Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
1Ин. 4:7-11 PDF Печать Email

Е. Ю. Вечканов

Всепобеждающая любовь

1Ин. 4:7-11

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Великий апостол любви обращается к своим духовным детям с пламенным воззванием: "Возлюбленные! будем любить друг друга!" Заметьте, это не просто голое воззвание, одно из тех, которые можно слышать в наше время. Многие  любят сегодня говорить о любви друг к другу. И это хорошо, это замечательно - только озлобленные, раздраженные, враждебно настроенные люди не знают, на каком основании может зиждиться и откуда взята эта любовь. Он, Иоанн, не делает пустого заявления, но пишет, что у нас есть самое твердое и крепкое основание для любви: всякий, кто рожден от Бога и знает Его, наделен этой способностью любить бескорыстной жертвенной любовью! Бог делает нас способными любить!

Далее Иоанн пишет, что те, кто не любит, или те, кто раздражаются,  не знают Бога и Его любви. - 8-й стих: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь." Мы можем исправно платить десятину, мы можем воплощать в своей жизни принципы здорового образа жизни и даже проповедовать с  кафедры, но если мы, говорит Иоанн, позволяем нашим грехам производить в нас раздражение, если мы не любим наших ближних, как самих себя, то мы не знаем Бога, ибо Он есть любовь! Любовь - это просто свойство нового возрожденного человека, и появляется она в результате общения с Богом, через познание Его.

Не знающие Бога не имеют этой любви, потому что в этом мире нет иного источника любви, единственным Источником настоящей пламенной любви является Бог.  "Любовь от Бога, - говорит Иоанн, -. . . Бог есть любовь".

Далее апостол с упоением повествует о том, что Бог сделал все возможное, для того чтобы эта любовь стала достоянием человека. Отец посылает на землю наивысшее откровение Своей любви - единственного Сына! И потому, пишет Иоанн, мы должны любить друг друга.

Как все просто! Какие простые слова: не мы возлюбили, любовь принадлежит не нам, любовь от Бога! Но Он по милости Своей не сокрыл ее от нас, она явлена миру и теперь может стать достоянием каждого. Мы с вами можем и должны любить!

Как хорошо сказано! Иоанн не пожалел добрых слов, чтобы описать то, во что он верит. Но для нас ли эти слова? Ведь апостол писал их почти две тысячи лет тому назад и увещевал наших духовных прапрадедов. Наверное, в том мире, который окружал их, и в той церкви, где они находились, были большие проблемы в отношениях между людьми, раз он призывает к любви. Наверняка, я думаю, у них были шумные советы, на которых велись самые жаркие споры, и кого-то, возможно, исключали из церкви. Судя по тому, что апостол говорит о тех, кто "не любит", то вполне возможно, что в церкви были разделения и появлялись различные группировки, противостоящие друг другу. Да, наверняка на заре христианства эта весть "любите друг друга" была крайне необходима. И мир, и церковь находились во вражде.

С тех пор прошло много времени, и для нас, их далеких правнуков, это звучит, наверное,  уже не актуально. Ведь в то время наука еще только зарождалась и не было совершенно никакого понятия о психологии, никто не говорил о  методах регуляции человеческих отношений, поэтому-то, наверное, Иоанн так искренне прост в своих взываниях. Любите, потому что Бог возлюбил нас. Видно это написано не для нас людей, просвещенных, грамотных, живущих в космическом веке. Ведь за столько столетий все изменилось, и в нашем мире нет никаких разногласий, ссор и обид. Мы все с вами не раз читали Карнеги и знаем, как ладить с людьми, и потому нас не одолевает раздражение.

Что вы скажете? В нашем мире нет разногласий и раздражения? К сожалению, мы вынуждены признать: это есть!

Мы не только способны раздражаться, но и изрядно преуспели в этом за две тысячи лет. Хотим мы того или нет, но грех, зло и раздражение все еще присутствуют в мире, и даже, может, в большей степени, чем раньше. Мне и вам наверняка кажется, что это фатальная неизбежность, ибо в нашей с вами жизни всегда есть люди, которые нас раздражают. Это происходит повсеместно: на работе, в семье, даже просто на улице - везде можно услышать громкие споры о том, кто кому больше действует на нервы.

