Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
Главная Здоровье Лекарство из Божьей аптеки Часть I. Здоровье человека в исторической ретроспективе
Часть I. Здоровье человека в исторической ретроспективе PDF Печать Email

 Забота о здоровье в Вавилоне, Ассирии, Египте, Израиле, Греции

История медицины убедительно показывает, что с древних времен и до наших дней именно через народное врачевание формировалась современная научная медицина. Исследуя этапы ее развития, можно выделить, начиная с древности, интуитивную, магическую, жреческую, народную, экспериментальную и научную медицину. В этой последовательности отражается многовековой опыт врачей самых различных взглядов, в том числе лекарей-самоучек, как подлинных, так и шарлатанов.

Древнейшие источники по истории человечества свидетельствуют, что лучшим учителем для желающих заняться лечением близких была сама природа со всеми ее проявлениями. Первобытные люди, питающиеся растениями, досконально познали все их питательные, отравляющие и целебные свойства. Накопленный опыт лечения травами тысячелетиями передавался от поколения к поколению. Многое из лечебных средств, применяемых веками, сохранилось в народной медицине до наших дней и все шире используется современной научной медициной. Подобным сведениям, почерпнутым археологами о некоторых травах и терапевтических способах лечения, насчитывается около 4000 лет. Уже тогда были известны охлаждение и согревание, натирание, очищение организма, кровопускание. Растительные средства применялись и в виде компрессов, примочек, пластырей, ингаляций и т. д. Сок чистотела применялся при болезнях глаз, чеснок служил дезинфицирующим средством, льняное семя, аир, мак, можжевельник, мята, ромашка, полынь и многие другие растения также были очень давно известны и применялись в лечении.

По мере развития науки все больше расширялись знания о новых целебных свойствах растений, развивалась медицинская практика, особенно тогда, когда начался быстрый рост городов, прогрессирующее скопление больших групп людей в одном месте. Лечением больных занимались преимущественно жрецы, а самая древняя фармакопея пришла из Вавилона. Самым древним сохранившимся документом того времени, бесспорно, является глиняная табличка из Ниппура - клинопись шумерского врачевателя, представляющая собой пособие по известным ему лечебным средствам. Этот "Vademecum", т. е. пособие по лечению, был расшифрован в 1953 году. Из него следует, что под конец третьего тысячелетия до новой эры в лечении прибегали к таким средствам, как, например, кора и смола разных деревьев, растительные масла, а также превращенный в порошок речной ил. Упоминается и о минеральных целебных средствах, таких, как хлористый натрий (поваренная соль), селитра и разные смеси щелочей.

Из кодекса царя Хаммурапи, а также из предписаний для целителей следует, что профессия врача уже существовала в древнем Вавилоне. Вавилоняне и ассирийцы считали, что болезни вызваны злыми духами, демонами. Из этих вавилонских верований берут свое начало различные предрассудки, сохранившиеся и до наших дней.

В лечении прибегали, наряду с травами, к растительным маслам и воде. А это значит, что водолечение берет свое начало в Месопотамии - колыбели нашей цивилизации.

Египетскому ученому, названному греками Гермесом, приписывается систематизация всех знаний в области анатомии, бальзамирования трупов, фармакологии и лечения болезней, представленная в 42 книгах. Медицинские знания в древнем Египте считались ведущими. Египтяне достигли наибольшего

совершенства в бальзамировании умерших, чтобы обеспечить якобы их бессмертие. Из найденного археологами медицинского трактата - "Папируса Эберса", названного именем немецкого египтолога Эберса, - можно сделать вывод и о высоком уровне медицинских и фитотерапевтических познаний. Этот папирус содержит около 900 рецептов различных лекарств, а также 877 рекомендаций по лечению ран и болезней тела. Египтяне страдали множеством недугов. С целью их предупреждения было рекомендовано как можно чаще пользоваться клизмами, потогонными и мочегонными средствами, для профилактики пить фильтрованную воду, уже тогда знали о возможности передачи от одного человека к другому некоторых болезней, например, дизентерии.

В то время, когда еврейский народ был в египетском рабстве, принципы соблюдения евреями гигиены проникли в Египет, и там было введено законодательство о всеобщем соблюдении некоторых гигиенических правил. Следовательно, не евреи обучались правилам гигиены у египтян, а наоборот. Хотя медицина Израиля оказалась под огромным влиянием лечебного дела древнего Египта, сами евреи проповедовали, что поддержание чистоты непосредственно связано с набожностью, и имели собственные установки, касающиеся приготовления пищи, умеренности в еде и питье вина и изоляции больных.

