Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 15 июля 2024
2 300 вечеров и утр PDF Печать Email

 

 

      Библейское обоснование учения  о 2300 вечеров и утр согласно Дан. 8:14.

  

    (К вопросу о новых возражениях против учения АСД)

 

        

      Неожиданно появилось новое учение среди группы верующих  в Нижнем Новгороде.  Они сомневаются в том, что пророческий период 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) начинается в 457 г. до Р.Х., как это понимает наша церковь во всем мире. Они утверждают, что начало 2300 вечеров и утр -  это “отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни Его”, а начало 70 седмин совсем другое: “повеление о восстановлении Иерусалима.” Таким образом, это разные сроки и разные события. приуроченные к ним. Нужно сказать, что некоторые из них старались довольно основательно разобраться в этом пророчестве, изложенном в 8-й главе Даниила. Во всяком случае, их рассуждения расходятся и с общепринятым у ряда протестантов и православных истолкованием этого пророчества, которые “опустошительное нечестие” и “мерзость запустения” относят ко времени Антиоха 1У Эпифана, т.е. к 167 - 164 гг. до Р.Х. Они верно  отмечают, что “опустошительное нечестие” относится ко времени после смерти Христа. В своем письме они утверждают: “Единственное, что может быть приемлемым в качестве оправдания ее (доктрины о 2300 вечерах и утрах, как об этом учат АСД) - это логическое разрешение всех противоречий ее с Писанием.”

 

Итак, нельзя не согласиться и с таким замечанием: “У любого пророческого периода есть не только конец, но и начало. Также дается наполняющее его содержание.” Вот эта последняя мысль и должна быть нами детально продумана и проверена Св.Писанием. Надо учесть всю пророческую информацию, в которой подается пророчество “об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы.” (Дан. 8:13)

 

1. Оно  действительно  входит в состав периода в 2300 вечеров и утр. Думаю, что обе стороны с этим согласны.

 

2.   Для начала отметим, что в дальнейшем есть еще более ограничивающий срок этого пророчества: “Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.” (Дан. 12:11)

Итак, мы имеем два пермода в которые помещено одно и то же пророчество. Это, во- первых, больший период - 2300 вечеров и утр (Дан. 8:13-14)  и, во- вторых, меньший период -  1290 дней. (Дан. 12:11)  Вполне  очевидно, что если одинаковое по содержанию пророчество размещено в двух временных периодах, то меньший период должен быть размещен в большем, т.е. 1290 дней это часть 2300 вечеров и утр.

 

Необходимо учесть следующие моменты:

 

1.  Этот период (1290 дней) занимает место после распятия Иисуса Христа и, естественно, после 70 седьмин Дан. 9:24-26.

 

2. Смерть Иисуса Христа входит в пророческий период 70 седьмин ( 490 лет).

 

Вопрос:  Входит ли смерть Иисуса Христа в период 2300 вечеров и

                утр ?      Библейское обоснование учения  о 2300 вечеров и утр согласно Дан. 8:14.

  

    (К вопросу о новых возражениях против учения АСД)

 

        

      Неожиданно появилось новое учение среди группы верующих  в Нижнем Новгороде.  Они сомневаются в том, что пророческий период 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) начинается в 457 г. до Р.Х., как это понимает наша церковь во всем мире. Они утверждают, что начало 2300 вечеров и утр -  это “отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни Его”, а начало 70 седмин совсем другое: “повеление о восстановлении Иерусалима.” Таким образом, это разные сроки и разные события. приуроченные к ним. Нужно сказать, что некоторые из них старались довольно основательно разобраться в этом пророчестве, изложенном в 8-й главе Даниила. Во всяком случае, их рассуждения расходятся и с общепринятым у ряда протестантов и православных истолкованием этого пророчества, которые “опустошительное нечестие” и “мерзость запустения” относят ко времени Антиоха 1У Эпифана, т.е. к 167 - 164 гг. до Р.Х. Они верно  отмечают, что “опустошительное нечестие” относится ко времени после смерти Христа. В своем письме они утверждают: “Единственное, что может быть приемлемым в качестве оправдания ее (доктрины о 2300 вечерах и утрах, как об этом учат АСД) - это логическое разрешение всех противоречий ее с Писанием.”

 

Итак, нельзя не согласиться и с таким замечанием: “У любого пророческого периода есть не только конец, но и начало. Также дается наполняющее его содержание.” Вот эта последняя мысль и должна быть нами детально продумана и проверена Св.Писанием. Надо учесть всю пророческую информацию, в которой подается пророчество “об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы.” (Дан. 8:13)

 

1. Оно  действительно  входит в состав периода в 2300 вечеров и утр. Думаю, что обе стороны с этим согласны.

 

3.   Для начала отметим, что в дальнейшем есть еще более ограничивающий срок этого пророчества: “Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.” (Дан. 12:11)

Итак, мы имеем два пермода в которые помещено одно и то же пророчество. Это, во- первых, больший период - 2300 вечеров и утр (Дан. 8:13-14)  и, во- вторых, меньший период -  1290 дней. (Дан. 12:11)  Вполне  очевидно, что если одинаковое по содержанию пророчество размещено в двух временных периодах, то меньший период должен быть размещен в большем, т.е. 1290 дней это часть 2300 вечеров и утр.