Знаете, самое страшное то, что это происходит и в церкви. Или я не - прав? Может, церковь - это сообщество праведников, которые никогда в своей жизни не испытывали чувства неприязни к другим? Тогда я рискну спросить: "Есть ли среди нас такие? Пусть отзовется тот, кому никто и никогда не действовал на нервы".

Недавно проведенный опрос среди служителей показал, что основной проблемой их церквей является проблема отношений между людьми! Нас раздражают даже в церкви  - это - факт!

Но это касается не только общинной жизни верующих, но и наших семей. Один из пасторов с ужасом рассказывал о том, что в его церкви, где около 150 человек, почти все в своих семьях находились в ссоре. Когда он стал посещать их, то заметил, что почти в каждой семье уже произошел, или еще только назревал скандал. Обойдя один, другой, третий дом он был просто поражен этим. Доходило до "смешного"; когда он шел по улице и подходил к очередному дому, то слышал крики и ругань, но стоило ему постучать в дверь или нажать звонок, как все по неведомой команде стихало, а на пороге появлялся радушный, улыбающийся, жизнерадостный христианин. Пастор был просто шокирован этим, и потому, когда наступило время очередного богослужения, просто попросил встать тех, кто не был в ссоре. Да, он так и обратился к прихожанам и попросил: "Встаньте, пожалуйста, те, кто не находится сейчас в ссоре". Знаете сколько человек встали? Трое! Тогда он спросил этих троих: "А почему у вас обходится без ссор?" И те ответили: "Все очень просто, пастор,  нет никаких секретов, нам не с кем ссориться, мы живем одни".

Раздражение проникло во все сферы нашей жизни, и это невозможно отрицать, и потому мы озадачены: что происходит с нами? Может мы давно не консультировались у психолога, или, быть может, нам нужно побольше пить настойки пустырника или валерьяны, и тогда мы станем спокойней и не будем раздражаться по любому поводу?

В задачу пастора не входит, чтобы давать подобные советы. Я бы хотел вновь направить ваше внимание к Священному Писанию, к избранному нами отрывку из Первого послания Иоанна 4:7 - 11.

Если вы хотите знать, почему все-таки нас раздражают люди, давайте прочтем об этом в Библии. Иоанн пишет: "Кто не любит, тот не познал Бога" и далее добавляет, что Сын Божий пришел "в умилостивление за грехи наши".

Вывод очевиден: не любит, бывает зол и раздражен тот, кто не знает Бога, кто не просил у Него прощения за свои грехи. Грех - вот та единственная причина, которая разъединила нас с Богом и между собой. Никакая усталость, ни стресс, ни повышенная нервозность - нет, все это вторично; грех - вот что мешает нам жить! Начиная со времени грехопадения все разъединилось: Бог и человек! Мы разлучены с Богом и с людьми. В этом кроется причина того, что нас раздражают люди. Если у вас есть соседка или сосед, который действует вам на нервы, то не ищите причину в планировке дома, и не говорите: "Я вынужден встречаться с ним каждый день на лестничной клетке, и потому он изрядно портит мне нервы", - причина не в этом, а в грехопадении, т. е. в том, что мы - падшие люди - разлучены с Богом и не знаем Его. Все другие объяснения я считаю второстепенными и незначимыми! Наш мир наполнен грехом. С самого детства мы живем у него в рабстве.

Когда я думаю об этом, предо мной встает картина недавней кровавой драмы, потрясшей многих. Я как будто снова вижу того маленького мальчика, лежащего на тратуаре. Его глаза широко открыты, но он уже ничего не видит и не слышит, а в его глазах застыл единственный, мучительный, предсмертный вопрос: "Почему? Почему мои сверстники хотели заставить меня ограбить магазин, а когда я отказался, почему они, жестоко издеваясь надо мной, толкая, заставили меня спрыгнуть с высотного здания?" Кто готов ответить на этот вопрос? Психолог, рассказывавший о повышенной возбудимости подрастающего поколения? Или социолог, заявивший, что подростки воспитывались в плохой социальной среде? Нет, основная причина этого - грех, который не знает социальных и возрастных границ!

Повторю еще раз: основная причина нашего порочного поведения (включающего в себя любые мерзости, которые мы можем совершить, и  в том числе наше раздражение), основная причина - это грех. Это беспокоило людей, живших две тысячи лет тому назад, это беспокоит и сегодня нас.

