Глава 26 Суббота покоя Левит (23:27-31) |
Бог дал повеление Евреям построить святилище и установил служение в нем не для того, чтобы занять их чем-то во время их путешествия. Святилище есть Божья модель плана спасения. Бог рассказал им в образах о том, что Он собирается совершить для них и в них через Своего Сына Иисуса Христа. Мы исследовали эту модель плана спасения. Мы взглянули на святилище, как на Божью модель плана искупления. Мы обнаружили, что двор святилища состоял из двух квадратов. Восточная половина символизирует земное служение Христа - Его жизнь, смерть и воскресение. Западная часть - это образ служения Иисуса Христа на небесах, как нашего Первосвященника. Мы коснулись также и Дня Примирения - финальной фазы плана спасения. Это был торжественный праздник для Иудеев, потому что говорил о решении проблемы греха. Целью Дня Примирения было открыть евреям и через них нам, что Бог уничтожит грех и установит вечную праведность. Мы живем во времена, образом которых был День Примирения у евреев, мы живем в последние дни этого мира. Было время, когда о конце мира проповедовали только адвентисты. Сегодня об этом проповедуют и многие другие, об этом можно слышать в передачах радио и телевидения. Мир осознает (даже те, кто не верят в Бога), что приходит конец. Мы загрязнили окружающую среду, моря, земли. Мы использовали научные открытия, чтобы произвести таких монстров, как атомные и водородные бомбы и ракеты, которые могут уничтожить нас за считанные минуты. Что должен делать Божий народ в это время? Бог хочет, чтобы мы осознали в какое время мы живем, и требует от нас две вещи: 1) Смирения сердец. 2) Чтобы мы вошли в субботний покой. Почему Бог был настолько твердым по отношению к евреям? Вспомним текст из книги Левит, который говорит, что тот, кто «не смирит себя в этот день, истребится из народа своего». Это означает, что он навсегда потеряет спасение, и в следующем стихе сказано: «Если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» (Левит, 23:29,30). Если человек не исполнял эти два условия, для него не оставалось надежды. Пытался ли Бог научить евреев спасению делами? Нет. Проанализировав эти два требования, мы обнаружим, что они в полном согласии с формулой Евангелия, которую мы находим в Новом Завете. Что это за формула? Как мы уже убедились, все необходимое для нашего спасения, все, не часть этого, но сто процентов, было приготовлено через жизнь и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие - это безусловная добрая весть. Но, чтобы эта добрая весть стала действенной, эффективной в нашей жизни есть два требования. Бог не может навязать нам добрую весть, насильно заставить нас принять ее. Он спас нас, когда мы были беспомощны, когда мы были грешными, когда мы были неверующими; Он спас нас, когда мы были Его врагами. Как это спасение становится реальным, действует в жизни каждого из нас? Как мы обретаем спасение? Нам хорошо знаком стих из Евангелия от Иоанна (3:16). Бог возлюбил. Бог отдал. Бог настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий не погиб. Бог требует от нас веры. Но что такое вера? Мы уже говорили об этом, но я хотел определить веру с помощью двух терминов. Есть негативный аспект веры и позитивный аспект. Что является негативным аспектом? Два слова: «Не я». Вера говорит «не я». Вторая часть позитивна. «Но Христос». Истина «Не я, но Христос» объясняется в Новом Завете в разных формах. Читая Новый Завет, будьте открытыми для того, чтобы видеть и слышать. «Ибо я наименьший из апостолов», - говорит апостол Павел в первом послании к Коринфянам (15:9). И он не только считал себя наименьшим из апостолов, но говорил, что «не достоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию». «Но, - скажет он далее, - благодатию Божею есть то, что есть». Обратите внимание на то, что Павел достиг своего положения благодаря благодати Божией. «И благодать Его во мне не была тщетна». В следующем предложении похоже, что Павел хвалится: «Но я более