МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК? |
ИСПОЛЬЗУЯ ВСЕ СВОИ МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ СИЛУ ГРЕХА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?Послание к Римлянам, 7 глава. В начале апостол Павел доказал из Ветхого Завета, что Божий закон не предназначался для того, чтобы предложить нам праведность. В Римл. 3:20, цитируя семь выдержек из Вет. Завета, он говорит: "Потому, что делами закона не оправдается никакая плоть перед Богом, ибо законом познается грех". Иудеи считали, что их знание Божьего закона означает и знание природы праведности, которую они могут достичь перед Богом. Апостол Павел метко опровергает это ложное понимание, утверждая что законом познается грех, так что весь мир, даже Израильтяне, попадают под Божье осуждение. Но так как раввины верили, что победе над силой греха может содействовать закон, апостол хочет показать, в каком истинном взаимодействии находится закон и сила греха в человеческом естестве. В Римл. 5:13 он раскрывает, что перед тем, как на Синае был провозглашен закон, грех уже существовал к смерти начиная от Адама. Почему же тогда пришел закон с Моисеем? "Закон же пришел после, и таким образом множилось преступление" (Римл. 5:20). Закон предназначался не только для того, чтобы быть средством обнаружения греха. "Умножение преступления" указывает на динамическое, активное действие закона. Что имеет в виду апостол Павел? В Римл. 7:5-25 он объясняет, в каком взаимоотношении находятся в человеческом естестве дела закона и сила греха. Он показывает, что добрые побуждения в человеке, его добрые желания, знания и высокая оценка Божьего закона как Божественного морального кодекса, не могут тем не менее разрушить силу греха, проявившуюся в его плоти, чтобы грех более не царствовал в его смертном теле (см. Римл. 6:12). Вторая цель Послания апостола Павла к Римлянам заключается в том, чтобы показать иудеям тщетность их упования на закон, которое он рассматривает как жизнь под законом или под силою греха (см. с. 30, "Ответ апостола Павла сотериологии раввинов"). 7 и 8 главы Послания апостола Павла к Римлянам посвящаются тому, чтобы полностью раскрыть значение Римл. 5:20 и 21 и показать, как закон обнаруживает силу греха в человеческом естестве, как умножаются все его преступления и как только сила благодати Христа через Святого Духа может избавить человека от господствующей силы греха. В Римл. 7:5-6 апостол суммирует два диаметрально противоположных жизненных состояния человека, о которых знают христиане и которые он будет рассматривать здесь. Конечно, апостол обсуждает этот вопрос в Римл. 7:5-25 с точки зрения человека, пребывающего в Иисусе Христе. Только это пребывание со Христом и во Христе может пролить свет и дать правильное понимание истинного состояния человека перед Богом. В 7 главе послания к Римлянам апостол Павел обращается не к язычникам, которые не имеют ясного познания Божьего закона. В первом стихе он говорит: "Говорю вам, знающим закон". Поэтому в 7 главе Послания к Римлянам апостол главным образом обращается к иудеям, которые искренно хотят служить Богу в соответствии с Его законом, всем своим сердцем принимают закон, возвещают его как великий путь жизни, строго и скрупулезно следуя каждой его букве, чтобы угодить, оправдаться перед Богом и победить в себе силу греха. Раввин признавал в себе внутреннюю борьбу, которую он назвал борьбой хороших и дурных наклонностей. Но Бог дал Израилю закон, с помощью которого израильтянин мог победить дурные наклонности. Моральная сила человека ослабела, но с течением времени он в состоянии будет управлять ею с помощью закона. Апостол Павел был до своего обращения раввином. Поэтому он сам жил в свете такого понимания греха и закона. Е. Уайт описывает, каким образом произошла эта перемена понятий в апостоле Павле, когда он был в Дамаске после того, как Христос открылся ему в Своей славе как воскресший Мессия, явившийся Своему народу: "Так как Савл полностью подчинил себя убеждающей силе Святого Духа, он увидел недостатки своего характера и понял глубокую духовную сущность закона Божьего. Высокомерный, самонадеянный фарисей в прошлом, сейчас он склонился перед Богом со смирением и простотой маленького дитя, исповедуя свое несовершенство и уповая на заслуги распятого и воскресшего Спасителя... Божественная благодать изменила все его сокровенные мысли и чувства. Все его благородные свойства характера пришли в гармонию с намерениями вечного Бога. Христос и Его праведность стали для апостола Павла дороже, чем весь мир" (Д. А. с. 119, 120). Какая великая перемена произошла в апостоле Павле через Христа! Он принял от Христа не только новое и бесконечно более глубокое понимание греха и Божьего закона, но и побеждающую силу над грехом, которую никогда не мог дать ему закон. Через воскресшего Христа он впервые осознал "глубокую духовную сущность закона Божьего". Его внезапно озарила мысль, что как бы горячо человек ни старался повиноваться всем Божьим заповедям, он никогда не сможет исполнить Божий закон в Его очах. Закон Божий требует полной святости всего человеческого сердца. Но кто может изменить или пересоздать свое собственное сердце? В свете святости