ГРЕХ И БЛАГОДАТЬ - ДВА РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОСТОЯНИЯ |
Апостол Павел рассматривает грех не просто как индивидуальное, личное выходящее за рамки закона действие. Грех это жизненное состояние, которое связано с пространством, миром, в котором мы живем. В Гал. 1:4 он говорит, "что Христос умер за нас, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века". И в Ефес. 2:2, говоря о прежнем образе жизни теперешних христиан, он указывает на то, что они жили по обычаю этого мира. Следовательно, апостол Павел использует термины пространства или, нашего мира с тем, чтобы указать, что вне Христа существует всеобщее господство греха. С точки зрения апостола Павла, этот мир находится под властью греха, и следовательно, он является греховным. Здесь царствует сила зла, тьма и смерть. "Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:3). В Кол. 2:15 эта власть тьмы названа "начальствами и властями" (см. также 1 Кор. 15:24; Ефес. 2:2; Римл. 8:38). Своей собственной силой человек не может освободиться из-под владычества греха. Поэтому наш мир всецело находится под властью сил зла, и сатана назван "богом века сего" (2 Кор. 4:4). В Римл. 8:20 содержится утверждение, что все творение покорено суете... Поэтому все творение с надеждой ожидает избавления от своих уз (ст. 19-23). Весь этот мир подчинен силе греха. В Римл. 3:16 и 19 открыто, что весь наш мир находится в не замаскированной вражде с Богом и ответственен перед Ним. Сюда относятся все люди, как иудеи, так и язычники. Принадлежать этому миру означает быть осужденным грешником (1 Кор. 11:32). Поэтому грех, с точки зрения апостола Павла, является не только отдельным неправильным действием, но скорее результатом всеобщего господства силы зла, которой подвержены все люди вследствие своей принадлежности к человеческой природе. Только сила Христа может привести нас в другое состояние. Только Он один может ввести нас в Свое Царство, Царство благодати (Кол.1:13; 2:13). Апостол Павел открывает, что человеческий грех носит всеобщий характер. И в Римл. 1:19, 3:20 он указывает, что эта всеобщность греха является доказательством того, что вне Христа спасения не существует. В Римл. 3:9-10 содержится утверждение, что все люди, как иудеи, так и язычники находятся под грехом, как написано: "нет праведного ни одного"(см. Пс.142:2). Таким образом, учение апостола Павла о всеобщем господстве силы греха является не его специальным откровением, а откровением Ветхого Завета. Апостол Павел вновь подтверждает Ветхий Завет. В действительности, он цитирует здесь 7 псалом и пророка Исаию. Апостол Павел хочет указать не только на всеобщность греха. Его особая задача - показать всеобщее господство силы греха в каждом человеке. Нет праведного ни одного. Никто не может стать праведным или победить смерть своей силой. Апостол Павел имеет здесь в виду не личные греховные дела, а грех как господствующую силу (см. Библ. ком. АСД на Римл. 7, с. 530, т. 5). Апостол Павел обозначает эту всеобщую силу греха особым термином "плоть", который обычно применим к человеку, находящемуся под властью силы греха, потому что плотский человек и грешник суть равнозначные понятия. В Римл. 7:5; 14:8; Гал. 5:19, 24; 6:8; Ефес. 2:3 апостол Павел употребляет слова "грех" и "плоть" в одинаковом значении, хотя иногда он говорит о плоти в нейтральном смысле. Это уравнение значений греха и плоти является одной из наиболее характерных и далеко идущих идей антропологии апостола Павла, которая находится в гармонии с Ветхим Заветом. В Римл. 7:5 апостол Павел говорит: "Ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти". "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху" (Римл. 7:14). Слова "продан греху" означают: нахожусь во власти греха. Какое глубокое убеждение в собственной греховности получил апостол Павел через Христа! Ранее, будучи фарисеем,он считал себя непорочным перед законом. Заметим, насколько изменилась оценка, которую он давал своей прежней жизни и жизни каждого человека, с точки зрения религии Христа. Он сводит на нет всякую самоправедность перед Богом и возвеличивает, прославляет Божью благодать. Подчеркивая исключительное превосходство благодати Христа, он говорит в Ефес. 2:1-9: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатию вы спасены,- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился". Все люди подвержены греху, потому что все живут в той же самой плоти, "исполняя желания плоти и помыслов, и являются по природе чадами гнева: как и прочие". Подобно всем людям, по нашей природе мы заслуживаем Божьего гнева и осуждения. (Поэтому все люди умирают). "По природе - эти слова указывают на нашу родственную связь с Адамом, прародителем человеческой расы". Но Христос также пришел в нашей плоти. И указывая на эту двустороннюю связь, которую мы имеем с Адамом и со Христом, апостол Павел высказывает особую истину в известных стихах. Римл. 5:12-21. Его весть не направлена на то, чтобы объяснить, каким образом грех Адама стал первопричиной всех человеческих грехов. Нет, в 12-21 ст. апостол Павел хочет указать на побеждающую грех силу благодати Христа. Эти стихи находятся в прямой связи с 1-11 стихами. В 5 главе Послания к Римлянам апостол Павел проводит теологоисторическое сравнение Адама и Христа.