всех их потрудился», имея в виду апостолов. «Я наименьший из апостолов, но я более всех их потрудился». «Я сделал больше всех, я первый в работе». Так можно понять его слова, но чтобы этого не произошло, Павел добавляет: «Не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Здесь мы снова встречаем формулу Евангелия: «Не я, но благодать Божия». Не я, но благодать Божия, которая была во мне. Благодать Божия не может действовать в нас, если мы не скажем: «не я». Это необходимое условие для того, чтобы Христос обитал в нас, и когда мы говорим об оправдании и когда мы касаемся освящения. Для каждой фазы христианской жизни одна формула: «Не я, но Христос». В пятой главе второго послания к Коринфянам формула «Не я, но Христос» выражена другими словами: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (на греческом - новое творение); древнее прошло (меня нет), теперь все новое (новое - это Иисус Христос) (2 Коринфянам, 5:17). Итак, во Христе человек становится новым творением. Старое прошло и пришло новое. Старое - это наша природа. В шестой главе послания к Римлянам мы находим похожие слова: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (4 стих). Откроем 3 главу послания к Филиппийцам. Евреи полностью забыли значение обряда обрезания. Бог дал этот обряд Аврааму по определенной причине. Когда Аврааму было семьдесят лет, Бог сказал ему: «Я дам тебе сына, в котором благословится весь мир». Но Бог, похоже, не спешил исполнить обещанное. Прошло восемь лет, но жена Авраама все еще не родила. Авраам стал падать духом и Бог спросил у него: «Почему ты расстроен?» «Потому что Ты не исполнил Свое обещание», - ответил Авраам. Бог сказал, указав ему на небо: «Сколько звезд на небе, столько потомков будет у тебя». Поверил Авраам и это вменилось ему в праведность. Десять лет спустя Сара сказала Аврааму: «Бог не может исполнять свое обещание, ему нужна твоя помощь. Пусть моя служанка Агарь родит от тебя. Десять лет уже прошло». Авраам подумал, что это замечательная мысль и послушал совет своей жены. Но Бог сказал: «Нет, это не сын, обещанный Мною». Прошло еще 14 или 15 лет. Бог подождал до того момента, когда с научной, человеческой, естественной точки зрения Сара не могла уже родить от Авраама. Бог сказал: «Авраам, Я хотел бы заключить завет, но прежде я задам тебе вопрос. Веришь ли ты, что я могу дать тебе сына, даже если твои врачи говорят, что это невозможно?» Авраам сказал: «Да!». Бог сказал: «Я хочу заключить с тобой завет». Этот завет было обрезание, и обрезание означает отказ от плоти, отвержение себя, чтобы Христос руководил вами. И поэтому Павел пишет: «Обрезание - мы (имея в виду как евреев, так и язычников), служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом и не на плоть надеющиеся (греховную природу)» (Филиппийцам, 3:3). Здесь присутствует та же формула: «Не я, но Христос». И затем Павел добавляет: «Если кто-то из вас полагается на свои добрые дела, чтобы достичь праведности или спасения, я хотел бы рассказать вам о своем происхождении. Моя генеалогия совершенна, кровь Авраама, Исаака и Иакова. Я из колена Вениамина. По отношению к закону фарисей. Никто из вас не сравнится со мной в усердии. Высоты праведности, которые можно достичь, полагаясь на человеческую природу, я покорил. Но затем Павел добавляет: «Но, что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Филиппийцам, 3:7). Он не говорит: «Я сделал все, что мог, и Христос затем усовершил». Моя часть - это отвергнуть себя, и я должен признать, что это самое тяжелое в жизни христианина. По этой причине многие отвергают Евангелие. Евреи отвергли добрую весть, потому что не хотели сказать «не я». Они гордились своей праведностью. И Павел говорит: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем, не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (8, 9 стихи). Два требования Дня Примирения находятся в полном согласии с формулой Евангелия. Смирить свое сердце означает сказать «не я». Бог желает, чтобы