Раздел I |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУНКТЫ ИСТИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ РАЗДЕЛЯЕМ С ДРУГИМИ ХРИСТИАНАМИ [21] ВОПРОС No 1 Каких пунктов истины Адвентисты седьмого дня придерживаются одинаково с другими христианами и в каких они отличаются от них? Практически по каждому пункту библейской истины христиане в целом разделены на различные течения. В некоторых вопросах своего вероучения Адвентисты седьмого дня тесно примыкают к одному религиозному обществу, а в других - к другому. С некоторыми религиозными течениями мы придерживаемся в общем многих пунктов учения. С другими - находим мало общего на доктринальной основе. Некоторых догм, которых придерживаются другие христиане, мы не разделяем совсем, поскольку они, по нашему убеждению, не основаны на Слове Божьем. В основном каждый пункт вероучения Адвентистов седьмого дня исповедуется либо одним, либо целым рядом христианских обществ. Немногие пункты веры отличают нас от других христианских течений. Наше вероучение по отношению к вероучениям других христиан можно охарактеризовать следующим образом: I. СООБЩА С ТРАДИЦИОННЫМ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОТЕСТАНТСТВОМ МЫ ВЕРИМ, ЧТО: 1. Что Бог есть Всевышний Творец, Вседержитель и Правитель всей вселенной, Он вечен, всемогущ, всеведущ и вездесущ. 2. Божество, или божественная Троица, включает в себя Бога Отца, Сына Божьего Иисуса Христа и Святого Духа. 3. Священное Писание есть вдохновенное Откровение Бога людям. Библия является единственным мерилом веры и жизни человека. 4. Иисус Христос есть истинный Бог; Его бытие вместе с Отцом - от вечности. [22] 5. Дух Святой - это личность. Наряду с Отцом и Сыном Ему также присущи божественные свойства. 6. Христос, Слово Божье, стал плотью благодаря сверхъестественному зачатию и рождению от девы. Его жизнь на нашей земле была непорочной, без греха. 7. Искупительная и заместительная смерть Иисуса Христа, однажды за всех, вполне достаточна для спасения погибающего человечества. 8. Иисус Христос воскрес из могилы буквально и телесно. 9. Его вознесение на небо также было буквальным и телесным. 10. Ныне Он совершает Свое служение пред Отцом как наш Посредник и Ходатай. 11. Его скорое пришествие на нашу землю будет личным и буквальным. Оно совершится до наступления тысячелетнего царства. 12. Человек был создан безгрешным, но через свое последующее падение стал отчужденным и греховным. 13. Спасение чрез Христа совершается только посредством благодати чрез веру в Его кровь. 14. Вступление в новую жизнь во Христе происходит через духовное возрождение или рождение свыше. [23] 15. Человек оправдывается верой. 16. Человек освящается благодаря пребыванию Христав сердце посредством Святого Духа. 17. Человек будет прославлен при воскресении или преображении святых во время Второго пришествия Христа. 18. Каждый человек будет судим. 19. Евангелие будет проповедано во всем мире во свидетельство всем народам. II. В ОПРЕДЕЛЕННЫХ, СПОРНЫХ ПУНКТАХ ВЕРЫ СРЕДИ ТРАДИЦИОННЫХ ХРИСТИАН МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ ОДНОЙ ИЗ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. МЫ ВЕРИМ, ЧТО: 1. Человек свободен избрать или отвергнуть дар спасения, предлагаемый чрез Христа; мы не верим, что Бог предопределил некоторых людей к спасению, а других - к погибели. 2. Нравственный закон десяти заповедей или Десятисловие является мерилом жизни и поведения для всех людей во все времена; мы не верим, что десятисловие - десять заповедей - были когда-либо изменены или упразднены. 3. Крещение должно совершаться чрез однократное, водное погружение; мы не верим, что его можно совершать чрез окропление, поливание водой или троекратное погружение в воду. 4. Человек при творении получил условное бессмертие; мы не верим, что человек имеет врожденное бессмертие или бессмертную душу. 5. Нечестивые будут наказаны посредством страдания и полного уничтожения в озере огненном; мы не верим в вечногорящий ад, где души будут находиться в вечном мучении. [24] 6. Седьмым днем недели является суббота. Мы не верим, что суббота была когда-либо упразднена или заменена первым днем недели и не согласны, что субботой можно считать просто седьмую часть времени. 