Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 06 октября 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Иезекииль Помазанный Херувим 28 главы Пророка Иезекииля и его роль в великой Борьбе
Помазанный Херувим 28 главы Пророка Иезекииля и его роль в великой Борьбе PDF Печать Email

I. ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении долгих времен христианской истории человек пытливо старался познать мудрость Божию прибегая к изучению Его Святого Писания. Эти попытки заслуживают нашего внимания, так как в них есть и победы, есть и еретические падения – опыт, который сам по себе не может быть плохим или хорошим, но лишь его результат. Тем не менее, в данной работе мы будем опираться на то, что предшествовало, а именно, истолкование книги пророка Иезекииля в Церкви Христовой. Основным вопросом для нас будет: кто такой помазанный херувим 28-ой главы пророка Иезекииля и его роль в великой борьбе?

 

A. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

В мире богословия существует довольно обширноое количество истолкований, комментариев книги пророка Иезекииля представленных различными школами и направлениями в теологии. Одни – крайне либеральны, другие – воинственны в отстаивании, третьи же - мистичны. Одним из мест, «яблоком раздора», является наш отрывок Иез. 28:1-19 – пророчество против начальствующего в Тире (1-10) и против царя Тирского (11-19). Вот лишь часть того большого, что нас будет волновать в данной работе. Проблема состоит в том, чтобы определить: царь Тира и помазанный херувим – это земное лицо или же небесное. Определив это мы сможем ответить на поставленный выше вопрос.

 

Б. Методология

 

Метод исследования, который будет употребляться нами – сравнительный и историко-грамматический анализ отдавая предпочтение данным, основанным на библейских текстах. Точная реконструкция событий книги Иезекииль едва ли возможна, так как мы имеем лишь ряд косвенных данных литературного и исторического характеров. Единственным прямым источником остаются библейские тексты.

 

В. Историографический обзор

 

Данный вопрос нашего исследования не нов. Множество ученых, богословов до нас неоднократно рассматривали существующую проблематику, делали свои научно-обоснованные исследования, выводы, приводя определенные доказательства и доводы. Мы подходим к этому исследованию, основываясь на базе трудов этих ученых, например:

 

1. Карл Г. Хауи – свободный взгляд

 

Вторая часть главы возвращает нас к истории творения и идиллистической красоте Эдемского сада, «сада Божия», куда был помещен Тир и где ему были даны все преимущества. Надо помнить, что нарочитое описание драгоценных камней символизирует данное царю богатое и бесценное наследие. Его охраняли херувимы (ангелы) [в русской Библии: «ты был помазанным херувимом»] и в течение какого-то времени Тир был «совершенен». Это, конечно, не описание простого человека из плоти и крови, а идеализированный портрет, воспоминание об Адаме в Эдемском саду (28: 12-15).

Падение города из беспорочного состояния отнесено за счет «обшиности торговли», по-видимому, пристрастие к материальной собствености. За это Бог сбросил, «низвергнул» Тир «как нечистого», и страж-херувим выгнал Тир, как и Адама, из его Эдема привелегий. Тир опять предан разрушению и его гордость и его прежняя слава обращены в пыль и пепел (28: 18-19);

 

2. Лопухин А. П. – православный взгляд

 

Одно из самых загадочных мест книги. Сравнивая Тирского царя с херувимом, пророк входит в такие подробности ветхозаветнего учения о херувимах, которые очевидно не сохранились до нас ни в Св. Писании ни в Св. Предании. «Ты был… херувимом». Букв. «ты херувим». «В приложении к Тирскому царю эти слова невероятная гипербола и свое истинное значение получает только тогда, когла мы предположим, что позади этого царя пророк созерцал первоночальные совершенство и падение одного из ангелов» (Глаголев А. А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах, 700). Если уму пророка, как то весьма вероятно, при написании этого отдела предносилось падение дьявола, то в Тирском царе он мог видеть как бы повторение и продолжение этого падения, которое едва ли можно представлять себе в узких рамках земного времени.

Тир представляет собой высшую ступень, до какой могла дойти земная, не только материальная, но и духовная, по крайней мере умственная жизнь. Следовательно он на земле тогда был действительно то, что херувим в мире. – «Помазанным»;

 

3. Отцы Церкви – консервативный взгляд

 

11-19 тексты применялись к сатане в третьем и четвертом столетии от Р.Х. отцами церкви: Тертуллиан, Ориген, Иоан Кассиан, Кирилл Иерусалимский и Иероним. Отсюда, консервативные позиции, приравнивание царя Тира и херувима на сравненнии с Ис.14:12-15. Это опыт ранней экзегезы в христианской вере посредством Священного Писания.

