Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 17 апреля 2024
В поисках воды жизни PDF Печать Email

В редкие минуты покоя и тихой сосредоточенности человеку свойственно задумываться о себе. Мы устаем от новостей, нам порой надоедает однообразие работы, иногда ощущаем бессилие что-то изменить в семье, и тогда вдруг начинаем понимать: единственное, что нами движет и является глубоко личным, — это мы сами. В такие минуты вступаем в диалог со своей душой. Чем честнее этот диалог, тем больше смысла его продолжать.

Что мы видим в себе? К сожалению, часто душа представляет собой глубокую пропасть, зияющую пустотой, которую мы не смогли заполнить чем-то большим, светлым. Однако, не только из желания заполнить эту пустоту возрастает религиозное томление. Нет, есть еще более глубокие, подсознательные или сверхсознательные корни — это неясное, смутное ощущение или предощущение радостного Преизбытка, всеудовлетворяющей Полноты и радостного мира. Бог есть! — и душа чувствует это, а потому хочет прикоснуться к Нему. Воистину наше томление рождается из Его зова.

Подобные ощущения есть главный общечеловеческий опыт. Великий поэт А.С. Пушкин писал в стихотворении «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился». В нас всегда присутствует жажда, а вода спасает от нее. Жажду духовную утоляет Христос. Мы любим отчий дом, но он не только на земле, а главным образом на Небе. Мечта человека — жизнь вечная. Воспевание сияния красоты Непреходящей звучит из всех веков и ото всех народов.

Мыслитель и писатель Блез Паскаль в 17 веке написал слова, истинность которых подтверждается многотысячелетним опытом жизни человечества: «Зияющая пустота сердца, бесконечная бездна может быть заполнена только Предметом бесконечным и непреложным, то есть Самим Богом».

Откроем Библию, перелистаем страницы Ветхого Завета.
...Приближался большой осенний праздник. Изнурительные работы в поле и на виноградниках были уже позади. Еще немного времени — и большое торжество должно было стать наградой за нелегкий труд. Вместе с людьми в ожидании находилась и природа. Жгучие лучи палестинского солнца глубокими морщинами изранили землю, заставляя каждый ее клочок взывать о спасительной влаге. Зной продолжал морить всё живое. Казалось, что это пекло продлится вечность.

Со всех городов и деревень страны и из-за ее пределов группами и поодиночке к Иерусалиму стекались паломники. Они шли туда, где открывал Себя Бог Яхве, где можно было поклониться святому Имени и утолить духовную жажду. Люди приближались к городу под аккомпанемент музыкальных инструментов, с пением псалмов Господу. Душевное волнение, радость и ликование сердец они выражали искренними словами: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому... Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники... Господи, Боже сил! Услышь молитву мою!.. Один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83).

Иерусалим всегда был местом паломничества благочестивых детей Божьих. Каждый год во время больших праздников в него стекались тысячи томимых духовной жаждой людей. Они готовы были рисковать жизнью, пройти любое расстояние, выдержать ночную стужу и дневной зной, чтобы явиться пред лице Божье. И не было для них в жизни цели более заветной, чем оказаться там, где открывает Себя Бог Яхве.
Этот псалом сродни поэтической поэме. Мы становимся свидетелями глубоких духовных переживаний. Из древности до нашего слуха доносятся слова, в которых ощущается великое томление души, стремление поклоняться Богу, вверить Ему свою жизнь. Люди ощущают священный трепет при виде одних только стен города и храма. Глядя на камни, они почти физически ощущают рядом Творца и Спасителя. После изнурительного пути по пустыне они подошли, наконец, к Источнику, припав к Которому, можно утолить жажду.

Особые чувства испытывали люди у храма. Псалмопевец со щемящей сердце тоской и не без доли зависти говорит о птицах, которые могут свободно и беспрепятственно кружить над храмом и даже вить гнезда в укромных уголках и трещинах стен: «Птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой!». Кажется, автор псалма вот-вот скажет: «Боже! Почему Ты не сотворил меня птицей, чтобы и я смог свить себе гнездо в священном храме Твоем?! Только здесь, во дворах твоих, я могу быть в безопасности, как эти ласточки. Только здесь ощущаешь себя свободным, и только отсюда душа моя может воспарить к Господу».

Какая по-детски чистая, не омраченная и тенью эгоизма вера!
Переведя взгляд с птиц на священников и левитов и наслаждаясь пением и игрой храмовых музыкантов (в лучшие времена их число достигало четырех тысяч), участвуя в литургии, которая своей торжественностью уступала разве что небесному богослужению, псалмопевец восклицает: «Блаженны живущие в доме Твоем!» Для него счастливы только те, кто предстоит пред Богом и может находиться в Его присутствии. Весь мир преображается от света лица Всевышнего, небо и земля сливаются в едином возгласе хвалы Творцу. И теперь незначительными становятся те трудности и препятствия, которые встретились на пути в святой град. Ради этого стоило идти, бороться, рисковать.

Можно понять автора псалма, когда он говорит: «Один день во дворах Твоих лучше тысячи». Совершенно иное восприятие времени, жизни, смысла земного бытия. К сожалению, сегодня не услышишь подобных слов. Мы хотим жить в удобных городских квартирах, угождая своим привычкам, потворствуя плотским страстям. И оплачиваем это тем, что теряем из виду свое высокое предназначение, забываем о духовном родстве с Творцом, не называем себя сыновьями и дочерьми Небесного Отца, не стремимся жить по Его заповедям. Да и трудно понять человеку-материалисту, обустроившему себе земной «рай», что его короткое 70-80-летнее пребывание на грешной планете не сравнится даже с часом пребывания в небесных чертогах.