Общим для Адама и Христа было то, что их жизнь имела решающее значение и последствия для всего человечества. Апостол Павел раскрывает, что существует неоспоримая связь всех людей и с Адамом и со Христом. Все заключены в грех и непослушание Адама и в то же время всем предлагается спасение через послушание и праведность Христа. Однако для человечества жизнь и праведность Христа имеют несравнимо большую силу и влияние, чем грех Адама. Поэтому 5 глава Послания к Римлянам является победным гимном славе Христа. Цель апостола, чтобы вся церковь объединилась с ним в этом победном гимне. Почему? Потому что те, кто сейчас пребывают во Христе, раньше через Адама находились под властью греха. Но сейчас через Христа все находятся под властью благодати, живя новой жизнью, жизнью победы над грехом. И эта победа над грехом совершилась не вследствие их послушания и праведности, а вследствие послашания и праведности Христа, нового Представителя человечества. Поэтому в 1 Кор.15:45 Христос назван "последним Адамом", а в стихе 47 - "вторым человеком". Давайте посмотрим по Римл. 5 главе, как реально и практически праведность Христа стала гарантией и источником нашей праведности, тогда как грех Адама был источником наших грехов и нашей смерти. Цель апостола Павла в Римл. 5:12-21 провести символическое сравнение взаимоотношения, которое существует между праведностью Христа и жизнью Его последователей, и взаимоотношением, которое существует между грехом Адама и смертью его потомков. Чтобы показать превосходство и побеждающую силу праведности Христа и ее далеко идущие последствия для всего человечества, апостол Павел в Римл. 5:12 указывает прежде на последствия греха Адама. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть пришла во всех человеков, потому что в нем все согрешили..." Первое слово "посему" указывает на связь этого текста с предыдущим 11 ст. или даже с целой группой стихов: с 1-11, которые описывают совершенную радость в Боге, пребывающем в человеке, оправданном через Христа. Апостол Павел затем начинает проводить сравнение между последствием греха Адама и последствиями искупления, совершенного Христом. Но полностью он не заканчивает здесь это сравнение. Один человек согрешил, и через него грех вошел в мир. Для апостола Павла грех - это сила, которая вошла в мир через дверь преступления Адама и заняла царственное положение, ранее занимаемое Адамом в его праведности. В 21 ст. апостол Павел определенно заявляет: "грех царствовал к смерти". Грех представлен могущественным царем, который приговаривает каждого человека к смерти. Поэтому апостол Павел утверждает также в 14 ст.,что смерть царствует над всеми людьми. Таким образом, грех и смерть являются неразлучными союзниками, которые в своей пагубной силе вошли в мир через грех Адама. В 12 стихе апостол Павел говорит: "смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили". Слова "потому что в нем все согрешили" указывают не только на то, что все люди умирают из-за греха Адама, но и на то, что грех Адама воздействовал на естество человека. Отправная точка этих рассуждений апостола заключается в непонятной для нас связи греха Адама и наших согрешений. Однако он не объясняет точно, каким образом грех Адама является причиной нашей греховности. Его точка зрения скорее указывает на то, что все люди находятся под одним и тем же приговором к смерти и под властью той же самой силы греха вследствие греха Адама. Однако главной целью апостола Павла было раскрыть преизобильное богатство благодати Христа и дар вечной жизни. ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ Мы можем сделать небольшую остановку, чтобы рассмотреть вопрос о первородном грехе, потому что Реформация имела свою определенную точку зрения по этому вопросу. Так как апостол Павел рассматривает грех как могущественную силу, царствующую над всем человечеством, и приводящую каждого под власть смерти, он не смотрит на грех как на единичное явление. Все люди, рождающиеся на земле, попадают под власть греха, греховной тирании. Рождаясь невинным младенцем, человек становится подданным греха и подвластным смерти. Адам мог передавать своему потомству не жизнь, а только смерть. В этом смысле: "В Адаме все умирают" (1 Кор. 15:22). Елена Уайт говорит об этом следующим образом: "Что касается первого Адама, люди не получили от него ничего, кроме вины и приговора к смерти" (Библ. ком. КАСД VI 1074. Письма 68, 1899). Но грех, кроме того, оказывает давление на человека и заставляет его грешить. Человек не имеет силы в самом себе, чтобы сопротивляться греху. Эту силу греха в человеческом естестве можно определенно назвать греховностью его природы. И хотя в человеческом существе еще могут оставаться благородные качества и стремления, человек тем не менее не может предстать перед Богом с праведностью, вытекающей из него самого, которая может быть принята Богом. Реформация считает, что человек стоит перед Богом в корне испорченный, то есть имеет "корраптио тоталис" (полностью испорченную природу). Но реформаторы добавляли к этому: "корам Део", то есть "перед Богом", имея в виду, что человек не имеет в себе никакой праведности, которая может быть учтена перед Божьим судом. Потому что "корраптио тоталис" подразумевает возможность оправдания только через веру. Признание "корраптио тоталис" было направлено главным образом против учения католической церкви, согласно которому человек даже после падения Адама сохранял внутреннее природное благочестие. Католики верят, что падение Адама лишило человека только сверхъестественного дара праведности. Поэтому человек еще имеет высоконравственную, почти незапятнанную внутреннюю природу. Но реформаторы не считали, что грех это сила, которая воздействует только на некоторую часть человека, оставляя его естество высоконравственным и угодным Богу. Грех - это реальная серьезная сила, изменяющая все человеческое существо и лишающая его Божьего благословения. Так как человек еще сохраняет в себе следы образа Божьего, по которому он был сотворен, некоторые ограничивают влияние греха только на определенные части его существа. Однако такого ограничения греха в человеческой природе не существует. Человек живет по побуждениям своего сердца, и когда сердце находится под влиянием силы греха или в состоянии греха, тогда грешным перед Богом становится весь человек. Признание полной испорченности человека не является результатом нравственной оценки его морального облика. Это призание - чисто религиозное. Оно касается взаимоотношений человека со святым Богом. "Человека" нельзя рассматривать как существо в самом себе, отделенное от Бога. Это означало бы рассматривать его с точки зрения абстрактной антропологии. Лютер считал, что в римском католическом богословии существовало именно такое отношение к человеку. Реформация разрушила эти абстрактные философские взгляды и снова увидела образ Божий в человеке в его взаимоотношениях с Богом. Следовательно, грех не означает потерю некоторых Божьих даров. Скорее всего, он является неправильным взаимоотношением человека с Богом, потому что человек больше не любит Бога, а живет целиком своим "я". Но даже живя в неправильном взаимоотношении с Богом, человек никогда не освобождается от своей зависимости от Бога. В Быт. 6:5 сказано: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". И в стихе 6 о Боге сказано: "И восскорбел в сердце Своем". Однако после потопа человек не стал лучше, как это видно в Быт. 8:21. Человек мог жить только благодаря Божьей милости. И 13 Псал.; Иов 14:4; 3 Цар. 8:46; Ос. 11:4 показывают, как милосердный Бог еще проявляет Свой гнев на человека, даже сильный гнев. Ветхий Завет постоянно открывает абсолютную и полную греховность человека в Божьих очах и справедливость Божьего гнева. Но человек может признать свою полную греховность только тогда, когда он постигает Божью святость ( Ис. 6:1-7). Также и апостол Петр признает перед Иисусом свою греховность в Лук. 5:8: "Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный". Иисус называет людей "злыми" (Матф. 7:11) и "погибшими". Его цель найти и "спасти погибшее" (Лук. 19:10). Апостол Павел утверждает в Ефес.4:18, что человек "отчужден от жизни Божией", является "по природе чадом гнева" Божьего (Ефес. 2:3), что он продан греху, находится во вражде с Богом (Римл 5:10; 8:7), когда не повинуется Божьему закону и в действительности "не может" ему повиноваться (Римл. 8:7). Поэтому "не оправдается пред Ним никакая плоть" (Римл. 3:20). И пожалуй, самым выразительным сравнением, определяющим полную испорченность человека, является его уподобление мертвому человеку, телу, как написано: "И вас мертвых по преступлениям и грехам вашим" (Ефес. 2:1-5; Кол. 2:13). В Римл. 7:5 апостол Павел говорит: "Страсти