Экскурс: Небесное Святилище в Ветхом Завете |
Как было отмечено выше, Новый Завет вполне определенно говорит о существовании Святилища на небе. Мы также упоминали о том, что слово «тавнит» означает образец, модель чего–то реально существующего. Интересно, что в Септуагинте данное слово всегда переводится как «тюпос», что буквально означает «матрица», «отливочная форма». Исследователь Ричард Дэвидсон так описывает значение этого слова: «Отливочная форма включает пять основных пространственных и линейных динамических особенностей, а именно: 1. обладает конкретной реальностью; 2. сформирована по образцу некоего прототипа, существовавшего прежде; 3. функционирует как матрица для придания соответствующей формы конечному продукту; 4. конечный продукт всегда совпадает очертаниями, контурами этой изначальной формы; 5. антитип, однако превосходит конечный продукт в том, что осуществляет цель, для которой он предназначен. Как же представляли себе израильтяне эту незримую реальность? Знали ли они вообще о существовании Небесного Святилища? Для ответа обратимся сначала к древней ближневосточной культуре. Рассматривая этот вопрос, мы не можем пренебречь сведениями о культуре народов, среди которых существовали израильтяне. В представлении народов Древнего Востока жилище божества всегда ассоциировалось с высокой горой, связывающей небо и землю. Храм располагался на самой высокой горе. У многих народов храмовая гора называлась «горой Севера». Там находились «врата небес». Писатели Библии также использовали это выражение – «гора Севера», говоря о ней как о месте пребывания Бога Яхве. Посмотрите, например, Книге пророка Исаии, 14:13–14 стихи. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе собрания, на краю севера». (Перевод с оригинала). И параллельно этому 14 стих: «Взойду на высоты облачные...» «Гора Севера» находится на «высотах облачных». Там обитает Бог. Подобное описание находим и в псалме 47:2–4. «Велик Господь, всехвален во граде Бога нашего на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион. Она далеко на Севере. Там город великого Царя»(буквальный перевод). И далее: «Взойду на высоты облачные…» «Гора Севера» находится на «высотах облачных». Там обитает Бог. Ветхий Завет свидетельствует, что израильский народ вполне ясно представлял, что Бог обитает не где–то абстрактно в небе, но имеет конкретное жилище, или град (стих 4). Исследуя ближневосточные храмы и сравнивая их с Иерусалимским храмом, можно заметить ряд интересных особенностей. Языческий храм всегда состоял из двух этажей, и второй этаж опирался на колоны. Этот этаж был недоступен для простых смертных, ибо символизировал Небо – жилище богов. Зная это, можно представить, сколь страшной была катастрофа, описанная в книге Судей (16 глава), когда Самсон сдвинул колонны в храме Дагона и обрушился второй этаж. Смертельный ужас охватил филистимлян, когда они узрели «небеса», низвергающиеся на них. В храме Соломона также находились две высокие колонны: «Яхин» и «Вооз». Отличие этих колонн от колонн в языческих храмах заключается в том, что они ничего собою не поддерживали, а были направлены ввысь, в небо, как бы говоря всему языческому миру, что Бог Яхве не нуждается в земном жилище, ибо Его жилище реально находится на небе. В Ветхом Завете немало текстов, подтверждающих существование Небесного Храма и Святилища. Например, Псалом 67:35–36 (буквальный перевод). Здесь мы видим кульминационный параллелизм: «Воздайте славу Богу! Жилище Его – над Израилем, И могущество Его – на облаках». И как вывод из этой кульминации следует: "Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем". Или, один из наиболее ярких текстов - Псалом 17:7. Этот же псалом записан во 2 Царств 22 главе: «В тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». Из какого чертога слышит Господь голос Давида? Устаревшее слово «чертог», по-еврейски «гехаль», переводится как «храм». Это слово заимствовано из шумерского языка, и во всех семитских языках переводится как «храм верховного божества». Где же находится этот Храм, из которого отвечает Бог? 10 стих определенно говорит нам, что этот Храм находится на небе. Кто–то может заметить: «Все доказательства основаны на Псалмах? Ведь это поэзия, образный язык». И отчасти будет прав. Но лишь отчасти, поскольку поэзия европейская существенно отличается от поэзии семитской. Для Ближнего Востока характерна поэзия мудрости, когда самые важные истины выражаются в поэтической форме. Так, например, апостолы Иисуса Христа для доказательства Его мессианства и божественности также исключительно тексты из Псалмов. (См. Деян., 2 или Евр., 1). Итак, мы видим, что народ Божий издревле имел представление о Храме, Святилище небесном. А потому в глазах народа Божьего скиния, а после и храм вызывали две очень важные ассоциации. Во-первых храм олицетворял утраченный Эдем, во-вторых был моделью небесного чертога, где обитал Всевышний. Интересно что Новый Завет показывает как в конце времени оба эти образа сольются во едино. Описывая Новый Иерусалим Апостол Иоанн замечает следующее: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его…» (Откр 21:22). Когда человечеству будет возвращен утраченный рай сам Господь будет обитать на земле с людьми.
|