Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
Следственный суд в книге Даниила PDF Печать Email

                                                                                          1.      Значение суда в книге Даниила.

 

            Тема суда – тема особенного значения для книги Даниила. В центре всей книги находится 7 глава, и в ее хиастической структуре центр – суд (Жак Дюкан). Суд – важная весть книги. Для Даниила суд – особо важное событие, потому что именно оно приводит к избавлению народа Божья. Воспоминания о Данииле в Библейской традиции связаны всегда с судом (Иез.14:14-20, 13; Матф.24:15-21).

            Суд заключает в себе надежду всего мира, потому что он направлен на спасение угнетенного и победу над врагом. Суд всегда заканчивается спасением.       

            Тема суда проходит через всю книгу. Уже с самых первых стихов, с самого начала книги (1гл.) мы сталкиваемся с судом: Вавилонский плен Израиля – это результат воспитующего суда Божия, исполнение судов завета (Лев.26:31-33; 2Пар.36:13-16, 18, 21). Заканчивается книга также вестью о суде, дающей надежду – Бог будет победителем, можно смело довериться Ему, угнетатель будет наказан, народ Божий – «святые Всевышнего» спасен (12гл.). И в сердце книги Даниила (7гл.) – суд, представленный в двух аспектах: негативный (7:26) по отношению к власти, угнетающей Божий народ и восставшей против Самого Бога, представленной малым рогом, и позитивный (7:27) для святых, которые будут оправданы и наследуют Царство Божье.

2.      Время и место суда.

 

            Вопрос, волнующий Даниила, святых, так как это вопрос спасения – это вопрос: Когда? Доколе? Когда будет положен конец страданиям, несправедливости? Сколько ждать еще? И ответ отсылает вопрошающих к событию, которое произойдет в конце времен–суду: «Блажен, кто ожидает и достигнет» [суда] (12:12) – в этом надежда.

            Даниил несколько раз слышит этот вопрос «Доколе?», и сам спрашивает о том же (12:6, 8,12; 8:13), и слышит ответ мужа в льняных одеждах (12:6; 10:5; 12:1 – Михаил): «совершится это к концу времени и времен и полу времени» (12:7). Упоминание этого выражения возвращает нас к той же 7 главе, где мы встречаем ее раньше,  именно в контексте суда.

            Итак, Дан. 7 – глава дающая наиболее полную информацию о суде (8гл. лишь указывает на дату начала и называет событие, что произойдет). Дан.7гл. указывает на период, когда этот суд произойдет. Описывает его и показывает результаты этого суда.

             С темой суда в 7гл. мы встречаемся в контексте описания 4-го зверя (7-12ст.). Здесь суд прежде всего относится к истории небольшого рога. За преступные деяния восстания против Бога, Его народа и всего святого (8, 21, 25ст.), в результате суда, «малый рог» будет лишен всякой власти (9-11; 21,22; 25, 26). При внимательном изучении 7гл. легко увидеть определенную очередность событий истории, представленных в видении, причем описание событий времени малого рога повторяется трижды, что указывает на важность этого:

                                                    Лев – Вавилон

                                                    Медведь – Мидо-Персия

                                                    Барс – Греция

                                                    Дракон – Рим

                                                              Малый рог

                                                              Суд

                                                              Царство

            Итак, суд начинается на фоне войны и угнетения (7:21-22)  и отнимает власть у малого рога, и происходит до установления Царства Божия –2-го Пришествия Христа.

«суд дан был святым Всевышнего» (7:22), или ради святых» – они не участвуют в суде, потому что они еще находятся на земле, а суд проходит на небе над малым рогом в пользу святых, отнимая у него власть, и над святыми, оправдывая и спасая.

            Возможно предположительно определить и время суда. Ст.25 – Власть малого рога продлится в течение периода «времени и времен и полу времени», который равен 3.5 пророческим годам, или 1260 годам буквальным. Суд начнется после периода в 1260 лет, т.е. некоторое время спустя после 1798 года (538+1260=1798). Это же время начала суда подтверждается и в 12го. Дан. ст. 11,12. Суд предшествует 2-му пришествию Христа, отнимая власть у малого рога, осуждая его, передает царство святым.

 

3.Следственный суд. Суть и цель следственного суда.

