ОТ ЕГИПТА ДО СИНАЯ |
Некоторые проповедники любят в своих выступлениях рисовать картины, изображающие наш мир в предсмертной агонии. Целые проповеди они посвящают рассказам о будущем роковом дне, когда на земле не останется камня на камне. Помню, какое умиротворение испытывал я, когда встречал пастырей, начинавших свою проповедь со слов: «Миллионы разбитых сердец, жаждущих Бога...». И люди, слышавшие их выступления, приходили к ним снова и снова. Именно так обращался Небесный Пастырь к Израильскому народу. Первое воззвание Бога к ним содержало обещание подарить страну, где текут молоко и мед. И, хотя они совсем не осознавали свою потребность в духовном возрастании, обетованная земля показалась им большим благом. В Своем втором воззвании Бог попытался убедить Израильский народ в необходимости доверия Ему. Он не возложил на них завоевание обетованной земли своими силами, но терпеливо учил их полагаться на Него. Третье воззвание Божие — Десять Заповедей, прямо требующих послушания. Как часто мы рассматриваем Божественные обращения в обратном порядке! Однажды, в полночь, как и было обещано Богом, народ Божий беспрепятственно вышел из Египта. Сопровождаемые ночью столпом огненным и днем — облачным, израильтяне двинулись по направлению к Чермному морю. Вряд ли у них было время задуматься над тем, как они переправятся на другой берег моря или одолеют горы, которые окружали их с обеих сторон. И вот израильтяне получили известие о том, что фараон со своей армией преследует их. Евреи оказались в ловушке. И тогда в их души закралось сомнение, которое не оставляло их в течение всех последующих сорока лет. Народ начал выражать свое недовольство и даже роптать на Бога. Затем они обвинили Моисея в том, что именно он навлек на них все беды. Все чаще стали вспыхивать разговоры, что в Египте было не так уж и плохо. И, наконец, они сделали чудовищный вывод: из Египта их вывели для того, чтобы погубить в пустыне. В книге Исход описано то безвыходное положение, в котором оказались освобожденные рабы: «Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот. Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: "оставь нас, пусть мы работаем Египтянам"? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:10—14). Часто в трудной ситуации мы восклицаем: «Ну, что стоишь, делай что-нибудь!» Моисей же попросил: «Ничего не делайте. Стойте спокойно... Господь будет поборать за вас». В 15-м тексте написано: «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они шли». Им нужно было проявить стойкость перед готовым броситься на них врагом. Но в то же время, повинуясь Божественному руководству, они должны были идти вперед по тому пути, который приготовил для них Господь. Бог никогда не внушал Израилю мысли, что за обетованную землю нужно сражаться. Но вместе с тем... «В планы Божий не входило, чтобы народ совершенно беспрепятственно достиг обещанной земли. Господь хотел научить израильтян послушанию Его воле» (Патриархи и пророки, стр. 392). Бог мог совершить чудеса, например, как описанные в 23-й главе книги Исход: «Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих. Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев» (Исх. 23:27, 28). Подобное «оружие» может показаться вам смешным, но лишь потому, что вас никогда не кусали шершни. У Бога Свой арсенал, только люди не научились доверять Ему. Итак, израильтяне подошли к берегу Чермного моря. Некоторые утверждают, что Бог повелел евреям войти в воду, и, как только они коснулись воды, она расступилась. Так же было при переходе через Иордан, но это был уже конец блужданий по пустыне. Может быть, к тому времени Израильский народ научился доверяться Богу? Но и в первом случае, при переходе через Чермное море, необходима была вера. В Евангелии есть стихи, ярко иллюстрирующие веру Израильского народа: «Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись. Египтяне потонули» (Евр. 11:29). И другой эпизод, описывающий уже конец пути: «Верою пали стены Иерихонские» (ст. 30). Итак, для того чтобы перейти Чермное море, нужно было полное доверие Богу. Утро следующего дня израильтяне встретили уже на другом берегу моря. То, что