7. Принцип внесения десятины является Божьим планом для материальной поддержки Его церкви. Мы не верим, что десятина была установлена только для иудеев. 8. Бог создал мир в шесть буквальных дней. Мы не верим, что творение происходило на протяжении длинных геологических периодов посредством эволюционных процессов. 9. Самое верное пророческое истолкование возможно лишь на исторической основе. Мы не принимаем систем истолкования претеристов или футуристов (к примеру претеристы - придерживаются мнения, что все пророчества Откровения уже исполнились, а футуристы - ожидают их исполнения в будущем - примечание переводчика). 10. Церковь и государство должны действовать в совершенно отдельных сферах. Мысль о том, что церковь может управлять государством или государство - церковью с тем, чтобы лучше контролировать совесть людей и их религиозную деятельность,- полностью противоречит нашим взглядам. 11. Обряд, установленный Христом относительно омовения ног друг другу во время Вечери Господней,- необходимо исполнять. Мы не верим, что это было лишь приспособление к местным обычаям и нуждам того времени. 12. Мы должны воздерживаться от употребления алкоголя и табака. Мы считаем, что потворство этим вредным привычкам несовместимо с характером нашего Господа. III. В НЕМНОГИХ ПУНКТАХ ВЕРЫ НАШЕ УЧЕНИЕ СОВЕРШЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ХРИСТИАН. МЫ ВЕРИМ, ЧТО: 1. На небесах есть святилище, где Христос, наш Первосвященник совершает Свою посредническую работу, состоящую из двух различных фаз служения. [25] 2. Прежде пришествия Христа во славе на нашу землю происходит следственный суд. На этом суде решается участь всех людей. 3. Дух пророчества, или пророческий дар, является одним из даров Святого Духа, обещанных церкви в последние дни, и что этот дар был проявлен в церкви АСД в жизни и трудах Елены Уайт. 4. Печать Божья и начертание зверя, упоминаемые в Откровении,- это символы противодействующих сил добра и зла в последней великой борьбе перед самым Вторым пришествием Христа. 5. Три ангела из 14 главы Откровения изображают провозглашение последней божественной вести миру, чтобы приготовить его к пришествию нашего Господа. [26] БИБЛИЯ - ЕДИНСТВЕННОЕ ПРАВИЛО ВЕРЫ И ЖИЗНИ ВОПРОС No 2 Относительно богодухновенности Библии, учат ли Адвентисты седьмого дня, что Библия является истинным Словом Божьим, единственным, безошибочным правилом веры и жизни? Адвентисты седьмого дня верят, что все "Писание" как Ветхого, так и Нового Завета, от Бытия до Откровения "богодухновенно" (2Тим. 3, 16). Оно есть истинное Слово Божье, "живое и пребывающее вовек" (1Петр. 1, 23). В вопросах истины мы признаем Библию, как высший и окончательный авторитет. Священное Писание снизошло к нам чрез служение пророков, которые говорили и писали "будучи движимы Духом Святым" (2Петр. 1, 21). Апостолы в свое время свидетельствовали о том, что Бог, сотворивший небо и землю, говорил устами Давида и древних пророков (Деян. 4, 24-26; Матф. 1, 22; Матф. 2, 15; Деян. 3, 18-20; 28, 25. 26; Евр. 1, 1; 4, 7). И эти избранные вестники Божьи провозгласили, что переданное через них - было истинным Словом Божьим (Ис. 43, 1; 45, 1; Иер. 17, 19. 20; 18, 1. 