Первый шаг —
тщательное прочтение отрывка из Писания
Прочитайте Его так, чтобы оно перешло в ваше сердце. Вы должны «разжевать»
Писание так, как корова разжевывает траву, или как ребенок сосет бутылку, чтобы
высосать из нее весь сок. Прочтите все, связанное с темой занятия в Библии и
книгах, связанных с Ней.
Например, история, рассказанная в Евангелии от Матфея, может быть рассказана и
в Евангелии от Марка или Луки. Несколько раз перечитайте все три истории.
Спросите себя «Почему Марк и Лука рассказали историю немного иначе, чем Матфей?
Что означает это различие?» Прочтите то, что предшествует истории и следует за
ней.
Или, читая историю про Авраама, подумайте о том, что Иисус говорит об Аврааме,
что Павел или Иаков говорят об Аврааме, с тем, чтобы ваши занятия помогли
связать Ветхий и Новый Заветы. Но важнее всего подумать о словах, используемых
в той части Писания, которую вы выбрали в качестве учебного материала. Если вы
взяли историю из Евангелия от Матфея, не пользуйтесь словами из Евангелия от
Марка или Луки.
2. Второй шаг — подготовка пересказа библейской истории своими словами
В Библии используются слова, которые дети могут не понять, слова, которые
прекрасны и сильны, но устарели. Библия — древняя книга, но она несет откровение
и нашей сегодняшней жизни. Поэтому, рассказывая истории из Библии, нужно
использовать такие слова, которые позволяют учащимся проникнуться
значительностью содержания Библии для современного человека. Это значит, что
нам нужно использовать слова, которые звучат искренне для современников. Если
это дети, то нам следует говорить на языке, соответствующем их возрасту.
Подобным образом, разговаривая с молодежью и взрослыми, надо пользоваться
словами, которые им знакомы. Когда мы используем библейские слова, звучащие
непонятно для учащихся, надо объяснять их.
Каждому из нас нужна практика рассказывания библейских историй. Когда вы
подготовили пересказ, расскажите историю другу, члену вашей семьи или запишите
ее на магнитофон. Используйте слова, которые подходят и вам, и учащимся.
3. Третий шаг — разработайте вопросы для учащихся
Всем, присутствующим на вашем занятии, надо дать возможность ответить на Слово
Божье. Поэтому вам необходимо разработать вопросы, позволяющие
взаимодействовать со Словом Божьим, которое вы им представите. Интересные
вопросы приведут к плодотворным дискуссиям. Обсуждая свои мысли и чувства по
поводу сказанного в Писании, учащиеся обретут возможность встретиться с Богом
на более глубоком и личном уровне.
Вам не нужно задавать много вопросов. Два или три хорошо поставленных вопроса
приведут к беседе в течение довольно продолжительного времени.
4. Четвертый шаг — рассмотрите невербальную учебную деятельность
Обучение происходит не только тогда, когда слушают и говорят, но и когда
работают руки и воображение. Например, детям нравится выражать свои мысли о
Боге, рисуя картинки или изготавливая поделки. Эти рисунки и поделки позволяют
им выражать то, о чем они не могут сказать словами. Кроме того, рисунок или
поделку можно взять домой как напоминание о занятии.
Важно подумать о деятельности, которая действительно привлечет учащегося к тому,
что сообщается в ходе занятия. Дети любят рисовать. Они будут рисовать, как
только им дадут бумагу и карандаши, но преподаватель может превратить процесс
рисования в духовное переживание с помощью учебной деятельности. Детям можно
предложить выразить в рисунке какую-то мысль или чувство, касающееся истории,
которую они только что услышали. Рисование — это не «тест о вере», а
возможность, позволяющая детям выразить о Боге то, что они не могут сказать
словами. Игра тоже может стать духовным переживанием, если она хорошо продумана
и соответствует основному содержанию занятия.
5. Пятый шаг — продумайте начало занятия
Только после того, как вы разработали основную часть занятия, вы можете
подумать о том, как начать его. Когда вы действительно знаете, чему оно
посвящено, вы можете подумать о вариантах начала занятия. Начало важно, потому
что помогает учащимся включиться в основное содержание занятия.
Хорошим началом может стать опыт реальной жизни. Если вы хотите поговорить с
детьми о вере в Бога, будет полезно поговорить сначала о людях, которым дети
доверяют. Мы говорим о проблемах, касающихся высоких материй, с помощью их
земных подобий. |
6. Шестой шаг — окончание занятия
Заключительную часть занятия нужно спланировать таким образом, чтобы учащиеся
набрались сил для жизни. Так же, как мы просим Божьего благословения перед
завершением богослужения, мы просим Его помощи и силы, когда заканчиваем
занятие. Поэтому уместно его закончить молитвой.
Обратите внимание, что молитвы, высказанные быстро и поспешно, мало
воздействуют на сердца учащихся, независимо от того, взрослые они, молодежь или
дети. Не превращайте ваши молитвы в простую формальность, а подумайте о
возможностях, позволяющих сделать их значимыми для всех учащихся. Есть много
способов молиться. Найдите такие, которые позволят учащимся действительно
набраться силы от Бога.
Молитвы могут включать личные нужды детей и их семей. Дети будут говорить о
своих надеждах и страхах, радостях и печалях, им можно предложить помолиться.
Иногда их молитвы кажутся нам глупыми, например, когда они молятся о своих
домашних животных или просят у Бога игрушку. Тем не менее, необходимо уважать
их понимание Бога и верить, что Бог в свое время научит их молитве.
7. Седьмой шаг — опишите кратко ваше занятие
Необязательно писать каждое слово, которое вы скажете. Однако вам нужна дорожная
карта, по которой вы пойдете в течение занятия. Поэтому у вас должен быть план.
Плану нужно следовать свободно. Во время обучения его можно менять. Возможно, вы
обнаружите, что Бог хочет, чтобы вы провели занятие, которого у вас не было в
голове. Однако, если у вас не будет плана, вы несомненно заблудитесь.
Проверочный тест
1. Кратко опишите, в чем заключается первый шаг подготовки к занятию?
2. В чем заключается второй шаг подготовки к занятию?
3. Третий шаг?
4. Четвертый?
5. Пятый?
6. Шестой?
7. Седьмой?
|