Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
«Господь царствует» PDF Печать Email

 

Если расшифровать, пока еще загадочную  для большинства из наших соотечественников абривиатуру АСД или ХАСД, и попытаться выразить смысл нашего движения и вероучения, я уверен, и это не будет грехом, я думаю, если мы скажем о себе – Богомольцы или Богоугодники. Помним ли мы об этом или нет, но остается фактом, что когда-то этими словами нас дразнили, когда-то этими словами нас упрекали, показывали на нас пальцем и кричали нам вслед: «Вот идет Богомолка… Вот идут Богомольцы в Дом Божий», - и тогда мы думали, что это было оскорблением, а на самом деле это было комплементом. Сегодня, когда нам говорят: «Вы знаете, вы современные люди…», - мы думаем, что это комплемент, а на самом деле – это оскорбление.

Если в одном слове выразить смысл адвентизма, суть нашей приверженности, суть нашего движения и смысл всего учения нашей церкви, то следует произнести слово «поклонитесь», «поклонитесь сотворившему небо и землю». Это суть нашей Церкви, нашего учения и всего нашего движения.

Это очень правильно, что мы всерьез озабочены поиском ответа на вопрос: а как же служить? Как поклониться? Как жить, чтобы Господу служить, людей не раздражать, пользу приносить. Ведь для чего еще жить, как не для того, чтобы служить? Но если служить, то как? Я не вижу иного способа, чтобы ответить на поставленный вопрос, как обратиться к 95 псалму из книги Псалтирь.

Прежде, чем вы откроете его, и мы прочтем вместе, я хотел бы сказать, что не проходит и дня, чтобы в новостях центральных средств массовой информации в любой стране (в Казахстане также) не говорилось о том, где сейчас находится президент, с кем он встречается, кого он провожает, какими делами он занят, куда он направился, с какой речью он обратился к Генеральному собранию и к народу, и какие ответы дал на вопросы журналистов. То есть, вопрос власти является одним из самых существенных в жизни. Кому принадлежит власть?

В Священном Писании вопросу власти тоже отводится громадное значение, особенно, когда мы читаем книги Царств, мы очень часто там встречаем такое выражение: «и стал царем такой-то, такой-то человек и царствовал столько-то лет и царствование его было успешно, и умер, и почил, и похоронили его, и воцарился вместо него сын. И царствовал сын его столько-то лет, и царствование его тоже успешно, или неугоден он был в очах Господних, и умер, и похоронили его, и приложился к отцам своим, и всего время царствования его было столько-то лет. И после него стал сын его…» И так мы читаем десятки раз, но наступил момент, когда не было приемника у царя, когда «18  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 19  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал Иоаким. 20 Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего» (4Цар.24:18-20).

За этими скупыми словами, за этими скупыми строчками летописца кроется страшная трагедия. Трагедия избранного народа. Трагедия власти. Трагедия Бога. Трагедия несбывшегося проекта – сделать Израиль благословением для всех народов. Трагедия Бога, который из Друга вынужден был стать Недругом Израиля. И вот как об этом написано может быть в самой слезной книге Священного Писания, в книге Плач Иеремии, во второй главе мы читаем страшные слова, - что произошло с властью:

«1  Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. 2  Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: 3  в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; 4  натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. 5  Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач» (Пл.Иер.2:1-5).

Мы могли бы продолжать и продолжать чтение этого страшного описания трагедии одного народа и одного Бога, Который из Друга стал неприятелем и недругом собственного народа. И самое страшное мы читаем в 4 главе 20 стихе:

«20  Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: `под тенью его будем жить среди народов'».

Сегодня, когда умирает монарх, то в дипломатическом обществе – трагедия. Но пройдут выборы – изберут нового. Потом и с ним что-нибудь случится, пройдут выборы – изберут нового. В то же время, монарх, помазанник Господень, смотрите, какими словами описывается: «Дыхание жизни нашей». Потому что монарх воплощал в себе правление Божье. Смерть монарха, гибель родословной царей из дома Давидова означала трагедию власти Божьей на земле. Что же стало с властью потом?

Речь идет не столько о царях из дома Давидова, речь идет о власти Самого Бога, где она теперь? В чем она? Уже ни о ком летописец не может написать: «воцарился сын его вместо него и царствовал столько-то лет, и умер и почил, и потом опять воцарился сын его». Нет уже таких описаний. Книга Паралипоменон заканчивается, книга Царств заканчивается, нет таких описаний. Где же власть?

