Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 06 октября 2024
Раздел X PDF Печать Email

 

РАЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ "ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ"

ВОПРОС No 45

Что Адвентисты имеют в виду, постоянно говоря о "вечном Евангелии" из Откровения 14, 6? Является ли Евангелие, которое вы проповедуете особой вестью, отличной от той, которая проповедуется протестантами? Пожалуйста, объясните этот вопрос.

Под выражением "вечное Евангелие" (Откр. 14, 6) мы понимаем отнюдь не новое Евангелие, отличное от того, которое проповедовалось нашим Господом, апостолами и ранней христианской церковью и которое с новой силой должно быть возвещено миру в эти последние дни.

Это та же радостная весть, которую Бог дал человеку с тех пор, как грех вошел в мир, но подчеркиваемая с разных сторон и с разной степенью ясности в ходе человеческой истории.

Первые проблески "вечного Евангелия" уже проявились в обетовании о "семени", данном человеку еще в раю (Быт. 3, 15). Согласно Священному Писанию Евангелие было засвидетельствовано и Аврааму: "Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы" (Гал. 3, 8). [614] И апостол Петр говорит о том же Евангелии: "К сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Петр. 1, 10-11).

Из этого становится ясно, что возвещавшееся до креста было Евангелием, хотя это Евангелие заключалось в прообразах, символах и тенях. Полнота же пришла во Христе и через Иисуса Христа. Мы читаем: "Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил" (Евр. 1, 1-2).

Но серьезное отклонение от чистого апостольского учения привело к великому папскому отступлению, известному под названием темного средневековья. Об этом отступлении в свое время ясно предсказал ап.

Павел во 2Фес, 2, 3-10: "Да не обольстит вас никто никак,- писал он,- ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядем он как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет Духом уст Своим и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и [615] чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения".

В свое время возникла протестантская реформация, которая возродила утерянные и извращенные евангельские истины.

Основной и величайший принцип Евангелия - оправдание верой - был восстановлен, и вместе с ним было поставлено на прежнее место упование на всеобъемлющую единократную жертву и посредническое служение Иисуса Христа.

Многие из отступлений папства были отвергнуты и оставлены.

ПРИМЕЧАНИЕ: "Эти отвергнутые извращения папства включают в себя следующее: молитва о мертвых, крестное знамение, почитание святых, совершение мессы, поклонение деве Марии, чистилище, почитание реликвий, эпитимья, святая вода, безбрачие священства, молитвы по четкам, инквизиция, пресуществление, отвержение предания как источника учения".

Хотя церковь победоносно возвратилась к большинству евангельских истин, к вере, однажды преданной святым,- все же некоторые стороны евангельской вести еще оставались неосвещенными, как то: крещение через водное погружение, бессмертие как дар Иисуса Христа при воскресении, восстановление седьмого субботнего дня и целого ряда других библейских истин.

Мы, Адвентисты, глубоко верим, что в эти последние дни Бог призывает нас завершить начатую протестантами реформацию до полного и окончательного восстановления евангельских истин. Подобно тому, как на арену мировой истории в 17 веке выступили баптисты, чтобы подчеркнуть среди прочих забытых и попранных истин истину о крещении через водное погружение, и как в 18 веке последователи Веслея указывали на благодать как на дар Божий, так и ныне по нашему убеждению христианская церковь призвана возвратиться к полноте и чистоте первоапостольского Евангелия - "вечного Евангелия", которое согласно намерению [616] Божьему остается неизменным. По нашему мнению, все это связано с приготовлением церкви последних дней ко встрече с Господом.

Тот же принцип верности вечному Евангелию включает в себя также отвержение всякого духовного отступления и всех вымыслов "последних дней", о чем было известно апостолу Павлу за много лет вперед: "Дух же ясно говорит,- пишет он,- что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1Тим. 4, 1). Об этой опасности говорится также во 2Тим. 3 и 4 гл. где апостол Павел пророчествует о наступлении "тяжких времен", когда люди будут иметь "вид благочестия", а силы его отрекшиеся" (2Тим. 3, 1-5).

Тогда наступит предсказанное время, когда здравого учения принимать не будут, "отвратят слух свой от истины и обратятся к басням" (2Тим. 4, 3-4). Эти слова свидетельствуют о различных учениях, мнимо христианских движениях и всякого рода ложных толках, претендующих на истинные в общем течении протестантизма. Сюда можно также отнести и такие великие отступления в протестантизме, как эволюционное учение, "социальное" Евангелие, спиритизм, отрицание богодухновенности Библии, отрицание божественности Сына Божьего и другие утонченные хитросплетения. От всех этих традиционных и современных соблазнов Священное Писание дает нам соответствующее предостережение (Гал. 1, 8-9). Мы должны твердо держаться апостольской веры и здравого учения, а также истинного Евангелия, основанного на Библии, как оно в свое время возвещалось Христом, апостолом Павлом и другими апостолами (1Тим. 4, 13-16; 2Тим. 3, 14-16).

