Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 06 декабря 2024
Главная Дети Работа с трудными детьми Причина всех трудностей кроется в психологической травме
Причина всех трудностей кроется в психологической травме PDF Печать Email

Причина всех трудностей кроется в психологической травме. Основная травма, как мы говорили, это утрата. Вначале происходит насилие: родители бьют, обижают, издеваются, ругают. Это цикл насилия, потому что все насилием начинается и насилием же и заканчивается. Утраты приводят к тому, что ребенок сам становится насильником, который может издеваться над другими, смеяться, обзывать, бить.

 

В одной книге американского автора были приведены данные статистического исследования: у людей, которые принимали участие в массовых убийствах, была в детстве утрачена связь с близким человеком.

У ребенка разорвана связь с кем-то, кого он должен называть своим, родным. У одного - это мама, у другого – папа или бабушка. У многих из этих детей есть бабушки, которые заботятся о них. Ребенок уходит из дома, потому что не может больше терпеть насилие над собой.

1. Происходит первая утрата - потеря дома, например. Попав на улицу, ребенок оказался беспомощным. Он не знает, как поступать; не понимает, что вокруг происходит. Многое зависит от того, куда он попадает в первый момент. Он может попасть в среду, где его начинают эксплуатировать; он зарабатывает себе деньги на проживание и еду; начинает заниматься воровством или проституцией. Такие дети - очень легкая добыча для дельцов, которые продают наркотики. Детей не берут в тюрьму. У них отбирают наркотики и все - что сделаешь с ребенком? Поэтому дети торгуют наркотиками и считают, что это нормально - они так зарабатывают себе на жизнь.

2. Тут начинаются еще большие утраты: ребенок теряет чувство безопасности; не может удовлетворить свои основные потребности; теряет возможность учиться. Эти утраты могут длиться бесконечно. На втором этапе еще возможен путь назад. Если мы поймали ребенка на этом этапе, еще очень легко помочь ему, восстановить то, что он утратил. Если он утратил дом, давайте восстановим ему дом; утратил семью - попытаемся восстановить ему семью - пусть в приюте или у приемных родителей. Если он утратил возможность учиться, надо дать ему возможность продолжить обучение.

Существуют разные способы обучения детей в зависимости от их психики и темперамента. Некоторые дети хорошо учатся, ловят на слух то, что говорит учитель; другие воспринимают материал, когда им показывают картинку или схему. Лично я сразу все понимаю, когда вижу схему; другой воспринимает тогда, когда пробует делать что-то сам.

Почему в воскресных школах дети хорошо воспринимают библейские уроки? Потому что они поют, рисуют, слушают, используют фланелеграф. Там комбинируются разные методы обучения.

А что происходит в обычной школе? Там, в основном, говорят. Многие учителя приходят в школу не из педагогического института, а из технического вуза, потому что им работать негде. Профессиональные учителя уходят из школы, потому могут заниматься многим в своей жизни. Большинство из них действительно талантливые люди, которые уходят либо в высшую школу, либо в платные школы. На их место приходят люди, которые хотят работать, но не умеют преподавать. Возможно, они хорошие математики, но - не педагоги и не преподаватели. В результате ребенок не учится, не ходит на занятия – дома начинается конфликт. Поругавшись с родителями, ребенок уходит из дома.

Вот и первая потеря. Если он ушел, потому что у него возник конфликт в школе, ему нужно помочь. У нас в центре есть девочка, которая не любит учиться, а учится в одной из лучших школ. Я сама когда-то мечтала в эту школу попасть. Девочка вдруг перестала ходить в школу. Мы вернули ее в школу, постоянно контролируем посещаемость уроков. Мама ее не знает, как с ней бороться. В центре нашем девочке нравится бывать. Мы поставили ей условие: к нам приходишь, если будешь ходить в школу. Подобрали мы ее на улице уже проституткой. В данном случае мы сумели восстановить первую утрату в ее жизни. Но никто не знает, что происходит в ее жизни по вечерам. Может быть, она и продолжает занимается проституцией? Но я верю, что нет. Если мы восстановим ее утрату полностью, то поможем ей.

Подвергаясь эксплуатации, ребенок получает утрату за утратой. Чем дольше длятся эти утраты, тем сложнее их восстановить и вмешаться в жизнь ребенка. Восемь лет – это колоссальный срок - полдетства. Практически невозможно что-то изменить. Ребенок привыкает к насилию дома, пьяницам-родителям. Основные потребности ребенка: дом, еда, тепло и безопасность. Он вышел на улицу - сбежал он насилия родителей или родственников. Ребенку необходим кто-то рядом. Ему невозможно помочь, если рядом не будет близкого взрослого человека.

Обязательно должен быть контроль. Насильниками становятся те, у кого в детстве была разорвана связь с взрослым. Рядом с ребенком обязательно должен быть взрослый. Мы - те, кто может справиться с такой ношей. Мы берем детей, которые либо сами к нам тянутся, либо нравятся нам чем-то. Дальше мы начинаем заниматься проблемами и делами этих детей.

У нас в центре есть девочка Санта. Люда, наш сотрудник, ходила с ней по всем врачам, даже к наркологу. Когда Санта была еще маленькой, у нее умерла мама. Папа пьет, приводит разных женщин. Девочка не может дома жить, хотя мы все время просим ее, чтобы она возвращалась домой. Но я представляю, что у нее дома творится. Один раз она пришла с синяками, но не сказала, что папа ее бил: сказала только, что с папой был конфликт. С этого момента все вроде бы восстановилось. Она перестала принимать наркотики, все было хорошо. Однажды она сказала Люде: «Мне так хочется назвать вас мамой». Люда испугалась в первый момент и не могла слова сказать. Может быть, Люде надо было разрешить Санте называть себя мамой, но Люда была не готова к этому. Это не ее вина, что ребенок стал снова заниматься наркотиками. После этого она стала реже приходить, потом приехал парень, которого она любила безумно. Из-за него она пробовала царапать себе вены для того, чтобы показать, как сильно она его любит. Ее парень тоже принимает наркотики. Но Санта вся преобразилась: надела юбку – обычно она в брюках ходила, как мальчишка - покрасила волосы. У нее появилась цель в жизни. Но она свою любовь тратит на человека, который не достоин ее любви в том плане, что он ведет девчонку в другую сторону. Сейчас у нас есть договоренность с другим центром, они ее заберут к себе. Ведь девчонка-то хорошая. Она импульсивная, но душа ее тянется к хорошему - нужно ее как-то вытягивать. Я думаю, что она знает Бога, но сатана не дремлет. Он атакует и нас, и у нас в жизни случаются трудности. Он атакует людей, которые находятся в гуще этой работы.