его народ в эти последние дни смирил свое «я» во всех аспектах жизни. Он хочет, чтобы мы были открыты для Него и для этого мы должны сказать: «не я». Смирить себя нелегко, потому что мы по природе эгоистичны. Мы хотели бы заслужить чем-то свой билет на небеса. Но оправдание верой и освящение верой не оставляют места для гордости. Некоторые говорят, что только оправдание через веру, а формула освящения: «я плюс Христос». Вы не найдете подтверждение этому в Библии. Конечно же, трудно сказать «не я». Порой это приносит страдание. Поэтому Ветхий Завет называет это «смирением». Никто не любит смирять себя и отвергать себя. Но Бог не может исполнить вторую часть, если мы не соглашаемся с первой. Вторая, естественно, следует за первой. Если «не я», то должен быть Христос. Я хотел бы предостеречь вас от опасности остановиться на полпути. Некоторые христиане останавливаются на первой части: «не я». Они говорят: «Я не могу сделать ничего». Они становятся так называемыми «пассивными христианами». Это полуправда, и половина правды всегда опасна. По сути - это ложь. Полная истина - это: «Не я, но Христос». Когда Христос руководит нами, не остается места для пассивной жизни. Христос не может быть пассивным. Он Бог действия. Когда мы разрешаем Ему руководить нами, мы не останемся сидеть, ничего не делая. Сейчас я хотел бы коснуться второй части формулы Евангелия. В Ветхом Завете вторая часть - это войти в Божий покой, который назван «субботним покоем». Очень важно, чтобы мы понимали значение субботы. Мы не должны повторить ошибку Иудеев. Он проповедывал субботу без Христа. Суббота без Христа ничего не стоит, соблюдая субботу, в которой нет Христа, мы делаем то же, что язычники. Из истории нашей церкви известно, что мы, к несчастью, также защищали, отстаивали необходимость соблюдения закона, позабыв о Христе. И мы стали «сухими, как Гильвуйские горы». Более ста лет назад Бог использовал двух молодых людей, чтобы возвеличить имя Христа, соединив проповедь о законе с Христом. Иисус Христос должен присутствовать сегодня в нашей проповеди о субботе. День не может спасти нас. Господин этого дня является нашим Спасителем. Если мы отстаиваем доктрину о субботе, в которой нет Господина этого дня, суббота становится формой, лишенной силы. Суббота Ветхого Завета имела жизненно важную связь с нашим спасением. Поэтому каждый праздник, а их было всего семь, назывался субботой, потому что суббота означает полный покой во Христе. Мы коснемся двух основных аспектов истины о субботе. Для начала прочитаем слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея (11:28-30): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Евреи исказили истину святилища. Они искажали смысл обрядов. Они исказили добрую весть Ветхого Завета. Они сделали из ритуалов, которые были тенью, образом истины, средство для спасения. Они пытались заработать свое место на небесах. И поэтому были тяжело обременены. У них не было мира, не было чувства безопасности. И Христос сказал: «Придите ко Мне и Я дам вам покой». Об этом же покое говорится в послании к Евреям (4:2,3): «А входим в покой мы уверовавшие». Отметим следующие два момента: 1. Суббота не принадлежит человеку, но Богу. Вы не найдете ни одного текста в Библии, говорящем о том, что суббота принадлежит человеку. Она сделана для человека, но принадлежит Богу. Об этом ясно учит как Ветхий, так и Новый Завет. К примеру: «А день седьмой - суббота Господу Богу твоему» (Исход, 20:10). Или: «Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте» (Исход, 31:13). В книге пророка Исайи (58:13) суббота названа святым днем Божьим. Когда Иисуса Христа четыре или пять раз евреи обвинили в том, что Он нарушает субботу, Он ответил им, что суббота принадлежит Ему. «Я Господин субботы. Какое право вы имеете осуждать Меня за нарушение Моего дня?». Совершенно очевидно, что суббота является днем нашего Господа. 