РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ НАШИХ ДЕЛ В НАШЕМ ОСВЯЩЕНИИ ВЕРОЙ |
Необходимо рассмотреть следующий вопрос: считаем ли, что оправдываемся только верой, а освящаемся верой и делами? Из предшествующих глав совершенно ясно вытекает, что в Священном Писании существует определенное различие между "делами закона" и "делами веры", хотя к этим видам относятся очень часто просто, как к "делам". Затем мы должны помнить всегда основное правило при толковании Св. Писания, что именно текст Св. Писания, а не наше мнение определяет какого рода дела он имеет в виду. Особенно необходимо изучать послание Иакова 2:21, 24, чтобы видеть глубокую гармонию послания ап. Павла и послания ап. Петра. "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложивши на жертвенник Исаака, сына своего?". Видите ли вы, что человек оправдывается делами, а не верою только? Чтобы правильно понять эти стихи необходимо рассматривать эту главу и все послание как единое целое. Становится совершенно очевидно, что ап. Иаков сталкивался в церкви совершенно с иными затруднениями по сравнению с ап. Павлом. Апостол Павел вынужден был бороться против иудейской ереси об установлении собственной праведности на основании дел закона (Римл. 9:31, 10:3; Гал. 2:16-21, 3:10, 5:2-4), Апостол Иаков напротив должен был бороться против самоудовлетворенной мертвой веры, которая является лишь абстрактным интеллектуальным созерцанием и лишена действующей силы Святого Духа. "Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?" (Иак. 2:14). Разве не ясно ап. Иаков опровергает здесь исаженное представление о спасающей вере, некую абстрактную веру, которая не имеет ничего общего с действительной живой верой? Когда ап. Иаков указывает на нерушимое единство веры и дел, он находится в полном согласии с ап. Павлом, который говорит о необходимости плодов Духа (Гал. 5:22-23), о том, что люди будут судимы по их делам (Римл. 2:6), о вере, действующей любовью (Гал. 5:6; 1 Фес. 2:13) и о невозможности для оправданного человека, умершего для греха, еще продолжать оставаться во грехе (Римл. 6:1-2). Апостол Павел опровергает извращенное представление о вере в человеке, который "говорит, что он имеет веру". Такая абстрактная вера, которая не хочет видеть нужду ближнего, не может спасти, говорит ап. Иакова во 2-й главе 1-17 ст. Такая вера бесплодна и мертва. В ней нет ни благословения, ни жизни, ни преобразующей силы. А насколько полно ап. Иаков осуждает такую абстрактную веру, он показывает, сравнивая эту "веру" с "верой" демонов: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут" (2:19). Идея "только веруй", не отвечает назначению живой, действующей веры, она совершенно отличается от возвещения апостола Пала, "только верою". Стихи с 20 по 26 второй главы Послания ап. Иакова нужно исследовать и объяснять во свете всей второй главы, ибо эти стихи не приносят неожиданно новую истину. "Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?" (20-21 ст.). Возникает проблема: как ап. Иаков мог приводить в пример Авраама и доказывать, что Авраам оправдался делами в то время, как ап. Павел также приводит в пример Авраама и доказывает, что он оправдался верой "независимо от дел закона" (Римл. 3:28, 4:1-5). На первый взгляд эти утверждения противоречат друг другу. Дает ли римская католическая теология правильное разрешение этого вопроса, утверждая, что Послание ап. Павла должно быть объяснено во свете Послания ап. Иакова, поскольку Иаков занимает главенствующее положение над ап. Павлом? Правильно ли считать Послание ап. Иакова объяснением Послания ап. Павла? Для правильного понимания различных книг Библии прежде всего необходимо найти основную мысль, заложенную в каждой из них. Апостол Иаков не противоречит ап. Павлу, так как перед ап. Иаковом стояла совершенно иная проблема, чем перед ап. Павлом. Во-первых, важно отметить, что ап. Иаков никогда не пишет о "делах закона", а только о "делах". Это великое фундаментальное различие станет для нас более очевидным, если мы поймем, что ап. Павел постоянно осуждает каждое "дело закона" как стремление к самоправедности, которая сводит на нет щедрый дар благодати Иисуса Христа (Гал. 2:16, 21; Римл. 3:20, 28), в то время, как ап. Иаков постоянно подчеркивает, что "дела" любви и веры необходимы, их требует Бог, и они служат испытанием нашей веры (Иак. 2:8-17). Мы должны более всего уяснить себе тот факт, что ап. Иаков и ап. Павел говорят о совершенно разных делах. В то время как ап. Павел осуждает все "дела закона", ап. Иаков открывает необходимость проявления "дел веры" в верующих в Иисуса Христа. По этой причине и ап. Павел, и ап. Иаков избрали Авраама, чтобы доказать свою точку зрения. Апостол Павел показывает, что совершенное доверие Божьему слову со стороны Авраама является примером для каждого иудея и