Структура книги Левит |
Для читателя, который хотя бы немного знаком с Библией, очевидно, что больше всего о законах и ритуалах ветхозаветного святилища написано в Книге Левит. Но даже читатель Библии «со стажем» не часто обращается к этой книге. Многие считают ее специфическим сводом правил для древних евреев, и полагают, что в ней ничего ценного для современного христианина. Однако именно этой книге мы и уделим внимание в этой части. Если Книга Левит предстанет перед вами в новом свете, и вы увидите в ней удивительное откровение Божьей заботы и промысла, миссия автора будет исполнена. Но прежде чем мы детально рассмотрим Книгу Левит, давайте уясним общую структуру этой книги. И здесь многие исследователи приходят к интересному открытию: оказывается, Книга Левит написана в форме хиазма. Хиазмом называют такое построение текста, при котором его части обратно симметричны друг другу, например, вторая половина фразы построена в обратном порядке членов, как в известном высказывании: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Так может быть построена не только фраза, но и вся книга, как в нашем случае. Вот так можно схематически представить себе структуру книги Левит. А. Культовые предписания – 1-7 главы. Б. Законы для священников – 8-10 главы. В. Законы об очищении: чистое и нечистое – 11-15 главы. Г. День Искупления – 16 глава. В'. Законы о сохранении чистоты – 17-20 главы. Б'. Законы для священников - 21-22 главы. А'. Культовые предписания - 23-27 главы.
Итак, часть А повествует нам о законах ежедневных жертвоприношений. Эту часть можно разделить на две подчасти: первая – с 1по 5 главы – повествует нам о шести основных жертвах, которые приносились во святилище: жертва всесожжения, жертва хлебная или бескровная, жертва мирная, очистительная жертва, жертва за грех и жертва повинности. В этих главах даются конкретные указания, что должен делать грешник, приносящий эти жертвы. Главы 6 и 7 содержат в себе законы о тех же жертвах, но в них даются указания священнику относительно его обязанностей в этих ритуалах. Последняя часть книги Левит, симметричная первой, которую мы обозначили как А', повествует нам о жертвоприношениях, которые совершались в иудейские праздники. Часть В посвящена очень важному событию – «инаугурации» святилища, если так можно выразиться. В этой части описывается, как Моисей посвящал скинию и очищал священников для служения. Часть В' тоже говорит о священниках, устанавливая критерии, которым должны были соответствовать сыны Аарона, совершающие служение. Часть С знакомит нас с законами, связанными с ритуальной чистотой. Эти законы не просто являлись правилами гигиены. Они содержали в себе более глубокий смысл, о котором мы будем еще говорить. Часть В', параллельная части В, говорит нам о моральной чистоте, к которой должен стремиться избранный Богом народ. Центром, и соответственно, самой главной частью Книги Левит, является 16 глава, в которой описан День очищения. Далее мы будем подробно рассматривать этот ритуал, и убедимся, что он действительно играл важнейшую роль во всей обрядовой системе Ветхого Завета. Пред нами предстает стройная система законов, данных Самим Богом человеческому роду. Проникая в их смысл, мы познаем вечного и неизменного Законодателя и Его волю, единую для всех времен и народов. В Ветхозаветном святилище совершалось пять видов жертвоприношений: жертва всесожжения, жертва хлебная, жертва мирная, жертва за грех и жертва повинности. Прежде чем рассматривать детально их динамику и типологию, хотелось бы сделать некоторые замечания по поводу названия этих жертвоприношения и их описания. Во-первых, читателю книги Левит необходимо понимать, что эта книга использует многие слова не в их прямом значении, а в как технические термины. А потому, этимология каждого слова в отдельности не решит проблему истолкования и типологии. Перевод названий этих жертвоприношений на русский язык весьма условен, потому что точного перевода Левитской терминологии не существует вообще. Подобное существовало только в Израиле. Однако отсутствие точного перевода этих терминов не должно создавать проблему у читателя. Необходимо понимать, что за каждым словом стоит определенный тип богослужения, смысл которого не в его названии, а в содержании. Во-вторых, по своей типологии все пять ритуалов разделены на две группы. В первую группу входят жертва всесожжения, жертва хлебная и жертва мирная; во вторую – жертва за грех и жертва повинности. В последующих главах будет рассматриваться сначала динамика каждой из жертв. Это позволит разобраться в значении каждого повеления, которое давал Господь при совершении ритуала. Затем будет рассмотрена типология этих ритуалов, и это поможет понять, что символизируют эти жертвоприношения сегодня.
|