Свидетельство нашего духа |
«похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, по благодати Божией жили в этом мире.» 2 Коринфянам 1:2 Цель данной беседы - исследование природы и основы христианской радости. Мы знаем, и об этом написал Апостол, что эта радость возникает благодаря свидетельству совести человека. Для того чтобы понять, что такое совесть и ее свидетельство, и как может постоянно радоваться тот, кто его имеет, необходимо рассмотреть каждое слово. Что мы подразумеваем под совестью? Бог сотворил нас мыслящими существами, способными видеть настоящее и помнить прошлое. Мы можем видеть и анализировать то, что проходит через наши сердца и жизни, понимая, что мы чувствуем или делаем в то время, когда все это происходит, и когда оно уже совершилось. Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что человек - сознательный. У него есть сознание, или внутреннее понимание как настоящих, так и прошедших событий, относящихся к нему или к его характеру и поведению. Но то, что мы обычно называем совестью, подразумевает нечто большее. Это не только знание нашей жизни в настоящем и прошлом. Знание прошлого и настоящего является наименьшей частью труда совести. Ее основная задача состоит в предоставлении оправдания или обличения, одобрения или осуждения. На основании Писания, а в особенности слов Св. Павла, мы видим, что совесть - это способность, вложенная Богом в каждую душу для понимания, что правильно, а что неправильно в сердце или жизни человека: его нраве, словах, мыслях и поступках. Но руководствуясь каким правилом, человек должен определять, что правильно, а что неправильно? Чем должна руководствоваться его совесть? Правилом язычников, как пишет Апостол, является «написанный в их сердцах». Он говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (. 2:14, 15). Но христианским руководством является Слово Божье, все, что пророки и «Божие» написали, «движимы Святым Духом», и «Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Это светильник ноге христианина и свет во всех путях его. Он не считает благим то, что не подтверждается Писанием прямо или косвенно. То, что Писание не осуждает и не хвалит, христианин считает нейтральным ; оно само по себе не является ни плохим, ни хорошим. Писание является полным и единственным внешним руководством, которому следует совесть христианина. И только тогда у христианина есть «совесть перед Богом», когда совестью действительно руководит Писание - «, устремив взор на синедрион, сказал: Мужи братия! Я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня» (. 23:1). Выражение «совесть» заменена Апостолом в другом месте на «совесть» - «и сам подвизаясь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми» (. 24:16). Для того чтобы человек имел такую совесть, во -, необходимо иметь правильное понимание Его «, совершенной и святой воли» в отношении нас, явленной в Божьем Слове. Во -, необходимо оценивать себя: свое сердце, жизнь, внутренний нрав и внешнее поведение, основываясь на правильном понимании Писания. Если у нас нет этого понимания, мы не сможем сравнивать себя с Писанием. В -, необходимо соответствие нашего сердца и жизни, нашего поведения и нрава, наших мыслей, слов, поступков нашему руководству - Божьему Слову, так как без этого наша совесть не может быть доброй. В -, необходимо иметь внутреннее осознание существования этого соответствия. Само это постоянное внутреннее осознание и есть добрая совесть, или как сказал Павел: «совесть перед Богом и людьми». Но всякий, кто желает иметь непорочную совесть, должен положить правильное основание. Пусть такой человек помнит, что «не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Также пусть знает, что никто не может ничего построить на этом основании, не имея живой веры и ясного свидетельства: «живу верою в Сына Божия возлюбившего меня». Вера - это свидетельство и уверенность в невидимом, отображение Христа. С помощью веры мы видим все, что в нас, даже глубочайшие побуждения наших душ. И только благодаря этой вере Божья любовь может «в наших сердцах», что дает нам силу любить друг друга, как Христос возлюбил нас. Тем самым исполняется обетование, данное всему Израилю: «законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их» (. 