В истории церкви всегда подчеркивались [617] определенные истины для данного времени.

Так это было во дни первой апостольской церкви, во время средних веков, в период реформации и так же это обстоит в наши последние дни. Такие определенные духовные подчеркивания составляют настоящую истину для поколения, которому они возвещаются (2Петр. 1, 12). Мы верим, что живем в час Божьего суда и убеждены, что именно теперь народ Божий должен иметь полноту познания вечного Евангелия, соответствующую последнему времени.

Мы верим в чистоту веры, которую Господь ожидает от Своего народа в эти заключительные дни истории мира, когда искупленные вскоре должны встретиться со Своим Господом.

Итак, если Адвентисты седьмого дня и отличаются направлением своей проповеди от некоторых родственных нам протестантских течений, то это по нашему убеждению потому, что в данный час истории мира мы имеем особую весть.

Мы верим, что "вечное Евангелие" из Откр. 14, 6 является апостольским Евангелием, которое нужно понимать в свете наступившего великого Божьего суда и предназначенного для того, чтобы помочь детям Божьим одеться в одежду праведности Христа и жить в полном согласии с открытой волей Божьей в ожидании Его скорого славного явления. [618]

САТАНА, БЕСЫ И АНГЕЛЫ

ВОПРОС No 46

Как Адвентисты представляют себе ангелов и бесов? Считаете ли вы их духами умерших? А что вы можете сказать о дьяволе, является ли он личностью или просто злым влиянием; реальность или миф? Адвентисты седьмого дня верят, что ангелы являются сотворенными существами, превосходящими своими способностями человека (Евр. 2, 7). Они были сотворены Сыном Божьим прежде человека (Кол. 1, 16). В сравнении с человеком, они обладают большей крепостью и силой (2Петр. 2, 11). Они являются величественными существами (Матф. 28, 2-3), имеющими жилище на небесах (Матф. 18, 10).

Из Священного Писания мы знаем, что они составляют часть семьи Божьей на небе и на земле (Ефес. 3, 14-15). Писание упоминает о различных чинах ангелов, так оно говорит о херувимах и серафимах (Иез. 10, 19-20; Ис. 6, 2. 6). Апостол Павел пишет о начальствах, властях и мироправителях тьмы века сего, о духах злобы поднебесных (Ефес. 6, 12; сравни Кол. 2, 15). Некоторые из ангелов были совращены и стали мятежниками, а потому были низвергнуты с неба (2Петр. 2, 4). Эти павшие ангелы называются бесами или же нечистыми духами (Матф. 8, 16. 28-32; Марк. 5, 13; 1Кор. 10, 20-21). [619] А что касается сатаны или диавола, то согласно Св. Писанию, мы верим, что это реальная личность, самый сильный враг Бога и человека. Христос называет его "лукавым" (Матф. 13, 19). Он был когда-то ангелом света, самым выдающимся из ангелов и назывался Люцифером,- денницей, сыном зари (Ис. 14, 12-14). Но он не сохранил своего достоинства, своего высокого положения (Иез. 28, 13-18; Лук. 10, 18; Иоан. 8, 44), и увлек за собой целое полчище ангелов, склонив их сначала к недоверию, а затем к открытому неповиновению Богу и Его правлению (2Петр. 2, 4; Иуды. 6). Ныне он, будучи князем бесовским (Матф. 12, 24), вместе с тьмами злых ангелов ведет ожесточенную борьбу против Бога и Христа (Откр. 12, 7-10).

Таким образом, мы верим, что сатана является сотворенным существом, некогда занимавшим самое высокое положение среди ангелов.

Он именовался "помазанным осеняющим херувимом" (Иез. 28, 14), имел полноту мудрости и был венцом красоты, печатью совершенства (ст. 12). Его высоко чтила вся вселенная. Он был на святой горе Божьей, где Бог являл Свою славу и был совершен в путях своих, доколе не нашлось в нем беззаконие (Иез. 28, 14. 15). От красоты возгордилось его сердце, и от тщеславия он погубил свою мудрость (Иез. 28, 17). Честолюбие и зависть погубили его, и он склонил часть ангелов к восстанию против Бога и Христа (Откр. 12, 7-9). В результате он был низвержен с горы Божьей (Иез. 28, 16) на землю (Иез. 28, 17; Ис. 14, 12). В настоящее время он князь бесов (Лук. 11, 14-18).

Это небесное существо, "не устоявшее в истине" (Иоан. 8, 44), явилось в Едеме, в саду Божьем [620] (Иез. 28, 13), и совратило Адама и Еву ко грехопадению, посеяв в них сомнение и в словах Божьих и Его благости (Быт. 3, 1-5). Адам пал, и в результате его греха и непослушания - пришла смерть (Рим. 5, 12). Сатана, древний искуситель, ныне ходит по земле (Иов. 1, 7; сравни 1Петр. 5, 8), сделавшейся полем его разрушительной работы.

