Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 05 мая 2024
Весть к Лаодикии Ветхого завета. PDF Печать Email

            Весть к Лаодикии Ветхого завета.

            Читая Ветхий Завет мы можем обнаружить схожие периоды в  истории церкви и в истории Израильского народа. Последнее предупреждение Бога Израильскому народу, Его последнее обращение к ним записано в книге пророка Малахии. Малахия - последний древнееврейский пророк, который приходит как последний вестник с предостережением к отступившему от Бога поколению. Он обрисовывает жизнь и последнюю надежду праведных в противовес проклятию, которое ожидает нечестивых. Церковь к которой обращается Малахия схожа или типологична Лаодикийской церкви Нового Завета. Господь порицает Лаодикийскую церковь за её состояние теплоты и для того, чтобы глубже понять, что апостол Иоанн, воспитанный на древнееврейских текстах, понимал под этим понятием, обратимся к теме книги Малахии. Какова же тема книги пророка Малахии?

            В противоположность восторженному настроению Захарии о безграничных возможностях Иудеев перед их возвращением на родину пророчество Малахии, произнесенное столетием позже, представляло унывную сцену духовного роста. Вышедшие вернулись из земли пленения в землю обетованную, но сердца их остались в стране непокорности и забвения бытия Божия. Их "пренебрежение исполнением Божьего замысла было особенно очевидным во времена Малахии."(PK,705)

            Господь поручает Малахии нести весть предостережения, напоминая Иудеям их прошлые переживания как нации и призывая их вернутся к отношениям завета. Восемь раз Господь обращается к народу и их руководителям, милостиво и терпеливо обращая их внимание от одного греха к другому и восемь раз они с обидой отвергают и не соглашаются с Ним. Настойчивые и терпеливые попытки Бога помочь народу извлечь уроки из прошлых ошибок и отвержение их народом - составляют тему книги.

            Итак, книга Малахии начинается заверением Господа о Его вечной любви:" Я возлюбил вас, говорит Господь"/Мал.1:2/. Но народ бессердечно протестует недостатку доказательств этой любви: "В чем  явил Ты любовь к нам?" И Бог отвечает им, что благодаря Его любви они стали нацией, народом: "Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни.  Если Едом скажет: `мы разорены, но мы восстановим разрушенное', то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: "возвеличился Господь над пределами Израиля!"  (Малахия 1:2-4) Народ сомневается в Божьей любви и её достаточности.

Следующее о чем говорит Господь - о почтение, которое должен выражать народ Богу за Его любовь и заботу о них, так же как отцу следует почтение от сына: "Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое.”  (Малахия 1:6) Но народ не видит необходимости в том, чтобы почитать Господа.

            Далее Господь показывает народу как далеко они зашли в своем самомнении, обращая их внимание на их отношение к святым обрядам храма: "Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб," но народ не осознает своего состояния "и говорит: "чем

мы бесславим Тебя?" - Тем, что говорите: `трапеза Господня не стоит уважения" -отвечает Господь и поясняет :”И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф”. И Его совет им :"Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф".  (Малахия 1:7-9) Они осквернили или профанировали самое святое. Но их ответ выявляет их слепоту: они не видят разницы между святым и обыденным. Они имеет вид благочестия, но силы его отреклись. И здесь Господь напоминает священникам о Своем завете с Левием, что это был завет жизни и мира: "Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа." И далее Господь говорит о скорбных переменах, которые произошли среди священников -служителей и представителей Бога на земле: "Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.  Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и

женился на дочери чужого бога”.(Малахии 2:5-11) Господь объясняет, что формы религии тщетны без применения этих принципов в повседневной жизни.