Когда Моисей по поручению Яхве вывел свой народ из Египта, то получил от Него такое указание: "Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой" (Исх. 15:26). "Ни одной из болезней..." Какие же это прекрасные обещания для израильтян - Его избранного народа! Бог дал им обещание избавления от египетских болезней. Как видно из некоторых папирусов, обнаруженных при забальзамированных телах и прочитанных археологами, в Египте в те времена были среди прочего распространены заболевания кишечника, глаз, кожи, а также малярия и разные инфекционные болезни.

Моисей, который обучался при дворе фараона и приобщился к известным древним медицинским познаниям, не пользовался, однако, никакими сокровенными рецептами египтян, которые, как мы знаем из описания древнегреческого историка Геродота, в значительной степени опирались в своих медицинских взглядах на колдовство и магию. Моисей же полностью покорялся воле Бога. На эту тему можно много узнать из Ветхого Завета.

Санитарно-гигиенические предписания, содержащиеся в Библии, стоят на страже, здоровья человека. Запрет на употребление мяса некоторых видов животных, определяемых в Библии как "нечистые", нашел полное подтверждение в современной науке. О большом значении диеты свидетельствует одно из многочисленных тогдашних изречений: "Если сможешь вылечить больного диетой или лекарством - выбери диету". Бог ведь произвел растения в качестве пищи и лекарств, о чем свидетельствуют тексты Священного Писания. Пищей для человека должны быть "полевые травы" (Быт. 3:18). Предписания, касающиеся удаления нечистот и изолирования инфекционных больных, также имеются в Библии.

Греция является родиной отца медицины Гиппократа. Жил он в V-IV вв. до новой эры. В известном труде под названием "Сборник Гиппократа" он уделяет большое внимание лечению травами и диете. Он также считает, что большое значение для Здоровья имеют земля, вода и воздух. Гиппократ часто пользовался, наряду с диетой, банками и водяными ваннами, и диагнозы ставил на основе наблюдений за больным. Этим самым он превратил медицинское "искусство" в науку. Будучи непримиримым противником Книдосской медицинской школы (Малая Азия), которая предписывала лечение только больного органа, он неистово доказывал, что лечить надо не болезнь, а ее причину и всего человека. Болезнью же он считал расстроенное биологическое равновесие организма, возникшее в результате вредных воздействий, с которыми вел борьбу не на жизнь, а на смерть. Гиппократ проповедовал также принцип врачебной тайны. Большинство его взглядов актуальны и сегодня, а его теории ничем не отличаются от современных.

У древних римлян принципы лечения возникли под влиянием медицинских взглядов этрусков, живших некогда на Апеннинском полуострове. Медицина этрусков опиралась прежде всего на применение естественных лекарственных средств, т. е. трав.

В Римском государстве медицина получила развитие только в I веке до новой эры. Врачами сначала были греческие рабы (упадок государственности у греков и захват их территории римлянами способствовали проникновению лекарской науки в Рим через захваченных в плен философов и врачей). Одним из них стал грек Асклепиад (128-56 гг. до новой эры). Главным его тезисом было учение об атомах. Он считал, что жизнь - это движение атомов, которые служат для питания и образования материи. Больных он лечил водой, применял климатотерапию и частые клизмы. Упомянуть следует и о великом ученом Плинии Старшем. Написанная им "Естественная история" веками считалась авторитетным трудом для естествоиспытателей, ученых и врачей и сегодня является важным источником изучения древней народной медицины. 27 книг содержат описание трав и их применение в лечении болезней.

В этот период появился ботанико-фармакологический труд "О лекарственных средствах", написанный выдающимся врачом римской армии времен Нерона Диоскоридом. В своих книгах он описал около 6000 растений, дал их названия, рассказал о способах приготовления лекарств, их дозировке и воздействии.