 

Такова проблема. Мы же попытаемся разрешить ее в постановке нашего вопроса, разрешить, прежде всего для себя, понимая при этом ограниченность данной работы определенными рамками и целями.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Херувим {ybiWrK в Писании

 

Термины "cherub" (ед.) и "cherubim" (мн.) встречаются более чем 90 раз в Еврейской Библии (и только однажды в Новом Завете в Евр. 9:5) относительно небесных существ. Хотя все эти ссылки находятся в ритуальных контекстах, что до природы этих странных существ, то не имеется никакой однозначности, если бы не факт, что они все являются крылатыми существами. Исходя из библейского описания херувимов его можно было бы разделить на две группы: те, которые были двойного измеренния - представленные в тканном узоре, или в барельефе; и тройного измерения, как живущие, перемещающиеся существа.

Херувим был поствлен Богом, чтобы охранять путь к деревву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку Ковчега Завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распрастертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святая святых стояли две огромные фигуры херувимов из оливкого дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6:23 и дал.). Кроме этого изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29. 32, 35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3 Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы назваются престолом Всевышнего (Пс. 79:2; 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над Ковчегом Завета, то он часто называется Богом «сидящем на херувимах» (1 Цап 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16).

Херувимы в видении Иезекииля – это жывые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеческими руками и четырьма крыльями, два из которых закрывают тело. В видении пророка Иезекииля херувимы вместе с четырьмя жывыми колесами образуют колесницу Господа. Они также подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22, 26,28; 10:18-20).

Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Чаще всего их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении, а также понимаются как защитники Ковчега Завета, являющиеся в то же самое время видимым основанием невидимого престола Господа, Его самыми близкими служителями.

В Иез. 28:11-19 царь тирский сравнивается с херувимом, который находился в Эдеме, в саду Божием и на Его св. горе, но был изгнан за свое высокомерие. Подобного сравнения в Писании больше не существует, Иез. 28 – единственное место. Именно здесь и начинаются проблемы интерпритации – одни толкователи усматривают буквального царя Тира, другие – картину низвержения сатаны. В следующей части нашей работы мы непосредственно каснемся этого вопроса интерпритации.

 

Б. Помазанный херувим: царь Тира или падший ангел?

 

1. Начальствующий и царь (28:1-19)

 

а. Начальствующий (1-10)

 

Царем Тирским тогда был Итобаал II, но так как царь в Тире пользовался незначительной властью и влиянием (в течение нескольких лет, в частности с 560 года Тиром правили судьи-князья) и ничего неизвестно о каких-либо поползновениях тирских, как и вообще семитских царей не только к обоготворению себя, но и к производству своего рода от богов, (подобно египетским фараонам), то правитель здесь берется в качестве представителя самого Тира. Таким образом самобоготворение, в котором пророк обвиняет Тирского правителя, эта та самая гордость, которая с другой стороны, с внешней, описана в 27 главе; здесь она рассматривается психологически, с внутренней стороны.

Помимо этого для обозначчения правителя пророк использует евр. нагид (dygInli 2) «начальствующий, правитель, князь». Этот принц вовссе не Бог, но человек, что видно из прямого подчеркивания во 2-ом и 9-ом текстах, а также это слово всегда используется в отношении человека, который является лидером/вождем/князем определенного народа. Ниже приведено несколько текстов с подобным содержанием.

 

NRS Daniel 9:26 After the sixty-two weeks, an anointed one shall be cut off and shall have nothing, and the troops of the prince who is to come shall destroy the city and the sanctuary. Its end shall come with a flood, and to the end there shall be war. Desolations are decreed.

 

26  И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

 

 aB'h; dygIn" ~[; tyxiv.y: vd,Qoh;w> ry[ih'w> Al !yaew> x;yvim' treK'yI ~yIn:v.W ~yVivi ~y[ibuV'h; yrex]a;w>

`tAmmevo tc,r,x/n< hm'x'l.mi #qe d[;w> @j,V,b; ACqiw>

 

NRS 2 Samuel 6:21 David said to Michal,"It was before the LORD, who chose me in place of your father and all his household, to appoint me as prince over Israel, the people of the LORD, that I have danced before the LORD.

 

21  И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;

 

dygIn" ytiao tWOc;l. AtyBe-lK'miW %ybia'me yBi-rx;B' rv,a] hw"hy> ynEp.li lk;ymi-la, dwID' rm,aYOw:

`hw"hy> ynEp.li yTiq.x;fiw> laer'f.yI-l[; hw"hy> ~[;-l[;

 

NRS 1 Kings 14:7 Go, tell Jeroboam,'Thus says the LORD, the God of Israel: Because I exalted you from among the people, made you leader over my people Israel,

 

7  Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля,

 

 ^n>T,a,w" ~['h' %ATmi ^ytimoyrIh] rv,a] ![;y: laer'f.yI yhel{a/ hw"hy> rm;a'-hKo ~['b.r'y"l. yrIm.ai ykil.

