ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА |
«Музыка является частью богослужения на небе». Эти слова Духа Святого были написаны для утешения и ободрения каждой души, которая может найти радость в этом мире через любовь к музыке. Источником и Вдохновителем, Творцом и Композитором многих музыкальных произведений является Сам Господь. Бог любит музыку и хотел бы, чтобы она облагораживала характер, успокаивала, вдохновляла, располагала к размышлениям. В книге Второзаконие (Втор. 31) описана удивительная история создания одного из замечательных музыкальных произведений в народе Израильском. Господь явился Моисею и Иисусу Навину в столпе облачном и сказал: «Моисей, вот время смерти твоей приближается и всю историю народа Моего запишите, как песню… (Втор. 32). И научи этой песне сынов Израилевых, и вложи её в уста их». Под вдохновением личной встречи с Господом, после особой музыкальной подготовки, Моисей начал работу по разучиванию песни. Очевидно, это был дуэт, потому что с Богом в скинии встречались Иисус Навин и Моисей, и с народом разучивали песню тоже оба руководителя. Текст песни передается в 32 главе Второзакония. Эта песня имела огромное воспитательное значение в семьях народа Божьего. «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего» (Втор. 32:46). Моисей и Агнец упоминаются, как соавторы песни в книге Откровение. И действительно, возвышенный текст песни служит утешением всем поколениям детей Божьих во все века. Господь использовал особенности человеческого восприятия музыки и её воздействие на психику человека в самых лучших целях — дать силу к сопротивлению злу и греху, открыть сердце в покаянии перед Богом, получить успокоение и умиротворение. Ангелы были созданы, как существа, имеющие музыкальный дар, а особенной способностью петь несколькими голосами одновременно обладал Люцифер — руководитель всего ангельского воинства. Частью служения Люцифера и ангелов — было хоровое пение у престола Бога. Создатель вложил в человека способность слагать песни, творить музыкальные произведения, петь, играть, выражая этим свои внутренние переживания и размышления. Наше ухо создано, как уникальный орган восприятия разной звуковой информации. Интересные данные о восприятии звука: «Слуховые ячейки в человеческой слуховой системе реагируют на энергию раздражения в 10.000.000 раз меньшую, чем при прикосновении. Слух также несравнимо чувствительнее, чем осязание. Он сильнее связан с центрами эмоций и чувств неврологически, чем зрение, потому что между ухом и своего рода центром чувств в мозгу (лимбовой системой) существуют прямые связи» (В.Ф.Хисс «Музыка и повреждения слуха» — Швейцарская организация страхования от несчастных случаев). Таким сильным и прямым воздействием на мозг не мог пренебречь сатана и, конечно, же, он всегда обдумывал и приводил в действие свои коварные планы использования этого воздействия на психику человека. В психологии существует такой термин как «слуховой путь» («Царственный путь»). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например: скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его — сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук. Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия. Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезоотделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например: гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, какие отношения у него были с Богом, со своим близким и далеким окружением, кто его вдохновлял на этот труд — все играет огромную роль в результатах прослушивания произведения. «Музыка была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно, возвышенно, и пробуждать в душе человека преданность и благодарение Богу. Какая огромная разница между применением музыки в древности и той, далеко не благородной целью, какой она нередко служит сегодня!» («Вести для молодежи» ст.242). Современная популярная музыка служит иным целям — возбудить, отвлечь, отнять, вызвать низменные желания и т.д. Самым известным современным музыкальным жанром, который имеет огромную молодежную аудиторию, является — рок-н-ролл. История происхождения рок-музыкиТермин «рок-н-ролл» был сформулирован Аланом Фридом, как эвфемизм (более благозвучное выражение) для секса в автомобиле. Уже одно это дает определенную направленность мысли при исследовании этого музыкального явления. Ритм, используемый в этом жанре, был взят из ритуальной музыки племен Западной Африки. В культе Вуду применялся особый ритм, который, при специальной последовательности музыкального ритма и заклинаний во время языческих ритуалов, мог ввести человека в состояние транса или экстаза. Хорошо продуманная система ритмов управляла телом и психикой человека, как инструментом в руках жрецов Вуду. Американские негры, перенявшие эти ритмы, использовали их как танцевальную музыку, постепенно переходя от блюзовых к более тяжелым ритмам. «Соединив негритянский ритм-энд-блюз с кантри-энд-вестерн белых в 1955 году возник до этого неизвестный жанр «рок-энд-ролл» (С.