язычника, вдохновляющим их иметь ту же веру и оправдание верой, поскольку Авраам не был оправдан делами, которыми бы мог хвалиться (Римл. 4:2-5; Гал. 3:6-14). Апостол Иаков показывает, что вера, которая вменилась Аврааму в праведность, была не мертвой, бесплодной верой, а живой верой, которая постоянно повинуется Богу в смирении и полном доверии. Апостол Иаков поэтому берет описание жизни Авраама не из Быт. 15:6, а из Быт. 22 главы: "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "Веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность" (Иак. 2:21-23). Рассмотрим коротко характер поступков Авраама, описанных в 22 главе книги Бытия... Были ли они "делами закона", на которые полагался Авраам, чтобы приобрести или заслужить праведность перед Богом? Конечно нет. Когда Аврааму было 120 лет, он получил неожиданное суровое повеление от Бога: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе." (Быт. 22:2). Хотел ли Авраам таким путем утвердить свою собственную праведность? Конечно, нет. Цель этого Божественного повеления заключалась, напротив, в том, чтобы испытать и усовершенствовать веру Авраама. Дух Пророчества проливает свет на этот вопрос: "Бог призвал Авраама, чтобы он стал отцом всех верующих, а его жизнь должна была стать примером веры для всех последующих поколений. Но вера Авраама не была еще совершенной. Он проявил недоверие Богу, усомнившись, что его жена Сарра может родить сына, и женился на Агари. Чтобы вера Авраама достигла совершенства, Бог послал ему другое испытание, самое трудное, которое когда-либо переносил человек" (П. Пр. стр. 147). Как Бог оценил это высшее проявление веры Авраама, готового убить своего сына, Исаака, чтобы быть послушным Ему? "Не поднимай руки твоей на отрока... ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня" (Быт. 22:12). Таким образом, это действие Авраама было проявлением веры и любви к Богу, выражением страха Божьего, который имел Авраам. Да, его вера возросла и стала совершенной через его полное повиновение и послушание и абсолютное доверие Богу (Римл. 4:20-22). Вера, а не самоправедность была движущей силой его поступка, Авраам подкреплял себя такими мыслями: "Это дитя было послано по воле Божией. И разве не в праве был располагать им Тот, Кто послал этот драгоценный дар?" Тогда вера повторила обетование: "В Исааке наречется тебе семя" (Быт. 21:12). Семя многочисленное, как песок на берегу моря". Исаак родился благодаря проявлению Божьего чуда, и разве не могла Та сила, Которая дала Исааку жизнь, вновь воскресить его? Верой взирая на невидимое, Авраам уповал на Божественное слово, считая, что Бог силен даже из мертвых воскресить его" (Евр. 11:9). Но вера Авраама должна была проявляться на деле (П. Пр. стр. 151-153). Апостол Иаков не опровергает учения ап. Павла об оправдании только верой. Он только подчеркивает тот факт, который утверждает и ап. Павел (см. 1 Кор. 13:2), что оправдывающая вера проявляется в делах любви и послушания. Поэтому можно сказать, что Авраам был "оправдан делами", имея ввиду, что он был оправдан действующей и совершенной верой (Ис. 2:22). Иаков рассматривает дела Авраама, описанные в 22 главе книги Бытия как "осуществление", или подтверждение, или совершенное проявление веры, о которой сказано в Быт. 15:6 (Иак. 2:23). Если бы в момент испытания вера Авраама не сопровождалась делами, тогда она не могла бы стать совершенной верой. Обращаясь к "двенадцати коленам, находящимся в расселении" (1:1-18), ап. Павел говорил им не о новом, а о Ветхозаветном понимании веры. В Ветхом Завете праведный человек всегда был послушен Божьим заповедям. Это послушание является результатом его веры и признательности Богу. Ап. Иаков горячо защищает ветхозаветный путь спасения и праведность через веру. Он решительно отвергает всякое понимание веры, которое не согласуется с живой действительной верой. Ссылаясь на язычницу Раав, ап. Иаков указывает на ее деятельную веру и доверие Богу Израилеву: когда "она приняла соглядатаев и отпустила их другим путем" (Иак. 2:25). Замечательны его слова об Аврааме: "Видишь ли что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?" (2:22). Необходимо заметить, что ап. Иаков не говорит о "делах" совершенных без веры. Апостол Иаков не защищает точку зрения, которая совмещает дела без веры с абстрактной верой. Как для ап. Иакова, так и для ап. Павла любое действие, совершенное без веры или силы свыше, является грехом (Римл. 14:23; Иак. 1:18, 26:3, 10-18). Апостол Иаков говорит о делах оправданного израильтянина, которые вытекают из веры, соединяющей верующего с любящим Создателем и Подателем всякого совершенного дара (Иак. 1:17-18). Вера становится движущей силой дел милости и добрых плодов, которые являются поэтому, делами веры, а не самооправдывающими делами закона (Иак. 3:13, 17). Для ап. Иакова вера, лишенная