Глава 4. Святой Дух и обращение |
Мы рождаемся в этот мир грешными, и, вырастая, зачастую не находим никакой радости в святости или в общении с Богом. Однако в то же самое время в нас живет неуемное желание кому-то или чему-то поклоняться. Психологи обнаружили, что в людях изначально заложена потребность иметь объект поклонения. И это желание непреодолимо. Люди неизменно стремятся поклоняться чему-то, кому-то или самим себе. Вот почему теле- и кинозвезды так популярны. Возникновение желания обусловлено пустотой, которая возникает в человеческом сердце, жаждущем поклонения. Но этот вакуум порожден в человеке Богом, и, пока мы не познаем евангельскую истину, мы будем тратить свое время на пустое поклонение вещам, другим людям или самим себе, однако никогда не найдем в этом удовлетворения. Фактически никто не рождается вновь, пока Дух Святой не приведет его Своим убеждением к состоянию пресыщения культом кого-то или чего-то. Это Дух Святой подводит грешника к решению, к осознанию того, что он нуждается в чем-то лучшем; это Дух Святой открывает, в чем заключается то лучшее, на основании которого человек мог бы сделать правильный выбор. Второй аспект работы Святого Духа - обращение, или восстановление, совершается для тех, кто испытал Его первый аспект работы, обретя убеждение в том, что они имеют потребность в спасении. Он убеждает мир во грехе, а затем трудится, чтобы привести грешника к обращению, или новому рождению. Если говорить о нашем первом рождении, то у нас просто не было выбора. Этого ведь никто не будет оспаривать. Некоторым не нравится, что у них не было выбора, когда им пришлось родиться в этом мире греха. В этом смысле все мы плывем в одной лодке. Одно несомненно - Бог не несет ответственности за грех в этом мире, но Он несет ответственность за дарование нам жизни, хотя наши родители внесли в это свою долю участия. Поскольку Бог является Источником жизни. Он в первую очередь ответственен за наше рождение. Бог несет также прямую ответственность за каждое биение нашего сердца. Он хранит нашу жизнь, пока мы живем отведенные нам годы на этой земле. И Он предпринимает все меры, чтобы мы сделали выбор относительно нашего второго рождения. У нас не было выбора при первом рождении, но у нас есть возможность сделать выбор для второго рождения, или рождения вновь. Между нашей жизнью и жизнью Иисуса здесь, на этой земле, есть одно различие. Иисус имел выбор при Своем первом рождении! Мы знаем, что много веков тому назад Иисус на совете с Отцом принял сознательное решение родиться в мире греха, стать нашим Спасителем. Иисус обрел жизнь не таким путем, каким рождаемся мы. В первой главе Евангелия от Луки кое-что говорится об этом. Это волнующее описание, так как здесь мы прикасаемся к тайне воплощения Иисуса. Ангел сообщает великую весть Марии, и она в смущении. Мария понимает, что ей предстоит родить ребенка, но не знает, как это может случиться. И ангел говорит: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (ст. 35). Ту же самую весть ангел повторил позднее Иосифу, когда пришел успокоить его страхи относительно беременности Марии. "Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф. 1:20). Природа Иисуса отличалась от нашей, поскольку Его Отцом был Святой Дух. Он имел Божественную наследственность, которую мы не имеем. Он был назван Святым, а мы с вами не были рождены святыми. Но опыт, который Иисус имел при Своем первом рождении, мы можем иметь при нашем втором рождении. Хоть это и звучит фантастически, мы можем подойти к моменту, когда должны принять решение: иметь или нет рождение от Духа. В Еф. 2: 1, 4-7 сказано о нашем "животворении" могущественной силой Божьей. 3-я глава Евангелия от Иоанна - это самая законченная глава на тему о новом рождении. На этот раз обратимся к 3-му, 4-му и 5-му стихам. Как вы помните, Никодим имел тайную беседу с Иисусом, и Иисус прямо затронул корень его проблемы. "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Интересно отметить, что даже сам Иисус не пытался изменить срок, определенный Святым Духом для нового рождения. Иисус не оказывал давления на Никодима. Он не пытался склонить его креститься в ближайшую субботу. Он дал Никодиму самые полные сведения, касающиеся обращения, а затем предоставил Святому Духу совершать Свое дело. Три года Никодим ждал и размышлял. Внешне перемен почти не было. Но Иисус знал, что делал; и настало время, когда Никодим полностью покорился и принял Иисуса как Своего личного Спасителя. Изучая главу о Никодиме в книге "Желание веков" и рассматривая ее вместе с главой, повествующей о женщине у колодца, вы увидите, что обращение можно определить четырьмя характерными признаками. Прежде всего, это сверхъестественная работа Святого Духа. Во-вторых, она совершает в человеке изменение в отношении к Богу. В-третьих, она наделяет новой способностью познавать Бога, которой мы не обладали ранее. И наконец, она ведет к новой жизни - к добровольному