ОТВЕТ ХРИСТА УЧЕНИЮ РАВВИНОВ |
Ответ Христа учению раввинов находим главным образом в Евангелии от Матфея, глава 5, ст. 7-23ст. В Евангелии от Матфея, гл. 5-7 описано, как Иисус, сидя на горе, раскрывает своим избранным двенадцати апостолам и другим ученикам истинную природу Царства Мессии. Е. Г. Уайт комментирует: "Не оспаривая их представления о Царстве Божием, Иисус рассказал им об условиях, на которых можно достичь этого Царства, предоставляя им возможность самим сделать собственные выводы. Первыми словами Христа, обращенными к народу на горе, были слова благословения. "Блаженны,- сказал Он,- те, кто сознают свою духовную нищету и чувствуют свою нужду в искуплении." Гордое сердце стремится заслужить спасение, но наше право и возможность обитания на небесах покоятся в праведности Христа" (Ж. В. с. 229-300). В то время, как ученики, книжники и фарисеи были "исполнены мыслями о будущей славе" надеждой овладеть вскоре богатствами и великолепием Римской империи, в то время, как они горели нетерпением видеть себя "возвышенной перед другими народами, как избранной Господом нацией, а Иерусалим - главою всемирного царства", Христос возгласил благословение (блаженства) "нищим духом", "плачущим, кротким, алчущим и жаждущим праведности, милостивым, чистым сердцем, миротворцам, преследуемым за правду". Какой контраст! Как эти блаженства срывали с них маску и показывали, что основание их надежды и чаяний было ложным. Залогом их избрания было, как учили раввины, скрупулезное, буквальное исполнение закона и заповедей и притом только с чисто внешней стороны. Христос провозгласил, что внешнее соблюдение мертвой буквы закона, не означало исполнение торы и не принималось Богом как праведность и как право обитания на небесах. С авторитетом пришедшего от Бога Мессии Он произнес: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5:20). Таким образом, Иисус открыл пред ними более высокое понятие о праведности, чем они знали. Далекий от того, чтобы упразднить букву закона, Иисус показывает, какой глубокий смысл заложен в каждой заповеди и в каждом принципе закона, как безгранично много он включает в себя. Таким образом, Он разоблачил "фатальную ошибку иудеев,которые стремились к внешней форме послушания" (Ж. В. с. 310). "Праведность", которой учил Христос, является соответствием сердца и жизни открытой Божьей воле. Грешные люди могут стать праведными только в том случае, если они имеют веру в Бога и поддерживают живое общение с Ним. Тогда истинное благочестие возвысит мысли и облагородит жизнь. Тогда предписания, требуемые в служении Богу, не превратятся в бессмысленные обряды, как это было у лицемерных фарисеев. Тогда внешние формы религии будут в гармонии с христианской внутренней чистотой" (Ж. В. с. 310). Фундамент, на котором было воздвигнуто учение книжников и фарисеев, рухнул перед их глазами, когда Христос показал им, что буквальное внешнее истолкование закона не означает действительного понимания его сущности. В 5 главе Евангелия от Матфея Иисус ясно показал различие между тем, "что сказано древним" (ст. 21) и что Иисус сказал Сам: "А Я говорю вам..." (ст. 22, 23, 32, 33). Для некоторых, если не для многих, это послужило ясным указанием на то, что Иисус устранил Ветхий Завет и закон и заменил их Своим учением. И хотя Иисус опровергает то толкование закон, которого придерживались раввины, Он нигде не говорит против закона и пророков. Достаточно прочитать только Матф.5:17-19, чтобы понять, с каким почтением Иисус относится к Священному Писанию, которое также свидетельствует о Нем (см. также Иоан. 5:39). "Я пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить". Таким образом, Иисус пришел исполнить Ветхий Завет, но не упразднить его. Его цель была утвердить, исполнить, открыть Ветхий Завет во всей его полноте, в его истинном значении, в его полной глубине и истинном величии. Поэтому Нагорная проповедь Иисуса направлена не против Ветхого Завета как такового. Она направлена против формального, буквального толкования, которое давали ему раввины, отвергавшие истинную глубину его значения. Иисус проник в суть их понятий и представил действительную глубину торы, и то, насколько хорошо Он знал человеческое сердце. Иисус подтверждает в Своей проповеди непреложность ветхозаветного откровения. Он освещает это откровение по-новому и раскрывает глубочайшую волю Божью, содержащуюся в ветхозаветном законе. Это означает, что Иисус яляясь Мессией, открыл истинную цель Божью в установлении Ветхозаветных предписаний, например, в вопросебрака. Он показал, что развод был допущен только по человеческому жестокосердию. Закон Божий осуждал не только открытый грех, но также ненависть, греховные мысли, неверность... Человеческий суд выносит приговор по внешним поступкам, а Божий Закон является мерилом сердца и воли человека. Таким образом, Иисус углубил и расширил законы, касающиеся убийства, прелюбодеяния, клятвопреступничества. Иисус углубил также заповедь любви. Он показалее в свете отношения к врагам Израиля (Матф. 5) и в свете отношения к служению Богу. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, сие надлежало делать, и того не оставлять"(Матф. 23:23). Обратим внимание на последние слова: из них совершенно очевидно, что Иисус не аннулирует ветхозаветный закон.