дел веры, подобна телу без духа (2:26). Такая вера не имеет жизни и не соединяет человека с Жизнедателем. Тело без духа будет скоро разлагаться, так и абстрактная вера мертва и вовсе не достойна имени веры. Апостол Иаков пишет свое обращение к верующим во свете истины о скором пришествии Господа, Который как великий Судья "стоит у дверей" (5:7-9). Судья как земледелец ждет "драгоценного плода". В этом смысле ап. Иаков стоит плечом к плечу с ап. Павлом (Римл. 2:6, 2 Кор. 5:10; Гал. 6:7; Кол. 3:23). Мы можем сказать, что ап. Иаков настолько объединяет освящение с оправданием, что как будто говорит: "Если вы не освящены, то и не оправданы". Вилфрид Джоестр хорошо выразил эту нерушимую связь между оправданием и освящением: "Освящение жизни посредством Духа не является вторым действием Божьим, следующим за процессом оправдания. Оно не означает, что человек должен посредством собственных усилий постоянно заслуживать себе оправдание. Освящение - это тот же процесс оправдания в его активном действии, в его творческой силе". Елена Уайт выражает ту же точку зрения: "Никто не может всем сердцем верить в обретенную праведность или получение оправдания верой, если он продолжает совершать поступки, запрещаемые словом Божьим, или пренебрегает какой-либо возложенной на него обязаностью... Те, кто оправдан верой, должны стремиться всем сердцем ходить путем Господним. Если человек не сопровождает свое послушание соответствующими делами, то это является доказательством того, что он не оправдан верой. Апостол Иаков говорит: "Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?" (Иак. 2:22). Верой, которая не побуждает к совершению добрых дел, невозможно иметь оправдание."Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иак. 2:24) (Избр. в. т. 1, с. 393, 397). "Бог требует от нас полной отдачи нашего сердца до того, как может произойти процесс оправдания. Чтобы получить оправдание, человек должен проявить постоянное послушание через активную живую веру, действующую любовью и очищающую душу (Иак. 2:21, 24) Чтобы человек был оправдан верой, необходимо, чтобы вера достигла такого уровня, где она контролировала бы все сердечные побуждения и наклонности. Через послушание вера сама достигает совершенства" (Избр. в. т. 1, с. 366). В богословии существует термин "синергизм", который обозначает еретическое учение, согласно которому люди спасаются не только верой, а делами и верой. Причем дела оцениваются, как дела закона. Синергизм является понятием, тождественным "иннизму"(?), потому что вера рассматривается здесь как составная часть, дополнительный фактор, благодаря которому мы переживаем опыт оправдания и освящения. По всей сути вера является как бы заслугой человека, а не орудием для его спасения. В синергизме человек всегда чувствует, что его спасение зависит как от Бога, так и от его собственной веры. Но такое понимание является искажением истины библейского соотношения между верой и благодатью. В Фил. 2:12, 15 ап. Павел опровергает такое учение: "... Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению". Небольшое словосочетание "потому что" исключает всякую попытку объяснить освящение как результат взаимодействия благодати Божьей и активного проявления человеческой воли. И хотя вера и является действием человека, ее никогда нельзя рассматривать равной Божьей благодати, стоящей с ней на одном уровне. Елена Уайт замечательно высказывается относительно истинного характера веры: "Вера - это условие, на котором Бог считает возможным обещать грешникам спасение. И не потому, что вера сама по себе является добродетелью, благодаря которой якобы можно заслужить спасение. Нет, вера - это только средство, которым человек может положиться на заслуги Христа - единственную надежду искупления. Вера может представить перед Богом совершенное послушание Христа взамен человеческой греховности и порочности. Когда грешник верит, что Христос является его личным Спасителем, тогда Бог в соответствии со Своим верным обетованием прощает его грех и совершенно оправдывает. Кающаяся душа сознает, что ее оправдание целиком зависит от Христа, ее Поручителя и Заместителя, Который умер за нее и является ее Искупителем и Оправданием" (Ревью энд Гер. No4, 1890. Библ. ком. АСД т. 6, 1073). Через веру мы принимаем Божью благодать. Но вера не является нашим Спасителем, ею невозможно ничего заслужить. Вера - это рука, которой мы держимся за Христа и принимаем Его заслуги, единственное исцеление от греха" (Ж. В. 175). Но в Фил. 2:12 ап. Павел ,однако, показывает, что между действием со стороны Бога и со стороны человека существует определенная связь. Действие со стороны человека названо здесь делом веры, его совершает оправданный человек, святой (см. 1:1). Источником этих дел является действующая сила Духа Божьего, Которым совершается работа Божьей благодати для нас и в нас" (1:6. 