2; 22, 1-2; 26, 1-2). Апостол Павел напоминал уверовавшим о том, что они приняли слышанное Слово Божье не как Слово человеческое, но как Слово Божье 1Фес. 2, 13). [27] Чрез служение этих вестников древности, Иегова провозгласил Свою истину миру. Приводим весть, которую Господь передал через Моисея: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему". (Втор. 18, 18). И Иеремия отметил слова Господа, говорившего: "Вот Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1, 9). Слова, высказанные и написанные этими людьми, не были их собственными; это были слова Живого Бога. И пророку Иезекиилю Бог сказал: "Сын Человеческий! Встань и иди к дому Израилеву и говори им Моими словами" (Иезекииль 3, 4). Такие выражения, как "Слушайте Слово Господне",- "И был глас Господень, говорящий<193>", "И было слово Господне ко мне" и т. д., в пророческих книгах Ветхого Завета встречаются более 1300 раз. Подобным образом свидетельствуют о Слове Божьем и писатели Нового Завета. Апостол Павел говорит: "Я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1Кор. 11, 23). "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (1Кор. 14, 37). Мы принимаем Библию во всей ее целости, веруя, что она не просто содержит Слово Божье, но является Словом Божьим. Что касается Священных Писаний, мы доверяем их авторитету, правдивости, достоверности и истинности. Тот же самый союз, божественной и человеческой природы, проявленный во Христе, существует и в Библии. Ее открытые истины - "богодухновенны" (2Тим. 3, 16), все же они выражены человеческими словами. [28] Адвентисты седьмого дня придерживаются протестантского положения, что Библия и только Библия является единственным правилом веры и жизни для христиан. Мы верим, что все богословские взгляды должны быть изменены живым Словом, оценены Его истинами и все то, что не выдерживает такого испытания или не находится в согласии с Его вестью,- должно быть отвергнуто. "Истинное христианство принимает Слово Божье как великую сокровищницу вдохновенной истины и мерило всякого вдохновения" (ВБ. 193 стр.). "Мы должны принять Слово Божье как наивысший авторитет" (СЦ. Т. 6. 402 стр.). "В наше время люди очень далеко отошли от учения и заповедей (Священного Писания) и поэтому существует необходимость возвратиться к великому протестантскому принципу - Библия и только Библия - является единственным мерилом веры и нравственного долга" (ВБ. 204-205 стр.). [29] ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АДВЕНТИЗМА К ПРОШЛЫМ АДВЕНТИСТСКИМ ВЗГЛЯДАМ ВОПРОС No 3 Отступили ли Адвентисты седьмого дня от некоторых взглядов, которые в свое время отстаивали представители раннего поколения, высказывания которых все еще находятся в обращении? И не искажают ли их высказывания до сих пор встречающиеся в Адвентистской литературе учения современного адвентизма? Адвентисты седьмого дня верят, что открывающийся свет библейской истины - прогрессивен, который "все более и более светлеет до полного дня" (Прит. 4, 18). И мы стараемся жить согласно все возрастающему свету истины. Мы никогда не сможем прийти к официальному провозглашению сформировавшегося символа веры и сказать: "Это истина; она простирается до такого-то предела и не дальше". Елена Уайт, наша выдающаяся писательница, в 1892 году писала следующее: "Тому, кто находится в живой связи с Солнцем Праведности, всегда будет открываться новый свет из Слова Божьего. Пусть никто не придет к заключению, что более полный свет истины не будет открыт. Прилежный, молящийся искатель истины обнаружит драгоценные лучи света все более и более сияющими из Слова Божьего" (Советы работникам Субботней школы. 34 стр.). Основоположники церкви АСД свыше 100 лет назад вышли из различных религиозных течений и групп. Тогда все были премиллениалистами (т. е. верящими, что царство Божье будет раньше Второго пришествия); некоторые были тринитариями; другие - арианами. Большинство были арминианами (последователями Арминия, учение которого о предопределении, оправдании, милости, свободной воле и терпении - было противоположно учению Кальвина); немногие были кальвинистами. [30] Некоторые настаивали, чтобы крещение совершалось через погружение в воду; немногие соглашались с окроплением водой. В этих вопросах не было единогласия. Как и другие религиозные общества, мы тогда переживали переходный период, связанный с нашим становлением. Церковь находилась в состоянии формирования, постоянного движения вперед. По мере того, как эти люди уже стали рожденными свыше