Авторство и датировка книги Иова |
План 1.Постановка проблемы. Три мнения ученого мира на авторство и дату написания кн. Иова.
2. Основная часть.
а) Дата 3-4 вв. до н.э. I. аргумент II. контраргумент II. аргумент II. контраргумент III. аргумент III. контраргумент IV. Основной контраргумент
б) Эпоха Соломона (Соломон) 10 в. до н.э. I. аргумент I. контраргумент
в) 14-15 вв. до н.э. (Моисей) I. аргумент II. аргумент III. аргумент IV. аргумент V. аргумент
3. Вывод
Авторство и время написания книги Иова
Вопросы авторства и времени написания этой книги являются, пожалуй, одним из самых спорных. Исходными данными для решения вопроса о написании являются показания самой книги свидетельства других писателей Библии. В книге Иова подобных указаний нет, словно автор специально обошел стороной эти вопросы. Так как вопрос авторства и времени написания связаны друг с другом, их прийдется объединять вместе для последовательного рассмотрения и изложения.
Авторство и дата написания. 1. Некоторые богословы считают, что автором данной книги является Елиуй, другие Ездра, третьи полагают, что ее написал неизвестный автор, живший за 200 лет до н.э. Существуют также мнения, что книга написана в “золотой” для Израиля период времени, в период правления Соломона. Она по содержанию по сходству может быть отнесена к перу Соломона, или его современника. Имеется мнение, что Иов жил во времена Иакова, на дочери которого он был женат. (Abba ben Kahana. B.B. 146) Кроме этого имеется множество мнений разнообразных по сути и менее популярных. Но достойны пристального рассмотрения из этого множества взглядов только три: 1) 3-4 век до н.э. во время Персидского царства, 2) “Золотой век” (эпоха Соломона) 10 в.b.c 3)14-15в. (Моисей)
2. а) 3-4 век до н.э. во времена Персидской Империи. I. Аргументы: В Иов. 3:14-15 Иов как бы перечислял иерархию Персидской Империи. Цари, советники, князья. II. Контраргумент: Монархическое устройство государства имели все древние народы. Везде были цари, которые не могли обходиться без советников, и, поскольку царями быть все не могли, то были князьями. Такое устройство монархического государства можно наблюдать и у древних Египтян и в Вавилоне, и во дни Соломона. II. Аргумент: В Иов. 19:23-24 некоторые богословы видят параллель с известной ученому миру надписью Дария в Бегингстуне (Bthinstun) датируемой 320 г. b.c. II. Контраргумент: Обнаружить сходство не трудно, но гораздо труднее доказать кто для кого являлся образцом, и кто был под впечатлением от кого. III. Аргумент: Упоминание о скороходах (Иов. 9:23) или как в русском переводу:”гонцах” соотносится с учрежденной Дарием службой связи. III. Контраргумент: Практикой использования гонцов, как пеших, так и конных пользовались задолго до Дария, и факт официального утверждения такого рода службы Дарием, является сомнительным в вопросе датировки IV. Имеется также основной контраргумент против этой теории: языковая несовместимость книги с языком этой эпохи.