Из Матф.23:23 снова вытекает, что Он ничего не говорит против Ветхого Завета (см. Матф. 5:17-19). Иисус не умаляет закон, но, напротив, раскрывает его в истинном величии. Он хочет снова ясно показать, что Бог требует всего человеческого сердца, без оговорок. Поэтому, человек никогда не сможет угодить Богу, уповая на свои собственные заслуги, если он даже исполнят все, требуемое Богом. Послушайте, как Иисус указывает на действительное положение человека перед Богом: "Так и вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: "мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лук. 17:10). Бог дает награду только вследствие Своей благодати. Иисус выступает не против Ветхого Завета, но против формального исполнения ветхозаветных предписаний, которые внешне казались правильными, но не имели внутренней духовной основы (см. Ис. 29:13). Лишенные этой основы, милостыня, молитва, пост, соблюдение субботы были бесполезны. Рассказав принцип истинной праведности в 5 главе Евангелия от Матфея, Иисус в 6 главе переходит к практическому осуществлению праведности в жизни праведных применительно, в особенности, к милостыни, молитве, посту. "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою... (Матф.6:1-2). В 6 главе мы видим, что Иудеи, рассматривали деяния милостыни, молитвы, посты как средства к установлению их собственной праведности перед Богом и причину для получения награды. Иисус не отвергает милостыни, молитву, пост, но призывает к тому, чтобы они нисходили из чистых побуждений. Е. Г. Уайт свидетельствует: "Он говорил со властью, в Его словах была видна убеждающая сила. Люди хранили молчание, их наполняло чувство страха. Они с сомнением смотрели друг на друга. Кто из них может спастись, если этот человек говорит истину?" (Ж. В. с. 305). Следовательно, Иисус не только раскрывал ошибочность понимания раввинами пути спасения, но Он пошел еще дальше, указывая на их неспособность собственными силами исполнить закон Божий, как того требует Бог". Иисус хотел пробудить в них жажду истинной праведности, давая им обетование, что эта жажда может быть удовлетворена Им сейчас же (см. Матф. 5:6). Таким образом, Иисус подтверждает ветхозаветное учение о том, что Божья праведность является Божьим даром. Читайте снова в Матф. 6:33... "Ищите же прежде Царствия Божия и правды (праведности - англ.) Его, и это все приложится вам". Праведность, являясь даром, исходит от Бога как Царя, который царствует в спасающей праведности. Давая закон на горе Синай, Бог также хотел пробудить в Израиле эту жажду праведности. Посмотрим как Е. Г. Уайт комментирует эту великую истину: "Провозглашая закон с Синая, Бог открыл людям святость Своего характера, чтобы путем сравнения они увидели свою собственную греховность. Закон был дан им для того, чтобы убедить их во грехе и вселить сознание необходимости в Спасителе. Это возможно тогда, когда Дух Святой внедряет в их сердце эти истины. В жизни Христа принципы закона нашли свое яркое выражение. И когда Дух Святой касается человеческого сердца, когда свет, исходящий от Христа, открывает людям их нужду в Его очищающей крови и Его оправдывающей праведности, тогда закон становится средством в приведении нас ко Христу, чтобы мы могли оправдаться верою (Ж. В. с. 308)". И получение Божьей праведности не является, согласно учению Христа, делом сомнительного будущего, как учили раввины. Эта праведность является даром, который можно обрести в настоящее время, как говорит об этом Иисус в Своей притче о фарисее и мытаре, которые пришли в храм помолиться. Читайте Евангелие от Луки главу 18, ст. 10-14. Один хвалился тем, что он постится, дает десятину, ведет безгрешную жизнь. Другой же пришел с сокрушенным сердцем, взывая к Божьей милости и называя себя самого грешником. В заключение Иисус сказал: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот..." Какая потрясающая истина для всех Его учеников. Оправдание перед Богом возможно сейчас. Но это оправдание является Божьим даром. Оно дается при условии полного упования на Бога и недоверия к самому себе. Точно такой же путь спасения был открыт в Ветхом Завете (глава 1). И снова звучит волнующая весть Иисуса о том, что оправдание является Божьим даром и может быть получено в настоящее время, как показано в притче о фарисее и мытаре, когда верующий мытарь пошел в дом, оправданный верой. Человеку, оправданному верой, нет нужды бояться будущих Божьих судов, потому что Божье оправдание спасает его от осуждения. Его дом не упадет, когда начнутся бури, говорит Иисус, "потому что он основан был на камне" (Матф. 7:26). Возможно, самым впечатляющим для слушающих был конец Нагорной проповеди, когда Иисус открыл им, что Судьей великого Небесного уда будет никто иной, как Он Сам. "Многие скажут Мне в тот день: "Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7:22-23). Поэтому решающие вопросы для каждого человека заключаются в том: 1. Насколько я лично знаю Иисуса? 2. Является ли Он моей праведностью или нет? Эти вопросы будут мерилом испытания на последнем суде. Необходимость веры в Иисуса и искупления, совершенного Им ради человечества, а не вера в свои собственные дела, пожалуй, нигде так выразительно не показана, как в беседе Иисуса с фарисеем Никодимом. "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:14-15). "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Иоан.12:48). "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан. 7:37-38). Для Никодима эти слова стали истиной. Только в присутствии Иисуса он увидел истинный характер и назначение закона. Под влиянием Христа он по-другому оценил и самого себя. "Он увидел, что даже через самое тщательное, но формальное повиновение просто букве закона ни один человек не сможет войти в небесное царство. Его жизнь в оценке других людей выглядела праведной и благочестивой. Но в присутствии Христа он увидел, что сердце его было нечистым, а жизнь несвятой" (Ж. В. с. 174). Он больше не полагался на свое собственное повиновение Закону Божьему. Взирая в вере на Христа, он приобрел праведность и жизнь. Напившись живой воды, он сам стал источником этой воды. Коренное различие между учением Иисуса и учением раввинов метко охарактеризовал Альфред Елдерхэйм, который в течение семи лет глубоко изучал учение раввинов: "Всякий жаждущий и утоливший свою жажду в живом источнике Христова учения, никогда не остановится, чтобы пить из разбитых водоемов раввинизма" (Иисус Мессия I, 1936 г., с. 526).
|