верующими, основной упор был поставлен на изучение отличительных пунктов учения новой церкви. Кроме того, они занимались вопросом создания прочной, эффективной организации. В ранние дни сравнительно мало внимания уделялось соответствующим достоинствам арминианизма в противоположность кальвинистской позиции. Несходство этих течений имеет исторические корни; оно восходит к Августину и Иоанну Златоусту. Первые Адвентисты не задумывались над такими вопросами, как "божественное предопределение", "абсолютное бытие Бога", "особое избрание" и "ограниченное искупление". Они даже не пытались определить природу Божества и конкретно решить вопросы, связанные с личностью Христа. К числу последних принадлежит вопрос о божественности Христа и Его природе во время воплощения; вопрос о личности и божественной сущности Святого Духа; вопрос о природе, сфере и полноте искупления; о взаимоотношении закона и благодати или учения о праведности чрез веру и т. д. Но с течением времени прежние разногласия по некоторым пунктам библейского учения сменились единством взглядов. В таких доктринальных вопросах, как: природа Божества, божественная сущность и предвечное бытие Христа, Личность Св. Духа,- большинство верующих восприняли ясные и здравые понятия. Четкие понятия были также выработаны в вопросах о праведности через веру, об истинном взаимоотношении закона и благодати и в вопросе смерти Христа, как совершенного, жертвенного возмещения за грех. Однако некоторые братья продолжали придерживаться своих прежних взглядов, которые иногда просачивались в [31] печать. В целом же, что касается основных истин христианского вероучения, наша церковь вот уже на протяжении многих десятилетий имеет полное единство. Сам факт, что наши позиции теперь вполне прояснились, кажется для нас вполне удовлетворительным. Мы сознаем, что наше учение - вполне ясное. И очевидно нет никакой необходимости делать особенное заявление относительно разницы с более ранними взглядами. В настоящее время во всей нашей направляющей адвентистской литературе, равно как и во всех передачах по радио и телевидению неизменно подчеркиваются исторические основы христианской веры. Но обвинения и нападки на нас не прекратились. Некоторые продолжают собирать и печатать выдержки из ранней устаревшей Адвентистской литературы. Они приводят высказывания, нередко выхваченные из контекста, которые создают у читателей совершенно искаженное представление о вероучении нынешней церкви Адвентистов седьмого дня. Нужно принять во внимание еще одно важное обстоятельство. Поскольку у Адвентистов седьмого дня нет официального символа веры, наши проповедники часто высказывают мысли, свободные от всяких точных формулировок и ограничений. И было бы удивительно, если бы время от времени, какой-либо адвентистский писатель случайно в своих высказываниях не вышел за рамки нашего вероучения. Такое положение характерно для большинства религиозных обществ. Исходя из вышеизложенного, желательно и необходимо для нас - заявить снова нашу позицию относительно главных фундаментальных учений христианской веры и отвергнуть всякое заявление или выражение, подразумевающее, что Христос, вторая Личность Божества не был одно с Отцом от всей вечности и что Его смерть на кресте не представляла из себя полного и совершенного жертвенного искупления. Взгляд Адвентистов седьмого дня на эти великие истины - ясный и выразительный. И мы [32] желаем, чтобы нас не отождествляли и не поносили из-за некоторых ограниченных, ошибочных понятий братьев, которых они придерживались, особенно в первоначальные годы нашего формирования. Посему, данное заявление в этом труде должно аннулировать поток "цитирований", находившихся в обращении и направленных против нас. Великие принципы веры, некогда переданные святым - мы с христианами других исповеданий - понимаем одинаково. В этом у нас расхождений нет. Вся наша надежда покоится в Распятом, Воскресшем, и совершающем ныне служение и скоро грядущем Спасителе. [33]
|