`laer'f.yI yMi[; l[; dygIn"

 

NRS 1 Chronicles 13:1 David consulted with the commanders of the thousands and of the hundreds, with every leader.

 

1  И советовался Давид с тысяченачальниками, сотниками и со всеми вождями,

 

`dygIn"-lk'l. tAaMeh;w> ~ypil'a]h' yref'-~[i dywID' #[;W"YIw:

 

NRS Job 31:37 I would give him an account of all my steps; like a prince I would approach him.

 

37  объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем.

 

`WNb,r]q'a] dygIn"-AmK. WNd,yGIa; yd;['c. rP;s.mi

 

б. Царь (11-19)

 

Содержанние этих текстов изобилует аллюзиями на Быт. 2, 3 гл. и историю Рая. Видна двойная связь с грехом и гордостью, которые как Адам, так и Тир имели в себе виной, однако не все понятно в том, что рисует Иезекииль, каково значение изложенного пророчества. Эдем представлен в двух аспектах, как сад Божий (13) и как Святая гора Божия (14, 16), но эти концепции не найдены полностью в кн. Быт. Центральной личностью этой части повествования является Царь – евр. мелек %l,m, Обычное слово, которое Иезекииль использует 20 раз, но ни разу в отношении царей Израильских, это говорит о том, что Израиль, как государство больше не существует, но Господь есть истинный Царь. Ниже приводится несколько подобных текстов.

 

NRS Ezekiel 17:12 Say now to the rebellious house: Do you not know what these things mean? Tell them: The king of Babylon came to Jerusalem, took its king and its officials, and brought them back with him to Babylon.

 

12  скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? - Скажи: вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привел их к себе в Вавилон.

 

 ~T,[.d;y> al{h] yrIM,h; tybel. an"-rm'a/

 xQ;YIw: ~l;iv'Wry> lb,B'-%l,m, ab'-hNEhi rmoa/ hL,ae-hm'

`hl'b,B' wyl'ae ~t'Aa abeY"w: h'yr,f'-ta,w> HK'l.m;-ta,

 

NRS Ezekiel 26:7 For thus says the Lord GOD: I will bring against Tyre from the north King Nebuchadrezzar of Babylon, king of kings, together with horses, chariots, cavalry, and a great and powerful army.

 

7  Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом.

 

 aybime ynIn>hi hwIhy> yn"doa] rm;a' hko yKi

 ~ykil'm. %l,m, !ApC'mi lb,B'-%l,m, rC;ar,d>k;Wbn> rco-la,

`br'-~[;w> lh'q'w> ~yvir'p'b.W bk,r,b.W sWsB.

 

NRS Ezekiel 28:12 Mortal, raise a lamentation over the king of Tyre, and say to him, Thus says the Lord GOD: You were the signet of perfection, full of wisdom and perfect in beauty.

 

12  сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.

 

 rAc %l,m,-l[; hn"yqi af' ~d'a'-!B,

 tynIk.T' ~teAx hT'a; hwIhy> yn"doa] rm;a' hKo AL T'r>m;a'w>

`ypiyO lylik.W hm'k.x' alem'

 

NRS Ezekiel 29:2 Mortal, set your face against Pharaoh king of Egypt, and prophesy against him and against all Egypt;

 

2  сын человеческий! обрати лице твое к фараону, царю Египетскому, и изреки пророчество на него и на весь Египет.

 

 %l,m, h[or>P;-l[; ^yn<P' ~yfi ~d'a'-!B,

`HL'Ku ~yIr;c.mi-l[;w> wyl'[' abeN"hiw> ~yIr'c.mi

 

NRS Ezekiel 37:24 My servant David shall be king over them; and they shall all have one shepherd. They shall follow my ordinances and be careful to observe my statutes.

 

24  А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.

 

 dx'a, h[,Arw> ~h,yle[] %l,m, dwId' yDIb.[;w>

 Wf['w> Wrm.v.yI yt;Qoxuw> WkleyE yj;P'v.mib.W ~L'kul. hy<h.yI

`~t'Aa

 

Царь изображен подобно совершенному изначально Человеку или Адаму, но он одет в драгоценные камни, которые первосвященник носил на нагруднике (Исх. 28:17-20). Массоретский текст использует только девять из них, но LXX дает все двенадцать, возможно это более верно. О нем сказано, что он так же есть «печать совершенства» – полнота всякой меры, «полон мудрости» и «венец красоты» и т.д. Кто же этот Царь? Князь ли Тира (1-10) или небесное существо?