Трудно сказать, когда именно, но по всей вероятности уже после описанных событий, создается другая хроника, поэтическая. Когда не в государственных описях, а в песнях стали появляться записи о том, кому же принадлежит власть. И 95 псалом, который вы открыли ранее, который и является такого рода песней, воспевающей власть Господню. Прочтем эти слова:

«1  Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; 2  пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; 3  возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; 4  ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. 5  Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил. 6  Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. 7  Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; 8  воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; 9  поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! 10  Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. 11  Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; 12  да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные 13  пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей».

Я очень сожалею о том, что не могу спеть этого псалма, мы не знаем его мелодии, мы не знаем, как пел его народ, но это замечательный псалом. И не только псалом, услаждающий наше эстетическое чувство, но в этом псалме содержатся глубочайшие богословские, библейские торжественные истины, без знания которых невозможно жить как христианину.

Обратим внимание на композицию данного псалма. Можно сказать, что он состоит из трех частей. Первая часть этого псалма – это стихи с 1-5, и мы могли бы назвать это богослужением вне храма. С 6:9, первую часть – это богослужение в храме. И далее с 9 и до конца – это опять богослужение вне храма. То есть мы видим такую комбинацию, такую композицию, когда псалмопевец показывает, что есть истинное богослужение, но не только в рамках храма, в рамках церкви, скажем так, или же помещения, где люди собираются на богослужения, а он показывает – что есть богослужение на земле.

Итак, обратимся сначала к первой части: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля». Что не перестает удивлять в псалмах, так это универсальный взгляд, вселенский взгляд на религию, на веру. Спрашивается, откуда у этого народа, сравнительно малочисленного, несчастного, живущего пусть на перекрестке дорог между большими империями, но никогда не замеченного в каких-то грандиозных масштабных для всей земли делах, мероприятиях, планах. Это народ малочисленный, если сравнить с Вавилонской империей, Египетской империей, Греческой империей. Народ отсталый по тем временам, но у этого народа смотрите, какой взгляд на религию – « воспойте Господу, вся земля». Они еще не видели глобуса, но они его уже себе представляют и призывают весь глобус, весь земной шар воспеть Господу. Все земля, все народы. Написано, Бог превосходит всех богов… Откуда в сердце псалмопевца рождается такое сильное, неудержимое богослужебное чувство? Откуда такая харизма? Откуда, я бы сказал, эта богослужебная страсть? Ему мало оставаться самому самим собой наедине, в своем маленьком мирке и говорить: «у меня Бог в душе, я поклоняюсь Богу в душе…» Ему мало, ему мало семьи, ему мало синагоги, ему мало храма, поэтому он хочет провозгласить на всю землю, на всю планету и говорит: «воспойте Господу вся земля». Откуда у него эта богослужебная страсть? Чтобы все люди стали Богопоклонниками, что все признали власть Яхве на земле.

Здесь же содержится и ответ, во-первых, величие Яхве превосходит величие всех других богов. «Яхве небеса сотворил, - он говорит, - Господь небеса сотворил». А эти идолы, что они сделали? Идолы народов ничто, идолы царствуют в музеях и интересны для археологов, а «Яхве небеса сотворил… да поклонится Ему вся земля». Кто сравнится с Богом Израиля? Или как можно сравнивать изделие рук человеческих с Тем, кто Сам эти руки сотворил.

Тут мы подошли к описанию второй части псалма, богослужения в храме, во святилище. Описанию не сколько Господа, сколько того, что окружает Его. Нам не дан портрет Господа здесь, но то, что окружает Его:

«6  Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. 7  Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; 8  воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; 9  поклонитесь Господу во благолепии святыни», в красоте святыни, которая открывалась там в храме.

Когда в 63 году до Н.Э. римский генерал Гней Помпей вошел в Иерусалим, он захотел узнать, а что же там особенного во святом святых иудеев? И не смотря на все протесты, не смотря на все попытки иудеев не дать ему войти туда, не смотря на все крики «богохульник», он все равно прошел туда, вошел во святое святых, но ничего там не увидел… Там ничего нет… А здесь псалмопевец говорит «слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его». А там ничего особенного. Еврейское святилище, в сравнении со святилищами других народов, было скромным на самом деле, не смотря на то описание, которое мы читаем в Ветхом Завете, сколько там было золота, какие там были херувимы, сколько там было красоты. Оно было довольно скромным, по тем временам, если сравнить с другими народами. Один не видит ничего, а другой видит все… Откуда? Если не вера открывает это человеку?