2. Это очень важно. Для некоторых это может быть шоком, что в Библии суббота является седьмым днем Бога, а не человека. Пожалуйста, не используйте календарь для того, чтобы доказать, что суббота - это наш седьмой день. Календарь составлен человеком, он не вдохновлен. Библия, говоря о седьмом дне, имеет в виду не седьмой день человека, а седьмой день Бога. Для человека - суббота была первым днем. Как мы уже говорили, Бог сотворил человечество в Адаме. К концу шестого дня Бог сотворил наших прародителей Адама и Еву, и первым полным днем из их жизни была суббота. Суббота не была седьмым днем для Адама; она была седьмым днем недели творения и первым для Адама. Это имеет очень важное значение. Бог работал шесть дней и отдохнул в седьмой, не потому, что устал, но потому, что Его работа была закончена и она была завершенной. Человек не начал свою жизнь с работы, но с покоя в Божий седьмой день. Для Адама суббота имела совершенно другое значение. Он начал с того, что покоился, наблюдая совершенные дела Божие, и затем шесть дней наслаждался тем, что приготовил для людей Бог. Бог в течение шести дней создал нашу прекрасную землю (не такую, какой она выглядит сегодня; грех в большой мере разрушил ее. В книге Бытие говорится, что Бог насадил Едемский сад. Он не сказал Адаму: «Я сотворил растения и животных, теперь ты должен посадить сад». Бог сделал работу. Адам вошел в Божий покой и затем наслаждался всем, что создал Бог. Кто-то скажет: но ведь они давали имена животным. Я не считаю это работой. Величайшую радость доставляет родителям разговор о том, как назвать своего будущего ребенка. Иногда такие разговоры рождают и небольшие ссоры. Жена говорит: «Я хочу назвать ребенка этим именем», а муж говорит: «Нет, лучше, вот это имя». Нельзя считать работой то, что Адам давал имена животным. Он посмотрел на слона и сказал: «Как назвать это творение с длинным носом? Я назову его слоном». Мы не знаем, как в действительности звучали имена животных тогда, но очевидно, что Адам ничего не сделал, чтобы сотворить эти существа, и ничего не добавил к тому, что сотворил Бог. После грехопадения смысл, значение субботы стали применяемы и по отношению к искуплению. Мы сначала входим в покой и принимаем праведность Христа. Затем в течении шести дней радуемся этой праведности, и люди видят, что мы приняли. Итак, суббота - это знак. Адам ничего не прибавил к тому, что создал Бог. Бог сотворил Адама в шестой день творения, Адам открыл глаза и увидел совершенное творение. Адам лишь вошел в Божий покой. Находясь в покое Божьем, он получал все необходимое для жизни от Бога. Но однажды Адам отвернулся от Бога. Когда он это сделал, он отвернулся и от истины субботы, потому что эта истина применима ко всем семи дням недели. Мы не должны покоиться только в субботу во Христе, а в остальные шесть дней жить, полагаясь на себя. Другими словами, вы можете нарушить истину субботы и в среду, и в четверг, и в пятницу. Суббота - это всего лишь знак завета. Как нарушил Адам субботу? Мы не знаем, в какой день он согрешил, но одно можно сказать с уверенностью, в тот день он отвернулся от Бога. Именно поэтому Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Когда человек отказывается быть зависимым от Бога и полагается на себя - это ведет лишь к одному - к смерти, потому что Бог - это источник жизни. Бог не оставил нас в беде. Иисус Христос - Творец этого мира, Отец и Святой Дух были едины в решении, чтобы Иисус искупил этот мир. Иисус пришел на землю и спас нас. Он закончил работу искупления в пятницу, в шестой день, в конце шестого дня. Так же, как при творении, Иисус сказал: «Совершилось». Новый Завет ясно говорит о том, что Христос - Творец нашего мира (смотри Иоанна, 1:3, Колоссянам, 1:16, Ефесянам, 3:9, Галатам, 3:14). Будучи Творцом, Христос стал Спасителем и на кресте Он сказал: «Совершилось». Святилище раскрывает две фазы искупления. Первая - это земная миссия Христа, которая окончилась Его крестной смертью. После того, как Он умер, Он покоился в могиле от всей совершенной работы. Затем Он воскрес, и началась