8:10), производя в их душах полное согласие с Его Святым законом и приводя в послушание Христу каждую мысль. И как плохое дерево не может произвести добрый плод, так и доброе дерево не может произвести плохой плод. Когда сердце верующего находится в полном согласии с Божьими заповедями, тогда в таком же согласии находится и его жизнь, и, осознавая это, он может прославить Бога и сказать, вторя Апостолу: «наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире». «» - в оригинале Апостол употребляет слово бнеусецеймен, и смысл этого слова очень широк. Говорится обо всех аспектах нашей жизни, каждом внутреннем и внешнем обстоятельстве, относящемся к нашей душе или телу. Оно включает в себя каждое побуждение нашего сердца, нашего языка, наших рук, и других членов тела. Оно включает в себя все наши слова и поступки, использование всех наших способностей, всех талантов, которыми мы обладаем, по отношению к Богу или человеку. «в мире» - даже в мире нечестивых, не только среди Божьих детей, но и среди детей диавола, среди тех, кто пребывает в нечестии, в лукавом. Что это за мир? Каким духом он пропитан? Как наш Бог благ, и все, что бы Он ни делал, тоже благо, так бог этого мира и все его дети нечестивы и поступают нечестиво со всеми детьми Божьими (, насколько им это позволено). Как и их отец, они постоянно настороже, «вокруг, ища кого поглотить». Они используют обман или силу для уничтожения тех, кто не от мира сего. Они постоянно ведут войну против душ наших, используя старое или новое оружие и любые другие способы, пытаясь вернуть нас обратно в диавольские сети, на широкий путь, ведущий в погибель. Далее, мы «» в таком мире «простоте и богоугодной искренности». В простоте - вот, что рекомендует наш Господь, говоря о «оке». Он сказал: «для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Это означает следующее: то, чем око является для тела, тем намерения являются для слов и действий. Поэтому, если это «» души вашей будет чисто, все поступки и жизнь будут «», полны небесного света, любви, мира и радости во Святом Духе. Мы также имеем простое сердце, когда око нашего разума полностью обращено на Бога, когда во всем мы стремимся угодить только Ему и в Нем находим нашу силу, счастье и награду сейчас и в вечности. Поэтому простота - это когда единственным нашим намерением является прославление Бога, исполнение Его благословенной воли, когда этим пронизана наша душа, исполнено сердце и выражены наши мысли, желания и цели. Далее, «жили в мире» в «искренности». Различие между простотой и искренностью заключается в следующем - простота относится к самому намерению, а искренность к действию, основанному на этом намерении. Эта искренность проявляется не только в наших словах, но и во всем поведении, как это было описано выше. Это значит, что мы говорим и делаем все во славу Божью. Все наши поступки неизменно подчинены этой единственной цели ; мы постоянно движемся прямо к Богу, твердо ступая по пути справедливости, милости и истины. Эту искренность Апостол называет богоугодной искренностью для того, чтобы мы не путали ее с искренностью язычников, так как у них тоже есть некоторая искренность, которую они почитают. Называя эту искренность угодной Богу, он также говорит и о Том, Кто является ее автором: «света, от которого исходит всякий дар совершенный». «по плотской мудрости». Как если бы он сказал: «не можем жить в мире, полагаясь на какое - природное понимание или полученные нами знания, или мудрость. Мы не можем достичь этой простоты и искренности с помощью добрых намерений или хорошего воспитания. Это выше наших сил и принципов нашей философии. Ни сила обычая, ни наиболее развитые правила человеческого образования не способны научить нас этому. И сам я, Павел, не смог бы достичь этого, пока нахожусь во плоти, в своем природном состоянии ; я пытался обрести понимание лишь с помощью плотской, природной мудрости.» Но эти попытки не увенчаются успехом. И если даже Павел, обладавший многими природными дарами и имевший прекрасное образование, не смог достичь этого, используя природную мудрость, вряд ли кто - другой смог бы. Его природные способности не уступали способностям кого - из людей, живших в то время. У него было великолепное образование, он учился в университете Тарса, а затем у Гамалиила, одного из наиболее уважаемых за знание и благочестие еврея. Он приобрел наилучшее религиозное образование в одной из самых строгих сект, будучи фарисеем и сыном фарисея. Там он превзошел многих по своему рвению, знанию закона праведности и непорочности. Но несмотря на это, он не смог приобрести простоту и богоугодную искренность. Его усилия были напрасны. Понимая и осознавая это, он сказал: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (. 3:7, 8). Он смог достичь этого только через «Иисуса Христа» и «Божьей благодати». Под словами «Божьей благодати» часто подразумевают ту любовь и безграничную милость, благодаря которой, грешник, через смерть и заслуги Христа, примиряется с Богом. Но здесь это выражение скорее означает силу Духа Святого, которая «в нас, производя желание и исполнение Его воли». Как только благодать Божья, проявленная в Его прощающей любви, явлена душам нашим, она в силе Духа Святого совершает там свой труд. И тогда с Божьей помощью мы можем совершать то, что без нее не может совершить ни один человек. Теперь мы можем все в свете и силе той любви, в укрепляющем нас Христе. Теперь у нас есть «нашей совести», которого мы не могли обрести с помощью плотской мудрости, «в простоте и богоугодной искренности, живем в мире». Это и