Христа апостол Павел вдруг почувствовал свое собственное несовершенство и всецело возложил свое упование на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. Таким образом, только тогда, когда закон Божий является орудием Святого Духа, он будет совершать предназначенное для него дело, а именно Он будет раскрывать грех во всей его глубине. Пока иудеи сопротивлялись Святому Духу, они как бы выхватывали закон из Божьих рук, забирали его в свои самонадеянные руки и превращали Божий закон в простой моральный кодекс, который можно было исполнить чисто внешним формальным путем. Изолируя закон от Святого Законодателя, даже помещая закон на место Бога и служа написанному моральному кодексу вместо того, чтобы служить живому Богу, испытывающему сердца, они отделили нравственное учение от его единственного Источника и Основателя, отделили его от религии. "Раввины претендовали на то, что они имеют святость через свои собственные усилия в соблюдении закона, но их дела отделяли праведность от религии" (Ж. В. с. 309). Поэтому они не имели праведности перед Богом, а их нравственное учение выродилось в формализм, где надежда возлагалась на их собственное ревностное отношение к закону. Но как только этика начинает опираться на себя вместо того, чтобы основываться на религиозном откровении от Бога, искажается не только понимание Божьего закона, но упускается из виду действительно отвратительная сущность греха, каким он выглядит в Божьих очах. Всякое истинное понимание закона, греха, благодати и человека в конечном счете берет свое начало в открытом истинном понимании Божьей святости. Если мы не имеем о Боге правильного представления, открытого с небес нашим умам и сердцам, тогда всякое другое религиозное и нравственное представление также искажается и извращается. Следовательно, наше представление о законе, субботе, человеке, грехе и праведности будет поверхностным и извращенным. Мы нуждаемся прежде всего в том, чтобы искать Божьего лица. Псалмопевец говорит и молится тоже об этом: "Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим" (Пс. 118:135). "Господь свет мой и спасение мое. Сердце мое говорит от Тебя - "ищите лица Моего". "Яви нам свет лица Твоего, Господи" (Пс. 4:7). Священники особым образом благословляли Израиль, как об этом сказано в Числ. 6:25, 26: "Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир". В Новом Завете мы находим тот же самый призыв приблизиться к престолу благодати (Евр. 4:16), и в Ефес. 1:17 апостол Павел молится об откровении познания Божьего. Понимать свое собственное несовершенство и пережить примирение с Богом может лишь человек, который живет во славе Божьего лица. Как и пророк Исаия, он найдет оправдание и мир в прощении своих грехов (см. Ис. 6). И снова Исаия провозглашает в 57 главе 15 стихе, что "святой и превознесенный" Бог любит пребывать в тех, кто имеет сокрушенный и смиренный дух, чтобы оживлять их сердца. Е. Уайт говорит: "Когда человек приходит в тесное соприкосновение с источником света и истины, ему становится ясным его жизненное положение перед Богом. Тогда свое "я" умирает, гордость повергается в прах и Христос запечатлевает в душе такого человека Свой собственный образ" (АСД, Библ. ком. VI, 1099). Это переживание испытали на себе Исаия, Давид, Даниил, Петр, Павел. Оно является переживанием всех истинных христиан. Для этой цели и был провозглашен Божий закон на горе Синай. Как свидетельствует Елена Уайт: "Провозглашая закон с Синая, Бог показал людям святость Своего характера, чтобы путем сравнения они могли видеть свою собственную греховность. Закон был дан для того, чтобы убедить их во грехе и открыть им необходимость в Спасителе. Это должно осуществиться, когда принципы закона будут внедрены в сердце Духом Святым" (Ж. В. с. 308). Е. Уайт более подробно развивает эту мыль: "Христос открылся им как избавитель от временного рабства; но в их сознании должна была внедряться более глубокая истина. Живя среди идолослужения и распущенности, они не имели истинного представления о Божьей святости, о чрезвычайной греховности своих собственных сердец, о своей полной неспособности собственными силами повиноваться Божьему закону и о своей нужде в Спасителе. Всему этому Бог желал научить их. Бог привел их к Синаю. Он проявил там Свою славу. Он дал им закон с обещанием великих благословений на условии послушания: "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... то будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх. 19:5-6). Израильтяне не осознавали греховности своих собственных сердец и того, что без Христа они не смогут повиноваться Божьему закону. Они с готовностью заключили завет с Богом. Надеясь на свою праведность, они воскликнули: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны" (П. Пр. 371). Поэтому апостол Павел хочет показать, как через Христа он впервые почувствовал глубокую духовную сущность закона и его действительное назначение. В 7 главе Послания к Римлянам он хочет раскрыть, что закон не только не способен наделить нас праведностью перед Богом, но более того, что закон является предназначенным Богом средством для определения нашего действительного положения перед Ним как грешных, виновных существ. Святой