вторая фаза искупления, Его небесное служение. И когда Он закончит свое служение, Он войдет в покой, и даст нам вечный покой, который Он обещал. В 66 главе книги пророка Исайи говорится, что «из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение». Мы будем прославлять Его, потому что Он дал нам обещанный покой. Итак, суббота указывает также и на искупление человечества. В книге «От субботы ко дню Господа», написанной теологами неадвентистами, делается предположение о том, что в ранней церкви, в которой, как известно, были и христиане из язычников, соблюдалась суббота. Для доказательства этого они приводят следующий аргумент. Они говорят, что, если бы христиане не соблюдали субботу, иудействующие, несомненно, устроили бы скандал по этому поводу. Иудействующие требовали, чтобы верующие из язычников совершили обрезание. Почему же они не настаивали на том, чтобы они соблюдали субботу? Причина может быть только одна: христиане соблюдали субботу. Я приведу цитату из вышеназванной книги: «В Новом Завете не упоминается ни один случай выражения недовольства со стороны иудействующих тем, что христиане нарушают субботу». Итак, авторы этой книги предполагают, что в первоапостольской церкви христиане соблюдали субботу. Необходимо отметить, что мы можем соблюдать правильный день по неверным мотивам. Из Священного Писания ясно, что принявшие Иисуса Христа верой вошли в Его покой. Но кто прав в Божьих глазах - человек, соблюдающий неправильный день по верным мотивам, или правильный день по ошибочным мотивам? Оба из них правы, но одновременно и ошибаются. Человек, соблюдающий правильный день по неверным мотивам, прав относительно дня, который следует считать днем покоя, но ошибается в том, что касается мотивов. Будет ли он спасен? Евреи соблюдали субботу, правильный день, но мотивы были ошибочны. Будут ли они спасены? Нет. Однажды в Англии, в пятницу вечером, я возвращался домой. Проходя рядом с одним из домов, я услышал голос женщины, которая звала меня. Обернувшись, я увидел только ее лицо, потому что окно, из которого она выглядывала, было расположено в верхней части дома. Она сказала: «Извините, сэр, могу ли я вас попросить об одолжении?» «Чем я могу помочь вам?» - спросил я. «Не могли бы вы зайти ко мне в дом и включить свет?» «Довольно странная просьба, - подумал я, - может, женщина инвалид». Я подошел к двери. Женщина открыла мне дверь. Она выглядела здоровой. «В чем тогда дело?» - подумал я. Она заметила мое удивление и сказала: «Я знаю, что моя просьба выглядит странной. Я исповедую ортодоксальный иудаизм, и моя религия запрещает зажигать огонь в субботу, и если я зажгу свет в доме, то нарушу этот закон». Конечно же, она не знала, что я пастор. Я сказал ей: «Между прочим, сестра по закону и «пришелец в доме вашем» не имеют права работать в субботу”. Ее поразило то, что я знал четвертую заповедь, и она смутилась. «Да, я знаю, - сказала она, - но вы ведь язычник». Другими словами, «вы в любом случае потеряны». То есть не имеет значения, работаю я или нет в субботу. Я спросил: «Есть ли у вас Библия?» Она сказала: «Да». Библия для еврея - это только Ветхий Завет. Я попросил ее прочесть из первой книги Царств (16:7): «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Я сказал: «Вы понимаете, о чем говорит здесь Бог? Я хотел бы применить это к нашему случаю. Я с удовольствием включу свет в вашем доме, но я хочу, чтобы вы осознали, что согласно этому тексту не я буду тем, кто включит свет, но вы. Я буду лишь орудием, которое вы используете, ведь я исполню ваше желание. Поэтому, если считать грехом включение света в субботу, то согрешите вы, потому что я исполню ваше желание. С точки зрения Бога вы включите свет». Она сказала: «Вы чрезмерно все усложнили». Я ответил: «Я просто хотел быть честным. И еще я должен сказать, что делами закона не оправдается никто. Между прочим, эти слова принадлежат известному Иудею - Павлу. Он изменил свое прежнее имя Савл, когда Бог открыл ему истину: «не