 

Необходимо учесть следующие моменты:

 

1.  Этот период (1290 дней) занимает место после распятия Иисуса Христа и, естественно, после 70 седьмин Дан. 9:24-26.

 

2. Смерть Иисуса Христа входит в пророческий период 70 седьмин ( 490 лет).

 

Вопрос:  Входит ли смерть Иисуса Христа в период 2300 вечеров и

                утр ?

 

Одиннадцатый стих говорит: «И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие...»Дан.8:11.

 

Из этого места ясно следует, что смерть Иисуса Христа (которая входит в период 70 седьмин или 490 лет) располагается и в периоде 2300 вечеров и утр, и более того, разрушение храма в Иерусалиме и разрушение

 

Одиннадцатый стих говорит: «И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие...»Дан.8:11.

 

Из этого места ясно следует, что смерть Иисуса Христа (которая входит в период 70 седьмин или 490 лет) располагается и в периоде 2300 вечеров и утр, и более того, разрушение храма в Иерусалиме и разрушение самого города Иерусалима также входят в период 2300 вечеров и утр.

Но смерть Иисуса совершилась в 30/31 г. а разрушение храма и города в 70 г.,  т.е. спустя сорок лет, и  все эти события входят в период 2300 вечеров и утр.

 

Это еще  одно косвенное свидетельство, что пророческие дни это не обычные сутки, а годы,  если 2300 вечеров и утр вмещают сорок лет и далее.

 

Совершенно очевидно, что 2300 вечеров и утр вмещают 1290 дней и предшествующие тому события: смерть Христа и разрушение храма и  Иерусалима. Остается выяснить:  какую часть от 70 седьмин (или весь этот период) охватывают 2300 вечеров и утр?

 

Смерть Иисуса Христа является главным смыслообразующим центром пророчеств, поэтому год смерти Христа -  главный координирующий пункт,  вокруг которого выстраиваются все эти временные пророческие периоды.

                                                        

Исходя из этого,  ищем начало 70 седьмин, отсчитывая от 30/31г.[1] шестьдесят девять с половиной седьмин. Получаем 457/458 г. Это исходная дата начала семидесяти седьмин.

 

Теперь посмотрим, имеет ли пророчество о 2300 вечерах и утрах какое либо информационное наполнение, которое содержится в пророчестве о семидесяти седьминах?

 

В Дан.8:12 читаем: «И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие». Что это за “воинство”, которое было “предано за нечестие”? Это,  конечно же, не язычники,  не греки и не римляне, а иудеи, и совершилось это их «предание» в 70 г. при разрушении Иерусалима. Но что это за “ нечестие”, и как долго оно терпелось Богом? Дан. 8:23 поясняет: «под конец же царства их,  когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве...»

 

«Отступники исполнят меру беззаконий своих» - это пояснение к словам: « воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие.»

 

Голгофский крест и последующее разрушение Иерусалима были результатами предшествующего нечестия народа Божия и это предшествующее время исполнялась (или наполнялась) мера беззаконий.

 

Думаю, что обе стороны согласны, что Дан. 8:13;  Дан.11:31; Дан 12:11 говорят об одном и том же (судя по утверждению в письме, стр.3).

 

Кто виновен в этом опустошении и нечестии ? Разве римляне? Нет, конечно же, священники и старейшины иудейские. На ком было больше вины за это опустошение, отступничество и нечестие? На римлянах или иудеях ? На Понтии Пилате или на первосвященниках Анне и Каиафе ? “Посему более греха  на том, кто предал Меня тебе.”

 

Как пророчество об Иерусалиме прозвучала притча о злых виноградарях. Заметьте, что эта притча перекликается с пророчеством Ис. 3:14. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и князьями его: “вы опустошили виноградник Мой.”

Римляне разрушили храм и город Иерусалим и отняли ежедневную жертву только в 70 г., только после того, как иудеи “наполнили меру беззаконий своих.”

 

Отступничество и опустошительное нечестие - это внутрицерковный грех. Он развивался и ранее 70 седьмин. Но после Вавилонского плена, после покаяния пророка Даниила ( 9 гл.)  Господь определил еще последнюю меру времени долготерпения: “Семьдесят седьмин определены (отрезаны) для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.” (Дан. 9:24)

 

Бог сделал все со Своей стороны, чтобы сохранить верность завету со Своим народом.

 

Но что совершала в это время другая сторона завета - народ Божий ? Как он, и особенно священство,  использовали это время ?

 

Книга пророка Малахии (ок. 420 г. до Р.Х.) уже спустя каких-то 30-20 лет после Ездры и Неемии сообщает: “Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь  Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним.

 И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф...

Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь  Саваоф. (Мал. 2:1-4,8)

 

“Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме;  ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.” (Мал. 2:11)

“Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих  и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: как нам обратиться ? Можно ли человеку обкрадывать Бога ? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем  обкрадываем мы Тебя ?” Десятиною и приношениями.

Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка ?” (Мал. 3:7-10)

 

Этих немногих свидетельств достаточно, чтобы сделать вывод: завет Божий действовал в условиях глубокого отступления народа Божия и особенно священства в течение 70 седьмин (или 490 лет) межзаветного времени. Приносились жертвы и совершалось ежедневное служение “тамид”, но к нему относились небрежно, говоря: “трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная.

Притом говорите: “вот сколько труда!”  и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.” (Мал. 1:12-13)

 

Мы должны увидеть всю совокупность процессов, протекавших во время последних  490 лет Божьей милости. С одной стороны - долготерпение и благодать Божия, о которой свидетельствовали ежедневно приносимые  в храме жертвы (тамид),  призывы к покаянию, непрестанные благословения, которые Бог посылал в виде плодов земли и других жизненных благ.  С другой стороны, Бог совершал в это же время суды завета, которые посещали их, когда Господь допускал внешних опустошителей - язычников, чтобы они своей тяжкой рукой бичевали непокорных и жестоковыйных сынов завета. Не об этом  ли говорит пророк Даниил  в 11-й главе, где он дает подробное описание внешних политических событий, которые протекали как в Палестине, так и у ее южных и северных границ в эпоху 70 седьмин, или 490 лет. (Дан.11:1-22).

 

Грехи народа Божия развязали руки соседних язычников. Они сделали Палестину проходной дорогой для постоянных походов. То сирийские  Селевкиды идут через Палестину воевать с Египтом, то  египетские Птоломеи идут той же дорогой в Сирию. После смерти Александра Македонского Иудея находилась в зависимости от Египта до двухсотых годов до Р.Х. Следующие сорок лет сирийские цари господствуют в Иудее. Наибольшей наглостью и ненавистью к иудеям и их религии отличился Антиох 1У Епифан (175-164 гг. до Р.Х.).

 

“За 12 лет своего непродолжительного царствования Антиох Епифан нанес сильнейшие удары по религии и культуре евреев. Он ограбил святилище Иерусалима и оставил город и стену его в развалинах: убил тысячи иудеев и многих из них превратил в рабов. Царский указ требовал, чтобы иудеи оставили все обряды своей религии и жили как язычники... Антиох также поместил в храме в Иерусалиме языческого идола и приносилось ему в жертву свиное мясо.” (см. Ком. АСД на 11 гл., ст. 14 книги пр. Даниила.)”

 

Конечно, и здесь совершилось  отнятие ежедневной жертвы и опустошительное нечестие, когда святыня и воинство были попираемы, и это произошло в эпоху 70 седьмин. Но этим пророчество не исчерпывается, как некоторые полагают, ибо Иисус Христос видел “мерзость запустения” в будущем.

 

Итак, внутреннее отступление открыло дорогу внешнему чужеземному опустошителю. Это было серьезное предупреждение о надвигающейся национальной катастрофе, но это еще не был конец, ибо еще было “время до срока”,  и отступники от святого завета еще не наполнили меру своих беззаконий. Еще не окончились 70 седьмин, которые Господь “отрезал” для иудеев и Иерусалима, еще не исполнилось время для пришествия Мессии, о Котором говорил Господь через пророков.

 

Никакие самые дерзкие провокации сатаны не могут заставить Бога менять Свои планы и действовать лихорадочно, как это зачастую делают люди в чрезвычайных ситуациях. Каждый действует  в соответствии с тем духовным пониманием, которое он имеет на это время. Антиох Епифан ненавидит Бога евреев и их религию, потому что сатана овладел его сердцем; евреи поднимают восстание (“мятежные из сынов народа твоего” Дан.11:14). Они возревновали о своем поруганном храме и восстали против гнета,  защищая независимость своего народа и его национальные интересы. Бог же со Своей стороны дает право действовать тем и другим, признавая право человека делать свой выбор. Евреи изгнали угнетателей и восстановили служение в храме, очистив его от языческих идолов. Похвальна их ревность по Боге, и Он дает им в это время успех. Этой воинственной ревности достаточно, чтобы добиться временного политического успеха, но недостаточно для глубинного преобразования жизни, которого ожидает Бог. Нельзя многого достигнуть, долго размахивая мечом, и уже в 163 г. до Р.Х. регент Лисий  побеждает Хасмонеев, а в 161 г.  в Риме можно было увидеть посольство иудеев, заключивших дипломатический договор с римлянами.

 

 Через 100 лет Рим будет хозяйничать в этом регионе мира, но как используют иудеи эту передышку ? Ведь с 157 г. до Р.Х. Иудея становится независимым теократическим государством.   Исторические источники этого последнего периода иудейской истории весьма скудны.  (Прим.1)

 

----------------------------------------------------------------------------------

1) Вот имена  правителей Иудеи - Хасмонеи (Маккавеи, как их называют в истории): Ионатан (152-142); Симон (142-134); Иоанн Гиркан (134-103); Аристобул (104-103); Александр Яннай (103-76); Александра Саломея (76-67); Аристобул П (67-63); Гиркан П (63-40); Антигон (40-37).

 

 

Это  был период развития с одной стороны раввинизма, когда учителя  Великой синагоги заменили пророков и изощрялись в фарисейском начетничестве, а с другой стороны -  рост национализма в его крайних формах (зелоты). Усугубляется злоупотребление властью первосвященников.