 

A.              Даниила 8 и суд.

 

Дан 8 повторяет, дан.7 с некоторыми уточнениями  и дополнениями. В очередности, лишь представленными в других символах:

                                                         Дан.7                            Дан.8

                   Вавилон                       Лев                     

                   Мидо-Персия              Медведь                       Овен

                   Греция                          Барс                              Козел

                   Рим                               Дракон               

                   Европа                         10 рогов                       4 рога

                   (папство)                      Небольшой рог           Небольшой рог

                                                         Суд                               Очищение святилища

                                                         Царство

            Итак, очищению святилища в Дан.8 соответствует суд происходящий на небесах, из Дан.7. Суд на небе и очищение святилища, исходя из очередности событий, параллелей (Вербальных, концептуальных, тематических), представленных в видениях 7 и 8 глав книги – это одно то же событие, которое происходит до 2 Пришествия Христа (до установления Царство Божья), отнимает власть у небольшого рога, спасает святых, оправдав их, и устанавливает царство Бога.

            Дан.8:14 и 9 глава указывают нам точную рогу начала этого суда на небе, или очищения святилища. Период в 2300 вечеров-утр (дней), или лет заканчивается в 1844 году.

            Дан.8 параллельна Дат.7 в своем повествовании: те же царства, та же очередность, та же весть в центре – суд, несущий спасение. Но сразу обращаешь внимание на то, что некоторые царства в пророческой картине отсутствуют, а присутствующие представлены другими символами: Овен – Мидо-Персия, Козел – Греция, и общий символ для видений двух глав – небольшой рог со схожими описаниями.

            Даниил опускает великие Царство – Вавилон, Рим, и оставляет менее значительные – Мидо-Персию, Грецию с определенной и особенной целью. Именно по этой же причине в ведении вводятся новые символы царств, изменяются с диких и нечистых животных на домашних и чистых, чтобы сосредоточить внимание не на царствах, а на самих животных. Все это делается с целью создания для нас контекста, настроения Киппура – Дня искупления, в который в Израиле происходило очищение святилища, на что в видении также указано (8:14).

            В видении 8гл. явно присутствуют культовые элементы еврейского праздника Киппура. Овен и козел – жертвы за грех и для очищения святилища. Еврейское слово «сар», переведенное как Вождь (8:11) и Владыка (8:15), во многих местах Библии используется для обозначения первосвященника (1Пар.15:12; 24:25; Езд.8:24). В самой книге Даниила это слово относится к Михаилу (10:5, 13, 21; 12:1), льняные одежды которого указывают на то, что он исполняет обязанности первосвященника в День Киппура (Лев.16:4). А при переходе к следующей сцене уже  не остается никаких сомнений, что речь идет о Киппуре. У Вождя воинств отнята ежедневная жертва (тамид) и поругано Его святилище, место святыни Его (мэкон микдаш) – осквернение

Святилища налицо (8:11). В 8:13 повторяется это же идея осквернения святилища, которое нуждается теперь в очищении, что и произойдет по окончании 2300 вечеров – утр, или лет (8:14). Очищение Святилища в еврейском культе происходило только один раз в году – в День Киппура.

 

B.                Левит 16 и суд (Киппур) в Даниила 8.

 

Но вопрос в том, чем было осквернено святилище, и от чего его необходимо очищать? Чтобы понять это, Даниил обращает наше внимание на Киппур земного святилища.

 

§  Связь Даниила 8 и книги Левит

 

Чтобы понять сущность очищения небесного святилища, нам нужно обратиться к этому же событию, но происходившему в земном святилище. Для понимания очищения святилища в Дан.8 нам необходимо исследовать этот вопрос в книге Левит, с которой Дан.8 связана терминологически (Даниил использует общие слова, связанные со служением во святилище, и с самим святилищем), концептуально (Даниил не объясняет культовых терминов, используемых в видении 8гл., подразумевая, что читатель знаком с богослужебной системой, описанной в книге Левит), идейная (Киппур).

            Использование этих слов в равной степени можно отнести как к земному, так и к небесному святилищу. Однако упоминание о Вожде (8:11) показывает, что пророка больше тревожит небесное святилище. Кроме этого, во время появления небольшого рога земного святилища уже давно не существует – оно было разрушено еще в 70г. н.э. В Дан.8:14 речь идет о небесном святилище. В пользу этого говорит еще и тот факт, что небольшой рог своими действиями. Искажения и сокрытия истины о спасении, осквернения святилища, покушается лишь на служение в первом отделении – во Святом, Второе же отделение святилища для него недоступно, так как к тому времени служение во Святом Святых еще не началось, а будь это земное святилище, то и Второе отделение было бы осквернено.

 

§  День искупления и очищение святилища в Левит 16.

 

Киппур, День искупления, описанный в левит 16 поможет понять сущность небесного Киппура, о котором говорится в Дан.8:14.

            В День Искупления святилище очищалось особыми обрядами, но от чего оно очищалось?