я, но Христос». Она сказала: «Я иудей и умру иудеем». Я сказал: «Я не прошу вас стать язычником, но вы должны принять Мессию. Если вы полагаетесь на ваши дела, вы никогда не достигнете цели. Единственная надежда - войти в Божий покой. Вы должны смирить свое сердце и войти в Божий покой и этот покой - Иисус Христос». Она не хотела принять это. Я включил свет в доме и попрощался с ней. Если вы соблюдаете правильный день по ошибочным мотивам, вы тратите впустую ваше время. Необходимо произвести изменение. Не надо менять день, но следует изменить мотивы. Если вы соблюдаете правильный день по правильным мотивам, необходимо изменить день, потому что только один день символизирует покой в Иисусе Христе. Когда придет конец этого мира, когда история этого мира достигнет своей кульминационной точки, не будет людей, занимающих нейтральную позицию. Не будет замешательства. Вопрос будет представлен ясно. Будет всего две группы людей. Те, которые покоятся во Христе, и те, которые отвергают Христа. Только две группы - имеющие веру и неверующие. Верующие скажут: «Не я, но Христос». Неверующие - обратное: «Не Христос - но я». Вторая группа должна будет умереть, потому что плоть по закону должна умереть. Когда Иисус был вознесен на крест, Он тем самым публично заявил, что крест - это Божий вердикт по отношению к греховной человеческой природе. Крест - это то, что по достоинству ей принадлежит. Взамен Бог дал нам Своего Сына Иисуса Христа, чтобы занять наше место и чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Поэтому те, которые примут Христа, скажут: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос». Отвергнувшие Христа скажут: «Распни Христа». Мы можем или быть распятыми со Христом или предать Его распятию. В этом вопрос Дня Примирения. Перед этим выбором будут поставлены люди в последние дни. К какой группе вы относитесь? Если вы принимаете Христа, от вас требуется всего лишь отвергнуть себя, и не только для победы над грехом, но и тогда, когда вы хотите делать добро. В Евангелие нет места для самоправедности. Все от Христа и ничего - от плоти. Я молюсь о том, чтобы, приближаясь к концу истории человечества, мы отказались от формулы «Я плюс Христос», которая является ересью. Евангелие - это «не я, но Христос». Это не означает, что мы будем сидеть сложа руки. Помните, что для того, чтобы отказаться от своего «я», необходимо приложить усилие. Это очень нелегко, потому что «я» лишается своей властью и силы. Когда кто-то, хлопая вас по плечу, говорит: «Какой вы замечательный христианин», вы должны сказать про себя, не этому человеку, потому что он не поймет: «Отойди от меня, сатана». Плоть всегда пытается проявить свою уродливую сущность и более всего она неузнаваема, когда делает это, прикрываясь маской религии. Мы должны ежедневно распинать свое “я” на кресте. Смиряйте себя и каждый день позволяйте Христу руководить вами. Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Мы живем в решающий момент истории. Бог не просит, чтобы мы отказались от вредных для здоровья продуктов для того, чтобы мы прожили на семь лет дольше. Проблема не в том, чтобы жить дольше. Кто знает, может, вам придется умереть смертью мученика завтра. Бог просит, чтобы мы отказались от зависимости от своего «я» для того, чтобы Христос был нашим Господином. Я молюсь о том, чтобы вы и я нашли убежище во Христе, чтобы мы желали смирить свои сердца. В следующей заключительной главе я коснусь вопроса о том, как Бог будет оправдан, когда Его народ будет испытан. Бог, у которого будет народ, смиряющий свои сердца, и который войдет в Его покой, скажет перед Вселенной, скажет миру: «Вот люди, имеющие свидетельство Иисуса и веру Иисуса, соблюдающие закон не механически, но которые возлюбили своих ближних больше себя; которые возлюбили Бога больше себя, которые отвергают все, что не по воле Божьей». Когда придет это испытание, Бог будет оправдан. Пусть Бог поможет нам смирить свои сердца и войти в Его субботний покой.
|