Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 06 октября 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Бытие Литературная структура Быт. 1:1 – 2:3.
Литературная структура Быт. 1:1 – 2:3. PDF Печать Email
Первый раздел Бытия стоит особняком в обшей структуре книги, определяемой зачинами «вот происхождение...» (2:4 и т.д.). Рассказывая о том, Кто есть Бог и как Он взаимодействует с миром, этот раздел служит прологом к остальным частям книги. Таким образом, он дает ключ к истолкованию Книги Бытие, если не всей Библии. Но пролог — это не только изложение богословия, но и гимн, прославляющий Творца, через Которого и во имя Которого существует все.

Композиция пролога тщательно продумана. Десять Божественных повелений реализуются в восьми актах творения в течение шести дней, так что имеется соответствие между днями первым — третьим и четвертым -  шестым. В день первый Бог создал «свет», а в день четвертый - «светила» (солнце, луну и звезды); в день второй Он создал небо и моря.  В день пятый • обитателей неба и морей (птиц и рыб); в день третий Он создал землю и растения, а в день шестой обитателей земли (животных и человека), дав им в пищу растения; наконец, в день седьмой (субботу) Он «почил от всех дел Своих».

Акт творения достигает кульминации в день шестой, когда были созданы люди: мужчина и женщина. То, что это рассматривается как пик Божественного творения, подчеркнуто пространными комментариями по поводу их создания и их роли (1:26-29), гораздо более подробными, чем в случае со всеми остальными существами. Фактически труды предшествующих пяти дней были направлены на создание «дома» для человека. Те аспекты творения, которые оказывают более непосредственное воздействие на человеческое существование (напр., растительный и животный мир, солнце и луна), описаны полнее, чем создание света, земли и морей, влияние которых не столь очевидно. Забота Бога о человеческом роде ясно выражена в том, что Он обеспечил людей растениями для пропитания.

Не случайно выделено и то обстоятельство, что Бог творил в течение шести дней и отдыхал в день седьмой. Ритм работы Бога должен был стать образцом для человеческой деятельности. Вся Библия пронизана идеей, что человек, созданный по Божьему образу и подобию, будет подражать Богу. Следовательно, как Бог трудился в течение шести дней и почил в день седьмой, так и люди должны работать шесть дней и отдыхать на седьмой (Исх. 20:8-11).

Забота о жизни человека на земле, явственно проступающая в этом повествовании, становится еще более очевидной при сравнении с прочими древневосточными сказаниями о творении. Бытие решительно отмежевывается от других традиционных воззрений на богов и их отношения с миром. Здесь мы не находим никаких историй о том, как боги сражаются, женятся и рождают детей; есть только один Бог, не имеющий возраста и пола, и Он был в начале. Он создал все - даже солнце, луну и звезды, — которым многие другие народы поклонялись как самостоятельным божествам. Ему не требовалось для этого никакого волшебства; достаточно было Его слова. Согласно Бытию, есть только один Бог, верховный Творец, Которому вся Вселенная обязана своим существованием и Которому она должна повиноваться. Почетное место в этом сотворенном мире занимают мужчина и женщина, созданные по Божьему образу. Мы несем в себе отражение природы Бога и являемся Его представителями на земле.

Замечательная симметрия этого отрывка сразу же поражает читателя. Весь отрывок написан по одной модели:

Описание начинается с вводной фразы: «И сказал Бог».

Повелительные слова Бога: «Да будет…»

Описание результата: «И стало так».

Описание сотворенного: «И создал Бог…».

Называние: «И назвал Бог…, и благословил Бог».

Оценка сотворенного: «И увидел Бог…».

Указание времени: «И был вечер, и было утро, день …».

 

На протяжении шести дней такая последовательность повторяется без изменений.

Эта конструкция оказывается не жестким, а прочным и организующим элементом. Даже два дня не повторяются точно, ни в общих чертах, ни по содержанию. Этот отрывок не написан по жесткому плану, но мы видим в нем твердую последовательность и заботливую симметрию.

Такие повторы и симметричное расположение материала имеют место и в других известных нам литературных жанрах. Повторы мы встречаем  в некоторых  псалмах (Например: Пс.135).

Родословные представляют собой пример библейского жанра, в котором материал расположен по жесткой модели. Хотя Быт.1 и не соответствует жесткой модели некоторых родословных, материал изложен скорее по списку, нежели в форме повествования. Одной из самых очевидных особенностей отрывка является порядок расположения материала.

И, наконец, эту главу сравнивали с литургией. А Литургия тоже связана с тщательным расположением материала, но в литургии наряду с повтором, песнями и перечнем подчеркивается также развитие. Когда мы называем Быт.1 литургией, это напоминает нам о том, что эти слова отражают язык, который мы встречаем в гимнах и славословиях Книги Псалмов.

Все эти сравнения помогают нам увидеть определенные аспекты отрывка. Ни один из отрывков ВЗ не идентичен Быт. 1:1-2:3, да, насколько нам известно, ничего идентичного нет ит в литературе соседей Израиля. У них тоже были сказания о сотворении мира. Можно многое узнать, сравнивая этот отрывок с литературой др. Ближнего Востока. Но мы не нашли др. повествования или поэмы, построенных так, как этот «гимн» о Боге Творце, с его симметричным ритмом, текущим из хаоса, чтобы создать покой.

Структура Бытие 1

 

Введение (До Творения) – 1: 1,2

Шесть дней Творения – 1:3-31 (начинается первым днем, оканчивается – шестым)

1 день

Основной объект творения – свет.

·         Свет сотворен

·         Свет отделен

 

4 день

Основной объект творения – источники света.

·         Светила созданы

·         Светила поставлены для отделения дня и ночи.

2 день

Основной объект творения – вода и твердь.

·         Твердь создана посреди воды

·         Твердь создана для разделения воды.

Во второй день была создана среда обитания для существ, сотворенных в 5 день

5 день

Основной объект творения – обитатели воды и тверди.

·         Вода произвела пресмыкающихся и рыб

·         Птицы полетели по тверди.

3 день

Основной объект творения – суша.

·         Суша создана

·         Суша произвела зелень

В третий день была создана среда обитания для существ, сотворенных в 6 день

6 день

Основной объект творения – обитатели суши.

·         Земля (суша) произвела живых существ (животных и человека)

·         Зелень дана в пищу живым существам.

 

Заключение (Итог Творения – Суббота) – 2:1-3.