б)”Золотой век” - эпоха Соломона.10 в. до н.э. Книга на первый взгляд, по своему богатому, красочному содержанию, а также по характеру, форме и языку соответствует эпохе царствования Соломона. Имеется также сходство в написании книг Соломона, и кн. Иова. Сторонники этой теории предполагают, что Соломон был вдохновителем автора книги Иова, или написал ее сам. I. Аргумент: Для защиты этой теории выдвигается на первый план сходство между 28 главой Иова и Притчи 8. I. Контраргумент: сходство между Иер. 20:14-18 Иов. 3:9-10 Иер. 20:7-8 Иов. 12:4; 19:17 Ис. 44:24 Иов. 9:8 Ис. 59:4 Иов. 15:35 Наличие подобных параллелей можно объяснить тем, что другие писатели Библии были под впечатлением от чтения этой книги. в) Моисей - 14-15 вв. до н.э. Самый ранний раввинистский взгляд на этот вопрос (Baba Bathra) приписывает авторство книги Моисею. Приблизительное время написания - годы проведенные Моисеем в пустыне. I. Аргумент: Отсутствие ссылок в книге на исход и события которые следовали за ним, а также того, что неразрывно связывало культурной и национальным самосознанием израильтян: Покорение Ханаана, Пленение, отсутствие указаний на институты Израиля: монархию, храм. Нет упоминания о чертах жизни и быта Израильтян, и ссылок на постановление закона Моисеева, о священстве в скинии, религиозных праздниках и правилах и о законах относительной проказы. II. Аргумент: Сходство в языке с Пятикнижьем. Некоторые слова и фразы упоминаются только в этих книгах. Вместо “Бог” в книге Иова встречается имя “Шаддай”, которое можно также встретить в книге Бытие, где Моисей цитирует слова патриархов. В остальных книгах Библии это имя встречается крайне редко (11 раз). В словах Бога к Моисею:”Я являлся Аврааму, Исааку, и Иакову с именем “Бог Всемогущий” (Шаддай), а с именем Моим “Господь” не открылся им.” (Исх. 6:3) Это может значить, что имя Шаддай было национальным именем Бога у евреев до исхода из Египта, и что Моисей первый заменил имя “Шаддай” именем “Господь”. III. Аргумент: В книге иллюстрируется не израильская культура. Наблюдается сходство повествования книги с культурой жизни Аравитян. Например, подробным отношением способы добывания золота приняты в Аравии. (Иов. 28:1-2) и изображением аравийских животных и птиц: онагра, единорога, страуса, павлина. Кроме того собственностью Иова были стада верблюдов, которые обыкновенно содержатся жителями пустыни. IV. Аргумент: В книге употребляются слова Вавилонского Египетского происхождения, это свидетельствует о том, что автор был хорошо знаком с этими языками. V. Аргумент: Е. Вайт. Библ. ком. АСД. т.3 стр.1140: В течении сорокалетнего пребывания в Мадиамской земле, Моисей, будучи под вдохновением Святого Духа, написал Бытие и книгу Иова.
3. Вывод: В связи с недостаточностью доказательств в пользу точек зрения относительно эпохи Соломона и эпохи Персидской Империи, будет убедительным считать точку зрения о принадлежности авторства Моисею (14-15 вв.) возможной. Время, описываемое книгой Иова
План
1.Иов - историческая личность
2. Когда он жил
3. Название земли, где он жил
4. Местоположения земли
5. Кем он был
Иов - историческая личность. Еще в древности существовало мнение, что “Книга Иова” рассказывает не о реальном событии, а о вымышленном и что Иова как исторической личности в действительности не было. Какие мы можем привести аргументы в пользу того, что такая личность существовала. На этот счет мы располагаем тремя видами доказательств.
1. Внутренние прямые доказательства. а) В Иез.14:14-20 говорится о том, что Иов был святым, примерным верующим. стих 14 гласит: “И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.” Обратите внимание, что рядом с Иовом упоминается две исторические личности. Как вы думаете, мог ли Божий человек упомянуть рядом с ними вымышленного героя. б) Новый Завет также свидетельствует об истинности вышеупомянутого положения и говорит о каноничности этой книги. в Иакова 5:11 мы читаем: “Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.” Святой Дух вряд ли мог говорить подобные слова, если бы это был только образ, созданный воображением гениального поэта. Неужели ни нашлось ни одной личности, которая была бы верна Господу и для этого нужно было прибегать к вымыслу, тем более, что ложь в устах Господа это несовместимые понятия.