есть основание христианской радости. Теперь мы видим, как человек, имеющий это свидетельство, может постоянно радоваться. Он может сказать: «радуюсь в Том, Кто в Своей любви, бесплатной и нежной милости призвал меня к спасению, в чем, благодаря Его силе, я сейчас нахожусь. Я радуюсь, потому что Его Дух свидетельствует моему духу, что я куплен кровью Агнца, и что веруя в Него, я дитя Божье, наследник царствия небесного. Я радуюсь, потому что любовь Божья с помощью Духа Святого создала во мне любовь к Нему и к каждому человеку. Я радуюсь, потому что Он дал мне «же помышления что и во Христе»: простоту, чистые мотивы по отношению к Нему в каждом побуждении моего сердца ; силу всегда устремлять любящее око к Тому, Кто «меня и отдал Себя для меня», Его славную волю во всем, что бы я ни думал, говорил или делал ; чистоту, не жаждущую ничего, кроме Бога, «плоть с ее помыслами и похотями», которая помогает мне «о горнем, а не о земном»; святость - обновление души и восстановление ее к образу Божьему, богоугодную искренность, направляющую все мои слова и поступки на прославление Его. Я также радуюсь, потому что моя совесть свидетельствует мне в Духе Святом через свет, постоянно изливаемый Им, дабы я «жил в соответствии со своим призванием», «от всякого рода зла», убегал от греха, словно от лица змия ; чтобы, используя возможность, данную Им, я делал всякого рода добро всем людям ; дабы следовал за Господом во всем и делал лишь угодное Ему. Я радуюсь, потому что чувствую и вижу, через вдохновение Божьего Духа, что все мои дела угодны Ему, и что Он трудится во мне. Я радуюсь, видя через свет Божий, светящий в моем сердце, что у меня есть сила идти по Его стезям, и благодаря Его благодати, не сворачивать ни вправо, ни влево». Вот основание и природа той радости, которая всегда наполняет сердце зрелого христианина. И на основании этого мы можем сказать: «-, эта радость не является природной радостью. Она не появляется благодаря какой - естественной причине. Она не появляется вследствие чего -, что дает временную радость, так как христианин постоянно радуется. Она существует не благодаря физическому здоровью и силе, так как она неизменно присутствует, и часто в большей мере, при боли и болезни. Многие христиане никогда ранее не переживали радость, подобную той, которая преисполнила их души, когда тело было истязаемо болью или тяжелой болезнью. Менее всего, причиной этой радости может быть внешнее благосостояние, уважение людей или наличие обилия материального имущества, так как во времена, когда вера христиан была испытана огнем и всяческими внешними лишениями, Божьи дети радовались в Нем радостью невыразимою. И никто из людей не радовался так, как те, кого отвергал и обливал грязью мир, кто блуждал, находясь в глубокой нужде, голодал и замерзал, кто проходил сквозь испытания не только жестоких насмешек, но и терпел муки заключения ; и наконец, те, кто не считался со своей жизнью, но желал завершить свой земной путь в радости. Во -, на основании ранее рассмотренного, мы можем сделать вывод, что радость христианина не появляется в результате какого - затмения совести или неспособности отличить плохое от хорошего. Наоборот, человек до своего обращения не знал этой радости, а познал ее лишь тогда, когда глаза его понимания были открыты. Тогда глаза его души стали способны распознавать добро и зло. До этого, око его души не было таким зорким: теперь он может быстро распознавать вещи, кажущиеся невидимыми для душевного человека. Как пылинка видна в лучах солнца, так и для него, ходящего во свете, видна каждая «» греха, благодаря лучам света Божьего Сына. Он уже более не закрывает глаза своей совести - этот сон покинул его. Его душа постоянно бодрствует. Он постоянно находится в сторожевой башне и слушает, что Господь ему скажет. И в заключение, христианская радость - это радость в послушании ; радость в любви к Богу и в исполнении Его заповедей. Это соблюдение заповедей не для того, чтобы исполнить требования завета добрых дел, так как делами праведности мы не заслуживаем прощения и принятия Божьего. Мы уже прощены и приняты по Божьей милости во Христе Иисусе и обретаем жизнь не нашим послушанием, уже будучи свободными от смерти греха. Эту жизнь мы уже получили по Божьей благодати. «пробудил нас, мертвых во грехах и преступлениях», и теперь мы «для Бога через Иисуса Христа Господа нашего». Радуемся же мы в исполнении требований завета благодати, в святой любви и счастливом послушании. Мы радуемся, зная, что оправданы по Его благодати, и Бог, посредством крови Агнца, примирил нас с Собой. Он дал нам силу для исполнения заповедей. Мы с радостью совершаем подвиг веры. Мы радуемся через Того, Кто живет в наших сердцах по вере и ведет нас к жизни вечной. И благодаря тому, что Он трудится в нас, мы можем совершать дела угодные Ему. И да совершает Он Свой труд в нас! И мы будем прославлять Его во веки вечные!
|