Но Священное Писание говорит нам о том, что не везде царит грех и раздражение. Во Вселенной есть источник настоящей, неизменной любви, любви не зависящей ни от каких "если". Источник этой любви - Бог! Иоанн несколько раз повторяет это. В 7-м стихе он говорит: "Любовь от Бога", а в 8-м добавляет: "Бог есть любовь"!

Это Благая весть для всех нас. Для тех, кто зашел в тупик, кого его собственный грех и раздражение довели до отчаяния. Для всех тех, кто в сердце своем уже замахнулся на ближнего. Эти слова обращены к вам, кто перестал замечать в этом мире любовь и справедливость. К вам, когда вас обругали в очереди, к вам плачущие, и к вам раздраженные: "Знайте, - говорит апостол Иоанн, - "во вселенной есть Личность, Которая способна бескорыстно любить, в нашей с вами  вселенной есть не только ненавистный источник зла, который мешает нам жить, но и есть Источник неподдельной любви, это - Бог!" Вас радует это, вы замечаете, что в нашей с вами жизни есть альтернатива?

Теперь, когда вы придете домой, и ваша жена не будет готова приветливо встретить вас, теперь, когда ваш сосед снова доведет вас до белого каления, а мир покажется одной большой несправедливостью, вспомните о том, что во Вселенной есть другой источник, Источник любви,  Бог!

Однако многие из вас могут сказать: "Да, это хорошо и приятно осознавать, что где-то во Вселенной вопреки законам нашего грешного мира существует безграничная и безусловная Любовь, но ведь это может оказаться так далеко и оторвано от нашей, земной жизни. Как мне узнать о том, что эта любовь обращена и ко мне?"

Давайте вновь обратимся к Св. Писанию. В 9-м стихе мы читаем: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него". Вот ответ на наши переживания, вот вторая Благая весть для нас. Божья Любовь - это не тайная любовь. Она не сокрыта за семью печатями. Бог как единственный Источник этой любви не прячет ее от нас, но открывает ее всему миру. Более того, заметьте, открыть Свою любовь людям Он считает важнейшим и ответственным делом, потому посылает для этого Своего собственного Сына.

Он считает это слишком важным, чтобы доверить такое дело кому-либо другому. Он делает это Сам. Только Сын Божий, не отделенный от Божества никакими преградами и барьерами, только Он, сущий в недре Отчем, мог в достаточной мере явить любовь Божью этому миру.

Иисус Христос, живя на этой земле, многое сделал для того, чтобы открыть любовь Божью миру и сделать ее близкой к каждому. Его любовь к людям была чистой и открытой. И чем больше Его не понимали, чем больше Его ненавидели, чем меньше люди отвечали Ему взаимностью, тем сильнее и могущественнее проявлялась эта любовь.

Вот, уже осталось совсем немного времени, скоро Он будет распят и умрет, но сегодня вечером в этой маленькой горнице у Него есть несколько часов, чтобы еще раз явить этому миру Свою любовь. Все слова сказаны. Перед Ним двенадцать искалеченных грехом человек, помышляющих о власти и богатстве. Их сердца полны тревоги и раздражения. Находясь в напряжении, они готовы схватиться за ножи и ринуться в бой. Иоанн косится на Петра, - на Иоанна. В глубине души они уже ненавидят друг друга при мысли, что кто-то станет первым, а в сердце Иуды зреет ненависть против Господа. И лишь из одного сердца продолжает струиться та же, неизменная, полная мира и нежности любовь. Это сердце Господа Иисуса Христа. Что еще сказать этим людям, как еще ободрить их? В Евангелии от Иоанна мы читаем в 13-йглаве: "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,  Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан."

Никаких слов, никаких воззваний или призывов. Тишина. Вся Вселенная замерла. Царь Царей являет миру Свою любовь. Здесь и сейчас на коленях перед грязными, грубыми ногами Своего предателя, здесь и сейчас, склонившись в смирении перед такими же грешниками, как и мы. Эту Любовь нельзя не заметить. Она явна как день, как воздух. Она так же близка, как близок младенец к груди матери. Она свята, как может быть свят только Сам Бог. И дело не в том, что она далека от нас или сокрыта от наших глаз. НЕТ! Вся беда в том, что грех не дает нам увидеть ее. Мир поражен духовной слепотой!