2. Внешние свидетельства. Дух Свидетельства Духа пророчества (Е.Г.Уайт) а) “В ранней истории земли дается жизнеописание человека против которого сатана вел безжалостную борьбу.” (Воспитание. стр.155 -ориг.) б) Е. Уайт в этой книге говорит о том, что Иов жил в период патриархов и говоря об этом упоминает Мелхиседека, и проводя параллель с Иовом говорит следующее: “Этот принцип существовал также в дни Иова”, а затем говорит об Иакове. (Свидетельства для Церкви т.3. стр.393) в) “Пророки и Цари” - стр.162-164 ориг. г) “Образование” - стр. 154-156 д) “Великая борьба” - стр. 513 е) “Служение” - стр. 69.
3. Внутренние косвенные доказательства а) Они свидетельствуют о том, что как в Новом так и Ветхом Завете имеются параллельные места, имеющие близкое сходство с книгой Иова. Приведем лишь один из таких примеров. Сравним 1Кор. 3:19 и Иова 5:13ю ст. 19 гласит: “Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано:”уловляет мудрых в лукавстве их”. ст. 13 гласит: “Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным.” б) Иер. 20:14-18 Иов. 3:9-10 в) Иер. 20:7-8 Иов. 12:4; 19:17 г) Ис. 44:24 Иов. 9:8 д) Ис. 59:4 Иов. 15:35
4. Психологические доказательства Тон и язык изложения обладает твердой уверенностью в реальности передаваемых фактов, описание всех личностей книги глубоко убедительно в главных чертах, а также и в мельчайших подробностях.
5.Связь с другими Писаниями Иов почитается также и у Магометян, т.к. о нем написано в Коране.
Раздел II. Когда жил Иов
Поскольку мы установили, что Иов был исторической личностью, теперь нам нужно выяснить, когда он жил. Многие исследователи Библии относят жизнь Иова ко времени патриархов, т.е. примерно с 2100 до 1900 гг. до н.э. Какими мы располагаем доказательствами в пользу этого аргумента. 1. Иов жил после Авраама, т.к. два его друга - Елифаз и Валдад - проходили от Авраама, первый - через Фемиана, внука Исава, второй - через Савхея, сына Авраама и Хеттуры. 2. Он жил до Моисея, т.к. в его истории нет даже намеков на факты, которые происходили во время или после исхода евреев из Египта, между тем как в книге Иова косвенно упоминаются многие предшествующие великие события: творение, падение человека, потоп, истребление Содома и др. 3. Савеяне и Халдеи (Иов. 1:15,17) были скотоводческими племенами в дни Авраама, позднее скотоводство перестало быть их главным занятием. 4. Дочери Иова наследовали его “имение”, наряду со своими братьями (Иов. 42:15), что было бы невозможно после принятия Моисеева закона, согласно которого дочь могла стать наследницей лишь после смерти всех своих братьев (Числ. 27:8) 5. Характеру домоисеевского патриархального времени вполне соответствует и та особенность, что приносимая Иовом жертва всесожжения является жертвою очистительною. Хотя по закону Моисееву подобное значение приравнивается всякой кровавой жертве и в том числе - всесожжения (Левит 1:4), но для очищения от греха установлены две специальные, неизвестные книги Иова жертвы - за грех (Лев. 4:29, 32, 33) и повинности (Лев. 5:25; 7:1). Неразвитости культа соответствует свойственная древности простота отношений. 6. Денежная монета “кесит” была в обращении в период от Иакова до Иисуса Навина (Иов. 42:11, Быт. 33:19, И. Нав. 24:32) 7. Иов сам приносил жертвы, ибо не было еще священников (1:5) 8. В книге Иова названы музыкальные инструменты времени патриархов (Иов. 21:12; 30:31; Быт. 4:21; 31:27) 9. Отсутствие правящей власти в виде царей или судей. Суд производится народными старейшинами (Иов. 29:7-25 срав. с Быт. 23:5-6) 10. В книге Иова обращает на себя внимание несколько собственных имен и географических названий, которые ассоциируются с патриархальным веком. Вот несколько примеров: а) Шева, внук Авраама (Быт. 25:3) и “савеяне”, “савейские”, производные от этого имени (Иов. 1:15; 6:19) б) Фема, другой внук Авраама (Быт. 25:15) и “дороги Фемайские” в Аравии (Иов. 6:19) в) Уц, племянник Авраама (Быт. 22:21)и Уц - место где жил Иов (1:1) 11. Именем Шаддай (Бог Всемогущий) Иегова назван в книге Иова 31 раз (и, помимо того, всего лишь 17 раз во всем В.З.) Но именно так называли Бога патриархи (Быт. 17:1; Исх. 6:3) 12. Показателем глубокой древности является способ письма - вырезывание букв на камне (Иов. 19:23-24; 31:35) 13. Известны литературные произведения, схожие в том или ином смысле с книгой Иова, которые были написаны в Египте и Месопотамии именно при жизни патриархов, или в “патриархальном веке”.