Высокую привилегию находиться в присутствии Божьем и поклоняться Создателю истинный христианин не променяет ни на какие богатства и удобства мира сего. Услаждению плоти он предпочитает трезвение духа.
Пытаясь осмыслить пережитое в храме, псалмопевец повествует о том, что значит для него поклоняться Творцу и чем наполнилась душа: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Блажен человек, уповающий на Тебя!»

Несмотря на постоянно происходящие радикальные перемены в нашей жизни, не меняется одно — сокровенное желание всякой человеческой души познать Творца. Тысячу раз был прав блаженный Августин, когда в своей «Исповеди» сказал, обращаясь к Богу: «Ты сотворил нас для Себя, и не находит сердце наше покоя, пока не обретет его в Тебе». И как трагично, если люди пытаются заполнить вакуум души тем, что никогда не может принести истинного удовлетворения. Ничему не научившись, они уподобляются библейскому блудному сыну, растратившему молодость и силы на сомнительные развлечения и ценности.

Посмотрите нынешнюю рекламу. Запад поражен эпидемией материализма, а Восток завидует этому благосостоянию. Даже в нашей стране, переживающей тяжелый социально-экономический кризис, всех, даже бедных, обуяло стремление приобретать, доставать, запасаться впрок, вкладывать деньги в вещи и недвижимость. Это стало знамением времени и дало повод одному современному богослову, перефразировав известный тезис эпохи Просвещения, так охарактеризовать наше бытие: «Я покупаю, следовательно, существую». Реклама навязчиво и жестко «взламывает» наши кошельки, призывает «почувствовать себя людьми».

Стеклянные «купола» гастрономов и торговых центров собирают под своими сводами гораздо больше людей, чем любая из поместных церквей. Нация словно иронизирует над словами Христа: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4).
В одном популярном российском журнале недавно прочитал такой призыв: «Всё — напоказ. Ничего не стесняясь. Наш образ жизни — секс!»
Восток смотрит на «цивильный» и преуспевающий Запад, как на Царство Небесное. А что кроется за лозунгами о красивой жизни и сомнительными принципами? Обманутые надежды, разбитые судьбы, пустыня души...
И еще одно свидетельство сатанинского влияния. В одном из номеров газета «Известия» дала крупный заголовок на первой полосе: «Москва села на иглу... И вместе с ней вся Россия погружается в наркотический дурман». И далее приводятся страшные цифры: 10 млн. наркоманов, тысячи смертей от передозировки...

Этих молодых людей искренне жаль. Но что мы о них знаем? Почему и с чьей «помощью» они стали заложниками сатанинского искушения? Кто открыл им, что есть другая жизнь, в которой царят вера в Бога, любовь, праведность, милосердие? Кто удовлетворил голод и жажду их душ?
Вина за все лежит и на нас, христианах.

В 1959 году в песках Ливанской пустыни был обнаружен американский практически неповрежденный самолет-бомбардировщик. Целыми остались не только приборы, но и запечатанные емкости с водой. Что же случилось?
10 месяцев спустя в 120 километрах к северу от упавшего бомбардировщика нашли останки пяти членов экипажа. Дневник, который вел второй пилот, рассказал о последних днях их жизни...
4 апреля 1959 года, воскресенье. Возвращаясь с задания, самолет заблудился. Когда кончилось горючее, члены экипажа спрыгнули на парашютах и приземлились в пустыне.

Вторая запись повествует, что при себе у них была лишь наполовину наполненная фляга с водой, из которой они пили по одной маленькой чашечке в день. Их ошибкой было то, что не вернулись к упавшему самолету и не искали воды для предстоящего нелегкого пути по пустыне.
К четвертому дню летчики ослабели настолько, что не могли спать, а бредили. Затем один из них начал быстро терять зрение. Но все они продолжали свой путь в никуда.
В конце шестого дня трое отделились, чтобы идти другим курсом и искать воду.
В седьмой день в дневник легли неровные строки: «Сильно ослабели... Нет сна. Холод и голод...».
Неизвестно, когда была сделана последняя запись. Она констатировала: «Надежды больше нет».

Этот случай говорит о физической гибели экипажа, оставшегося без воды в пустыне. Но есть и духовная смерть! Одному Богу известно, сколько тысяч и миллионов людей на земле попадают в сложные ситуации и гибнут, как эти летчики. Всегда их путь лежит в никуда, потому что рядом нет Бога, они вовремя не взыскали Его. Люди гибнут от жажды, потому что не находят Источник. Кто даст им пить? Кто займет место Христа у «колодца» и предложит «воды живой», как это сделал Иисус для самарянки (Иоан. 4:6-13)?

...Приближался большой осенний иудейский праздник — поставление кущей. Позвали на него и Иисуса. В то время Иудеи уже искали способ убить Его. Христос сказал в ответ на приглашение посетить праздник: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время» (Иоан. 7:1-6). Ученики пошли на торжества, а Он остался в Галилее. Но в середине праздника «вошел Иисус в храм и учил». В последний же великий день провозгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:37-38).

Неужели мы откажемся от этого дара? Променяем «воду вечной жизни» на «воду» житейских развлечений и соблазнов? Неужели останемся «блудными детьми» Отца Небесного и продолжим плутать по «пустыне»?