И вновь Господь через Малахию и говорит Израилю: "Вы прогневляете Господа словами вашими". Но народ вновь в недоумении: `чем прогневляем мы Его?' Иудеи оправдывают себя, намекая, что порицания Божьи являются неправедны и неосновательны. И Малахия указывает причину: "Тем, что говорите: `всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит', или: `где Бог правосудия?'  (Малахия 2:17) Их потеря разницы между святым и обыденным в богослужениях сравнима разве что с потерей разницы между добром и злом в их повседневной жизни. Они прощают и извиняют зло, полагая, что это не важно, и что это не Божья забота, поскольку они соблюдают формы религии. Но Бог предупреждает, что закоснелое не раскаяние приведет ко дню окончательного суда (Малахии 3:1-6)

Теперь Господь обвиняет Израиль в его полном отступлении, все еще милостиво приглашая Израиль вернуться к нему: "Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф." Народ Божий, однако, исповедует полное удивление и негодование заявлению Господа о том, что они хотя бы в чем-нибудь отошли от строгого соблюдения Божьих заповедей: "Вы скажете: `как нам обратиться?' -народ считает себя уже достаточно обращенными и не понимает вопрошания Господа.

Бог отвечает на их вызов особым, осязаемым доказательством их удаления от Него. Он обвиняет их в воровстве: "Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня”. Народ вновь в недоумении: "чем обкрадываем мы Тебя?' Десятиною и приношениями”. И вновь Господь по милости Своей предлагает выход из этой ситуации: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф."

Наконец, Бог обвиняет Иудеев за их откровенное возражение Его успешным попыткам помочь им увидеть их духовное состояние: "Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: `что мы говорим против Тебя?' Вы говорите: `тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?" Они отвергли заверения, что что-то у них может быть неправедным или неистинным. "И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Народ не слушает Бога в искренности сердца, но полный неизлечимой дерзости готов искушать Господа. Но Бог знает верный остаток в Израиле и заверяет его в Своей постоянной любви. 

"Но боящиеся Бога говорят друг другу: `внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему”.  (Малахия 3) Когда же наступает "тот день"? Пророки Божии дают нам определенный ответ: тогда, когда приходит Мессия. В тоже самое время Он предостерегает беззаконников о их участи в день последнего суда: "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей". Заканчивается же книга Малахии великим Мессианским ожиданием и надеждой праведных: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные" (Малахия 4)

            Весть Малахии особенным образом подходит к состоянию сегодняшней церкви и перекликается с вестью к Лаодикийской церкви. Подобно  верующим Лаодикии, Иудеи дней Малахии были абсолютно равнодушны к их духовному состоянию и ни в чем не имели нужды. Интересно заметить, что выражение "в чем?" - является ключевым в книге Малахии. "Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды". И Господь дает, как и в древние времена действительную объективную оценку нравственного и духовного состояния церкви: "а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". Они бедны в небесном сокровище, слепы к своим ошибкам, наги в откровении совершенного характера Христа. Их опасность, также как и опасность древнего Израиля - в удовлетворении своим духовным состоянием, и как следствие то, что человек перестает слышать глас Божий призывающий его к покаянию. Во времена Малахии был последний стук Господа в двери Ветхозаветней церкви, но народ не открыл. Пришла полнота времени - характер Божий был в поругании у Своего народа и тогда приходит Мессия, Христос. Так и сейчас - Христос еще стучит в наше сердце и хочет, чтобы мы осознали свое духовное состояние, свое истинное положение в свете креста Христова и стремились к большему и лучшему совершенству, к тому, которе может дать творению только Творец. Сегодня еще есть время, сегодня может настать день пришествия Мессии в наше сердце, ибо Он все еще обращается к нам с желанием вечерять с нами. Бог первым делает шаг на встречу с человеком. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною." Это последняя весть Божия к этому миру, это последняя церковь в истории грешной земли, следующее, что последует, когда придет полнота времени - второе пришествие Господа и "кто сможет устоять?" Сегодня Господь приглашает нас к покаянию: "Итак будь ревностен и покайся" - признанию перед ним нашего духовного состояния и тогда Божье обетование исполнится в нашей жизни:" Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его". (Откровение 3:21)