Но, друзья мои, Бог наш совершенен. Ни одно дело, которое Он начал, невозможно остановить или разрушить. Вопреки законам нашего мира Он полон любви. Через Сына Своего Он показал, что эта любовь не далека от нас и может проявляться и в нашей земной жизни. Пример, который преподал Иисус Христос в верхней горнице, - о наших с вами возможностях.

Но вот что еще я скажу: явление в мир Божьей любви - это не простая демонстрация и не шоу.

Знаете, как это бывает у нас: раз в полгода, чуть-чуть пораньше приходишь с работы домой, заходишь, и прямо с порога жене: "Дорогая, я тебя люблю!", а потом, чтобы как-то подкрепить это, чтоб она не сомневалась в этом,  мы достаем из-за пазухи букетик цветов. А затем с чувством выполненного долга вновь замираем на полгода. Но Божья любовь отличается от нашей любви! Он не говорит просто: "Люблю" и не посылает Своего Сына просто для наглядности, только ради того, чтобы закрепить Свое заявление примером. Нет! Бог знает наше действительное положение. Он знает, что грех разделил нас с Ним и друг с другом. Он понимает, что одного примера недостаточно, таких примеров в истории было множество, но человек по своей духовной слепоте, из-за того, что грех помутил его разум, склонен проходить мимо даже таких сильных откровений Божьей любви. Господь знал: чтобы мы были способны любить нужно сокрушить само основание нашей порочной жизни - сокрушить наш грех!

 

И это третья Благая весть для грешного, раздраженного человека: любовь Божья - это не только альтернатива злу, и она явлена нам не только как пример. Бог во Христе примирил с Собою мир! - говорит Св. Писание. Христос, умерший за наши грехи, разрушил все преграды, разделявшие нас с Богом и друг с другом. Своей смертью Он сделал нас способными замечать любовь и любить самим.

 

Я вспоминаю сейчас последние годы жизни своей бабушки. Она была в весьма преклонных годах; когда месяц назад она умерла, ей было 92 года. Я вспоминаю, как мучительно проходили ее последние три года жизни. Активный, жизнерадостный человек, она по старости своей лишилась зрения. Такую потерю нелегко перенести и к ней нелегко привыкнуть. Когда же у нас родился сын, ей было очень интересно узнать, какой он, на кого похож, похож ли на нее? Как могли, мы рассказывали ей и описывали его, но каждый раз я думал о том, как было бы хорошо, чтобы хотя бы на несколько минут бельмо спало с ее глаз, и она могла бы воочию убедиться в том, каков ее правнук, что он почти как две капли воды похож на нее, что он улыбается и тоже любит ее.

Бог открывает нам, духовным слепцам, не только то, что мы созданы по Его образу и подобию, Он не только говорит о том, что Он - Источник  вселенской любви, Он посылает Своего Сына не только для того, чтобы наглядней показать Свою любовь, но совершает большее. Иисус Христос, взяв на Себя наши грехи, разбил все преграды, разделяющие нас с Богом и друг с другом. Примеряя нас с Собой, Он делает нас способными любить. Теперь, если мы понимаем, что наше сердце тяготеет ко злу, теперь, если мы устали от непрерывной борьбы с грехом и раздражением, для нас наступило время, когда мы можем вновь, а быть может, и впервые откликнуться на призыв Божьей любви. "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (ст. 11).

Бог может сделать наше сердце способным любить. Иоанн пишет: "Кто познал Бога», т. е. кто испытал на себе второе рождение, в чьем сердце нет преград, - тот не может не любить, потому что всесильная Божья любовь заполняет все уголки его души!

Сейчас можно часто услышать: "Я не могу любить, что слишком трудно. Я пробовал и у меня ничего не получилось. Мне трудно сдерживать себя от раздражения, я неспособен любить". Но, друзья мои, дело не в нас. Мы действительно не способны  ни любить, ни заставить себя делать это. Не мы, но Бог делает нас способными любить. Дело не в нас и наших силах. Мы уже читали с вами о том, что не мы возлюбили, но Он возлюбил нас и подарил нам эту любовь!