            Осквернение святилища происходило в нескольких случаях внесения греха через жертвы, или путем пренебрежения их (пэша) во внутрь святилища, и осквернялось оно в том смысле, что содержало эти грехи.

            В течение года, исповедуемые грехи, через жертвы вносились во святилище и находились там до конца года – до Дня искупления, в который происходило очищение святилища и окончательное удаление грехов из среды народа Израильского, и из места присутствия Бога – из святилища.

            Лев. 16:16 – об очищении святилища: «и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от восстаний их, во всех грехах их». Очищение – основная цель ритуала. Всякий грех для своего окончательного уничтожения, должен был быть перенесен во святилище. На протяжение всего года грехи Израильского народа символически переносились во святилище, скапливаясь там. В конце года наступал День искупления, который наглядно иллюстрировал процесс уничтожения грехов во всех их проявлениях.

            Итак, во-первых, святилище очищалось от «нечистот» – по-еврейски «тамэ», конкретно говорит о ритуальных нечистотах. Это первое, на что хочет господь обратить внимание Израильского народа. Все те мучительные болезни, за которые следовало приносить очистительные жертвы, все те случаи, когда человеку приходилось соприкасаться со смертью, сам смерть и болезни в этот день должны были быть уничтожены. Это было важной иллюстрацией для израильтянина. Кровь козла, принесенного в жертву за весь народ, занесенная во Святое Святых, теперь изглаживала все эти проблемы. Как об этом пророчески писал Исаия: «Он понес наши болезни» (53:4). Но этот день не просто напоминал израильтянам еще раз о заместительной жертве Иисуса Христа, взявшего на себя наши болезни и смерть. Наблюдая за ритуалом, человек мог наглядно себе представить тот далекий решающий день, когда Искупитель мира придет и «восставит распадающуюся кожу» (Иов.19:16). Эта надежда согревала сердца израильтян, когда смиряя себя, готовились они ко Дню искупления.

            Последнее выражение «от грехов их» тоже имело важное значение. Не только от последствий греха избавлялся человек в этот день, но и от всех греховных наклонностей он должен был быть очищен.

            Оба эти слова, «нечистоты» и «грехи», говорят о важном смысле Дня искупления. День этот антитипически указывал на новое творение. Человек, избавленный от греха, есть тоже «новое творение» (2Кор.5:17). Иными словами, здесь мы снова видим, что типологическое исполнение дня искупления простирается далеко за события на Голгофе.

            Однако есть еще одно слово в «формуле очищения» (как богословы называют 16стих 16главы Левит) – «от восстаний их». Еврейское слово «пэша», употребленное здесь, обозначало осквернение святилища, открытое поношение имени Божьего и восстание против Него. И даже эти тяжкие грехи изглаживались в день Искупления, но уже не посредством нового творения, а судом Божьим. Вот так выражает свое видение этой истины Иов: «убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (19:29).

             Святилище оскверняется тогда, когда в него приходит оскверненный человек (пренебрегающий средствами очищения), или когда оно используется для поклонения идолом и ложным богом. Святилище оскверняется, когда люди открыто и дерзко нарушают завет, отвергают закон Божий и в то же время хотят наслаждаться благословениями Божьими. Святилище осквернял именно Израильский народ, так как у него был доступ к святилищу. Это осквернение святилища (пэша) удаляется не ритуальным очищением, а смертью того, кто осквернил его.

            Все эти детали, повторились в преступных действиях небольшого рога, оскверняющих святилище (пэша). За грех «пэша» в святилище не было жертвы, а удалялся грех из святилища смертью согрешившего, и отказывавшегося от пути спасения, предложенного Богом. Поэтому по решению небесного суда небольшой рог за свое нечестие теряет власть м будет сокрушен (Дан.7:11, 26; 8:25), расплачиваясь за свой грех «пэша» собственной смертью.

            Принимая участие в ритуале искупления, израильтянин оком веры видел грядущий последний день, в который Господь сотворит все заново и произведет Свой последний эсхатологический суд над всяким нечестием.

 

·         Осквернение святилища и Святость Божья

 

Осквернение святилища, от которого оно очищалось в день примирения, было результатом переноса греха с грешника на святилище через жертву. Во святилище переносились грехи только того, кто смирял себя пред Господом, просил прощения и приносил жертву. Нечистота переносилась во святилище и оскверняла его в том смысле, что находилась в нем. То, что грех переносился в Божье жилище, означало, что Бог желал простить исповеданные грехи Его народа, чтобы продолжать жить среди него.

