Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
Давид, - 1Царств 17, 23-50 PDF Печать Email

 Давид, - 1Царств 17, 23-50

Свежий взгляд на обстоятельства. Давид видит ситуацию во свете своего духовного опыта. Он как бы вместе с учениками Христа сошел с горы Преображения. Он оказался непонятым, осужденным и отвергнутым даже своим родным братом.

Давид упростил всю военную премудрость (заседания Сауловых военачальников) до одного простого принципа: этот необрезанный филистимлянин … поносит воинство Бога живого!

Сила Божия проявляется адекватно человеческой нужде.

Давид отвергает средства признанные его окружением. Он видит творческий совершенно неординарный подход для разрешения этой непростой задачи. Нет ли в этом указания на того, кто больше, чем Давид. Христос в борьбе с Голиафом зла, со грехом. Окружение Христа ожидало, что Он воспользуется давно принятыми средствами для этой борьбы: философией, искусством, общественными или политическими организациями, общепринятыми церимониями и уставами. Но Христос видел тот единственный радикальный путь, которым можно было вырубить сам корень зла: “Если человек не родится свыше, не может он увидеть Царствия Божия”.  


Авраам -  Быт. 12, 1 и 4

 Человек наделен духом исследования и творческим или изобретательным сознанием. Эти способности дарованы Богом свыше и являются частью образа Божьего в человеке. Прагматическое использование данных способностей мы видим в многоразличных формах академических исследований и изобретений.

 

В библейском повествовании о творении мы читаем: “И увидел Бог все, что Он создал , и вот, хорошо весьма” (Быт. 1,31). В эту совершенную среду Бог помещает первых людей. “И благословил их Бог” и дал им землю в управление, что бы они наполняли ее, обладали ею и владычествовали над ней (1,28). Их будущее было открыто для постоянного приобретения новых знаний и разумения, для расширения их способностей к новым открытиям и использованию обширнейших природных ресурсов. И здесь мы можем с уверенность говорить не только о естественных науках, но и о безграничном мире искусства. Того искусства, которое должно было демонстрировать как умение человека созидать прекрасное , так и его способность наслаждаться этим прекрасным для того, чтобы в этом обретать вдохновение для души, подкрепление для духа и стимуляцию для разума. Величие человека, таким образом, открывается в первую очередь в использовании его творческих способностей, а не в материальных приобретениях.

 

При этом духовные и нравственные измерения творчества находятся в прямой зависимости от Бога. Согласно библейскому учению вся история мира начинается с Божьего творческого действия, после чего Он делегирует эту способность человеку; способность открывать и развивать то, чем было наполнено Его творение. Немецкий философ Фридрих Шеллинг писал, что именно в деле, совершенном разумом гения, открывается “святая, вечно творящая божественная сила мира”. Бетховен неустанно утверждал, что “музыка есть откровение превосходящее всю мудрость и философию”. Индивидуальность и творческие способности наиболее ярким образом открываются нам в жизни двух гениев, двух величайших композиторов: Вольфган Амадея Моцарта и Камиля Сен-Санса.

 Композиторский дар Моцарта охватывал практически все формы музыкального искусства: оперу, симфонию, вокал, фортепьяно, хоровое исполнение и это далеко не полный перечень. В дополнение к этому он был признан лучшим исполнителем органной и фортепьянной музыки. Стоило бы ему захотеть и он прославил бы себя как лучший скрипач Европы. В области музыки ему не было равных. Масштаб его музыкального гения поражает наше воображение: он обладал способностью записывать на листе сложные музыкальные отрывки, сочиняя в голове одновременно несколько несвязанных между собой произведений, он выстраивал полные струнные квартеты и записывал отдельные части еще до того, как было закончено все произведение в целом, был способен с легкостью прочитать и прослушать в сознании любой музыкальный отрывок, который видел первый раз в жизни, мог прослушать любое музыкальное произведение и тут же записать его на бумаге нота в ноту. .. В возрасте трех лет он уже подбирал мелодии на фортепьяно. Его слух был настолько чувствителен, что любые громкие звуки делали его физически больным. В возрасте 4 лет он говорил взрослым исполнителям, что их скрипки расстроены на пол тона. В 5 лет он восхитительно играл на клавесине, а в 6 начал сочинять свою музыку.

Сен-Санс Камиль, французский композитор, пианист, органист, дирижер, муз. Критик и писатель, педагог, известный общественный деятель. В возрасте 2,5 лет начал подбирать мелодии на пианино, имел абсолютный муз слух. До трех лет освоил чтение и письмо. В три сочинил свое первое муз произведение. В пять уже дал несколько публичных концертов. В семь читал по латински и проявлял повышенный интерес к естественным наукам, особенно к ботаники. Начал собирать собственную коллекцию природных минералов. Формальное музыкальное образование начал в семь, а в 10 был его первый официальный дебют. При подготовке к дебюту он предложил исполнить на память любую из 32 сонат Бетховена… Если он прочитал книгу или услышал музыкальное произведение, то оно навеки оставалось у него в памяти.

 Много можно было бы еще приводить примеров из области изящных искусств, но давай обратимся и к другим областям, что бы увидеть дарованный Богом человеку творческий разум и пытливый ум.

 Один из древних мифов сообщает нам о том, что первоначально истина была лишь на небесах, воплощенная в один прекрасный жемчуг. Но как-то Бог выронил этот жемчуг из рук и он, упав на землю, разлетелся на миллионы маленьких жемчугов. Желая восполнить утраченное Бог повелел всем людям искать эти маленькие жемчужины и собирать их в единое целое. Этот миф можно было бы назвать притчей о поиске истины, или же притчей об исследовании. Как созвучен этой притче девиз Микеланджело: “Учась непрестанно” или же слова блаженного Августина: “Давайте искать с желанием найти, и находить с желанием продолжать поиск”.

 Творческие способности человека, как свидетельство образа Божьего в нас, невозможно оценивать лишь прагматической пользой для блага общества. Главным стимулом и целью всякого нашего творчества должно быть прославление Бога. Вспомните наиболее здесь уместные слова ап. Павла: …что бы вы не делали, “все делайте в славу Божию” (1Кор. 10,31). Во всю историю мира, во всякой культуре, человек трудился, руководствуясь творческой силой своего разума. В работе “Христианство и цивилизация” Эмиль Бруннер писал: “Давайте еще раз возвратимся к творческому человеку и посмотрим на него во свете христианской веры. Бог Творец, создав человека по Своему образу, наделил его творческими способностями;  там, где человек признает своего Творца, он так же признает, что не может творить из ничего, подобно тому, как творит Бог, и потому его творческие усилия есть лишь имитация Божьих действий, которая совершается в пределах и рамках тех законов, и зависит от того материала, который дается свыше Богом. Там где Бог признан Творцом, человек осознает, что главный смысл всех Божьих тварей тот же, что и смысл самой жизни, а именно, прославление Бога и служение людям.”

 Мы восхищаемся творческим способностям гениев, однако каждый, даже самый средний человек, оставляет свой след в своей среде и таким образом участвует в созидании общечеловеческой культуры. Христианин, признающий Бога своим Творцом, осознает свою зависимость от Бога для достижения подлинно достойных целей во любых своих творческих устремлениях.