27). Такое дело веры возвышает, прославляет щедрый дар благодати в Иисусе Христе. Доктор Беркоувер указывает, как реформаторы принимали тексты Фил. 2:12-13, и что означают слова: "по Своему благоволению". Во дни реформаторов учение о совместном частичном действии Бога и частичном действии человека было исправлено на основании 2 гл. посл. к Филип. Слова "по Своему благоволению" должны быть всегда понятны как абсолютный дар, как щедрый дар спасающей Божьей благодати, независимый ни от какого человеческого влияния. В послании к Гал. 1:15 слово "благоволения" отражает идею неограниченной Божьей власти (см. Лук. 12:32, 2:14) (Божеств. избр. 1960 с. 45-46). Получивший оправдание человек постоянно сознает, что Бог первым возлюбил нас (1 Иоан. 4:19), что Он Один начал совершать дело примирения нас с Собою через жертву Его Сына Иисуса (1 Иоан. 4:9-12) и что Бог привлекает грешников ко Христу Духом Своим и крестом Иисуса (Иоан. 6:45, 3:27). Елена Уайт свидетельствует: "Каждый шаг ко Христу совершается под влиянием Духа Божьего. Когда человек откликается на это влияние он приближается ко Христу и тогда может покаяться во грехах. Ни один человек не может раскаяться сам, без влияния Св. Духа. Он не может сделать себя достойным благословения и оправдания" (Избр. вес. т. I, 390). "Когда грешник взирает на своего Спасителя, умирающего на кресте за его грехи, когда он взирает на Его прощающую любовь, в его сердце пробуждается ответная любовь. Грешник любит Христа, потому что Он первый возлюбил его, а любовь есть исполнение закона" (Избр. в. т. I, стр. 371, 375). "Грешник может сопротивляться этой любви, может отказаться приблизиться ко Христу, но если он не будет сопротивляться, то будет привлечен ко Христу". (П. ко Хр.). "Первый шаг ко спасению ответ на притягательную силу любви Христа" (Избр. вести т. I, стр. 323). Наше признание Иисуса Господом само по себе является даром Св. Духа (1 Кор. 12:3; Матф. 16:15-17). Необходимо отвергнуть синергизм, так как он сводит на нет истину о даре Божьей благодати. В то же время оправдание и освящение верою не являются "монергизмом", где человеческому действию и решению не придается никакого значения. Римский католицизм обвиняет именно в этом реформацию. Неправильным является не человеческое действие или воля, как таковые, а характер взаимоотношения их с благодатью. Беркоувер открывает это в своей книге "Божественное избрание": "Да, между человеческим и Божественным действием существует взаимосвязь. Божественное действие открывает возможность для проявления человеческого действия. Эта возможность не разрушается и не поглощается Божественным авторитетом, а напротив, создается, появляется благодаря ему, приносит Богу славу" (стр. 46). "Писание не игнорирует действие человека. Наоборот, оно вызывает и стимулирует его, но никогда не рассматривает это действие как заслугу человека, достойную спасения. Источник спасения, который заключается только в Боге, и волю человека нельзя рассматривать как равные... В то же время во свете евангелия безумно сводить на нет человеческие усилия и его волю... Человек может иметь верное представление о соотношении Божественного и человеческого действия, только отвергнув синергизм. Только тогда возможно правильно понять взаимосвязь освящения и оправдания, и только тогда освящение не приведет человека к самодовольству, уповающему на свои добрые дела. Только отвергнув синегризм, одной из форм которого является вера в предопределение - мы будем иметь правильное религиозное воззрение на проявление милостивого Божьего избрания" (стр. 50). _________________ Значение освященной воли Вилфрид Джоест говорит о воззрении Лютера на закон и евангелие: "Закон подразумевает: от человека требуется исполнение Божьего закона, чтобы человек был спасен". Евангелие говорит: исполнение Божьей воли уже дано человеку, совершается в нем, потому что он спасен... В евангелии, связь между делом и поручением, исполнением закона и оправданием - обратная. Изменилась не Божья воля, а порядок взаимоотношения между Богом и человеком. Свобода христианина - это послушание воли, которая едина с Божьей волей, потому что христианин стал причастником Божьей жизни и спасения. Неразумно говорить о "взаимодействии воли нашей с Богом", не отвергнув синергизм или номизм. И становится совершенно ясно, что иметь правильное понятие об этом взаимодействии можно только во свете оправдания верой. Даниил Вальтер суммирует отличия взглядов Лютера и римско-католической церкви по этому вопросу: "Лютер опровергал идею о равном значении человеческого и Божественного действия. Только оправдание верой делает человека способным к сотрудничеству с Богом. То, что для Лютера было результатом оправдания, для католицизма было предпосылкой" (заслуженной наградой). Мы верим, что Елена