 

2. Херувим (28:11-19)

 

Для того, чтобы признать помазанного херувима земным царем Тира есть ряд определенных трудностей:

 

а). двойной адресат:

первая часть 28-ой главы адресуется князю Тира (dygIn"), явному физическому лицу, о чем уже говорилось выше;

вторая – царю Тира (%l,m,), что в корне отличается по употреблению этого слова;

б). природа царя Тирского:

довольно сложно сказать, что Итобаал II по природе своей есть та самая печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, исходя из историко-грамматического анализа текста, в частности, слова херувим ({ybiWrK]);

в). место пребывания херувима:

в 13 и 14 т. пророк объединяет два образа, символизирующие место пребыванния Бога, - сад (Быт. 2-3 гл.) и гору (Исх. 19:23; Втор. 33:2; Пс. 42:3; Отк. 21:10), то место, где до изгнания обитал херувим, место, явно вне рамках земли, города Тир;

г). драгоценные камни:

замечательно, что и в книге Быт. 2:12 драгоценные камни ставятся в связь с местностью рая, а в Иез. 1 с явлением херувимов;

д). должность:

тот факт, что херувим был помазан, носил нагрудник с драгоценными камнями и осенял, говорит о совершавшем им служении во святилище небесном – святая гора (Исх. 30:22-33; 40:35; Пс. 14:1).

 

Исходя из выше сказанного мы делаем вывод, что царь Тира это не его земной князь, правитель, а небесное создание – херувим.

 

 

3. Падший ангел

 

ОТКРОВЕНИЕ 12

ИСАИЯ 14

ИЕЗЕКИИЛЬ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7  И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

 

8  но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

 

9  И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12  Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

 

 

 

 

 

13  А говорил в сердце своем: `взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

 

14  взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'.

 

15  Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

 

 

 

 

16  Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: `тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,

 

 

 

13  Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;

 

14  Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

 

15  Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

 

16 внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

 

17  От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.

 

 

 

18  Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.

 

 

 

19  Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки

 

Данная таблица позволяет сделать анализ текстов затрагивающих тему грехопадения – падение сына Зари, Люцифера, помазанного херувима. Это тот ангел, который злоупотребил своей свободой, возгордился. Тот ангел, который был близок к Богу, кто был почитаем Богом и кто в своем могуществе и славе стоял превыше всех небожителей. До своего падения Люцифер был первым осеняющим херувимом, святым и непорочным. Теперь же его имя несет в себе черты его падения: еврейское имя Цор rco/rAc (Тир) возможно переводить как бесчинство, беда. Царь Тира – царь всякого бесчинства, всех бед. Помазанный херувим 28 главы Иезекииля – падший ангел, дьявол и сатана.

 

В. ПОМАЗАННЫЙ ХЕРУВИМ 28 ГЛАВЫ ИЕЗЕКИИЛЯ –

ЕГО РОЛЬ В ВЕЛИКОЙ БОРЬБЕ

 

Отрывок, который был нами исследован – типологичен. Тир на востоке того времени – земной рисунок. Тир небесный – есть его типология. Правитель в этом городе – тот самый херувим. Подобную типологию можно увидеть в Дан. 10:12-13. Также важно помнить, что типологическое пророчество никогда не относиться к личности, но к системе.

Борьба между Христом и сатаной, породившем грех, есть часть нашей повседневной жизни. Мы к сожалению ее невольные участники. Вся история прошлого отмечена неизменной ненавистью к принципам закона Божьего, постоянными попытками выдать ложь за истину, закон Божий подменить человеческими уставами, заставить людей преклоняться перед творением, а не перед Творцом. На протяжении всех столетий сатана с неизбывной энергией и решительностью старался в ложном свете показать Бога, представить людям искаженный образ, вместо любви внушить страх и ненависть к Нему; он настойчиво стремился к устранению Божественного закона и подталкивал людей к освобождению от его требований; он с неумолимой яростью преследовал тех, кто сопротивлялся обману. Этим же духом проникнута и история пророков.

В великой завершающей борьбе сатана будет использовать свои прежние методы: он проявит тот же дух, как и в прежние века. То, что происходило в прошлом, повториться вновь. Происки сатаны станут еще коварней, его нападения еще более решительны.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы поставили цель ответить на вопрос: кто такой помазанный херувим 28 главы Иезекииля и какова его роль в великой борьбе. Помазанный херувим – это падший ангел Люцифер, тот кто стал источником всякого зла в мире и великой борьбы между добром и злом. Подобно тому, как небо было очищено от его оскверняющего присутствия, так и земля будет освобождена от его растления в свое время.

Понимая всю ограниченность данного исследования, мы оставляем право оспаривания за каждым лично. Считаем, что работа завершена, так как поставленная цель - достигнута.