Раздел III. Название земли, где жил Иов
Согласно Иов. 1:1 он жил в земле Уц. Предполагают, что она могла получить название из нижеперечисленных источников. 1. Так звали старшего сына Арама, внук Сима (Быт 10:23) 2. Старший сын Нахора, брат Авраама (Быт. 22:21) 3. Первенец Дишана, младший сын Сеира Хорреянина (Быт. 36:28) 4. Регион, называвшийся местом жительства дочери Едома (Пл. Иер. 4:21) 5. Район, в котором было несколько царей, расположенный между землей Филистимлян и Египтом (Иер. 25:20) Поскольку первые три имени, вероятно являются наименованиями племен, то в остальных двух можно усматривать географическое положение.
Раздел IV. Месторасположение земли
Библия повествует, что она находилась на востоке (1:3). Евреи понимали обычно под “землей на востоке” Северную Аравию. Стихи книги Иова 1:15-17 называют соседями земли Уц совеян и халдеев. Пророк Иеремия называет едомлян жителями земли Уц (Иер. 25:20; Пл. Иер. 4:21). В книге Бытие рассказывается о Харране, как о родине брата Авраама, предка Едома (Быт. 22:21; 36:28). Следовательно, земля Уц находилась между Иорданом и рекой Ефрат.
Раздел V. Кем он был
Существует гипотеза выдвинутая А.Гийомом, который ссылаясь на значительное число арабизмов в еврейском тексте книги Иова доказывает, что Иов был “существом из плоти и крови”, богатым и знатным иудеем, жившим в одном из оазисов Хиджаза (сев-зап. часть Аравийского полуострова). Когда этот оазис около 550 г. до н.э. был завоеван вавилонским Царем Набонидом, Иов потерял все свое состояние и всю семью. Но впоследствии с уходом вавилонян Аравии он снова разбогател. Книга Иова, по мнению Гийома , “является воспоминанием о том, что в действительности произошло в этим пострадавшим.[1] План I. Введение
А. Книга Иов памятник литературы 1.Зависимость между автором и структурой 2. Стили книги 3. Тема и идеи книги Иов 4. Цель книги Иов
Б. Место книги в каноне Ветхого Завета.
II. Структурный анализ.
А. Принципы структуриоризации 1. Симметричное построение 2. Чередование идей 3. Значение вопросов Иова и Яхве.
Б. План книги Иова. I. Введение А. Книга Иова не похожа ни на какую другую книгу Библии не только по стилю сложения, но и по тематике.
1. Зависимость между автором и структурой. Рассматривая авторство книги Иов, мы приводим аргументы в пользу авторства. Взглянув на содержание книги некоторые авторы склонны считать что над книгой работало несколько писателей. Первый написал пролог и эпилог, что составляет, по мнению древнее сказание о праведнике Иове. Второй написал Диалоги Иова и трех друзей, а также речи Яхве. Третий вставил речи Элиуя. Но внимательно проанализировав структуру книги, можно прийти к выводу, что книга построена весьма логично и упорядочено (подробнее пункт А раздела II), что дает нам основание полагать, что книга написана одним автором.