Уайт, которая твердо стоит на библейском и реформаторском основании оправдания только верой, объясняет и рассматривает активное сотрудничество освященной воли человека с Божественной святой волей, как прямую обязанность Божьих детей. Ее взгляды подтверждают толкование, которое давали "добрым делам" последователи Кальвина. Это толкование изложено в известном Хейделбергском Катехизисе, 1563 года: "К добрым делам относятся дела, которые вытекают из истинной веры, находятся в соответствии с законом Божьим, служат для Его славы, а не основаны на собственном мнении или человеческой традиции" (ответы на вопр. No"91). Елена Уайт делает следующие глубокие утверждения по данному вопросу: "Многие не понимают правильного взаимоотношения веры и дел. Они говорят: "Только веруй во Христа и спасешься. Соблюдать закон не нужно". Но истинная вера проявит себя в послушании. Христос сказал верующим иудеям: "Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (Иоан. 8:39). А об отце всех верующих Господь говорит: "Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои и уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5). Апостол Иаков говорит: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2:17). И Иоанн, великий апостол любви, говорит нам: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его, и заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5:3) Пат. Пр. 153 стр. "Истинная вера проявит себя в добрых делах, ибо добрые дела есть плоды веры. Когда Бог действует на сердце, человек подчиняет Ему свою волю и сотрудничает с Ним, тогда жизнь человека будет свидетельствовать о влиянии на него Духа Святого, его сердечные намерения будут соответствовать практической жизни. Необходимо удалить и возненавидеть всякий грех. потому что грех распял Господа жизни и славы. Верующий должен постоянно возрастать, совершая дела Христа. Благословения оправдания обретается только через постоянное подчинение своей воли воле Божьей, через постоянное послушание" (Избр. св. т. I, стр. 397). "Чтобы удовлетворить требования закона, наша вера должна ухватиться за праведность Христа, принимая ее как нашу праведность. Через единство со Христом, через принятие верой Его праведности мы сможем трудиться с Богом, быть соработниками Христа. Если же вы желаете жить по обычаям мира и следуете в общем потоке зла, если вы не сотрудничаете с небесными силами чтобы сдерживать беззаконие в своей семье, в церкви для торжества вечной праведности, то вы не имеете веры. Вера действует любовью и очищает душу. Дух Святой влияет на наше сердце через веру и созидает в нем истинную святость. Но этого не произойдет, если человек не будет сотрудничать со Христом. Мы сможем приготовиться к жизни на небесах только через действие на сердце Св. Духа, ибо только через праведность Христа возможно для нас найти доступ к Отцу. Чтобы иметь праведность Христа, нам необходимо ежедневно преобразовываться под влиянием Святого Духа, дабы стать причастниками Божественного естества. Задача Св. Духа возвысить наклонности, освятить сердце, облагородить всего человека" (Избр. св. т. I, стр 374). "В Божье намерение не входит, чтобы мы были безвольными людьми, потому что только через действие нашей воли мы сможем совершить все, что Бог предназначил для нас сделать. Нам необходимо отдать свою волю Ему, чтобы получить ее снова очищенной и обновленной" (МВ. 62). "Вы должны подчинить свою волю воле Иисуса Христа, и когда вы сделаете это, то Бог немедленно проявит Себя и будет "производить в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Св. т. 5, стр. 514). "Без благодати Христа невозможно сделать ни одного шага в послушании Божьему закону" (Изб. вести т. I, 372 стр.). "Нет ни одного момента в нашем жизненном опыте, где мы могли бы обойтись без Божьей благодати. Божья благодать необходима вначале, на каждом шагу возрастания, она не одна и может завершить дело спасения" (ТМ. 507-508). "Господь не желает ни думать за нас, ни действовать. Это наша личная работа. Как только мы ревностно возьмемся за труд, нам будет дана Божья благодать, чтобы действовать в нас, но никогда она не будет дана, чтобы заменить наши усилия. Дух Святой действует в человеке, чтобы совершить его спасение. Этому практическому уроку Дух Святой желает научить нас. "Ибо Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению" (ТС. 20). Бог желает, чтобы мы были сильными волевыми людьми. Но Он не может помочь нам без нашего согласия и содействия. Святой Дух действует через волю и способности, данные человеку. Сами по себе мы не способны привести цели, желания, наклонности в гармонию с Божьей волей, но если мы желаем этого, то Спаситель совершит все, "ниспровергая замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божья и пленяющее всякое помышление в послушание Христу" (Д. А. стр. 482-483). "Отдав