 

Приведем краткую иллюстрацию правления царя-первосвященника Александра Янная (103 - 76 гг. до Р.Х.), как это подает Иосиф Флавий.

 

Свое воцарение Яннай ознаменовал казнью брата. Вскоре после его прихода к власти начались не прекращающиеся в течение всего его правления до самого конца жизни завоевательные походы. Он и умер во время похода. Длительные и дорогостоящие походы, содержание большой армии наемников, все возраставшие расходы на двор и дворцовую и храмовую бюрократию привели к увеличению налогов, которые легли тяжким бременем на плечи населения. В стране нарастало недовольство. И. Флавий  сообщает, что во время праздника кущей, когда, по обычаю, все находившиеся в храме держали в руках “этроги”(разновидность цитрусовых), толпа забросала ими торжественно появившегося у алтаря  первосвященника Янная. Разгневанный Яннай велел убить 6000 человек (Antt. ХШ,13, 5 ).  После одной из военных неудач вспыхнуло руководимое фарисеями народное восстание, длившееся шесть лет и, по словам Флавия, стоившее жизни 50000 человек. ( там же). Овладев восставшим городом Бетом, Яннай увел в Иерусалим пленных и там, “пируя на видном месте со своими наложницами, велел распять около 800 повстанцев, и на их глазах, пока они были еще живы, повелел зарезать их жен и детей (там же, ХШ, 14,2).  Не случайно также в талмудической литературе сохранилось высказывание, что “Яннай - нечестивец по природе своей.”

 

Разве это не отступничество ? Разве это не попирание святыни самым кощунственным образом со стороны первосвященника?! И это также имело место в период 70 седьмин. И вот уже через десятилетие после этого в иудейскую землю вступают римские легионы под командованием Гнея Помпея (63 г. до Р.Х.) Внутреннее нечестие снова открывает двери внешнему чужеземному опустошителю, и он дерзкою рукою отдергивает завесу святилища, чтобы посмотреть внутрь Святого-святых. Грозный, пришедший, как предсказывало пророчество, издалека, достигший “прекрасной страны” (Дан. 8:9), римский полководец уже здесь, уже готов совершить наихудшее, но невидимая рука Бога еще удерживает уже занесенный меч над святым местом. Римляне смещают Аристовула П и ставят первосвященником Гиркана П. Людям позволено многое, но они не в силах изменить предопределение Господне. И на этот раз еще отодвигается та же драма, которая уже готова была совершиться.

 

Кажется, какие-то темные чудовища управляют Иерусалимом. На арене появляется Ирод 1 Великий, идумеянин (37 - 4 гг. до Р.Х.) Эта новая династия довершит внутреннее разложение высших эшелонов как духовного, так и политического руководства в Иерусалиме.  О кошмарах Иродова двора написано довольно, и нет необходимости кого-либо убеждать в цинизме  его преемников, так же, как никто не сомневается в коррупции первосвященников Анны и Каиафы, современников Иисуса. Но пророчество было бы незавершенным, если бы не было еще одной фигуры - римского прокуратора Понтия Пилата (26-36 гг по Р.Х.). Так что с полной уверенностью апостолы Христовы могли засвидетельствовать: “Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя.” (Деян. 4: 26-27).

Пришло время, и обе формы беззакония, внутренняя и внешняя, объединились:  отступники от святого завета - иудеи  и язычники  римляне собрались в городе Иерусалиме на Святого Сына Божия Иисуса Христа. Поэтому “опустошительное нечестие”, о котором говорится в Дан. 8:14, и которое совершалось на протяжение 70 седьмин, завершилось преданием Иисуса в руки римских властей. Под голгофским крестом стояли иудейские первосвященники и римские воины. Это их совместное дело - смерть Иисуса. Если мы хотим избежать односторонности в истолковании пророчеств, наш священый долг обращать внимание на то, где делает главное смысловое ударение Библия. Главный конфликт, который описан на страницах Нового Завета - это конфликт между Христом и иудейским священством. Поэтому пророчество, спрашивающее: “на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?” и ответ на это: “на 2300 вечеров и утр, и тогда святилище очистится” (Дан.8:13-14)” имеет в виду как отступление, которое совершалось внутри иудейского народа, так и  те опустошительные удары, которые наносили язычники, греки, римляне, а затем и папсттво на протяжение христианской эры. Нельзя также отделить слова “ежедневная жертва” от слов “опустошительное нечестие”, ибо то и другое совершалось постоянно и параллельно на протяжение 2300 вечеров и утр. Ошибочно думать, что “опустошительное нечестие” совершили только греки в эпоху Антиоха Епифана, как полагают некоторые, или только римляне, как полагают наши новые оппоненты. Так рассуждая, они, конечно, не могут согласиться с тем, что период 2300 вечеров и утр наполнен непрестанными деяниями только греков или только римлян, ибо ни те, ни другие не занимали весь указанный период. (см. примечание 2)

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2) Те, которые в опустошителе видят Антиоха Епифана, не могут найти ни одного подтверждения. что его опустошения длились 2300 буквальных дней, ни 1260 буквальных дней, ни 1290 или 1335 буквальных дней. Подробнее смотри об этом у Лопухина : Толковая Библия, том 7, стр. 56.