2. Стиль книги. Пролог и эпилог написаны прозой, повествовательным жанром. В основной части присутствуют такие жанры, как диалог, речи (5:9-16; 9:4-12; 12:13-25; 24:5-14; 34:18-20), притчи (3:3-26; 4:2-7,21; 9:25-10,22; 13:23-14,22; 16:6-17:9; 19:7-20; 23; 29:1-3; 37), гимны (11:7-11; 25:2-6), плач, мудрость (4:8-11; 5:1-7; 8:9-11). Стилистика диалога встречается также в Быт. 23:3-16, Исх. 2:1 - 4:7, Иер. 1:1-10, Ам. 7:1-9. Также в форме диалога написана книга Песни Песней.
3. Идеи книги Иов. Основной идеей книги Иова является защита мудрости Божьей от обвинений человека. Как объяснить наличие в мире зла? Почему страдает праведник? Где причина страданий? “Воздаяние по делам”? Верность и доверие Иова. Ненужная высокопарность его друзей. Эти многие темы раскрывает пред нами книга Иова. Особо ярко представлена мудрость Бога, его трансцендентность и в тоже время, забота о своем творении.
4. Цель книги Иова Рассказывая о страданиях Иова: его вопросы “за что” и “почему”, его вызов Богу показать, что человек сам определяет для себя, похулить Бога или довериться ему в перипетиях жизни.
Б. Место книги в каноне Ветхого Завета. Как было сказано выше, в Ветхом Завете нет подобной книги, которая звучала бы с таким же возвышенным трагизмом, с такой динамичной фабулой и глубокими размышлениями о сути страданий и роли Бога в жизни человека. В Библии Hebrew она помещена в раздел “Писания”.
II. Структурный анализ А. Принципы организация структуры Книгу Иова можно представить так: пролог, речи, эпилог. Каждая часть делится на три. Пролог: три явления на земле, два на небе. Иов терпит бедствие. Речи: речи друзей, речи Элиуя, речь Яхве. Речи друзей также делятся на три цикла, в каждом из которых друзья произносят речь и каждому Иов отвечает. В третьем цикле нет речи Сафара, этим автор показывает, что оппоненты Иова сдают свои позиции. Так, Вилдад ничего не говорит от себя, а поет гимн хвалы Богу, Сафар вообще молчит. Зато Иов произносит три великолепные речи, средняя из которых - поэма мудрости.(28 гл.) Элиуй повторяет все мысли предшественников, только в резкой ортодоксальной манере. Он обвиняет друзей в робости, а Иову предлагает молчать и слушать. Элиуй говорит о приближении грома и этим подготавливает читателя к речам Яхве. Затем Яхве отвечает Иову не ответом на его вызов, раскрывая свой вызов ему. Пролог: Иов падает ниц пред Богом, друзья осуждены, Иову возвращается все вдвойне.
1. Симметричное построение. Структура. 1:1 - 2:13 Остов книги проза повествование 3:1 - 42:6 Суть поэзия аргументы 42:7 - 17 Остов книги проза повествование
Действия. 1:1 - 2:10 Бог опечалил Иова завязка новый персонаж: Иов 2:11 - 31:40 Иов бросает вызов Богу завязка три друга 32:1 - 42:17 Бог бросает вызов Иову развязка Элиуй. Яхве.
2. Чередование идей В первой речи Иов проклинает день, в который он родился (3:2) и недоумевает о происходящем. “Разве я сделал что-либо противное Богу?” В первой речи Елифай выдвигает концепцию воздаяния по делам:”Если ты терпишь бедствия, значит ты в чем-либо повинен”. Развития дальнейшей беседы происходит в этом направлении, как бы волнообразно; в середине речей сила высказываний достигает экстремизма, затем стихает, как бы Автор забывает об основном; но затем эта “забытая идея” с новой силой говорит о себе в последующей речи. Таким образом диалог развивается как бы по спирали.
речи
Идеи Иова Идеи Елифая
Речи Элиуя, самого молодого участника диалога, обращены как бы в никуда: Иов как бы не слушает. Сам Элиуй отвечает на гипотетические ответы Иова, самоуверенный в правоте своих доводов.