Своего Сына за грехи мира, Бог намеревается спасти человека не в его беззаконии и неправде, но простив человеку его грех, омыв одежды его характера, и убелив их кровью Агнца. Он намеревается освободить человека от греха, который ненавидит Сам, но человек должен сотрудничать с Богом в этом деле. Грех необходимо удалить, возненавидеть и принять верой праведность Христа. Таким путем Бог будет сотрудничать с человеком" (Св. т. 5, стр. 631-632). ________________ Притча о лозе и ветвях Возвратимся опять к вопросу, поднятому в начале этой главы: освящаемся ли мы делами и верой? Мы говорим: нет, мы освящаемся только верой, потому что под делами здесь подразумеваются дела закона или дела, на которые мы полагаемся в опыте освящения. Отвергая синергизм, мы верим, что вера, которая поддерживает живое общение с Иисусом Христом, производит плод добрых дел. Наиболее ясно учение Иисуса о нашем освящении изложено в притче о лозе и ветвях в Иоан. 15:1-12. В этой глубокой притче Иисус открывает Себя Израилю как истинная животворная Лоза, от соединения с которой зависит дело спасения иудеев: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь, всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает и всякую приносящю плод, очищает, чтобы более приносила плода. Вы уже очищены через слово, которое Я преподал вам" (Иоан. 15:2-3). Разве не указывает третий стих на то, что верующий уже оправдан или очищен верой в благодатное Христово слово? В чем заключается тогда новая обязанность оправданного человека и как он может быть освящен? "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете сделать ничего" (ст. 4:5). Очень важно понять, что Иисус вменяет нам в обязанность не нашу активность, дела или достижения как таковые. Самое главное, что требуется от человека, заключено в словах: "Пребудьте во Мне". Благодарение Богу за этот чудесный план спасения. Наши поступки или дела не могут освятить нас, но они являются плодом освящения. Елена Уайт поясняет это в следующих словах: "Всякий, пытающийся стать святым посредством своих собственных дел, пытается достичь невозможного. Все, что человек может совершить без Христа, запятнано эгоизмом и грехом. Только благодать Христа через веру может сделать нас святыми (Путь ко Хр. стр. 60). Мы можем сказать, что оправдание - это прививка верующего (или ветви) к Лозе, а освящение - это пребывание в Лозе, Иисусе Христе. Из этой притчи становится ясно, что как оправдание, так и освящение совершаются только посредством веры, "ибо без Меня не можете делать ничего". Ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе. Если же верующий пребывает во Христе, он приносит "много плода" (ст. 5). Поэтому плод является естественным результатом пребывания во Христе. Таким образом, наша главная обязанность заключается не в том, чтобы делать как можно больше изолированных "добрых дел", а чтобы ежедневно пребывать в живом контакте с нашей Лозой, Христом, постоянно получая Его животворящий Святой Дух. Елена Уайт дает следующее глубокое разъяснение: "Можем ли мы представить себе более близкое, более тесное отношение со Христом, чем предсказанное в словах: "Я есмь Лоза, а вы ветви"? Волокна ветвей почти одинаковы с волокнами лозы. Поток жизни, силы, способность к плодоношению текут от ствола к ветвям беспрепятственно и постоянно. Питательные вещества идут через ствол к ветвям. Таково же взаимоотношение верующего человека со Христом. Он пребывает во Христе и берет от Него свое питание для духовной жизни. Такая связь со Христом возможна только через проявление личной веры. Эта вера с нашей стороны должна означать полную отдачу, совершенное упование, полное посвящение. Наша воля должна быть полностью подчинена божественной воле, наши чувства, желания, интересы должны быть направлены на торжество царства Христа, на труд во славу Его имени. Тогда мы будем постоянно получать благодать от Него, а Христос принимать от нас благодарность" (Св. т. 5, стр. 229). "Сила зла так укоренилась в человеческой природе, что ни один человек не может победить эту силу без помощи Христа. Через единство со Христом мы получаем моральную и духовную силу. Если мы будем иметь Дух Христов, то сможем принести плод праведности, плод, который послужит для блага людей и для прославления Бога" (Св. т. 5, 290 стр.). Если же христианин не приносит плода, что случается с его оправданием? Иисус говорит: "Всякую у Меня ветвь не приносящую плода, Он отсекает" (2). Причина этой бесплодности не в том, что человека постигла недача. Иисус говорит в 6 стихе: "Кто не пребудет во Мне, низвергнется вон, как ветвь и засохнет". Как же можем мы пребывать во Христе? Иисус объясняя говорит: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам" (ст. 7). Нет другого пути принять Христа, как только через принятие и повиновение Его словам. Иероним, конечно, был