они увидели, когда оглянулись назад, заставило их содрогнуться. Огромные морские стены сомкнулись. От этого ужасного слияния вод дрогнула земля, а на море разразился страшный шторм, сопровождаемый ослепительными молниями, раскатами грома и потоками ливня. Через некоторое время евреи увидели выброшенные штормом на берег трупы своих врагов. «История древнего Израиля — яркая иллюстрация переживаний ранних адвентистов. Но подобно тому, как Бог вел израильтян из Египта, Он так же руководил и Своим народом, начавшим адвентистское движение. Для Израильского народа испытанием веры был переход через Чермное море, для ранних же адвентистов испытанием оказалось «великое разочарование». Если бы они доверились надежной руке Божьей, которая вела их до этого, спасение Господне не замедлило бы явиться. И если бы все те, кто так самоотверженно трудился в 1844 году, приняли и провозгласили трехангельскую весть. Вседержитель проявил бы свое могущество. Весь мир был бы озарен потоками света. Много лет назад живущие на земле оказались бы просвещенными этим светом, работа Божья была бы выполнена, и Христос уже давно пришел бы, чтобы освободить Свой народ» (Великая борьба, стр.457,458). Е. Уайт писала эти слова в 1880 году. «Много лет назад» Христос мог бы прийти. Неудивительно, что многие проповедники и богословы задают вопрос: «Как же близко это скорое пришествие Христа?» Можно сотни лет продолжать говорить, что оно вот-вот наступит, но будут ли при этом наши утверждения что-нибудь значить? Постараемся в последующих рассуждениях найти ответ. Некоторые считают, что религиозное движение 1844 года — первый... по-детски несовершенный и наивный этап в истории адвентизма. И виной, по их мнению, являются ошибочные представления ранних адвентистов. Я слышал, как некоторые наши высокие умы считали движение 1844 года детством адвентизма. С тех пор мы значительно выросли. Наша теория и практический опыт несравненно богаче. Обратите внимание на то, что пишет очевидец событий 1844 года: «Со дней апостолов не было такого религиозного движения, отличавшегося столь высокими нравственными идеалами и простотой, как имевшее место осенью 1844 года. Даже сейчас, спустя многие годы, те, кто принимал участие в движении и твердо стоял на платформе истины, чувствуют необыкновенное святое влияние Божие, сопровождавшее тот благословенный труд и свидетельство во имя Его» (Великая борьба, стр. 401). «Адвентистское движение 1840 —1844 годов явилось яркой демонстрацией силы Божьей. Весть первого Ангела стала известной на всех миссионерских станциях мира. В некоторых странах религиозный интерес был настолько высоким, что превзошел даже религиозное пробуждение в период Реформации шестнадцатого столетия. Но последняя проповедь третьей ангельской вести по своему размаху и величию превзойдет все предшествующие движения» (там же, стр. 611). Поэтому мы не можем говорить, что события 1844 года отличаются незрелостью. Это была «яркая демонстрация силы Божьей». Что же представлял собой народ, ожидавший Христа в ошибочно назначенный день? Это были и баптисты, и методисты, и просвитериане, и конгрегационалисты... Знали ли вы об этом? В нашем исследовании фигурируют не только адвентисты седьмого дня. Сопровождаемый облаком, освобожденный Израильский народ все дальше и дальше уходил от Чермного моря. Место их первой стоянки называлось Меррой. Это было в пустыне, и очень скоро стала ощущаться нехватка воды. Моисея, хорошо знавшего эту местность, охватил страх, когда он увидел, как толпы умирающих от жажды людей бросились к долгожданному источнику. Ему было известно, что за вода в этом оазисе. И вскоре его опасения оправдались: он услышал вопли и проклятия. Народ, который совсем недавно пел и танцевал от радости, снова стал выражать недовольство. «Ты привел нас сюда, чтобы мы погибли от жажды?» «Шаг за шагом Господь ведет Свой народ. Чтобы испытать и укрепить дух израильтян. Господь проводит их через ловушки пустыни. Одно испытание они выдерживают, в другом — падают духом. Но каждый, пусть даже небольшой, успех в преодолении трудностей делает сердце человеческое доверчивее и приближает к Богу» (Свидетельства, т. I, стр. 