послушанию всем Божьим требованиям. Обратите внимание, что она ведет к добровольному послушанию. Очевидно, должно произойти некое внутреннее изменение - недостаточно одного сиюминутного решения грешника очиститься лишь внешне. Главное - все яснее понимать, что наша воля должна прийти в гармонию с Божьей волей. А это процесс, а не событие, случающееся в одночасье. Два ошибочных представления часто приводят к разочарованию христиан, недавно посвятивших себя Богу. Первое заключается в том, что обращение - это немедленное, драматическое, полное изменение жизни. Когда человек вынашивает эту идею и в то же время неделя за неделей обнаруживает, что его искушения, наклонности, проблемы остались такими же, как и до обращения, он часто с легкостью делает вывод, что на самом деле не был обращен вовсе; он готов сдаться и ждать следующей молитвенной недели, или лагерного собрания, или призыва с кафедры. Однако обратите серьезное внимание на то, что перемены, происходящие при обращении, - это в первую очередь изменение отношения к вере, изменение направления всей духовной деятельности. Другое искаженное представление предполагает, что обращение - это решение, принятое раз и навсегда, что, однажды посвятив себя Богу, вы сделали это на всю оставшуюся жизнь. Но обращение - это дело каждого дня. Иисус велел нам нести свой крест ежедневно. "Если вы будете искать Господа и ежедневно обращаться к Нему... то все ваши жалобы смолкнут, все ваши затруднения исчезнут, и самые запутанные вопросы разрешатся" (Нагорная проповедь, с. 101). В обоих этих ошибочных представлениях можно легко разобраться, если вспомнить, что такое обращение. В Рим. 12:2 и Еф. 4:22-24 сказано, что это - обновление нашего ума. Оно не совершается магическим путем по некоему наитию свыше. Скорее, это обновление нашего мышления, нашего отношения к вере - постоянное воспитание в небесной истине. Мы поклоняемся осмысленно, поскольку этого хочет Сам Господь. Это враг Бога и человека стремится действовать силой. Ему безразлично, о чем мы думаем, пока мы находимся в его власти. Но Бог хочет только разумного служения. Сказанное может послужить основным принципом для определения различия между ложными проявлениями и истинной работой Святого Духа. Святой Дух воздействует не только на чувства человека, но и на его разум. Описание процесса обращения приведено в книге ".Желание веков", с. 189: "Для того, чтобы научиться служить Ему [Богу], мы должны родиться от Духа Божьего. Это очистит сердце, обновит ум, возродит в нас способность познавать и любить Бога". - Как происходит это новое рождение? 2 Петр. 1:23 дает очень важный ключ к пониманию: "Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век". Следовательно, новое рождение происходит посредством Святого Духа, совершающего Свою работу через Божье Слово. Святой Дух не оставляет в стороне Слово Божье. 2 Петр. 1:4 напоминает нам, что через Слово Божье мы стали причастниками Божеского естества. В книге "Путь ко Христу" описывается, как происходит это новое рождение. Иисус "умер за нас, и сегодня Он желает освободить нас от грехов и дать Свою праведность. Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили" (с. 62). Это добрая весть, не так ли? И это происходит, когда мы рождаемся свыше. Некоторые люди пытаются настаивать, будто новое рождение - это полностью юридическое действие, это очищение записей на небесах и ничего более. Верно, что делами спастись невозможно. Но не каждый человек, живущий в этом мире, будет спасен, несмотря на то, что жертва Иисуса достаточна для всех. Жертва Иисуса не имеет силы для грешника, пока он не примет ее, а принимая ее. мы покоряемся Святому Духу, когда видим свою нужду, свою беспомощность и зависимость от Бога в деле спасения. В книге "Желание веков" (с. 172), также раскрывается процесс нового рождения: "Христос неустанно воздействует на сердце человека, но увидеть эту деятельность так же невозможно, как ветер. Мало-помалу человек испытывает влияние, источник которого может и не осознавать, но оно направляет его ко Христу. Это происходит, когда мы размышляем о Христе, читаем Писания или слушаем проповедника. И однажды, когда призыв Духа становится ясно различим, душа радостно подчиняется Иисусу. Многие называют это внезапным обращением, но в действительности это результат продолжительной, неотступной и терпеливой работы Духа Божьего". Мы не можем никого обратить, но мы можем трудиться совместно со Святым Духом, возвышая Христа перед нашими ближними, делясь истинами, которые мы обнаружили в Божьем Слове, и ободряя всех, кто стремится жить духовной жизнью, идти туда, где проповедуется Слово Божье. Вы когда-нибудь были обращены? А сегодня вы обращены к Богу? "Никто не является настоящим христианином, пока не приобретет опыта ежедневного общения с Богом... Каждый подлинный христианин будет духовно возрастать изо дня в день. Двигаясь вперед, он испытывает обращение к Богу каждый день" (Свидетельства, т. 