греховные... действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти". Только вопль о помощи, обращенный к Господу, идущий из глубины сокрушенного сердца человеческого, сознающего себя полностью погибшим, (Псал. 129 и Римл. 7:24-25) может принести человеку избавление, посылаемое Богом. Только чудесное проявление Божественной силы может спасти человека, вывести его из состояния смерти, вселить в него радость жизни, взять из него сердце каменное и пересотворить его в сердце плотяное (Иез. 11:17; Псал. 50:12). Так как вина человека является полной, ему может помочь только полное избавление. Мы никогда не сможем положиться на что-либо доброе в нас самих, чтобы оправдаться перед Богом. Признание полной и абсолютной испорченности человеческого существа, направлено на то, чтобы сохранить от ложного толкования истинное представление о грехе и истинное представление о праведности, получаемой только через веру. И если человек не имеет в себе глубокого сознания своей испорченности, он должен понять, что привести его к такому сознанию может только Святой Дух. Однако Святой Дух приводит человека к этому полному убеждению исключительно через веру в Иисуса Христа, Который умер на кресте за наши грехи, понес на себе гнев Божий, чтобы одеть нас в одежды Своей праведности через Свою благодать (Ефес. 2:8). И благодать Свою, говорит апостол Петр (1 Петр.5:5), Бог дает только смиренным. Здесь он ссылается на ветхозаветный текст в Притч. 3:34. Апостол Павел считает человека полностью испорченным перед Богом. И в этом нет сомнения. Но подчеркивает он эту истину не в Римл. 5 гл., а в Римл. гл. 3:8-18, указывая на восемь ветхозаветных откровений относительно духовного упадка и моральной греховности человека перед святостью и справедливостью Божьей. Важно отметить, что выдержки из Ветхого Завета, которые цитирует апостол Павел, открывают несомненную связь между религиозным и моральным упадком человека: "Нет разумеющего, никто не ищет Бога". "Нет страха Божия пред глазами их" (Римл.3:11, 18). Однако очень важно понять, что человек без Христа, хотя и ни в каком отношении не имеет праведности перед Богом, тем не менее в нем еще сохранилась моральная способность поступать законно и справедливо по отношению к человеческому обществу. Он не способен своими силами исполнить Божий закон, так как испорчен по своей природе, но в отношении со своими ближними он может проявить некоторую моральную способность различать добро и зло, как об этом сказано в Римл. 13:3. На основании Божьего откровения человек обладает моральной, или гражданской праведностью по отношению к человеческому обществу. Совесть может побудить его выполнить даже некоторые требования Божьего закона, как об этом сказано в Римл. 2:14-15. Кальвин и Лютер определяли это чисто моральное соответствие Божьему закону, особенно второй скрижали Десятисловия, как первое исполнение (употребление) закона. И здесь в сфере гражданской праведности человек не оказывается целиком испорченным. Да, реформаторы признавали, что в некоторых случаях политических и государственных делах язычники проявили даже более высокие моральные качества, нежели Христиане. Это соответствует словам Иисуса в Евангелии от Луки 16:8: "Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Лютер мог отзываться даже с похвалой о моральных качествах язычников. Но реформаторы никогда не смотрели на нравственную праведность человека как на основу или отправную точку для получения религиозной праведности перед Богом. В этом их взгляды отличаются от учения римско-католического богословия, согласно которому у человека совершается постоянный прогресс или переход от одного состояния его природной праведности к другому - его праведности перед Богом. Т. Ф. Терренс в своем труде "Учение Кальвина о человеке" (Лондон 1949), не только говорит о трудности согласования между учением Кальвина о полной испорченности человека и его учении о сохранении в человеке образа Божьего, но также и дает ответ на этот вопрос: "Вся трудность проистекает от того, что спасение и прощение имеют для нас одинаковое смысловое значение точно так же, как и грех и порочность. Только в свете благодати и только на основании этой благодати мы можем сделать такое общее суждение о человеке". Кальвин утверждает, что "духовно падший человек является не больным, но мертвым..." "Важно отметить одно: Кальвин делает ясное различие между плотским и духовным" (с. 86, 88, 97, 178). Таким образом, хотя плотский человек и является духовно мертвым в своем беззаконии, однако он человек, а не животное. Он обладает некоторыми нравственными качествами, которые делают его ответственным перед Богом, и благодаря которым Бог может обращаться к