Божий закон выявляет в нас больше противления и больше греха, ввергая в еще большее виновное состояние перед Богом. Вместо того, чтобы победить нам наш грех и злые наклонности сердца, закон показывает насколько глубже мы погружаемся в трясину греха. Закон как бы воскрешает грех, делает явным его проявление. В 1 Кор. 15:56 он говорит: "Сила греха - закон". Каким образом? В Римл. 7:5 апостол Павел утверждает: "Ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти". Над этим стоило подумать раввинам. В то время, как они учили, что закон является великим средством для совершения победы над плотью, раввин Павел, на основании своего нового опыта со Христом, показывает, что закон без Христа не имеет силы над грехом и плотью. Закон открывает скрытое сопротивление человеческой природы святой Божьей воле. Закон может возбуждать и провоцировать плоть ко греху. Закон не может освободить нас от силы греха, но напротив, он может показать, в каком рабстве находимся мы у силы греха. Быть под законом означает то же самое, что находиться под властью греха, то есть быть связанным ею, принадлежать ей (см. Римл. 7:1-4, 14). Отсюда может последовать неправильный вывод, а именно, если закон не является силой против греха, а является скорее стимулом или средством для обнаружения греха, значит закон также содержит нечто греховное. Поэтому в Римл. 7:7 апостол Павел задает вопрос: "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак!" Затем апостол Павел продолжает объяснять этот вопрос более полно, пока в 12 стихе он не делает полного вывода: "Закон свят и заповедь свята, праведна и добра". Закон является выражением святой Божьей воли. Он запрещает грех. В своей святости он открывает, что является грехом в Божьих очах. И апостол Павел объясняет, что закон является Божьим средством для обнаружения греха, не только обвиняющим людей во грехе, но и вызывающим наружу скрытую силу сопротивления против Бога. Таким образом, закон ведет людей к осознанию их грехов и духовной смерти перед Богом. Стихи: 8. "...без закона грех мертв". 9. "Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил". 10. "...заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти". 11. "Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею". 12. "...закон свят..." Обратите внимание, как апостол Павел, будучи фарисеем, считал себя ранее непорочным перед законом и не чувствовал осуждения (Фил. 3:6). Но теперь, будучи во Христе, он признает, что в действительности жил без закона и вдали от него. С ним было то же самое, что и с Израилем, который с горячей ревностью стремился к закону, но тем не менее не достиг закона. Перед Божьим судом человек не оправдается чисто внешним сопротивлением закону Божьему, просто моральной праведностью. Апостол Павел признает, что когда заповедь в действительности попала в цель, то есть, когда ему открылся Христос, он понял всю действительную силу закона и его безграничные требования. Апостол Павел признается своим прежним друзьям-раввинам, что только через Христа он понял действительную сущность закона. Через закон Иисус Христос открывает верующему отвратительный и ужасный характер греха, каким он является в действительности в Божьих очах. Только в свете креста закон и грех являются в своем абсолютном и действительном значении. Грешник убеждается в своем собственном беззаконии перед Богом только тогда, когда закон проповедуется с креста. Апостол Павел доказывает, что когда со Христом приходит закон, тогда оживает грех. И в результате чувство собственного недостоинства, вины и мертвого состояния во грехе приводит к сознанию, что заповедь, которую я рассматривал как средство к достижению жизни и спасения, даже как обетование жизни, в действительности вызвала мою смерть перед святым Богом. Но закон не является действительной причиной моей смерти. Елена Уайт проводит параллель между переживанием апостола Павла и нашим переживанием в следующих словах: "Пережитое апостолом Павлом указывает на важную истину, относящуюся к делу преобразования человеческого сердца. Он говорит: "Я жил некогда без закона"- он не чувствовал осуждения, но когда закон Божий убедил его совесть, "грех ожил, а я умер" (Библ. ком. АСД т. 6, 1076). "Оценивая себя человеческим мерилом, он не видит своих грехов, но вникая в глубины закона Божьего, он увидел себя таким, каким в действительности был в Божьих очах. Это побудило его склониться в смирении и исповедать свою вину... Грех предстал перед ним в своем действительном, отвратительном виде. Свое "я" потеряло ценность. Он стал скромным смиренным человеком и не приписывал себе заслуг и благочестия. Он перестал думать о себе больше, чем должно, а воздавал всю славу Богу..." (Ревью энд Гер. 22. 