прав когда сказал: "Не знать Писания значит не знать Христа". Христос приходит к нам в облике Св. Писания. Поэтому пребывать во Христе означает ежедневно изучать Писание, пить Его обетования, как воду жизни, есть Его заповеди истины, как хлеб жизни, молясь и размышляя постоянно (Пс. 1 и 118). Елена Уайт использует красноречивое сравнение, когда убеждает: "Ухватитесь за Его обетования, как за лист от дерева жизни" (Служ. исц. 66 стр.). "В Божьем слове содержится Его Святой поучающий Дух... Обетования, сказанные великим Учителем, пленяют сердце и вдохновляют душу новой духовной силой, которая имеет Божественное происхождение... Красота и духовные богатства Слова окажут преобразующее влияние на разум и характер" (Нагл. ур. Хр. ). "Вера, которая делает нас способными принимать Божий дар, сама по себе является даром, частицей которого наделено каждое человеческое существо. Вера возрастает по мере соответствия жизни Слову Божьему. Чтобы укрепить веру, мы должны часто приходить в контакт со Словом Божьим". Таким образом, пребывание во Христе означает соответствие жизни Его словам. Доверие Христу - это доверие Его слову. Следование за Христом - это послушание Его слову. Наше полное безусловное новиновение Его слову является великим словом для получения ответа на наши молитвы (ст. 7. Пс. 65, 18). Беркоувер правильно отмечает: "Послушание является неотъемлемой частью веры, потому что оно иллюстрирует истину, что вера не является чем-то обособленным, абстрактным, а связана с повиновением воли Божьей..." Слушать Евангелие - означает повиноваться ему. Не слушать - означает не повиноваться ему. А верить равносильно тому, чтобы слушать и повиноваться, в то время как не верить означает не слушать и не повиноваться. Следовательно, послушание верой есть проявление действительной веры, полного ответа на евангельский призыв (Римл. 16:26; Деян. 6:7). Авраам, отец верующих, является классическим примером такого послушания." (Вера и опр. 1963 стр. 195-196). "Когда не пребудете во Мне..." говорит Иисус. Этими словами Иисус опровергает ложное учение "однажды в благодати, всегда в благодати". Бесплодная ветвь в конечном счете погибнет в огне. Библейский комментарий АСД справедливо утверждает: "Спасение человека зависит от его постоянного пребывания во Христе до конца" (Т. 5, стр. 1042). Иисус более полно объясняет путь, которым мы можем оставаться в тесном союзе с Ним: "Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей, как Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Иоан. 15:10-11). Иисус здесь не имеет ввиду, что вследствие соблюдения заповедей человек может пребывать в Нем, так как это просто противоречит самому евангелию благодати. Иисус, однако, прямо учит, что послушание человека во Христе является выражением смиренной веры, и живого контакта с Ним. Здесь Иисус с новой силой открывает ветхозаветный путь спасения так красноречиво представленный Моисею в книге Второзакония 27:9-10, и Давидом в Псалмах 1:24. Этот путь послушания в вере - не легкий путь. Он требует ревностных усилий, постоянных молитв. Елена Уайт говорит об этом в следующих словах: "Единство со Христом через веру должно быть постоянным, самым дорогим и желаемым для верующего..." Но это единение стоит и для нас. Гордому человеческому существу приходится войти в такие отношения, при которых он становится в полную зависимость. Все, вступающие в этот союз, должны чувствовать свою глубокую нужду в примирительной крови Христа. Они должны пережить изменение сердца. Они должны подчинить свою волю воле Божьей. Им придется вести борьбу со внутренними и внешними препятствиями, со многим придется мучительно расставаться, и многое заново приобретать. Гордость, себялюбие, тщеславие, светский дух и все прочие грехи во всех их формах должны быть побеждены, если мы желаем оказаться в союзе со Христом... Союз со Христом можно сохранить только через горячую молитву и неослабевающие усилия. Мы должны сопротивляться своему "я", отвергнуть и победить его. Мы можем одержать победу через благодать Христа, мужество, веру, бодрствование" (Св. т. 5, стр. 231). А в том, что у нас нет причин отчаиваться пока мы пребываем о Христе, слуга Божий убеждает в следующих словах: "Во Христе Бог предназначил средства для победы над каждой чертой характера, для сопротивления каждому искушению, каким бы сильным оно ни было" (Служ. исц. 65-66). "Пусть никто не относится к своим недостаткам как к неискоренимым. Бог дает веру и благодать, чтобы победить их" (ВБ, 489). "Сатана не может поработить ни одного человека, уповающего на Христа потому, что Христос стоит перед нами как Всемогущий помощник" (Избр. св. т. 1, 309). "Христианин не должен отчаиваться в своих попытках достигнуть Божьего идеала совершенства, поставленного перед ним. Через благодать и силу Христа моральное и духовное