3. Значение вопросов Иова и Яхве. В книге Иова вопросы задают по преимуществу только Иов - Богу, и Бог- Иову, причем ответов мы не находим. Друзья, которые слушают Иова, говорят о своем, как бы не слыша душевной боли друга. Бог также не отвечает Иова, а сам задает вопросы. Вся 38 глава - сплошь не разрешенные вопросы. Иов потрясен величием Бога, он видит промысел Всевышнего, и падает в прах и пепел, из которого хотел подняться, бунтуя и бросая вызов Богу. Но Бог восстанавливает здоровье Иова, его богатство - вдвое, рождаются дети, возвращаются родственники, Друзья постыжены, Иов живет еще 140 лет и умирает в старости, насыщенный днями. (Иов. 42:17) I. Пролог 1:1 - 2:13 1. Первое явление на земле Иов и его семья 1:1-5 2. Первое явление на небе Сатана обвиняет Иова 1:6-12 3. Второе явление на земле Сатана нападает на Иова 1:13-19 4. Второе явление на небе Сатана заявляет права на Иова 2:1-10 5. Третье явление на земле Болезнь Иова. Приход трех друзей 2:11-13
II. Речи. 3:1 - 42:6 А. Разговор Иова и трех друзей. 3:1 - 31:40 1. Первый цикл. 3:1 - 4:20 а) Иов первая речь, вступление 3:1 - 3:26 б) ответ Елифая 4:1 - 5:27 в) речь Иова 6:1 - 7:21 г) речь Вилдада 8:1 - 8:22 д) речь Иова 9:1 - 10:22 е) речь Зофара 11:1 - 11:20
2. Второй цикл. 12:1 - 20:29 а) речь Иова 12:1 - 14:22 б) речь Елифаза 15:1 - 14:22 в) речь Иова 16:1 - 17:16 г) речь Вилдада 18:1 - 18:21 д) речь Иова 19:1 - 19:29 е) речь Зофара 20:1 - 20:29
3. Третий цикл. 21:1 - 31:40 а) речь Иова 21:1 - 31:40 б) речь Елифаза 22:1 - 22:30 в) речь Иова 23:1 - 24:25 г) речь Вилдада 25:1-6 д) речь Иова 26:1-14 е) поэма мудрости 27:1 - 28:28 ж) последние слова Иова 29:1 - 31:40
Б. Речи Элиуя 1. Первая речь 22:1 - 33 2. Вторая речь 34 3. Третья речь 35 4. Четвертая речь 36-37
В. Речи Яхве 1. Вопросы Яхве к Иову 38 2. Величие Божьих творений 39 - 40:2 3. Ответ Иова 40:3-5 4. Песнь о Бегемоте и Левиофане 40:6 - 41:34 5. Иов признает свою ничтожность 42:1-6
III. Эпилог. 42:7-17 А. Осуждение трех друзей. 42:7-9 Б. Восстановление Иова 42:10-17
Библиография
1. Комментарий АСД
2. Мицкевич В.А. Библиология.
3. Э.Эби. Краткое введение в Библию
4. Рихсский М.И. Книга Иова из истории библейского текста.
5. Лопухин. Толковая Библия.
6. Хастинге Д. Библейский словарь. т.14.
7. Эдвард Янг. Введение в Ветхий Завет.
8. Бальмер Г.Кэлли
9. Г. Геллей. Библейский справочник”
10. Njrman C, Nabel. “Job”
11. Anchor Bibke Marin H.Pope “Job”
12. ICC “Job”
13, WBC “Job”
14. The expositors Bible Commentary
15. J.E.Hartley “The book of Job”
16. Tundale old testament commentaries D.J.Wixeman “Job”
17. The interpreneris Bible bood JOB
18. Marvin H. Pope The ANCHOR Bible JOB
19. Bible commentary seventh-day Adventest. T.З. |