1890. КАСД. т. 6, 1076). Таким образом, грех взяв повод от закона, обольстил меня и умертвил законом. Грех является обольстителем! Точно так же и в Эдемском саду Ева, обольщенная сатаной, верила, что грех приведет к жизни, а он привел к смерти. А каково обольщающее действие греха в настоящее время? Оно заключается в том, что грех предлагает Израилю обещание, что соблюдение закона приносит праведность и жизнь. В 11 стихе апостол Павел утверждает, что не закон, а грех является действительной причиной смерти. Не закон, а грех обольщает и убивает. В 7 главе Послания к Римлягам апостол Павел постоянно с большой тщательностью делает различие между грехом как злым фактором и законом как добрым фактором. Он доказывает, что грех, а не закон является злом, враждебным евангелию. Однако грех является не абстрактным понятием, а силой действующей в нашей плоти. И находясь во вражде со святым Божьим законом, наша греховная плоть или страсти вспыхивают в пламени греха. Мартин Лютер приводит следующую интересную метафору: можете ли вы обвиниять воду в том, что негашеная известь, приходя в соприкосновение с ней, горит? Нет. Огонь вызывает сама негашеная известь. Так и закон делает только явным то зло, которое существует в нас. И если мы не увидели мерзости греха в свете закона, то мы увидим его в свете креста. В Послании к Римлянам апостол Павел говорит: "Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак, но грех оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредстом заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху" (Римл. 7:13, 14). Апостол Павел очень много говорит о действительной цели закона. В противоположность пагубному исканию Божьего закона раввинами, которые рассматривали закон как средство оправдания, апостол Павел четыре раза совершенно определенно заявляет, что основная цель, или назначение закона Божьего состоит в том, чтобы обнаружить и выявить грех в его действительно отвратительной сущности. В Послании Римлянам 3:20, 5:20, 7:13 и в Послании Галатам 3:19 он показывает эту силу закона разоблачать грех. В Гал. 3:19, рассуждая о законе и благодати с точки зрения истории спасения (Гал. 3:15, 4:7), он спрашивает: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений..." Было бы весьма необходимо изучить серьезно по этому вопросу 3 и 4 главы послания апостола Павла к Галатам. К сожалению, мы можем только вкратце показать удивительную глубину взглядов апостола Павла о Божьем обетовании спасения и его отношении к закону. Очень важно понять, что послание апостола Павла к Галатам является наиболее полемическим посланием, направленным против христианской формулы иудаизма, вкравшейся в галатийские церкви. Апостол Павел видит, что истина о благодати как о свободном Божьем даре находится в опасности. Он видит, как некоторые христиане, подобно иудеям, считают закон средством спасения вместо того, чтобы полагаться на обетование Божьей спасающей благодати. Апостол Павел видит, как единственный путь к небесам загромождается наслоением человеческих традиций и искаженным пониманием закона Божьего.В святом негодовании он произносит анафему на всякое творение, ангела, человека или даже апостола, которые превращают его весть о безвозмездном даре Божьей благодати во Христе (Гал. 1). Обратим внимание, как апостол Павел с силой своего апостольского авторитета говорит о сути вечного Евангелия благодати: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал. 5:4). "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10). "Не отвергай благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). Нигде в Священном Писании не говорится о законе в таком духе, как здесь. Многие христиане, к сожалению, на основании этих слов, пришли к полному отрицанию закона. Каково наше отношение к этому древнему искаженному представлению о законе? Во-первых, необходимо понять, что послание апостола Павла к Галатам было написано им для вполне определенной цели - для опровержения иудейской ереси. Это означает, что апостол Павел сильнее, чем в своем Послании к Римлянам подчеркивает негативную функцию закона и его отношение к завету благодати (см. 4 главу настоящего труда). Чтобы найти общий язык с иудаизмом, апостол Павел берет за отправную точку зрения, отдаленный от завета благодати. С этой общей позиции он продолжает развивать идею, что все, рассматривающие закон как средство спасения, попадают под Божье проклятие, потому что человек своими силами не может исполнить закон перед Богом. И если некоторые из наших противников поносят нас, думая что мы пытаемся оправдаться соблюдением субботы, то мы должны это понять и посочувствовать им. И кто может со всей смелостью сказать, что у них совсем нет причин думать именно так? Они руководствуются добрыми побуждениями, которые нам необходимо понять, уважать и использовать как средство для идейной полемики с ними. Да и во многих случаях честный христианин, если даже у него есть внутренняя невысказанная причина для отвержения субботы и адвентистской вести, достоин уважения. Давайте рассмотрим, как апостол Павел в Послании к Галатам выражает свое основное утверждение, высказанное в Послании к Римлянам: "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Римл. 3:28). Иудействующие учителя полагали, что праведность Христа является только дополнением к собственной праведности человека (см. 11 гл. настоящего труда). Может ли быть смещение, дополнение или взаимодействие наших дел и дел Христа в вопросе нашего спасения и оправдания? Или же это два совершенно несовместимых пути к спасению и оправданию? В Римл. 3:27 апостол Павел спрашивает: "Законом дел? (Апостол Павел имеет в виду и дела человека, который смотрел на них как на причину своего