Сделай по образу, какой показан тебе на горе. |
«Все, как Я показываю тебе, так и сделайте...» – говорит Господь Моисею и при этом действительно нечто ему показывает. Что же именно? Что видел Моисей? Что это был за образец, согласно которому он должен был построить святилище? Богословы по-разному отвечают на этот вопрос, и здесь мы рассмотрим наиболее распространенные мнения. 1. Господь показал Моисею миниатюрный план земного святилища, своего рода макет – он и являлся образцом. 2. Господь показал Моисею модель Небесного Святилища, его точную миниатюрную копию – и Моисей руководствовался этим образцом. 3. Моисей видел непосредственно Небесное Святилище, а не его копию, а затем получил от Бога подробные указания о том, как построить скинию земную. 4. Моисею было показано Небесное Святилище, а потом он сам запроектировал и построил земное святилище по образцу небесного 5. Моисей не видел ни земного, ни Небесного Святилища, он находился под особым вдохновением свыше, Бог внушил ему определенные впечатления, определенные идеи, и в результате этого соприкосновения с Богом Моисей и построил святилище. Порассуждаем над предложенными вариантами. Первое мнение предполагает, что Небесное Святилище не существует как таковое. Мы не можем согласиться с этим. В Новом Завете в Послании к Евреям и в Откровении и даже в Ветхом Завете Господь постоянно указывает авторам Священного Писания на Небесное Святилище. Самым ярким примером может быть книга Откровения 11 глава. В первом стихе Иоанн описывает поручение, которое дал ему Бог: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем». Если необходимо измерить какой-либо объект, несомненно, этот объект должен реально существовать. В Библии Бог часто предлагал измерение как доказательство непременного исполнения Своих обетований. Иезекиилю, находившемуся в Вавилонском плену Бог повелел в видении измерить храм, который надлежало построить после возвращения из плена. Бог хотел убедить Израильский народ в том, что избавление из плена грядет скоро. О каком храме идет речь в Откровении? Явно не об Иродовом. В 70 году он был разрушен. Значит возможны лишь два толкования: либо это небесный храм, либо это предсказание о строительстве третьего храма, которое до сих пор не исполнилось. Если для ультра ортодоксальных иудеев восстановление храма с его жертвоприношениями и ритуалами – единственная надежда, то для христианина нет никакого смысла верить в третий храм. Апостол в послании Евреям в 9 главе однозначно говорить о жертве Христа: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Ст 11-12 Ниже мы увидим, какие знания и представления о Небесном святилище имел израильский народ в Ветхом Завете. Вряд ли достоверно также и второе мнение о том, что Моисею была показана модель Небесного Святилища и он воспроизвел точную копию оного. Если бы это было так, то на небесном жертвеннике так же лилась кровь, и сам небесный храм был бы отделан козьей шерстью и бараньими шкурами. Конструкция и размеры скинии не должны были претерпевать никаких изменений, однако Соломонов храм существенно отличался от Моисеевой скинии размерами и постройкой. Когда мы читаем о том, как Соломон задумал построить храм, мы видим, что ему Бог показал образец храма, облако славы Божией наполнило храм так, как было это и при Моисее. Исходя из этого, мы не можем согласиться со вторым мнением. Нас не могут удовлетворить также 4 и 5 варианты, потому что оба эти объяснения сеют недоверие к Священному Писанию. Из них следует, что общение Моисея с Богом было лишь мимолетным эпизодом. Видел ли Моисей само Святилище и вдохновленный этим видением как поэт дал свою интерпретацию; либо он под впечатлением Божьего присутствия решил построить скинию – в любом случае возведение земного святилища – инициатива самого Моисея и воплощение его собственных замыслов. Такие выводы противоречат Библии и ставят саму Библию в один ряд с произведениями художественной литературы. Но мы видим, что Библия – это нечто большее, чем творение рук человеческих. Мы верим, что Библия есть прежде всего Слово Божье, лишь записанное руками человека. Писатели Библии могли выражать слова Библии на своем языке, но они ни в коем случае не добавляли к Божьим словам свои мысли, как об этом пишет нам апостол Петр: « Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2 Петра 1:21) Поэтому наиболее адекватным, скорее всего, является 3 мнение. Мы явно видим, что земное святилище отличается от Небесного. В Небесном Святилище наверняка нет покрова из бараньих шкур, не льется кровь жертв. Для нас является тайной, из чего же сделано Небесное Святилище. Некоторые богословы шутят, говоря о том, что знают, из каких материалов сделано Небесное Святилище. И когда заинтересованные студенты с нетерпением ждут версии, гипотезы, по которой можно было бы вести очередную дискуссию, они неожиданно получают ответ: «Небесное Святилище сделано из небесных материалов». В Священном Писании мы находим описание трех храмов: скинии Моисея, храма Соломона и храма, показанного в видении Иезекиилю. Отдельные сцены из книги Откровения также дают некоторое представление о Небесном Храме. Сопоставив все эти сведения, мы приходим к выводу, что основные «стратегические» элементы всех этих храмов совпадают. Во всех храмах есть: q Святое и Святое Святых q жертвенник q первосвященник q Ковчег завета q скрижали с заповедями q светильник q хлебы предложения q жертвенник для курения. Это говорит нам о том, что построенная Моисеем скиния не могла быть плодом его вдохновения, воплощением его собственных идей. Сам Господь был Автором и Архитектором скинии, а Моисей лишь творил Его волю, выраженную совершенно определенно. Несмотря на то, что нам недоступно познание многого, относящегося к небесной реальности, Бог открывает нам Свою волю в отношении к земной реальности. Эта воля была ясно изложена, когда Бог на горе Синай давал детальные указания Моисею обо всех предметах земного святилища вплоть до его размеров и технологии изготовления.
|