Я хочу рассказать вам историю одного французского евангелиста; его звали Дафоцо. Во время второй мировой он побывал в немецком концлагере. Там, в этих застенках, он оставил свое здоровье и силы. Когда он вернулся домой, то первое время даже стеснялся подавать кому-либо руку для приветствия, потому что кисти его рук были раздроблены и напоминали две искаженные сухие ветки. Так вот, этот добрейшей души человек рассказывал о том, как Господь подарил ему Свою любовь и эта любовь овладела всем его сердцем.

Однажды, в концлагере во время обеда, когда он только собирался есть, его вызвали к начальнику лагеря. Его ввели в комнату, где был накрыт шикарный стол, и он некоторое время стоял и смотрел на него, изнемогая от голода. Вышел начальник лагеря зашел и сел за стол. Ему стали подносить сказочные блюда, одно за другим, одно за другим. Всем своим видом он показывал, как все  вкусно: он громко чавкал, демонстративно облизывал пальцы и даже закатал рукава, чтобы было видно как сок бежит по его рукам. Все это время несчастный человек стоял и изнемогал от голода. Но для мучителя этого было еще недостаточно. В конце ему принесли ароматный кофе и положили на стол какие-то сверточки. И тогда он сказал: "Смотри, Дафоцо, твоя жена прислала тебе из Парижа печенье. Она сама пекла его". После этих слов он стал уминать его. Несчастный узник знал, что там, в оккупированном Париже, плохо с продуктами, он знал, как его жене приходилось экономить, чтобы испечь это печенье. И вот теперь эссэсовец пожирает его. "Дайте мне хотя бы одно, я не буду есть, но возьму его на память о моей жене", - с последней надеждой попросил он. Но гитлеровец, смеясь, съел все до последнего.

Вот, казалось бы, момент, когда нужно, сжав кулаки, наброситься на своего врага, забыв обо всем, вцепиться в него из последних сил и не отпускать, пока его тело не станет холодным. Так поступил бы каждый. Но в тот момент Господь коснулся его сердцаДафоцо, и в нем пали все преграды, разделявшие его с Богом и с людьми. Пала даже та преграда, которая стояла между ним и этим эссэсовцем. Узник не думал о том, как отомстить. Нет, он думал: "Как беден этот человек! Ведь из нас двоих ты несчастнее, чем я. У тебя нет никого, кто мог бы тебя полюбить. Тебя окружает лишь ненависть". Он думал о том, как хорошо быть сыном Божьим! Возможно, это покажется сверхъестественным, но он не испытывал ненависти и раздражения по отношению к этому человеку. И начальник лагеря почувствовал это. Он вскочил и вышел, громко хлопнув дверью.

После войны как-то раз Дафоцо посетил его. Когда бывший эссэсовец открыл дверь и увидел на пороге своего бывшего заключенного, он побледнел: "Вы хотите отомстить?"   Š спросил он. "Да, - ответил Дафоцо - Я хочу отомстить вам. Я привез торт и хотел бы выпить с вами чашечку чаю".

Божья любовь может изменить наше сердце и разрушить всякий грех и раздражение, овладевающее нами!

Друзья мои, мы можем быть свободны от нашего гнева и раздражения. Много раз мы с вами пытались любить своих ближних, столько раз мы клялись в этом себе и Богу, и столько же раз мы не исполняли своих клятв. Но сегодня нам не нужно давать новых клятв и обещаний, нам не нужно заставлять себя поступать по-другому. Нам нужно принять то, что Бог совершил для нас, и не забывать об этом в повседневной жизни нашей. Только Он обладает той любовью, которая так необходима нам. Он не сокрыл ее от нас, но явил ее через Иисуса Христа, и не только явил ее нам, но и готов сделать нас способными вместить эту любовь в нашем сердце.

Сегодня, если вы ощущаете, что не любите кого-то или кто-то раздражает вас, - и не имеет значения, правы вы в данной ситуации или нет, - и если неприязнь живет в вашем сердце, значит, там уже что-то не в порядке. Вам необходимо исследовать свое сердце, и если оно полно раздражения, то вам нужно признаться самим себе, что все дело в нас и в наших с вами грехах. А затем, для стяжания любви Господней, нам жизненно необходимо просить у Него прощения и очищения от грехов. Просить, чтобы Он разрушил все преграды, разделяющие нас с Ним и друг с другом. Нам самим это не под силу. Это - дар Божий.