 

Те, которые считают, что опустошительное нечестие совершили (только) римляне, также не могут объяснить период 2300 вечеров и утр.

 

Таким образом, обе версии, направленные против традиционного адвентистского истолкования, ограничиваются тем, что отрицают наше толкование, не давая взамен ничего более определенного.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                                                     СХЕМА

                                                  (Дан. 8:13-14)        

Ветхий Завет                                                                    Новый    Завет

                                                              +

 457 г. до Р.Х.                              27   31    34                               1844 г.

“Постоянная жертва” (Тамид) в земном святилище. (Дан.8:13)

Постоянное служение в Небесном святилище (Евр. 8, 9)

“Опустошительное нечестие” (Дан. 8:13)

Нечестие воинства (иудеев)  (Дан. 8:12)

Наполнение меры беззакония иудеев (Дан. 8:23)

 

(Ездр.9:9-15; Неем. 9:34-38; Мал. 2:1;  Мф.21:13;

                                                                    Мф.23:32-38)                       

Внутрицерковный грех.                 Повторное

Тайна беззакония                             отступничество

 в действии. (2Фес. 2:7)                   (Дан.11:30-32)

 Повторное отступление                 1260 дн. (лет)

  (2Фес. 2:3)                                          1290 дн. (лет)                                                                                    

                                                                1335 дн. (лет)

                                                                (Дан.7:25;

                                                                          12:11-12)                                                        

“Святыня и воинство  попираемы”(Дан. 8:13)

Греки                      Римляне                Римляне

Осквернение                                         

 святилища            Помпей                 Красс

 Антиох 1У             в храме                Ограбил храм

168-165 гг.              63 г.                       54 г.

         *                       *                              *

*Прекращение                                     Длительное

жертвы (Дан.9:27)                                попирание

                         Римляне                          Иерусалима

                         разрушили                     язычниками

                         Иерусалим                     (Лук.21:24

                          и храм (Мф.24:15)       Откр.11:1-2)

                           70 г.                                

                          *

 

 

Но если признать, что как “ежедневная жертва” (тамид), так и “опустошительное нечестие” совершались постоянно на протяжение 2300 вечеров и утр, а “отнятие ежедневной жертвы” и “поругание святыни и воинства” совершалось как окончательный результат “опустошительного нечестия” = (отступничества) только в определенные исторические отрезки времени, о чем дополнительно указывает книга пророка Даниила, то все противоречия снимаются. Что это за определенные отрезки ? Это  70 седьмин, или 490 лет, это 1290 дней, о которых  дополнительно сказано в главах 9 и 12,  естественно дополняющих информацию, имеющуюся в 8 главе.

 

 

Таким образом, период 2300 вечеров и утр и период  70 седьмин, период 1290 дней содержат общее для них наполнение, что говорит о том, что самый больший из них содержит в себе два остальных, меньших. Но эти меньшие, кроме общего для всех трех наполнения, еще включают и особые признаки, разграничивающие больший период на этапы:

1) иудейский (межзаветный)

2)  период от смерти Христа до разрушения Иерусалима

3)  раннее средневековье и 1290 дней (лет).

 

Вот пример для лучшего понимания:

Мы говорим: Такой-то человек находится в поезде “Москва - Нижний Новгород. А затем говорим, что он находится в вагоне  таком-то.  Это значит, что  этот вагон  входит в состав указанного поезда.

 

Но мы сказали, что  на протяжение 2300 вечеров и утр постоянно совершалась ежедневная жертва и параллельно с ней шло опустошительное нечестие. А  пророчество о периоде  1290 дней говорит о прекращении ежедневной жертвы и поставлении “мерзости запустения.” (Дан.12:11). Как это согласовать ?

 

1.   Со смертью Иисуса Христа ежедневные жертвы в земном храме потеряли свое значение. Но  вознесшись  на небо, Христос совершает небесную литургию,  т.е. ходатайство на основании совершенной жертвы.

2.    

3.   Таким образом,  жертвенное служение продолжается в ходатайстве Иисуса Христа, как небесного Первосвященника, о чем подробно говорит Послание к евреям (см. гл. 7, 8, 9, 10).

4.    

5.    

6.   Итак, мы имеем в Священном Писании  твердое основание утверждать, что наиболее продолжительное по времени пророчество - видение о 2300 вечерах и утрах имеет следующее наполнение:

7.    

8.    490 лет - как последний период, отпущенный Богом для земного храма-святилища, во время которого совершался «тамид» и ежедневные жертвы. Одновременно совершалось « нечестие» (Дан. 8:12), отступление и «наполнение меры беззакония.»  (Дан. 8:23.)

9.    

10.  Смерть Христа на Голгофе,  разрушение Иерусалима и земного святилища,  отнятие ежедневной жертвы (Дан. 8:11)

11.  

 

3. 1290 дней (Дан. 12:11) - период «прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения».  И по  завершению

этого длительного периода произойдет “очищение святилища.”

