Ритуальная динамика |
В предыдущей главе нами был детально рассмотрен пасхальный ритуал. Имеет ли смысл так подробно рассматривать каждый из ветхозаветных ритуалов, что это даст? Относительно ритуалов богословы имеют разные точки зрения. Некоторые, например, считают, что принципиальное отличие богопоклонения в Ветхом Завете от поклонения в Новом Завете заключается в том, что Ветхий Завет требует от верующего исполнения многих ритуалов. Если в Новом завете Бог дает спасение по благодати, то в Ветхом Завете –человек для своего спасения должен был совершать целый ряд ритуальных действий и спасение его зависело от того, насколько ревностно он исполнял эти действия. Другие ученые говорят о том, что ритуалы Ветхого Завета свидетельствовали о примитивной культуре. Тогда, по их мнению, Бог обращался к человеку на доступном человеку уровне, и в связи с тем, что интеллектуальный уровень людей возрос, соответственно исчезла и необходимость исполнения ритуалов. Есть и третья сторона в этом споре, утверждающая, что сегодня Бог также требует соблюдения ритуалов во время поклонения. Однако ритуалы изменили свою форму и приобрели новый смысл. Все эти три точки зрения объединяет нечто общее, а именно, определение ритуала ,как механического, лишенного смысла набора действий. Вот характерная формулировка, которая принадлежит голландскому ученому Стаалу : «Ритуал- это система действий, звуков и т. д., которые связаны между собой определенными правилами, но по сути своей не имеют значения». Так ли это? Можем ли мы согласиться с тем, что ритуал-это какое-то бездумное действие, самой целью которого являлось исполнение правила или предписания? Давайте разберемся. Возьмем для начала небиблейский ритуал. В Вавилонский праздник Нового года в храме Эсагила жрец производит следующее действие: «Он окропляет храм водой из реки Тигр, а потом водой из реки Евфрат, потом звонит в медный колокол, после чего проносит кадильницу и факел через внутреннее помещение храма». Что это за действия? Совершается ли оно исключительно потому, что настал Новый год? Абсолютно нет. В следующей строке, которую мы не процитировали, говорит: «Он (жрец) очищает храм». Обратите внимание на слово "очищает". По действиям жреца мы видим, что окропления храма водой явно не достаточно для того, чтобы убрать из него грязь. Звук колокола, кадильница и факел также не напоминают инструменты для уборки. Не означает ли это, что даже в языческом ритуале ничего не совершается бесцельно, в нем играет большую роль смысловая сторона. И если мы видим, что даже языческие ритуалы в самом своем описании содержат символический аспект, то не целесообразно ли предположить, что библейские ритуалы тем более должны быть наполнены глубоким смыслом. В чем же смысл ветхозаветных ритуалов? Как их можно понять? Именно этим занимается такой раздел экзегетики[1], как "ритуальная динамика". Смысл ритуала, его значение, заложенное Самим Богом, можно, хотя бы отчасти, понять, только если систематически, шаг за шагом изучить каждое действие. Учитывая это, богослов Рой Гейн определяет ритуал следующим образом: «Ритуал – это система действий, связанных между собой определенными четкими правилами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Целью ритуала является установление взаимосвязи между грешным человеком и запредельным Святым Богом». Иными словами, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру. Рассматривая каждое действие ритуала именно таким образом, мы очень скоро откажемся от идеи противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Мы увидим, что ритуал — это не бездумное действие, самоцелью которого является достижение спасения по делам, но это акт веры, имеющий огромное значение для человека, совершающего его. Вот почему нам важно говорить не только о типологии Нового Завета в Ветхом Завете, но и Ветхого Завета в Новом, так как это поможет нам убедиться в том, что Бог неизменен. Он осуществляет задуманный им план спасения независимо от культуры и уровня развития человека. В ветхозаветных ритуалах Господь приоткрывает перед человеком завесу будущего, что позволяло израильтянину верою увидеть тогда то, что мы, христиане ХХ века, наблюдаем как свершившуюся историю. [1] Экзегетика – раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты.
|