            Осквернение святилища – результат Божьего прошения, цель которого сохранить кающегося грешника. Прощая грешника, Бог позволял грезу очутиться в самом Его присутствии. Но это вовсе не значит, что Бог примирился с грехом. Он оставляет грех в Своем присутствии до времени, что не оскверняет Его никоим образом. Грех и нечистота оказывались под Его контролем.

            В день примирения нечистота удалялась от присутствия Бога, из Его святилища. Это подтверждало то, что между святостью и нечистотой нет ничего общего. Нечистота чужда природе Яхве, и Сам Господь возлагает ее на Азазеля, сатану, зачинщика греха. Перед нами культовое Богооправдание – ритуал, оправдывающий Бога. Несмотря на то, что Яхве прощает грехи Своего народа, Он остается Святым и потому может призывать к святости Израиля (Лев.19:2).

 

·         Очищение святилища в Даниила 8:14

 

Итак, в Дан.8:14, в видении показано событие, которое произойдет на небесах. Все прощенные грехи скапливались все время в небесном святилище, и теперь в 1844 году начался процесс очищения (НИЦДАК) святилища (Дан.8:14) от всех этих грехов.

Еврейское слово «НИЦДАК» означает, быть оправданным, быть объявленным праведным, быть очищенным, реальное прощение греха Богом без ритуала. Объявление о праведности и очищение от греха – это одно и то же (Ис.53:11 – используются, как синонимы).

            Итак, в небесном святилище происходит очищение (суд), оправдывающее Бога, подтверждая Его справедливость и милость, которое удаляет грех из жизни народа Божья, исследуя их жизни и очищая их, и возлагает ответственность за грехи, преступления на их главного виновника – дьявола.

            Вопрос «Доколе» получает ответ из уст Самого первосвященника небесного Киппура, происходящего сегодня, настоящей реальности (Дан.8:14; 12:7, 11, 12). Небесный суд – основание надежды верующих, ожидающих спасения, противостоящих силам, тьмы, это суд, несущий им оправдания, спасение и готовящий для них царство. «Блажен, кто ожидает» этого времени, «и достигнет» начала суда – звучит голос небесного Первосвященника, Спасителя (12:12).

            Очищение земного святилища было также символом окончательного очищения мира от греха и всех его последствий. Таким образом, суд готовит Богу народ, очищая его и готовит землю для этого очищенного народа, через новое творение.

 

 

 

 

 

 

4.Выводы:

 

1.      Суд – важная весть книги Даниила, имеющая прямое отношение к нам.

2.      Суд – (следственный суд) происходит после 1844года и предшествует 2-му Пришествию Христа.

3.      Суд очищает святилище:

a)      Оправдывает Бога, как святого и непричастного греху, справедливого и прощающего.

b)      Готовит народ, избавленный от греха и страданий, прощенный и оправданный, к новому царству.

c)      Через новое творение готовит землю, избавленный от мрака и смерти, очищенный мир, для очищенного народа.

d)     Возлагает ответственность за грех на его зачинщика – Азазеля, дьявола.

Для нас Киппур, Следственный суд означает осознание реальности Божьего суда, побуждает остановиться, обдумать жизнь свою и изменить ее – покаяние. Обетование творения дает серьезное основание для надежды. Мы ожидаем реальных изменений, без которых невозможно настоящее спасение. Для моего спасения Богу необходимо преобразовать мир и меня самого.

Весть Даниила 7,8олав и всей книги относится к нам и призывает нас к истинному поклонению Богу, как Судье и Творцу, которое должно быть восстановлено в последние дни (Откр.14:7) – осознание реальности Божьего суда и веру в творение. Истинное поклонение – это не участие в обрядах Киппура, а вера в то, что эта долгая война против зла, страдания и смерти наконец закончится, и Бог одержит в ней победу.

 

 

 

 

 

Ритуал очищения святилища:

1.      Принесение всесожжения за священников.

2.      Принесение в жертву тельца за священников.

3.      Кропление кровью тельца во святом святых на «кафорет».

4.      Жребий двух козлов.

5.      Принесение одного козла в жертву за грех всего народа.

6.      Кропление кровью козла на «кафорет» во святом святых.

7.      Очищение кровью козла скинии собрания.

8.      Очищение жертвенника.

9.      Возложение рук на второго козла.

10.  Увод второго козла в пустыню.

11.  Принесение праздничного всесожжения (Чис.29).

12.  Завершение ритуала омытием одежд.

 

Использованная литература:

·         "Глубины пророчеств", 1,2 т.

·         "Стенание земли", Ж. Дюкан

·         "1844. Это легко объяснить"

·         Конспект лекций "Доктрины IV"