нему, пробуждать его совесть, просвещать его, говорить с ним, открывать его действительное состояние перед Богом через провозглашение евангельской вести и посылать ему через евангелие приглашение покаяться перед Богом в своих грехах. Как Елена Уайт говорит о духовном состоянии человека, его моральных способностях и праведности? Подтверждает ли она учение протестантизма о полной моральной испорченности человека перед Богом? "Никто не должен обольщать себя мыслью, что добрые дела человека могут в какой-то степени возместить тот долг, который имеет человек перед Богом за свои преступления. Надеяться на это - означает жестоко обманывать себя. Если бы вы смогли понять это, то перестали бы вынашивать свои излюбленные дела и со смиренным сердцем жаждали бы искупления. Люди имеют настолько смутное представление по этому вопросу, что тысячи тысяч, называющие себя сынами Божьими, по существу являются сынами дьявола, потому что они уповают на свои собственные заслуги. Бог всегда требовал добрых дел, закон требует их, но так как человек стал жить во грехе, его добрые дела как условие спасения потеряли всякую ценность. Только праведность Иисуса может спасти его. Все, что может человек сделать для своего собственного спасения,- это принять Божье приглашение (АСД Библ. ком. т. 6, с. 1071). Вначале Елена Уайт определенно утверждает, что человек никак не в состоянии спасти себя самого. Признавая, однако, что человек обладает некоторыми моральными способностями, она расценивает все его добрые дела как ничто по сравнению с праведностью Иисуса (там же). Она упоминает, насколько губительной является мысль, что "добрые дела человека могут в какой-то степени возместить тот долг, который имеет человек перед Богом за свои преступления (там же). Но это абсолютное и радикальное суждение не мешает Елене Уайт признавать в человеке некоторые моральные качества, хотя она и говорит о его природной испорченности. "Согрешив: Адам и Ева потеряли право жить в Едеме. Они горячо умоляли, чтобы им было разрешено остаться в доме их невинности и радости. Они признавали, что потеряли право на прежнюю счастливую жизнь, но обещали в будущем жить в строгом послушании воле Божьей. Им было сказано, что грех извратил их естество и ослабил в них силу сопротивляться злу. Для сатаны открылась более широкая возможность соблазнить их... Сейчас... им было бы труднее сохранить свою чистоту." (П. Пр. с. 61). Апостол Павел особенным образом подчеркивает, что смерть всех людей является результатом Божественного приговора за грех Адама, а не просто за наши личные грехи. Об этом говорится в пятой главе Послания к Римлянам: 1. В словах: "так и смерть перешла во всех человеков". 2. В 13 и 14 стихах, где имеет утверждение, что даже перед тем, как Моисею был дан закон, смерть царствовала над всеми людьми, хотя и они не имели такого определенного познания воли Божьей, какое имел Адам. Отсюда вытекает, что не исключительно их личный грех, а грех Адама был причиной их смерти. Грех Адама стал источником и первопричиной нашей смерти и нашего падения. 3. И в 15-21 стихах снова показано, что грех Адама является решающим действием, которое определило наше абсолютное греховное состояние перед Богом. Апостол Павел четыре раза подчеркивает, что одно преступление или преступление одного послужило причиной смерти всех людей. "Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие..." (15 ст.). "Ибо суд за одно преступление к осуждению..." (16 ст.). "Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного..." (17 ст.). "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение..." (18 ст.). И поэтому мы можем прийти к заключению, что в 3 главе Послания к Римлянам апостол Павел указывает на полную греховность человека в Божьих очах, а в 5 главе он подчеркивает, что смертный приговор был вынесен над всем человечеством вследствие греха одного человека Адама, так как Адам является представителем всего человечества. И в этом отношении, в смысле всеобщности вынесения осуждения над всеми, Адам и является прототипом "Грядущего", чья "благодать будет преизбыточествовать для многих". Апостол Павел утверждает это также и в Послании Коринфянам: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22). Дар Христовой праведности, однако, оказывает более могущественное действие, чем грех Адама, потому что Христос приносит оправдание от многих преступлений в то время, как Адам внес в мир смерть за одно свое преступление (16 ст.) И в 18 и 19 стихах пятой главы Послания к Римлянам апостол Павел продолжает прерванную цепь сравнения, начатую в 12 стихе (посему), и заканчивает ее: "Посему, как преступлением одного всем человекам смерть и осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (18 ст.). "Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешниками, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (19 ст.). Акцент падает здесь не на освящение, а скорее на юридический акт оправдания. (Конечно, оно не изолировано от освящения, как мы увидим в 21 ст.) В 5 главе Послания к Римлянам апостол Павел подчеркивает, что все люди имеют прямое отношение сначала к Адаму, затем ко Христу. В 18 стихе апостол Павел утверждает, что грех Адама навлек на всех людей осуждение и смерть в то время, как дело спасения, совершенное Христом, ведет всех верующих к оправданию и жизни (ст. 17) и в 19 стихе говорится, что хотя через Адама все люди стали перед Богом грешниками, через искупление, совершенное Христом, все верующие принимаются Богом как праведные. И как при осуждении первородного греха, осуждение человека означало более, чем простое юридическое действие со стороны Бога, потому что человеческое естество было извращено грехом, так и при оправдании искупление человека означает более, чем просто юридический акт, потому что праведность Христа посредством Духа Святого преобразует падшую природу человека. И хотя через Адама грех является побеждающей силой в человеческом естестве, однако, праведность или благодать Христа, вмененная человеку через веру, является более побеждающей силой. И как грех царствует в человеческом естестве, так и изобилующая благодать является как бы царем, который превозмогает наше человеческое естество. И в Римл. 5:21 возвещается эта весть о побеждающей Божьей благодати: "Дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим". Через Адама все люди попали под господство силы греха, а через Христа все оказались под изобилующей силой благодати, дающей им преимущество жить праведной жизнью и повиноваться Богу. "Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию" (Римл. 6:12-14,). . "Благодарение Богу, что вы, бывшие прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые" (Римл. 6:17-19). Следовательно, Адам и Христос олицетворяют собой: Адам - грех, Христос - праведность. Если результатом греха Адама является жизнь, погруженная в беззакония, тем более праведность Христа приносит жизнь послушания и праведность. Основной стержень учения апостола Павла имеет не индивидуальный характер. Он не отделим от всей истории спасения и от Иисуса Христа. Можно сказать, что совершенное Христом дело спасения включило все человечество. _________________ Основной и общий характер греха, проявляемый в личной жизни, представлен апостолом Павлом в 7 главе Послания к Римлянам, где он открывает, как полная испорченность человека в очах святого Бога, его религиозная испорченность не исключает наличия в человеке доброй воли, высоких моральных принципов, стремления познать волю Божью, горячего желания исполнять Божий закон. В 8 главе Послания к Римлянам апостол показывает, как Божья благодать проявляет себя в индивидуальной жизни. _________________ Только Христос мог победить грех, и Он победил его, разрушив могущественную силу греха в человеческой плоти. Он сделал это ради нас. Следовательно, и ради нас Он умер на кресте и воскрес из мертвых, чтобы вменить и передать нам Свою праведность. Но в 5 главе послания апостол идет еще дальше. Он раскрывает здесь, что оправдание было совершено Христом не только ради нас, но и в нас, а именно в тех, кто оправдан верой в Иисуса Христа. То, что Христос живет в храме сердца, так же истинно, как и то, что Он живет в небесном святилище (Ефес. 3:16-18). Оправдание - это конкретное действие юридического порядка, когда Небесный Первосвященник вменяет нам Свою праведность. Оно совершается через ежедневное проявление веры в молитве, в сокрушенном состоянии сердца перед Богом. Это Божье средство, указывающее нам на наше настоящее состояние перед Богом. (Римл. 6:2, Кол. 3:3, Римл. 8:2, 9). Освящение - это постоянное пребывание под руководством Святого Духа, Который ежедневно посылается в наше сердце. Оно выражает Божье повеление жить на таком духовном уровне, какой можно достичь через силу, посылаемую нам Богом (Римл. 6:12-13, Кол. 3:5, Римл. 8:12-13). В Римл. 10:3 Божья праведность представлена царствующей силой, которой верующий подчиняет свою волю и жизнь. Для апостола Павла Божья благодать является не только Его незаслуженой милостью, но также спасающей силой Его любви через Иисуса Христа (Библ. ком. т. VI, с. 532). Разве не свидетельствует наше крещение во имя Его об этом переживании? Христос разрушил силу греха, поэтому всякий, кто верит в Него как в своего Господа, находится теперь не под властью греха, а под властью Христа, властью благодати, Его праведности (Римл. 6:20-23).
|