оправдания). Нет, но законом веры". Для апостола Павла вопрос ясен: существуют два взаимоисключающих друг друга принципа. Для него наше оправдание не основывается на послушании закону (Фил. 3:9), а исключительно на вере в праведность Христа. Весть апостола Павла - это триумф благодати. Его учение - это оправдание только верой, независимо от дел закона. Поэтому в действительности Лютер был прав, когда вписал маленькое слово, "только" в свою Библию в Римл. 3:28 после слов: "оправдывается верою". Реформаторы Лютер и Кальвин суммировали свою весть в следующих словах: оправдание только верою. Великий немецкий богослов Сиберг даже называет Лютера первым проповедником истины о праведности через веру в истории христианской церкви после дней апостола Павла. И я верю, что как раз по этой причине протестантская реформация сумела зажечь такое великое пробуждение в тысячах сердец и поэтому является первой великой реформацией. Разве не нуждается и наша церковь в оживлении со Христом, в полноте духовных опытов с Богом? Прочитайте в Откровении 3:14-22 весть Христа к Лаодикийской церкви. И затем поразмыслите над следующими вдохновенными высказываниями Елены Уайт: "Бог не идет на компромисс со грехом. Истинное обращение изменяет унаследованную и приобретенную наклонность ко злу. Религия Христа (одежда) - это прочная ткань, состоящая из бесчисленных нитей и сплетенная с великим искусством и мастерством. Только мудрость, нисходящая от Бога может сделать эту ткань действительно прочной... Попытка пришить ветхую ткань к новой не приведет ни к чему хорошему, потому что ветхая ткань оторвется от новой, и дыра будет еще большей. Не делайте заплат, выбросьте старую одежду и приобретите новую. Путь Христа - это абсолютно надежный путь. Он провозглашает: "Се, творю все новое". "Если кто во Христе, тот новая тварь". Христос не дает человеку никакого повода думать, что Он примет в Свое царство двойственный характер, состоящий в основном из своего "я" и немного из Христа. Таково состояние Лаодикийской церкви. Вначале немного своего "я" и немного Христа. Корень эгоизма начинает развиваться. Он растет все больше, уходит в почву все глубже, пока ветви его не принесут соответствующие плоды. Христос с состраданием смотрит на всех, кто имеет такой двойственный характер. Люди, обладающие таким характером, имеют настолько слабое общение со Христом, что практически не являются Его последователями" (письма 105, 1893, Библ. ком. АСД VI. 1101). ____________________ Как апостол Павел опровергает общепринятый взгляд на средство спасения в свое время? Каков его метод? Апостол Павел следует по пути истории спасения, центром и концом которой является распятый и воскресший Христос. На этом пути он раскрывает истинное понимание ветхозаветного средства спасения. В 3 главе Послания к Галатам апостол Павел пытается опровергнуть общепринятое в иудаизме понятие о том, как достичь праведности, указывая на Христа распятого (ст. 1) как на единственный путь оправдания. В 6 стихе он начинает раскрывать, как в Ветхом Завете показано единственное средство оправдания через веру на примере Авраама, отца всех иудеев и израильтян. "Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы". Итак, верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:6-9). Здесь апостол Павел показывает, как Евангелие нашло свое отражение в Ветхом Завете. Это означает, что праведность через веру является и ветхозаветным путем спасения. Авраам оправдался верою. Это единственный путь (спасения) оправдания всех людей. Христос не указал другого пути. На вопрос иудеев, обращенный к Иисусу: "Нежели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?" Иисус ответил: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался". Тогда иудеи сказали Ему: "Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: "истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8:53-56). Поэтому апостол Павел мог сказать о христианах, что они будут блаженны и оправданы перед Богом только в том случае, если являются сынами Авраама, сына веры. "В тебе" означает "в твоей вере". Все, кто имеют веру и упование на Божьи обетования, благословляются и оправдываются с Авраамом, который имел веру и не полагался на свои дела. В Римл. 4:13, 17 апостол Павел объясняет более полно, почему Божьи обетования не были даны на основании послушания закону со стороны Авраама. Это произошло потому, что закон навлекает скорее Божье проклятие, а не ведет к исполнению Его обетований. В 16 стихе апостол Павел делает вывод: "Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам - как написано: "Я поставил тебя отцом многих народов". Обетование спасения или вечной жизни основано исключительно на Божьей милости. Человек должен ответить на Божий дар, не полагаясь на свои собственные заслуги или дела, а проявляя веру Авраама, которая уповает не на свои личные достоинства, а полностью исключительно на Божьи обетования. Только вера воздает всю славу одному Богу. Несомненность Божьего обетования ни в коей мере не зависит от того, как будет относиться к нему человек. Гарантия обещанного наследия покоится только в Боге, в Нем одном. Никакое достойное дело человека не может рассматриваться как фактор, благодаря которому человек может заслужить спасение. По своей природе Божья благодать исключает подобное суждение. Об этом апостол Павел говорит в Римл. 4:14: "Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование". Послушание закону никогда не может быть основой обетования, говорит апостол Павел. Основывается ли Божье обетование на мере нашего послушания? Нет! Оно основывается на послушании Христа, как продолжает объяснять апостол Павел в Римл. 5:18. "Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни", и в стихе 19 "...