Шмидт-Джоус, Грейвз. Рок-лексикон «Райнбек у Гамбурга» 1979 г.). В таком виде рок-энд-ролл стал крайне привлекателен для белой молодежи и за несколько лет он совершил свое победное шествие через весь западный мир. В 1954-55 годах техника и музыкальная форма этого нового жанра были освоены одним молодым певцом и гитаристом. Элвис Пресли — молодой человек с Юга Америки, принадлежал к церкви Баптистов, получил музыкальную подготовку в местном церковном хоре. Он вызывал всеобщее восхищение своим талантом и полным обаяния голосом. После освоения техники рок-н-ролла он стал предметом поклонения молодых обожателей и был назван «королем рок-н-ролла». Главным своим достижением считал революцию в моральных и нравственных нормах, в бунте против Библейских ограничений в поведении человека. К 40 годам он стал жертвой моральной распущенности и наркомании и умер в возрасте сорока лет, довольный ошеломляющим успехом своей социальной и нравственной революции, и результатом философии свободной любви. (Ж.М.Бюттнер. «Будь великим, играй громко, оставайся молодым». «Почему рок-музыканты должны принимать наркотики». Цюрих, 10 октября 1986 г.) После проявления основного первичного вида рок-н-ролла, в дальнейшем возникли многочисленные другие стили этой музыки. Современная поп- и рок-музыка имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:
РитмРитм — одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. «Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания» (Michael Sagely, «Rhythmitist», 1988). «Эта музыка… не подчеркивает естественный ритм… но она делает ударение на ритмах неестественных, которые несут в себе неожиданные эффекты» (Alan Freed, Introduction to sex, 1996). Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь. Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты. Американский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: «Сила рока всегда была основана на сексуальной энергии его ритмов. Эти чувства в детях испугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, конечно, правы. Рок-н-ролл и вас способен заставить двигаться, танцевать так, что вы забудете обо всем на свете» (Janet Rodell «The Reference Shelf» 1987). Особое внимание хочу уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80 000 герц) частотами. Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Во время концерта на открытой площадке группы «Пинк Флойд» всплыла оглушенная рыба в озере, расположенном рядом. На людей такое неестественное сочетание ритма, громкости, сверхчастот действует не менее губительно; и на некоторых концертах врачами зафиксированы смертельные случаи. Монотонные повторенияРок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели отключаются. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности. Может быть это не покажется на первый взгляд представляющим большую опасность, но вся беда в том, что состояние пассивности и отключения — это одно из важнейших средств вступления в связь с потусторонними силами. Беззащитная аудитория совершенно не подозревает, что происходит глубочайшее вторжение в святая-святых своего существа — сознание и подсознание. Попадая в область подсознания, эти импульсы расшифровываются, реконструируются, чтобы быть переданными через память сознательному «я», пройдя через все барьеры, связанные с накопленным нравственным опытом. Конечным результатом такого вторжения является самоубийство, коллективное насилие, желание нанести кровавую рану партнеру лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку и т.п. ГромкостьНаше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости). Средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб. Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон — адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, «который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует» (Б.Раух, профессор-психолог, Германия). Не так давно Швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно. В одной школе зафиксирован такой эксперимент: После 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. Слушатели двухчасового рок-концерта не могут ответить на самые простые вопросы: Как вас зовут? Где вы находитесь? Какой день, месяц, год сегодня? Формула адреналина C9H13O3N. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Его формула C9H9O3N. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Это своеобразный внутренний психоделический (меняющий сознание) наркотик, сходный с мескалином или псилоцибином. Сам по себе адренохром более слаб, чем синтетический наркотик, но действия их сходны. Это галлюциногенные и психоделические наркотики. Однако, появление более слабого адренохрома в крови действует как раздражитель, вызывающий желание принять более сильную дозу, что и выполняется тут же во время концерта. Ион Дьюри считал: «Все, что нужно моему телу, это — секс, наркотики и рок-н-ролл» (Р.Хоффманн, «История рока», Франкфурт, 1981 год). Другой известный рок-музыкант — Эрик Кдэптон заявил: «Рок-музыкант без наркотиков — это получеловек» (Р.Хоффманн, «История рока», Франкфурт, 1981 год). СветоэффектНебезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как светоэффект — лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля. Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружения ми, тошнотой. Если для светоэффектов используется лазерный луч, то он может вызвать:
Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Музыка, появившаяся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшее в нашу среду, оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Она одновременно влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы. Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего? Как мы говорили выше — у каждого произведения свой «слуховой путь» и от этого зависит реакция в изменении поведения человека. Если задействованы нервные клетки, связанные с отрицательными эмоциями, то это немедленно отражается на поведении. По наблюдениям психологов, сами рок-музыканты и композиторы заранее знают, чем может окончиться рок-концерт. Рок-музыкант Джон Дейте сказал: «Рок-н-ролл — это на 90% секс» (Журнал «Цирк», январь 1976 год). Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:
Певица Грей Слик (группа «Джефферсон Эйрплейн») сказала в своем интервью: «Совершенно не важно, что говорят тексты. Все наши песни означают одно и то же: «будьте свободны в любви, свободны в сексе…» (У.Ротах, «Что ты должен знать о поп-музыке… Цюрих, 7-е издание, 1984 г.). Композитор группы «Мита Лоуфа» Джим Штайнманн сказал: «Меня всегда привлекало сверхчувствительное, и я знаю, что рок для этого — идеальное средство. Когда я выхожу на сцену, я обезумеваю» (журнал «Цирк», декабрь, 1977 год). Некоторые официальные заявления рок-музыкантов по поводу назначения их концертов просто обескураживают и вызывают страх. Джон Леннон сказал в 1962 году: «Я знаю, что “Битлз” будет иметь такой успех, как никакая другая группа прежде. Я знаю это точно, потому что за этот успех я продал мою душу дьяволу» (Журнал «Поп», 1976 год). На долгоиграющей пластинке «Размышление — Блэк Сэббэт» написано: «И ты, бедный дурак, держащий в руках эту пластинку, знай теперь, что с нею ты продал свою душу, так как скоро ее охватит этот адский ритм, бесовская сила этой музыки. И этот музыкальный укус тарантула заставит тебя танцевать без конца, без перерыва» (журнал «Цирк», 1977 год). ДЖАЗНекоторые задают вопрос о вредности или безвредности джазовой музыки. Одним из видов рок-музыки является джаз-рок, которому присущи все четыре характерные черты современной музыки: жесткий, характерный ритм, громкость, светоэффект, сверхчастоты. Ритм джаза был взят тоже из племени Вуду, только эти ритмы другими путями проникли в среду американской молодежи. Слово «джаз» произошло от слияния двух слов на языке вудуистов: «Ая айзан» -имя богини эротики и «за-за» — означающее мужской половой член. Первичное назначение этой музыки было направлено на проявление некоторых языческих ритуалов, помогающих выйти человеку за пределы сознания и ввести его в состояние экстаза. В Новом Орлеане первым композитором и музыкантом, решившим вывести ритмы Вуду за пределы своего племени и создать новое музыкальное направление, был Луи Армстронг. Это было новое в музыке — ДЖАЗ. Он говорил: «В этом стиле музыки должны быть задействованы виски, никотиновый дым и обязательно состояние транса». Продолжателями развития джаза были Бади Болден и Банд Джонсон. Оба принадлежали к языческому африканскому племени Вуду и обоим было характерно проявление многих ритуальных черт в поведении, в повседневной жизни. Оба были прекрасными музыкантами, но печально окончившими свою жизнь в психиатрической больнице. Из всего этого мы можем сделать определенные выводы — сатана не может выпустить уже захваченные им жертвы. Музыка, созданная непосредственно им, является хорошо продуманной «кайфовой» или «сладкой» ловушкой для хрупкой, восприимчивой и доверчивой молодежи. Дух Пророчества ясно предупреждает всех — и родителей, и детей: «Необходима большая осторожность, чтобы не попасть в сети сатаны. Музыка нередко используется для служения злу и, таким образом, становится одним из самых сильных средств искушения… Сатана прибегает к таким средствам обольщения, которые держат большие массы людей в состоянии приятного ослепления, ничего не подозревающих о его парализующей силе» («Вести для молодежи», стр.214). Господь, обращаясь к нам сегодня, говорит: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Луки 21:36).
|