И снова он не переносит одиночества. Ему обязательно кто-то нужен, чтобы прославить Господа:

«Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь». Пойдите и посмотрите на этого Бога, сотворившего небо и землю, пойдите и воскликните Ему. Здесь мы видим пример веры самарянки.

Когда самарянка встретила Христа – она пошла и всему городу поведала об этом. Ей недостаточно было сказать: «вот теперь я в своей душе могу верить в Спасителя, теперь в своем сердце я обрела Бога, и я счастлива, наконец». Нет! Пришла в город и говорит: «идите, посмотрите». Здесь точно такой же пример, пример такой же веры.

И теперь обратимся к третьей части. Как вы заметили, третья часть повторяет первую, и речь идет тоже о богослужении вне храма. Это богослужение вне стен храма, и вне святого города. И вот здесь в этой третьей части мы встречаем самое важное во всем псалме, а если быть более точным, во всей книге Псалтирь, потому что это утверждение встречается только в этом псалме, это самое важное утверждение всей книги Псалтирь, а может и всего Священного Писания, самые важные слова псалмопевца:

«Скажите народам: Господь царствует!». Забудьте все, что вы знаете, но никогда не забывайте это. Господь царствует… Произнести такие слова в то время, когда от монархии Давида не осталось камня на камне, когда не было потомков из дома Давида, когда никто не продолжил родословную, а значит где же завет теперь? Если Бог заключил завет с Давидом, с домом Давида, с потомством его, а теперь эта линия отсечена, произнести слова о том, что Господь царствует вот в таких обстоятельствах – это требовало настоящей веры.

«Господь царствует, потому вселенная не поколеблется», потому будет суд и этот суд будет по правде. «Господь царствует», да радуются народы, да ликует земля и небеса, да торжествует вся природа. Мало, чтобы люди славили Господа, но еще и природа должна прославить имя Господне. Господь царствует, не идолы, а Господь царствует! Господь – Царь во вселенной, и потому она тверда – не поколеблется… Редко какой псалом может сравнится с этим псалмом по богослужебной страсти, мы не найдем лучшего выражения для слов этого псалма. Все пылающее естество псалмопевца изливается огненной лавой в этом страстном призыве: Господь царствует, поэтому поклонитесь и воспойте Ему… Если раньше говорили: отделяйтесь от народов, истребляйте народы, не смешивайтесь с народами, то теперь говорится – идите в народы и скажите народам: Господь царствует!

Но вернемся к самым первым словам псалма: «Воспойте Господу песнь новую». Можно ли говорить о новом шепотом? Отсюда целый фейерверк чувств и эмоций псалмопевца. В этом псалме мы встречаем 14 призывов, и я не знаю, встретите ли вы еще столько призывов в других псалмах. 14 призывов в одном псалме… «Идите, возвещайте, благовествуйте, прославьте, воспойте, поклонитесь, скажите, воздайте, несите, воздайте, благовествуйте, благословляйте имя, возвещайте в народах…» 14 призывов! Чем они рождены? Откуда эти призывы? Один за другим, один за другим в каждом стихе. Этот фейерверк чувств, эмоций человека. Понимание того, что Господь царствует, а не кто-то другой.

Но нас должно заинтересовать другое. О чем же эта песнь? Что может быть нового, если своим седым голосом премудрый Соломон на века произнес свои знаменитые слова, что «нет ничего нового под солнцем»… А здесь написано: «воспойте господу песнь новую!» Что нового? Что же, здесь новое? То, что Господь царствует – скажите вы. Кто этого не знал? Не говорят ли об этом книги Второзаконие? 1 книга Царств? Другие книги Священного Писания? Если господь царствовал через земного царя, теперь он царствует как-то по-другому. Спрашивается как?

Вот здесь рождается чаяние нового царства, нового царя – Небесного. Новым было и богослужебное чувство, которое видело, видело будущее как настоящее. И вот теперь  мы подошли к самому важному. Евангелие от Марка 15 глава:

«1  Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2  Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. 3  И первосвященники обвиняли Его во многом. 4  Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. 5  Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. 6  На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7  Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8  И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9  Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10  Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11  Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12  Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13  Они опять закричали: распни Его. 14  Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15  Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 16  А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17  и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18  и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19  И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20  Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. 21  И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22  И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. 23  И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24  Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25  Был час третий, и распяли Его. 26  И была надпись вины Его: Царь Иудейский».