 

12. По поводу «прекращения ежедневной жертвы» нужно также сказать, что мы вполне согласны с нашими оппонентами из г.Н.Новгорода, что это пророчество относится к отдаленным от Даниила временам, оно, по свидетельству самого Иисуса Христа, совершилось после разрушения Иерусалима. (Мф. 24:15, Мр. 13:14). Но у Луки есть даже пояснение: «Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его».(Лук. 21:20)

 

Как долго будет длиться это запустение или попирание дает пояснение стих 24-й этой главы:

«И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Это еще одно важное свидетельство, что пророчество Дан. 12:11-12, говорящее о “мерзости запустения” в течение 1290 дней, содержит не буквальные дни, но длительные времена.

                Смерть Христа упоминается как в Дан. 8:11: «вознесся на Вождя воинства» , так и в Дан. 11:22, где говорится о сокрушении “Вождя завета.” и о сокрушении « вождя завета»

 

  Далее:  «прекращение ежедневной жертвы» (Дан. 11:31) и поставление мерзости запустения соответствует Дан. 8:11 и Дан. 9:26.

                Но здесь же говорится следующее: «опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета» (Дан. 11:31)

 

                Что значит «опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета?» Это значит, что подобное было и раньше. Где и когда? Первый раз это было в 161 г. до Р.Хр., когда Иудеи заключили союз с Римом.

 

                А когда же произошло « опять соглашение с отступниками от святого завета»? Накануне прекращения ежедневной жертвы и поставления “мерзости запустения», как это следует из Дан. 11:30-  31 (т.е. период 1290 и период 1335 днями сравни  гл. 12:11,12).

                Ничего такого не было перед разрушением Иерусалима в 70 г. после Р.Хр. Наоборот, было неукротимое желание сбросить иго Римлян, что и привело к Иудейской войне 66-71 годов после Р.Хр.

                Вот здесь разрешение проблемы: в Новом завете идет повторный процесс отступления от святого завета, подобный тому, который шел в течение 490 лет во дни Ветхого завета среди иудеев. Есть ли основание говорить об «отступлении» в христианской церкви? Апостол Павел говорит: «Да не обольстит  вас  никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся  и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога...  И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

7.   Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор пока не будет взят от среды удерживающий теперь... (2 Фес. 2:3,4,6,7)

Апостол Павел писал свое послание Фессалоникийцам в 50- 60 годы, т.е спустя тридцать лет после воскресения Иисуса Христа. Он говорит о том, что в Новом Завете действует « тайна беззакония», но роковые последствия отступления впереди.

 

Как отступничество в Ветхом Завете  шло на фоне буквального «тамид», т.е. служения в земном храме, так и «тайна беззакония” и «отступление» в христианской церкви идет параллельно с удерживанием, т.е. постоянным священнодействием Христа в небесном святилище и присутствием Духа Святого на земле во время этого священнодействия.

                А на земле в христианской церкви уже со дней апостольских действует «тайна беззакония», но она откроется не сразу. Одиннадцатая глава Даниила дает дополнительные сведения: «опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета» (Дан. 11:30-31) и затем продолжает: «поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и поставит «мерзость запустения» (Дан. 11:30,31)

 

                Этот стих может быть объяснен следующим образом:

первое осквернение совершили римляне в буквальном храме в 70 г., а повторное осквернение и отнятие ежедневной жертвы совершил духовный папский Рим, отняв у верующих христиан понимание ежедневного  ходатайства Христа в небесном святилище, заменив его ходатайством священников, святых и особенно Папы Римского.

                О двух отступлениях прямо говорит одиннадцатая глава, но первый этап ветхозаветного отступления проходил особо интенсивно во время 490 лет, до смерти Иисуса Христа, а повторное отступление в христианстве достигло роковой черты в шестом веке христианской эры.

 

                Вот что сообщает православный историк: ”Первая глава в истории христианского мира завершается победным возвратом в него языческого абсолютизма” прот. А.Шмеман “Исторический путь православия”, стр. 197.

 

                Он объясняет эпоху императора Юстиниана I и его пресловутую ”симфонию” - союз церкви и Римской империи. Слова Даниила: ”Поступающих нечестиво против святого завета он привлечет к себе лестью” и ”опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета” достигли своего исполнения с IV по VI века христианской эры, со дней императора Константина до дней императора Юстиниана I , когда ”церковь стала императорской, а империя стала христианской”. Другой православный историк, Булгаков, сообщает: ”союз церкви с государством сделался ее порабощением”.

                Русский историк Грановский (известный авторитет по средневековой истории) утверждает, что именно шестой век положил начало успешного восхождения папства. То же утверждают и советские историки.

 

                Если учесть информацию, данную в 7-ой главе, где говорится, что малый рог вышел после десяти рогов и искоренил 3 рога, то это дополнительное свидетельство, что особое противоборство Богу начинается со времени распада Римской империи  (476 г.), а затем походов войск Юстиниана по искоренению целых арианских народов (шестой век: 536-538-550г.). Как видим,  круг доказательств смыкается на шестом веке.)