как послушанием одного сделаются праведными многие". Говорил ли когда-либо Бог, что если вы будете повиноваться Моему закону, тогда предложу вам наследие вечной жизни? Это противоречило бы самому слову "наследие". Наследие не заслуживают, а получают по воле завещателя. И даже если люди не верны. "Неверность их уничтожит ли верность Божию" (Римл. 3:3). Апостол Павел восклицает: "Никак". И в Римл. 11:29 он высказывает утверждение, слишком пренебрегаемое многими: "Ибо дары и призвание Божие непреложны". Божье обетование, или Божье избрание остается истинным и распространяется на каждого верующего, потому что Божье милостивое приглашающее обетование непреложно. Апостол Павел также говорит во 2 Послании Тимофею: "Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может" (2 Тим. 2:13). И в Римл. 9:6 он пресекает всякое неправильное понимание, что Божьи обетования не распространяются больше на Израиль в следующих словах: "Но не то, чтобы слово Божие не сбылось". И в Послании Галатам 3:15 апостол Павел делает наиболее важное сравнение между обетованием Божьим и законом в свете истины о спасении. Рассматривает ли он закон и обетование как два совершенно одинаковых и абсолютных средства спасения? "Говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему" (ст. 15). Апостол Павел говорит об общепринятом факте, что последняя воля человека или его завещание не могут быть изменены после своего утверждения. В этом отношении завещание человека неопровержимо и не может быть нарушено. Никто не может добавить или отнять что-либо от последней воли человека или завещания. На это апостол Павел указывает в 15 стихе. Затем в 16 и 17 стихах он продолжает: "Но Аврааму даны были обетования и семени его". "Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетованию, но Аврааму Бог даровал оное по обетованию". Здесь апостол Павел сравнивает обетование и закон с последней нерушимой волей человека, выраженной в завещании. Что апостол Павел отождествляет с этой неизменной волей или завещанием? Обетование Божье, а не закон (17 ст.). Божье обетование Аврааму он сравнивает с последней утвержденной волей человека. К ней ничто не может быть добавлено. Божье обетование, данное Аврааму, является неизменным заветом Божьей воли, который гласит, что человек оправдывается верой Авраама. К нему ничто не может быть добавлено, потому что Бог верен Своему обетованию благодати. А как же закон? Разве не закон указывает на условие для достижения спасения? Но закон, говорит апостол Павел, пришел спустя 430 лет после обетования. На человека, уповающего на дела закона, это условие оказывает потрясающее действие. Апостол Павел и хочет показать это, он хочет привести иудействующего христианина обратно на истинный путь Ветхого Завета, на путь Авраама, путь Христа. Апостол Павел доказывает: если бы закон был добавлен к обетованию как новый путь оправдания, тогда обетование благодати потеряло бы свою силу и было бы анулировано. Однако,говорит апостол Павел, Бог дал Аврааму наследство не по закону, но по обетованию (ст. 18). Если это так, тогда возникает серьезный вопрос в стихе 19: "Для чего же закон?" Если закон не может служить для нас средством оправдания, то какова его цель? Апостол Павел отвечает на это: "Он дан после по причине преступлений". Что имеет в виду апостол Павел, говоря слова: "по причине преступлений"? Имеет ли он в виду: "закон дан по причине преступлений, чтобы сдержать их?" Нет. В Римл. 4:15 и 5:20 становится очевидным, что имеет в виду апостол Павел: закон дан, чтобы обнаружить в человеческом сердце преступления, сделать их явными. Можно сказать, что закон не только обнаруживает преступления, но как бы оживляет, увеличивает грех. Закон как бы умножает вину и зло (см. Римл. 5:20). Почему? Не для того, чтобы побудить людей своими силами искать себе спасение, а чтобы более ясно открыть им их действительное состояние вины и осуждения, чтобы показать всеобщность греха и проклятия на земле. Следовательно, закон делает безнадежной всякую человеческую попытку найти собственный путь спасения, он разбивает всякую самонадеянность. Закон имеет цель привести человека к сознанию его полной беспомощности и несчастного состояния, как об этом сказано в Римл. 7:24. Но почему? Для того, чтобы люди отчетливо поняли и усвоили истину о Христе как единственном пути к жизни и оправданию. Библейский комментарий дает следующее пояснение словам: "Закон был дан по причине преступлений" (Гал. 3:19), чтобы грех стал крайне грешен посредством заповеди (Римл. 7:13). Только в свете Божьего морального закона израильтяне, жизнь которых уподобилась в основном жизни египтян, могли осознать себя грешниками и, таким образом, почувствовать свою нужду в спасении" (т. 6, 969). Апостол Павел открывает это в Послании Галатам: "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу (в ин. пер. - до Христа), дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса... Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3:23-29). Итак, противоречат ли закон и обетование друг другу, в понимании апостола Павла? Он говорит, что обетование приносит благословение и спасение, а закон приносит проклятие осуждения. Как легко попасть в ловушку учения о полном отрицании закона Божьего! Но такое учение приводит к признанию противоречия и несогласия в Самом Боге, потому что и обетование и закон исходят от Него. В 21 стихе апостол Павел говорит и спрашивает: "Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак!" Его точка зрения заключается в следующем: "Если считать как закон, так и обетование средствами спасения, то они действительно противоречат друг другу". "Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью" (Римл. 11:6). В данном случае они не совместимы между собой, так как один путь исключает другой. Но отсюда, однако, не следует, что по мнению апостола Павла, закон и обетование исключают друг друга или противоречат друг другу в других отношениях. В 21 стихе он говорит: "Никак!" Закон и обетование оба участвуют в Божьем плане, так как оба посланы от Бога, но только в определенном взаимодействии по отношению к пути спасения. Закон помещен Самим Богом в определенное взаимоотношение с обетованием. Закон содействует обетованию, указывает на обетование как на единственный путь спасения. Закон зависим от обетования, его цель - привести к обетованию. По существу, Божий план имеет своей целью принести не проклятие и осуждение, а Божью благодать и милость. Ибо Иисус, как Агнец принял на Себя проклятие, заслуженное нами, чтобы мы могли получить благословение, вытекающее из оправдания Авраама (Гал. 3:13-14). Закон и проклятие за грех были открыты на кресте как святая Божья воля. Но цель заключается том, чтобы показать человеку, что его спасение и благословение лежат вне его самого. Закон не оправдывает. Оправдывает только Христос на основании веры в Него, веры в обетование Божье. Е. Уайт замечательно объясняет эту мысль: "Когда разум человека сосредоточивается на Голгофсом кресте, тогда грешник видит на этом позорном кресте Христа. Почему Он умер? Вследствие греха. Что такое грех? Грех есть беззаконие. Тогда глаза грешника видят действительный характер греха. Закон нарушен, но этот закон не может простить беззаконника. Он является нашим детоводителем (наставником), который приговаривает нас к наказанию. Где же средство избавления от этого наказания? Закон ведет нас ко Христу, Который висел на кресте, чтобы иметь возможность передать падшему грешному человеку Свою праведность и, таким образом, представить Своему Отцу людей, облеченных в Его праведный характер" (Библ. ком. АСД VI, стр. 1110). Поэтому, закон облекает на проклятие всякое человеческое усилие спасти себя самого. Тем самым закон указывает на обетование как на единственный и исключительный путь спасения. Закон убивает вместо того, чтобы оправдывать. И через это выявляется необходимость в обетовании благодати, а путь веры в обетование представляется как единственный и исключительный путь оправдания. Мы не оправдываемся и не спасаемся своими собственными делами закона. Они никогда не могут быть основанием для оправдания. Библ. коммент. АСД комментирует Галат. 3:18 следющим образом: "Стих ясен. Наследие дается по обетованию, а не по закону. Авраам не имеет ничего, кроме обетования Божьего. Благодаря этому его потомкам по плоти было представлено положение избранного Божьего народа, а во владение отдана ханаанская земля. Правда, они могли сохранить свое положение и владение Ханааном только при условии послушания закону. Но они не заслужили своими усилиями право на это наследство. Они владели этим правом только благодаря вере в обетование. Их способность удержать это право измерялась послушанием Божьей воле, как она выражена в законе... Так обстоит дело с наследием спасения в этой жизни (см. Евр. 5:9), а также с вечным наследием святых в небесном Ханаане (т. 6 с. 958). Божье обетование Аврааму и его семени, Христос, а также всем, кто составляет одно целое во Христе, основано только на заслугах Христа и Его деле спасения. Но в то время, как Божье обетование не зависит ни от каких человеческих заслуг и не основано на них (в этом смысле Биб. ком. АСД говорит о безусловном характере Божьего обетования, основываясь на 3 главе Послания к Галатам, где апостол Павел подчеркивает односторонний характер обетования - т. 6, с. 960), мы тем не менее должны понять, что Божье обетование предполагает принятие его человеком через веру. Обетование избрания было дано Аврааму и его семени, можно сказать определенному семени, отличающемуся верой во Христа, как объясняет апостол Павел в 3 главе Послания к Галатам. Чтобы проявить милость ко всем осужденным, Бог призывает как язычника, так и израильтянина к вере во Христа (Римл. 11:32). Таким образом, обетование, основанное исключительно на благодати, является не просто объективным отражением состояния дел. Оно имеет