверенность в спасении может вылиться в полное безразличие к своему духовному состоянию и в либеральный взгляд на нравственность, на моральные принципы. По вопросу уверенности в спасении есть разработаны две позиции: кальвинистская и арминианская. Но есть кое-что общее, что объединяет их. Прежде всего, и кальвинисты, и арминиане уверены в том, что Бог силен и верен Своим обетованиям. Второе, в чем сходятся эти две позиции - это то, что спасение не зарабатывается делами. Спасение - это дар Божий. Кальвинистская позиция Эта позиция выражена в Вестминстерском исповедании веры. Это документ был создан на ассамблеи в 1647 г., на которой решался вопрос о реорганизации церкви в Англии. На этой ассамблеи за основу бралась позиция Кальвина в противовес учению римо-католической церкви, в противовес позиции Арминия-еретика. Там мы встречаем позицию об уверенности в спасении, которая выражена в следующих словах. "Тех, кого Бог принял в Сыне Своем возлюбленном, призвав и освятив Своим духом, не могут никогда отпасть от состояния благодати, но будут сохранены до конца и на веки спасены". (17.1) Это положение гармонично со всей кальвинистской системой (предизбрание и предопределение). Предопределение означает уверенность в спасении. Не только логическая последовательность. Есть много библейских текстов, которые поддерживают это учение. 1 Петр 1:3-5; Рим.8:31-39; Фил.1:6 Бог обещает поддержку в искушениях Рим.14:4; 1Кор.10:13 Слова Самого Господа И.Христа Иоан.10:27-30 Абсолютная уверенность Павла 2Тим.1:12 Доктрина союза со Христом Иоан.15:1-11 Если мы тесно связаны со Христом, как можно думать о разрыве 1 Иоан.5:13 "... вы имеете жизнь вечную." Арминианская позиция. Впервые она была сформулирована в Дорте, Нидерланды, в 1618-1619 г.г. (Вестминстерское исповедание веры было своего рода реакцией на арминианскую позицию.) Мы не можем до конца быть уверенными в своем спасении. Окончательная участь человека решается только в момент смерти. Эта позиция тоже основывается на библейских текстах. Первая группа текстов, которая предупреждает об отступничестве или отпадении Матф. 24:3-14,Разве стал бы Иисус предупреждать своих учеников, если бы для них невозможно было отступить? Кол. 1:21-23, 1-Кор. 10:12, Евр. 2:1, Евр. 3:12-14, Конкретные примеры отступничества в Библии: - Саул избран Богом; - Анания и Сапфира (Деян. 5:1-11); - Именей и Александр (1-Тим. 1:19-20); - Именей и Филит (2-Тим. 2:16-18); - Димас (2-Тим. 4:10). Все это были верующие, которые отступили от своей веры. 3. Арминиане также цитируют тексты, которые побуждают верующих возрастать в вере. Евр. 6:11-12, 1-Кор. 9:27. Даже Павел мог потерять свое спасение. Арминиане используют два основных метода в формулировке своей позиции: 1. Они концентрируют внимание на текстах, которые ясно говорят о возможности отпадения от веры. 2. Они приводят конкретные примеры из библейского повествования и истории. Наконец, арминиане используют несколько практических возражений: - Кальвинистская позиция противоречит библейскому учению о свободе человека. Если человек предопределенный не может избрать отпадение, значит он не свободен. - Писание же, Арминий говорит, изображает человека свободным. Мы постоянно видим и слышим призыв: "изберите ныне..." Священное Писание представляет человека, как ответственного за свои действия. Решение проблемы. Есть ли истина в обоих этих взглядах? Или мы должны принять один из них? Чтобы разрешить эту дилемму, рассмотрим два ключевых библейских текста, которые представляют две, якобы исключающие друг друга позиции: Иоан. 10:27-30; Евр. 6:4-6. 1. "И не погибнут вовек". Иоанн использует здесь двойное отрицание? ?с сослагательным наклонением в аористе. Это подчеркивает невозможность погибели. Нет никакого шанса отпадения, погибели для овец Божьих. 2. Арминиане заявляют, что Евр. 6:4-6 очень ярко говорит о возможности отпадения. Ответ кальвинистов: а) эти люди никогда не были возрождены; б) речь идет о гипотетическом отступничестве. Но эти объяснения (во свете текстов 4 и 5) очень слабые. Контекст Евр. 6 гл. ясно говорит о том, что речь идет об уверовавших искренне. Возможность отпадения для искренне уверовавших реальна. Как примирить эти две позиции? Идея "постоянства" святых (Еф. 6:18). - постоянство - в Деян. 8:13 переведено, как "не отходил". Симон уверовал и не отходил (идея постоянства), но результат 8:20-22. Исторический контекст. - Прецедент для уверенности в спасении заложен уже в Иудаизме: многие верят, что ни один из сынов Израилевых не может войти в гиену и все обрезанные могут быть уверены в вечной жизни. - В истории ранней церкви мы видим очень жесткую позицию , связанную с отступничеством. "Да не будет найден никто из вас отступником". Гермес и Тертулиан заявляли, что после крещения возможно только одно покаяние. Киприан и др. - покаяние невозможно вообще после крещения. К 4 в. многие откладывали свое крещение на конец жизни, чтобы иметь меньше возможности отступить. Августин привносит совершенно новую тенденцию в вопрос нашего спасения. Отталкиваясь от концепции первородного греха и полной безысходности человека, Августин все приписывает благодати Божьей, работающей среди предизбранных ко спасению. От человека не ожидается ничего. То же Бог, который призывает человека, производит в нем отклик. Он же и наделяет его даром постоянного пребывания во Христе. Поскольку это дар Божий, он абсолютен и неизменен. Предопределенные ко спасению не могут отпасть. Как мы понимаем вопрос уверенности в спасении? Кальвинистская позиция может быть проиллюстрирована следующим образом: 1. Забор вокруг дома, чтобы ребенок не выбежал на дорогу и не попал под машину. В этой иллюстрации ребенок в безопасности, но он лишен свободы. Даже если бы он и хотел выйти на дорогу, он лишен этого выбора. 2. Родители учат своего ребенка и воспитывают его так, что ребенок понимает, какая опасность ему грозит и как важно быть осторожным. Этот ребенок в безопасности, но в отличие от первого, он свободен, за ним остается право выбора. Безопасность этого ребенка определяется не забором, а доверием своим родителям. Таким образом, говоря об уверенности в спасении, мы обязательно должны учитывать то, что в спасении участвуют двое: Бог и человек. Мы не можем сомневаться в Боге, в Его верности, в Его спасении. Именно уверенность в Божьем спасении сквозит в многочисленных текстах Библии. Когда же речь заходит о человеке, мы уже не так уверены в себе. Мы можем отступить, уйти, но не потому, что Бог не верен, а потому, что мы проявляем неверность. Мы можем быть уверены в своем спасении пока мы связаны со Христом, пока мы им живем и движемся, пока мы чувствуем свою полную зависимость от Него, пока мы ходим по его путям.
|