                После шестого века последовало длительное и мрачное средневековье. Русский историк Кареев  говорит :”Если бы исполнились все честолюбивые замыслы пап, Европа превратилась бы в обширную теократию, государи сделались бы приказчиками римской курии... в универсальной папской монархии.” (Кареев Н. “Общий ход всемирной истории”, СПБ, 1909, стр. 133)

 

                Как здесь не  вспомнить слова Даниила 8:12 : ”И он, повергая истину на землю, действовал и успевал”, а ведь эти слова также, судя по контексту главы, входят в период 2300 вечеров и утр. Это соответствует времени длительного средневековья и срокам 1260 или 1290 лет.

                В заключении восьмой главы говорится: ”Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою,  и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых.

                И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его. (Дан. 8:13,14,15)

                Как здесь не обратить внимание на каждое слово:

                а) ”под конец же царства их”

                Когда началось падение главных греческих (эллинистических царств?): в 168 г.  падение Македонского царства, в 63 окончательное падение Сирийского царства, а в 61 г. Помпей уже в Иерусалиме. В 30 г. произошло падение Египта.

                б) “восстанет царь наглый и искусный в коварстве.” Кто в этом не усмотрит прославленную Римскую дипломатию и ее кредо ”разделяй и властвуй”? В дальнейшем эту дипломатию обобщили и развили теоретики Юстиниана I в шестом веке,  затем пресловутая ”Теория папской власти”(*) хитроумно обосновала право пап на земное господство над императорами.

 

(*) См. Б.Чичерин ”История политических учений” М., 1903, стр. 145, 165, 214, 217.

 

в) ”И укрепится сила его, хотя и не его силою.” Буквальный Рим начал с небольшой городской общины, постепенно включая в свою орбиту один итальянский город за другим, одну область Италии за другой. Еще в пятом веке до Р.Хр. (в эпоху, когда именно восстанавливался Иерусалим после Вавилонского плена), выходит и малый рог - Рим.  509г. до н.э. историки считают годом, когда возникла Римская республика. Отсюда идет счет римской истории по консулам (Бикерман Э. Хронология древнего мира, М., Наука, 1976)

 

Вы скажете: ”Это никакого отношения не имеет к Иерусалиму”. Но все же пророчество говорит о развитии Рима от малого рога до большого. И эта параллель  с 70 седьминами, которые начались в 458 г., не случайна. Бог готовил и Рим, и Иерусалим и предвидел, что они столкнутся в свое время. Но и дьявол не дремал, он ожесточал Рим и вводил в отступничество Иерусалим. Такова жизнь.

                К Папству так же,  и еще больше, относятся слова: ”и укрепится сила его, хотя и не его силой”. Постоянно опираясь то на одного императора или короля в Европе, то на другого, изощренная папская дипломатия преуспевала во все времена и до настоящих дней.

                г) Он будет производить “удивительные опустошения”. Лучше сказать ”ужасные опустошения”. Нет нужды повторяться и языческий Рим растоптал Карфаген в 146 г. до н.э., Коринф в 146 до н.э., Иерусалим в 70 г. н.э., подавил восстание евреев во время Первой и Второй иудейских войн соответственно 66-70гг. и 132-135гг. А что касается духовного Рима, то он опустошал Божьи истины, извратив евангельское учение: ”он, повергая истину на землю, действовал и успевал.” (Дан. 8:12)

                Вряд ли где - то в истории христианства вы найдете такое изощренное перетолкование истин Евангелия и их приспособление к земным целям, как это сделало папство.

 

 Это изощренное переосмысление главных истин Евангелия:

 

- Когда церковь возвышает себя над Библией, ибо церковная практика - предание уравнивается со Св. Писанием.

- Когда власть папы превозносится над церковными соборами.

- Когда церковная власть превозносится над светской властью.

- Когда церковь, вступая в союз с государством, получает право  суда над совестью и верой людей (инквизиция).

- Когда церковь вместо того, чтобы служить и быть служащей становится господствующей в мире.

- Когда церковь из спасаемой становится единственной спасательницей.

- Когда церковь из гонимой превращается в гонительницу.

- Когда папа непогрешим, когда говорит ”с кафедры”.

- Когда вместо Христа - единого Ходатая и Первосвященника народ научен смотреть на священников и пап, как на тех, кто прощает грехи.

 

Вот далеко не полный перечень истин Евангелия, которые были перетолкованы в их практическую противоположность.

 

                ”И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его”. О римской дипломатии уже было сказано. Но кто может забыть средневековое коварство  ”ордена иезуитов”, и кто смог превзойти их в этом мастерстве?

                Все эти тексты идут как разъяснение к тому, чем будут наполнены 2300 вечеров и утр.

                Завершением пророчества является фраза ”и тогда святилище очистится”.

                Библия учит, что искупление, совершенное на кресте, является центром плана    спасения. Жертвы   Иисуса    Христа,  однажды    принесенной    на   кресте, достаточно, чтобы спасти весь род человеческий. Но искупление не ограничивается крестом, оно продолжается в первосвященническом ходатайстве Иисуса Христа в небесном Святилище (Евр. 8, 9 гл.)

                Это видно из служения в ветхозаветной скинии. Если бы искупление исчерпывалось только жертвой закалаемого животного, то не было бы нужды в Святом и Святом-святых. Достаточно было бы соорудить только жертвенник. Но Господь повелел соорудить не только жертвенник, но и скинию, в которой были Святое и Святое-святых.