совершенство обещано для всех" (ДА, стр. 478). "По Своей благодати и воле Бог наделяет человека совершенной полнотою благословений. Духом Он дает силу для победы над всеми затруднениями и восполняет каждое святое желание. Таким путем по Его намерению с помощью Духа Святого человек должен совершенствовать свой христианский характер" (Библ. ком. АСД. т. 7. с. 932). "План искупления предлагает наше совершенное освобождение от силы сатаны. Христос всегда отделяет сокрушенную душу от греха. Он пришел разрушить дела дьявола и наделить Духом Святым каждую кающуюся душу, чтобы сохранить ее от согрешения" (ЖВ, с. 311). "Христос посылает людям Своего Духа" как Божественную силу для победы над всеми их унаследованными и приобретенными злыми чертами характера и чтобы запечатлеть Свой собственный характер на Своей церкви" (ЖВ, с. 671). "Через веру во Христа любой недостаток характера может быть удален, любая недостойная черта исправлена, а все хорошее получить дальнейшее развитие". Человеческая природа Христа была соединена с Божественной. Через пребывающю в нем силу Духа Святого Он был готов для борьбы. И Христос пришел, чтобы сделать нас причастниками Божественной природы. До тех пор, пока мы соединены с Ним верою, грех не может владычествовать над нами. Бог направляет руку нашей веры ухватиться за Божественность Христа, чтобы мы могли достичь совершенства характера (ЖВ, 123). "Многие смотрят на веру как на абстрактное понятие. Спасающая же вера - это труд, посредством которого все, принимающие Христа, соединяют себя с Богом через завет с Ним. Живая вера - это возрастающая сила, постоянное доверие которых через благодать Христа, душа становится победителем над грехом" (Служ. исц. с. 620). "В Божьем плане спасения людей нет недостатка. Если евангелие Божье не для всех является силой Божьей ко спасению, то это происходит не из-за бессилия евангелия, а из-за того, что люди практически не верят в него, практически не принимают благодать и праведность Христа. Это происходит также потому, что называющие себя верующими не принимают Христа, как их личного Спасителя и далеко ушли от Него" (Ревью энд Гер. октябрь 7, 1909). "Те, кто любят Его всем своим сердцем, будут стремиться совершать для Него самое лучшее служение, они будут постоянно приводить каждую способность своего существа в гармонию с законами, направляющими их к соблюдению Его воли" (П. Пр. с. 353). _______________ Истинное освящение это не просто вера в незапятнанную одежду Христовой праведности и принятии ее (Откр. 3:18). Оно включает в себя ношение и "хранение этой одежды" (Откр. 16:15 срав. Матф. 22:1). Недостаточно только верить в теорию оправдания. Что значит быть ежедневно одетым в одежду Христовой праведности и в чем заключается фундаментальное различие между делами человека, пребывающего во Христе и просто добрыми делами человека? Пожалуй, больше нигде не содержится более глубокого и содержательного ответа, чем в книге Елены Уайт "Наглядные уроки Христа": "Одежда, сотканная на ткацком станке небес, не имеет ни одной нитки, изобретенной человеком. Христос живя в человеческой плоти, имел совершенный характер, и этот характер Он предлагает передать нам. Через Свое совершенное послушание Он сделал возможным для каждого человека повиноваться Божьим заповедям. Когда мы отдаем себя Христу, наше сердце соединяется с Его сердцем, воля растворяется в Его воле, разум становится одним целым с Его разумом, разум приводится в послушание Ему. Мы живем Его жизнью. Это и означает быть одетым в Его одежды праведности. Тогда Господь, глядя на нас, видит не одежду из фиговых листьев, не наготу и уродство греха, а Свою собственную одежду праведности, которая является совершенным послушанием закону Иеговы" (Нагл. уроки 311-312). Сам Христос так говорит об одеждах характера Своей невесты (церкви): "И дано было ей одеться в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых" (Откр. 19:8). Оправданный верою христианин всегда видит перед собою Христа. Его дела, Его заслуги, Его беспредельную благодать. Христос является центром его молитв, песнопений, его свидетельств перед людьми... Он никогда не полагается на свои добрые дела, не хвалится ими, но скорее свидетельствует вместе с апостолом Павлом: "Но благодатью Божией есмь то, что есмь и благодать Его во мне не была тщетна" (1 Кор. 15:10). Насколько в человеке освященном забыто свое "я", красноречиво выразила Елена Уайт, убеждая нас всех жить деятельной, поистине христианской жизнью: "Именно сейчас наши характеры формируются для неба. Здесь на земле мы обучаемся жизни на небесах. Мы всем обязаны благодати. По благодати произошло наше принятие. Благодать Спасителя совершила наше искупление, наше возрождение и наше усыновление как сонаследников со Христом". Пусть эта благодать будет открыта другим (СВ, т. 6, стр. 268).
|