2, с. 505). Знаете ли вы, что были обращены? Знаете ли вы, что обращены сегодня! Как можно узнать об этом? В новую жизнь не облачаются, ее не создают - она посылается в сердце. Но мы можем узнать, получили мы или нет дар от Бога, совершает ли Святой Дух работу в нашей жизни. Мне хотелось бы указать на несколько признаков, определяющих, испытали мы новое рождение или нет. 1. Является ли Иисус центром, первоосновой всей нашей жизни? "Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Ин. 5:12). В книге "Путь ко Христу" приведены два способа, благодаря которым можно узнать, что мы - христиане: о ком мы любим говорить? о ком мы любим думать? (См. с. 58). Подчас не составляет труда говорить о своей любви ко Христу, если кто-нибудь спрашивает нас об этом. Но как в действительности проверить это? Сколько времени мы фактически проводим в Его присутствии, разговаривая и советуясь с Ним, размышляя о Нем и сверяя с Ним свои дела и поступки? Если Иисус - центр нашей жизни, то вся она будет основываться на взаимоотношениях с Ним. Он будет главным в нашей жизни. Он будет первым, с Кем мы прежде всего будем искать общения, и последним, для Кого мы не сможем найти времени. 2. Имеете ли вы глубокий интерес к Слову Божьему? В 1 Петр. 2:2 нам сказано, чтобы мы возлюбили истинное (в греческом подлиннике.- простое) молоко Слова. Мы должны постоянно стремиться к этому. Хотя мы можем целенаправленно посвящать время изучению Слова Божьего, создавая атмосферу для наилучшего влияния Слова, все же трудно, пока мы не родились свыше, уделять серьезное внимание поискам духовной пищи. Но в человеке, который рождается вновь, прежде всего пробуждается духовный голод! Возникшая потребность познавать Бога является одним из даров, который Святой Дух приносит в чуде нового рождения. 3. Ведете ли вы осмысленную молитвенную жизнь? Христианин, рожденный вновь, будет испытывать непрестанную потребность общения с Богом и с Его Сыном Иисусом Христом. Он будет искать личных отношений с Богом (Ин. 17:3). Молитва есть дыхание души, а жизнь без дыхания, будь она физической или духовной, очень коротка! 4. Имеете ли вы ежедневный опыт общения с Богом? "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк. 9:23). Христианская жизнь не ограничивается двумя часами молитвы в субботнее утро. Она является образом жизни, ежедневным и ежечасным пребыванием с Богом. 5. Сознаете ли вы свою греховность? Признаете ли вы, что Дух Святой должен совершить первый этап Своей работы в вашей жизни? Были ли вы убеждены в своей греховности и чувствовали ли вы нужду в Спасителе? Чем теснее мы сближаемся со Христом, тем сильнее осознаем свою греховность, но всякий раз, когда мы чувствуем себя святыми и достигшими праведности, это является сигналом того, что с нами не все в порядке! Это не значит, что мы будем продолжать грешить. Но пока длится наша жизнь, мы еще остаемся грешниками, зависимыми от очищающей силы Христа. В осознании нашей слабости заключена наша сила. "Во Христе ли вы? Нет, если вы не признаете себя заблудшими, беспомощными, осужденными грешниками" (Свидетельства, т. 5, с. 48). 6. Имеете ли вы внутренний мир? Мир - это один из первых плодов Духа, проявляющийся в жизни рожденного свыше христианина. "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 5:1). Внутренний мир, несмотря на любое смятение извне, есть одно из доказательств того, что мы рождены свыше. 7. И наконец, стремитесь ли вы поделиться с другими новой жизнью во Христе, которую вы уже обрели? В книге "Путь ко Христу", с. 78, ясно сказано: "Как только человек приходит ко Христу, в его сердце тотчас появляется желание всем рассказать, какого драгоценного друга он нашел в Иисусе. Спасительная и освящающая истина не должна остаться скрытой в душе. Если уж мы облечены в праведность Христа и исполнены радости пребывающего в нас Духа Его, мы не сможем молчать... у нас будет что сказать другим". Новое рождение - это замечательный опыт и доказательство чудотворной силы Божьей. Но останавливаться на этом нельзя. Одна из проблем Лаодикийской церкви заключалась в том, что ее члены зачастую принимали только первый и второй аспект работы Святого Духа, т. е. убеждались во грехе, принимали оправдывающую Божью благодать и испытывали новое рождение. Но этого мало. "Когда мы обращаемся к Богу, это еще не означает, что уже совершилось наше спасение. Нас еще ожидает поприще, которое необходимо пройти, тяжелая борьба, в которой необходимо победить. Поэтому нам следует подвизаться добрым подвигом веры... В этой борьбе не отводится времени для передышки, она продолжается всю .жизнь" (Моя жизнь сегодня, с. 313). Спасение включает в себя не только оправдание. Оно подразумевает также освящение. Спасение означает больше, чем прощение. Оно предлагает также силу для послушания, силу для служения, которая подводит нас к следующей ступени работы Святого Духа - очищению христианина. Речь об этом пойдет в следующей главе.
|