                Кровь жертвенного животного вносилась священником во Святое, ею мазались роги жертвенника курения, который стоял перед завесой во Святом-святых.             Кровью кропили на завесу.

 

 В день же, называемый ”судным”, совершали очищение скинии, жертвенника и Святого-святых от крови (которая символизировала грехи народа),  также очищали народ и затем удаляли грехи из стана, возложив их на голову козла отпущения. (Лев. 16:33). Этот день был ”судным” потому, что Бог очищал раскаявшихся:  “душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего.” (Лев. 23: 29)

 

                После этого народ считался очищенным и спасенным. Отсюда типологическая последовательность действий Иисуса Христа в Новом Завете:

1)  Его жертвенное служение на земле и Его смерть на Голгофе за грехи мира.

2)   

3)  Его воскресение  и вознесение на небо, где Он является нашим небесным Первосвященником и совершает священнодействие ходатайства за народ Божий как Первосвященник Нового завета ( Евр. 7:25, 8:6, Рим. 8:34, 1-Иоанна 2:1,2, 1-Тим. 2:5)

4)   

5)  Очищение небесного святилища и народа Божия кровью Христа. Это очищение небесного Святилища подтверждает не только пророк Даниил (Дан. 8:14), но и ап. Павел в послании к Евреям (Евр. 9:23,24)

6)   

7)  Сам по себе период 2300 вечеров и утр простирается к “отдаленным временам”, т.е. почти достигает конца. Но поскольку время Второго пришествия не может быть указанным, то обозначенный временной период 2300 вечеров и утр завершается незадолго до Второго пришествия.

8)   

Чем особенно знаменателен 457 год до Р.Х. ?

 

1. Это время обновления завета между  Израилем и Богом по возвращению из вавилонского плена. (Ездр. 10:3)

 

2. Это время восстановления действия Закона Божия на территории Иудеи и в Иерусалиме. (Ездр. 7:25-26)

(Указ Артаксеркса 1 Лонгимана)

 

3. Иудея получает юридический статус самоуправления в составе Персидской империи.*)

см. История Древнего мира, т. 2 под ред. Бокщанина, М., 1986, с. 192.

 

4. С этого года начинается отсчет пророчества о семидесяти седминах

 

5. Это первое в Библии пророчество, указывающее на время смерти Иисуса Христа. (Дан. 9:26)

 

 

Из чего следует, что период семидясяти седьмин связан с периодом 2300 вечеров и утр ?

 

1. Этот период предназначен для иудеев и отрезан  от большего периода 2300 вечеров и утр. (Дан. 9:24)

(В русском тексте словом “определены” переведено еврейское слово “       “, что означает буквально  “отрезаны”.

 

2. Семьдесят седмин были предназначены, чтобы “покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония...”

Все эти три положения не могли быть осуществлены в системе земного святилища. Они могли быть осуществлены только после Голгофы. На Голгофе были покрыты беззакония. Что же касается заглаживания и запечатывания грехов, то это может произойти только в небесном святилище, после вознесения Христа на небо. Для этого “помазан был Святой святых”, т.е. Иисус Христос, а также святое-святых небесного святилища. Окончательное изглаживание грехов происходит только при очищении небесного святилища. (Евр. 8:1-2; 9:23; см. также Лев.16:16)

 

3. Пророчество о семидесяти седминах неразрывно связано с пророчеством о 2300 вечерах и утрах и это связь литургическая, которая проходит через следующие главные факторы:

 

   а) Ожидание Первого пришествия Христа - 69 седьмин.

 

   б) Смерть Иисуса Христа (жертва) - середина семидесятой седьмины.

 

   в) Помазание святого-святых на небе.

 

   г) Ходатайство Великого Первосвященника в небесном святилище.

 

   д) Очищение небесного святилища - суд по истечении 2300 вечеров и  утр.

 

Это именно литургическая связь, которая показывает, как земное святилище завершает своё служение, и как небесное святилище начинает свое служение.

 

Эти два пророческих периода взаимно дополняют друг друга. Так осуществляется взаимосвязь Ветхого и Нового заветов.

 

4. Второй тип взаимосвязи этих двух временных периодов указывает на отступничество, которое имело место как в иудейском священстве Ветхого завета, так и на подобное отступничество в Новом завете, в лоне христианской Церкви средних веков. (1260-1290-1335 дней- лет.)

 

5. Третий тип взаимосвязи - это попирание святилища язычниками в Ветхом завете и подобное ему  попирание святыни в Новом завете как языческим, так и папским Римом.

1)   

2)  Примечание: Когда мы рассматривали ситуацию вокруг 457 г. до Р.Х., мы указали на ряд восстановительных процессов. Но это не значит, что в эту эпоху параллельно с восстановлением шел  и процесс отступничества, что уже было подробно рассмотрено выше.

3)   

4)   

 

1)   



[1] Дата смерти И. Христа, с которой согласны почти все христиане (ибо Христос начал Свое служение, согласно Лук. 3:1,  в пятнадцатый  год правления Тиверия кесаря). Это и был

27 г. н.э.    См. Биккерман “Хронология Древнего мира.