целью оживить нашу веру. Божье обетование это не человеческое обещание, относящееся к будущему и безразличное к тому, как его воспримут. В Божьем обетовании заложено вечное, неизменное призывающее свидетельство Божье. И в свете такого понимания взаимоотношения обетования и веры мы можем также говорить о состоянии веры, когда Божье наследие воспринимается нами, как принадлежащее нам лично. Только в том случае, если человек имеет личную веру и доверие ко Христу, подобно Аврааму, он будет причастником благословения, которое предлагается ему и которое объективно не зависит от его ответа. Истина, что Христос как наш Заместитель умер за нас и что Он снова вернется во славе за Своим наследием, является неопровержимой истиной в Божьем плане спасения. То есть можно сказать, что наследие зависит не от человеческого принятия, а исключительно от неизменного и верного Божьего обетования. Но ваше или мое пребывание на новой земле и участие в обещанном блаженстве зависит от нашей лично веры во Христа и нашего подчинения Его воле. Но говоря об этом условии, мы не должны считать, что таким путем заслуживаем исполнения обетования над нами. Вера сама по себе не является добродетелью, благодаря которой мы приобретаем право на спасение. Е. Уайт свидетельствует: "Мы не заслуживаем спасения посредством веры. Она не может изгладить нашей вины. Только Христос является силой Божьей ко спасению всякого верующего. Оправдание дается человеку посредством заслуг Иисуса Христа. Он заплатил высокую цену за искупление грешника. Однако только через веру в Его кровь, Иисус может оправдать верующего. Собственные добрые дела грешника не могут служить средством к его оправданию..." (Библ. ком. АСД 1071). Во Втором Послании Тимофею 2:12 апостол Павел показывает, что Божья верность Его обетованиям не исключает нашего окончательного осуждения, если мы окажемся неверными Ему. "Если терпим, то с Ним и царствовать будем, если отречемся, и Он отречется от нас!" (2 Тим. 2:12). "Даже когда Он отрекается от нас, то тем более остается верным. Божье обетование, или наше избрание является не капризом судьбы, а источником нашего высочайшего прощения и глубочайшего смирения" (Беркоуэр). ________________________ Подведя итог, мы можем сказать, что апостол Павел указывает на двойное назначение закона Божьего, на его негативную (отрицательную) сторону и позитивную (положительную) цель. Негативная сторона заключается не только в том, чтобы теоретически доказать греховность греха, но в особенности в том, чтобы выявить грехи, скрытые в испорченной человеческой природе и, таким образом, увеличить (умножить) грех, осуждая грешника вместо того, чтобы помиловать его, повергая его в прах и убивая его вместо того, чтобы дать ему жизнь. Апостол Павел использует любую возможность, чтобы осветить это негативное действие закона в Божьем плане. Здесь и проявляется огромная разница между учением о законе, представленном апостолом Павлом, и учением раввинов. Но как раз в этой основной негативной функции закона, проявляется его позитивная цель. Позитивная функция закона покоится на том факте, что закон с его мучительной губящей силой исходит от нашего Бога, Отца Иисуса Христа. Апостол Павел никогда не высказывает мысль, что закон, является самостоятельной действующей рокой силой, отделенной от Бога, которая должна быть побеждена Христом. Напротив, осуждающее, убивающее действие закона является предназначенным Богом средстом в плане спасения, и закон дан именно для этой цели. Закон имеет такую смертоносную силу потому, что является бичом в Божьей руке. Но каждый бич имеет тем не менее позитивную сторону и цель в Божьем плане спасения, так как Божий гнев ведет к проявлению Его милости. Это динамическое взаимодействие закона и благодати апостол Павел раскрывает во многих своих утверждениях, каждое из которых указывает на положительную цель закона, на действительную цель при негативном его применении. "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Римл. 11:32). "Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа" (Гал. 3:22). "Мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере" (Гал. 3:23). "Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу (до того времени, как пришел Христос - ин. пер.), дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24). Следовательно, негативная функция закона служит позитивной цели в Божьем плане спасения, потому что закон открывает непреложность обетования, веры Иисуса Христа. В этом смысле закон является детоводителем ко Христу, не только прямо, но и косвенно. Выводы апостола Павла имеют непосредственное отношение не только к личному (субъективному) опыту тех, кто находится под законом. Они имеют отношение к общему (объективному) плану спасения. Крест Христа является осуществлением Божьего обетования, так что все иудеи, которые еще живут в своем неверии под законом, как в темнице, могут освободиться верой во Христа. Благословение оправдания, обещанное Аврааму, в настоящее время через Иисуса Христа покоится на всех, так как на кресте Иисус взял на Себя проклятие, которое мы заслужили (Гал.3:13-14). Или, как говорит апостол Петр, ссылаясь на Ис. 53: "Ранами Его мы исцелились" (1 Петр. 2:4).
|