Самым великим после Гиппократа врачом и реформатором медицинских наук древнего мира был Гален. Его учение просуществовало до XVIII века новой эры. Медицинские взгляды Галена проникнуты христианской философией. Он считал, что человек является "чудесной машиной" и никак не мог быть создан в результате обычного соединения атомов. По его мнению, творцом человека был только "высший разум", управляющий всей Вселенной, - Бог. Гален утверждал, вопреки учению Платона о трех человеческих душах, что человек обладает только одной душой, живущей в крови, а кровь является носителем сил, сутью жизни. Причиной болезни Га-лен считал разлад между телом и душой, а в своей терапии он применял много лекарств растительного происхождения в виде настоек, экстрактов и отваров. Методы их применения и латинская терминология сохранились в фармакологии до нынешнего дня, а в медицинской среде известны галеновы препараты - классические растительные средства.

После Гиппократа Гален был последним великим представителем периода великолепного расцвета медицины в Европе.

От средневековья до наших дней

Период раннего средневековья в Европе отличался застоем в области медицинских знаний. Вместе с наступлением феодализма наступил спад в сельскохозяйственном производстве, ремесленничестве, торговле и начался значительный застой в развитии науки. Только в XI веке произошло некоторое оживление науки и постепенное вхождение ее в новую фазу развития. У колыбели культурной и научной мысли стояли духовные лица. В монастырских библиотеках сохранилось письменное наследие достижений античного мира, и это обстоятельство содействовало возникновению монастырской медицины. Монахам было поручено изучать труды Гиппократа, Диоскорида и Галена; начался сбор сведений о народных лечебных средствах, вернулись к богатейшему опыту предшествующих поколений. Таким образом развилась монастырская фармацевтика, но одновременно были преданы забвению предписания Библии.

Хроники свидетельствуют, что в XIV и XV веках одна четвертая часть населения Европы погибла вследствие опустошительной эпидемии чумы, названной "черной смертью". В то время никому не пришло в голову, что причиной чумы может быть отсутствие гигиены в грязных поселениях и домах. Люди забыли о гигиенических предписаниях древних, завещанных в книгах Священного Писания, и никто не имел смелости даже вспомнить о Библии, ибо Церкви это не было угодно.

Под впечатлением массовой смерти лихорадочно стали искать "философский камень" и "Quinta essentia", пока неожиданно не появился талантливый человек Теофраст Парацельс фон Гогенгейм (1493-1541гг.). Он открыл новую эру в медицине, используя в своей терапии диету и водолечение, свежий воздух, естественные растительные средства, покой. Доктор Парацельс имел свои надежные способы лечения травами, применяя полипрагмазию, то есть сбор лекарственных растений, содержащий порой более 10 компонентов, а также ввел неизвестную до того времени теорию и практику дозирования лекарств. Можно сказать смело, что это был первый фармацевт; он изготавливал лекарство, соединяя травы с химическими элементами, применяя так называемую квинтэссенцию, выделенную химическими методами из растений в виде активных тел.

Немецкий изобретатель книгопечатания Иоганн Гуттенберг внес большой вклад в популяризацию знаний о травах. Для врачей им были напечатаны травники в виде учебных пособий. Первой такого рода книгой стал "Herbarius" Апулея Платоника, а в 1485 году был издан немецкий травник "Herbarius". Первые травники публиковались на латыни, и лишь позже были переведены на национальные языки. По мере развития печатного искусства книги совершенствовались и иллюстрировались гравюрами и рисунками растений. Так, в середине XVI века в них впервые были помещены изображения растений с научным описанием. Медицина XVI и XVII веков опиралась в основном на растительные средства, а химических препаратов было немного. Расцвет естественной медицины продолжался до XVIII века.

Во второй половине XIX века это положение меняется в связи с изобретением синтеза органических веществ и появлением препаратов, получаемых исключительно в лабораториях. Химические медикаменты начали вытеснять с аптечных полок растительные лекарства. Победа химии, казалось, навсегда вычеркнула травы из терапии. Однако этого не случилось. В медицинском мире появился Себастьян Кнейп (1821 - 1897 гг.) - духовное лицо, но одновременно и врач-натуралист. Благодаря ему не забылся древний практический опыт лечения, передаваемый из поколения в поколение; он извлек из тьмы забвения водолечение и лечение травами, возвратил оздоровительную гимнастику и лечебную диету.

До наших времен существуют эти две школы: медицина аллопатическая, способы лечения которой опираются в основном на синтетические средства, и медицина естественная, черпающая свои лекарства из живой природы - Божьей аптеки.