Надпись на табличке разнится от Евангелия к Евангелию. Двух, слова в слово одинаковых надписей, сделанных на этой табличке над головой Иисуса Христа, на основании четырех Евангелий, вы не найдете. Но это 2 слова одинаковых для каждого из четырех евангелистов, и это слова: Царь иудейский.

Господь царствует. И Его трон Голгофа, Его герб, флаг и гимн – Голгофа. Его тронный зал – сердце человека. Не то, что земля, не то, что Соломон, вселенная такого не видела, и это было что-то новое для всего мироздания, что вот так царствует Бог.

Призыв псалмопевца, вся его богослужебная страсть в последствии овладеет апостолом Павлом, и он станет провозвестником, глашатаем одной истины – живого Бога, что Господь Иисус есть Тот, Кто царствует. Если вы читаете его речь в Афинах, если вы читаете его послания к Коринфянам, к Римлянам, к Ефесянам, к Колосянам, к кому угодно, везде и в каждом послании вы найдете слова о том, что Господь Иисус Христос царствует. Вот один пример из послания к Филипийцам:

«9  Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10  дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» - такой же универсализм, как и в 95 псалме, такой же масштаб вселенной, как и в 95 псалме и с апостолическим постоянством апостол Павел говорит только об одном, и каждая проповедь его только об одном – Господь Иисус царствует. Все послания апостола Павла – это многострунная арфа, но она издает только одну мелодию, только один мотив – Господь Иисус царствует. Эти слов произносит не самодовольный доктор богословия, эксперт Ветхого Завета, а произносит страдалец за имя Господне, гонимый недругами. Именно это для него было царством Христовым. Точно как и 95 псалом  написан не после того, как человек выпил допинга, вышел на Иерусалимскую эстраду и исполнил от сытого желудка этот гимн – Господь царствует! Хорошо петь после сытого обеда, но это пели страдальцы за имя Господне, за имя Яхве, которые не променяли свое благочестие на идольскую религию, и в этом ценность этих слов.  В этом подлинность песни, которую они исполняют, и в этом подлинность посланий апостола Павла. И мелодия этой арфы, мелодия этого гимна, которую он воспевал в проповедях своих, были слышны по всей Европе и средней Азии: «Скажите в народах – Господь царствует!»

Это совершенно новое понимание власти, совершенное новое понимание авторитета и Царства Божьего. Не в остроте меча власть, не в воинстве и силе власть, не в военном крике и бряцании власть, а власть в чем-то другом. Настоящая власть не та, что услаждает себя лицемерием и подобострастием своих подданных, настоящая власть – это та власть, которая дает распять себя, а потом, воскреснув, прощает своих распинателей, и благословляет их. Иисус, который взошел как росток из сухой земли, Иисус, который, будучи злословим, не отвечал взаимностью, Иисус, который оплакивал жестокость и упорство Своего народа, такой Иисус говорит: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» и посему «идите и научите все народы», идите и скажите всем народам, Кто царствует в этом мире и какого рода это царство и какого рода эта власть.

Это сердце 95 псалма. Это сердце Евангелия. И это сердце адвентизма: скажите во всех племенах, языках и народах, чтобы поклонились сотворившему небо и землю, и источники вод. Поклонились настоящей власти.

Религия Христа – это экспансия, и я не боюсь этого слова. Это экспансия, но не империализма, экспансия не насилия, но экспансия правды, экспансия принципов нагорной проповеди, ибо об этом говорит Иисус в великом поручении, уча их соблюдать все, что заповедовал. Иисус из Назарета, нищий галилеянин. Нагорная проповедь – вот это экспансия, это весть, это царство. И это самое высокое подданство, которое мы только можем иметь, будучи гражданами этого царства. Как адвентисты седьмого дня, как богомольцы и богоугодники, сколько внимания мы отводим 14 главе книги Откровения? Скольким мы рассказали о ней? И в этой главе, являющейся сердцем всего нашего богословия, всего нашего вероучения, наконец, всей нашей миссии, мы читаем о 144 тысячах, и что они делают? Поют! И что они поют? Песнь новую! И о чем эта песнь? О том, что Господь царствует! Да скажем в народах – Господь царствует! И будем это провозглашать во всякое время и во всяком месте и всю свою жизнь. Аминь.