187). Итак, Бог, чтобы показать Своему народу, что есть вера, ставил его перед различными дилеммами. И если люди какое-либо испытание не выдерживали. Бог вновь терпеливо вел их через те же места пустыни, усиливая давление обстоятельств. Так продолжалось до тех пор, пока в конечном счете народ твердо не усваивал урок, данный ему Небесным Учителем. Бог превратил горькую воду оазиса в пригодную для питья. Утолив жажду, израильтяне, перейдя через пустыню, направились в место, называемое Елим. Это был удивительный уголок пустыни. В тени семидесяти живописных пальмовых деревьев находились двенадцать больших водоемов. Израильский народ прекрасно отдохнул, проведя некоторое время в этом благодатном месте. Наконец, облако двинулось дальше по направлению к пустыне Син. Запасы пищи иссякли. Народ начал голодать. И Господь дает им в пищу манну. Следует обратить внимание на время выхода рабов-израильтян из Египта. Прошло шесть недель. Им еще не был дан Десятисловный Закон на Синае. И это служит верным доказательством того, что соблюдение субботы имело место до провозглашения заповедей. Здесь, в пустыне, еще до Синая, Бог продемонстрировал Свое отношение к седьмому дню недели, субботе. Продолжая продвигаться по пустыне Син, народ Израильский подошел к месту, называемому Рефидим. И снова нет воды, снова ропот и недовольство. Нашлись даже желающие закидать Моисея камнями за то, что он задумал этот бессмысленный поход. Но Бог повелел Моисею ударить посохом по скале, пообещав, что из нее польется вода. Скала символизировала Иисуса, а вода — Иисуса и Святого Духа. Какое значение имеет этот эпизод для современного адвентистского народа? Елена Уайт в первой книге «Избранные вести» пишет: «Все, что человек может сделать для своего спасения, — принять приглашение: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр. 22:17)». Но что же представляет собой вода жизни? Этот же автор в книге «Правила счастливой жизни» пишет: «Только связь со Христом через молитву и чтение великих и драгоценных истин Слова Его может утолить наш духовный голод и жажду». Брать воду жизни даром — значит иметь дружбу и тесное общение со Христом через молитву и чтение Его Слова. Для Израильского народа Бог предусмотрел хлеб с неба и воду из скалы. Он знал, что без этого люди погибнут в пустыне Син. Естественно, хлеб и вода шли на пользу только тем, кто ел и пил. Спасение — личное дело каждого. Все, что израильтяне могли сделать, — это воспользоваться тем, что давал Бог. Отказаться — означало умереть от голода и жажды. «О, я так стараюсь быть хорошим, вести высоконравственный образ жизни. Мне бы в голову не пришло сделать что-нибудь плохое». Вы думаете, это выход? Нет. Сколько времени вы тратите на то, чтобы пить воду жизни? Без нее вы умрете духовно, точно так же, как вы умрете, если не будете есть и пить. Несмотря на то, что Бог избавил Израильский народ от необходимости завоевания Ханаанской земли, мы видим: в Рефидиме израильтяне вступают в битву с амаликитянами. А как же обетование Божие послать шершней? Разве хотел Бог, чтобы они воевали за свои права? Разве не собирался Бог лично сражаться за них? А может быть, народ потерял веру и потому решил сам вести войну? Еще до того, как человек в это поверит, Бог уже руководит его жизнью. Когда я оглядываюсь назад на свой пройденный путь, то нахожу много удивительных примеров Божественного руководства моей жизнью даже тогда, когда я еще не знал, что значит ходить со Христом. Задолго до того, как евреи, освободившись от рабства, научились понимать Бога, Он уже руководил ими. Господь не оставлял израильтян на протяжении всего их пути, несмотря на их постоянный ропот и недовольство. Подобные переживания могут быть в жизни каждого. Многочисленные скорби, страдания, болезни, разочарования заводят человека в тупик, и тогда ему кажется, что дальше идти уже некуда. Он чувствует себя заблудившимся в пустыне. Но, оглянувшись назад, понимает, что Бог не оставлял его. И теперь Он тоже с ним. Бог, Который вел Израиля из Египта в Ханаан, продолжает заботиться и о нас. И сегодня Он хочет научить всех людей вере и доверию, чтобы завтра ввести в обетованную землю.
|