Сокровищницей знаний о лечении травами в Польше является ботанико-лечебная литература. Первый такой труд был издан в 1534 году. Он написан Стефаном из Кобылина. Из более известных необходимо еще назвать "Гербарий" Мартина Сенника, изданный в 1568 году. В 1777-1786 годах священник Кшиштоф Клюк издал "Словарь растений", а также несколько других трудов. В результате распространения химико-терапевтических средств в середине XIX века упал интерес к лечению травами. В послевоенное время траволечение возродил профессор Ян Мушиньский (1884-1957 гг.), публикации которого составляют ценное приобретение польской науки о лекарственных травах.

Современность и... ничто не ново под луной

Когда мы изучаем историю человечества, то с изумлением замечаем, что на протяжении многих тысячелетий, несмотря на творческое развитие человеческой мысли, сравнительно мало сделано для искоренения болезней. Современная медицина располагает огромным арсеналом всевозможных лечебных средств - бактерицидных, стимулирующих и регулирующих - и все-таки она не в состоянии выйти победительницей в борьбе за здоровье человека. На пути к полной победе появилась непреодолимая стена. Ею стал технический прогресс, развитие промышленности, которая смертельной хваткой душит весь мир, отравляет воздух, воду и почву. Современная цивилизация-самоубийца жестоко уничтожает естественную среду, подрубая "сук" животворной природы. Из-за страшной реальности угрозы самоуничтожения современная медицина вновь стала на распутье, задавая себе вопрос, как бороться с болезнями, все увеличивающимися в отравленной среде. А потому рассмотрим эту проблему поближе.

Так вот, разве не прослеживается в медицине нынешнего дня отчетливая тенденция возврата к познаниям древних, интерес самой науки к тому терапевтическому и фитотерапевтическому опыту, который передавался из поколения в поколение?

Доказательством тому служит появление в последнее время на издательском рынке большого количества книг по траволечению, диететике, водолечению; а ведь еще совсем недавно они не могли найти издателя, потому что считались рекламой шарлатанства и знахарства. Человек, обращаясь к этим книгам, хотя и не всегда намерен лечиться сам, но желает знать, что в случае необходимости предложит ему Божья аптека и какие он сможет почерпнуть из нее оздоровительные и целительные средства.

Современное интенсивное развитие химии показало, что химиотерапия заняла в медицине первое место и отодвинула на задний план естественные лекарства. Но большинство синтетических медикаментов оказывает вредное побочное действие на человеческий организм. Медицинская статистика фиксирует все увеличивающиеся нарушения и побочные воздействия в результате лечения химическими препаратами, и потому медицина вновь прибегает к помощи трав. Весь мир возвращается сегодня к аптеке Господа Бога, которой раньше пренебрегал. А как презрительно еще совсем недавно относились к людям, занимавшимся траволечением или физиотерапией, хотя народная медицина и ее история такие же древние, как само человечество. Уже в самой старинной Книге мира - Библии мы читаем, что когда Бог создал небо и землю и отдал их человеку во владение, Он сказал: "Вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Быт. 1:29).

Как экспериментально установлено в соответственно оборудованных лабораториях, в которых выделяются субстанции из растений, растительные препараты даже сегодня, в зараженной среде наиболее безопасны и редко оказывают побочное действие. В последние годы 40% препаратов, поставляемых фармацевтической промышленностью, изготовлены из растительного сырья, а их доля в лечении сердечных, сосудистых, нервных, желудочно-кишечных заболеваний и болезней печени и почек составляет 80-90%.

Из вышесказанного видно, что человек прилагает большие усилия, чтобы вернуться к природе, но вопреки всем этим усилиям не может быть и речи о возврате природы в состояние, адекватное цивилизации предшествующих столетий. Все загрязнения почвы, воды и воздуха отражаются и на питании человека, и на состоянии растений и животных. Поэтому постараемся по мере возможности - в лечебных и профилактических целях - пользоваться теми продуктами питания и лечебными растениями, которые произрастают на наименее отравленной искусственными удобрениями почве и потому содержат больше биоэлементов. Последние мы можем получать из полноценных зерновых (ржаной хлеб) и из всех продуктов, не подвергшихся химической или технологической обработке.

Человек на заре своей истории видел в природе проявления сверхъестественных сил. Травы были пригодны в пищу, успокаивали боль, способствовали быстрому заживлению ран, действовали как слабительное, помогали исцелить больного, или становились причиной отравления и даже смерти и, стало быть, обладали чудодейственной силой, данной им Творцом.