Он зачинщик греха и причина всех болезней и смерти (Иез. 28, 15; Лук. 13, 16; Иоан. 8, 44; Деян. 10, 38; Евр. 2, 14).

В противоположность Христу, Который именуется "Святым" (Деян. 2, 27; 13, 35), сатана назван "лукавым" (Матф. 13,19). Он есть воплощение всякого нечестия и беззакония.

Он согрешил первым и является отцом лжи (Иоан. 8, 44). Он назван "князем, господствующим в воздухе" (Ефес. 2, 2), "князем мира сего" (Иоан. 12, 31; 14, 30; 16, 11), и "богом века сего" (2Кор. 4, 4). Он силен, но не всемогущ.

Победить его без помощи Божьей человек не может. Оказывать ему противодействие можно лишь будучи послушным Богу (Рим. 6, 17-21; Иак. 4, 7), нашим упованием на силу Божью, и приняв всеоружие Божье (Ефес. 6, 10-17).

Не получившие прощения находятся во власти сатаны (Деян. 26, 18) и весь нечестивый мир - под его злым влиянием (Иоан. 5, 19). Он имеет множество различных умыслов (2Кор. 2, 11) и даже способен принимать вид ангела света (2Кор. 11, 14). Он ослепляет глаза людей настолько, что человек перестает видеть свет Евангелия Божьего (2Кор. 4, 4). Он похищает Слово Божье из сердец, в которых оно посеяно (Лук. 8, 12).

Сатана ставит людям сети (1Тим. 3, 7; 2Тим. 2, 26), влагает в их сердца злые намерения (Иоан. 13, 2; [621] Деян. 5, 3), и даже входит в человека (Лук. 22, 3). Он сеет плевелы на ниве Божьей (Матф. 13, 25. 39), и действует со всякими знамениями и ложными чудесами, чтобы совратить людей на свою сторону (2Фес. 2, 9-10). Сатана имеет служителей, исполняющих его поручения (2Кор. 11, 14. 15) а также свои церкви, совершающие его работу (Откр. 3, 9). Он клевещет на "братьев" перед Богом день и ночь (Иов. 1, 6-12; 2, 1-6; Откр. 12, 9-10).

С тех пор, как сатана обольстил в раю человека, он несет на себе вечное проклятие (Быт. 3, 15). Его участь определена. Ему и его ангелам приготовлен вечный огонь (Матф. 25, 41; Откр. 20, 10). Христос пришел на нашу землю и принял нашу плоть, чтобы разрушить дела диавола (Евр. 2:14; 1Иоан. 3, 8). Когда Он был в пустыне, сатана старался победить Его (Марк. 1, 12-13), но не победил и с тех пор сатана направляет свои усилия к тому, чтобы преследовать Его церковь (Откр. 12, 12. 17). На Голгофском кресте его власть была сломлена и теперь он - побежденный враг (Иоан. 12, 31; 16, 11; 1Иоан. 3, 8). Вскоре он будет сокрушен под ногами святых (Рим. 16, 20).

И теперь, перед наступлением конца времени, темные нечистые духи действуют и влияют на народы, собирая их вместе к великому дню Бога Вседержителя (Откр. 16, 14). Во время Второго пришествия Христа сатана будет связан на тысячу лет (Откр. 20, 1-3). В конце этого периода он будет освобожден на малое время и затем будет брошен в озеро огненное, где его постигнет окончательная погибель (ст. 10). Он вместе со своими злыми ангелами будет обращен в пепел и не будет его вовек (Иез. 28, 18. 19; Матф. 25, 41). Вот то, что мы знаем о сатане, его биографии, на основании Слова Божьего. [622]

ВОПРОС О НЕЧИСТОЙ ПИЩЕ

ВОПРОС No 47

Верят ли Адвентисты седьмого дня, что употребление в пищу морских раков, крабов, свинины и всего того, что было запрещено законом Моисеевым, и теперь является для христиан запретным и греховным? Этот вопрос касается очень важной проблемы: отношения христианина к закону Моисееву. Этот вопрос, как известно, имеет древнюю историю и по сей день продолжает обсуждаться богословами.

Сначала мы постараемся ответить на вторую часть вопроса. Согласно нашему убеждению, Десятисловие отличается от закона Моисеева, но то и другое является откровением Божьим.

Один из этих законов является выражением вечных принципов Божьих, тогда как другой - в основном относился к церемониальной или жертвенной системе, которая прообразно указывала на Господа нашего Иисуса Христа. Мы верим, что церемониальный закон был исполнен Христом на Голгофском кресте, как об этом ясно сказано в Ефес. 2, 14-15 и в Колос. 2, 14-17.

Кроме того, в законе Моисеевом находятся советы о взаимоотношениях между людьми, о гражданских судах, о здоровье и многих [623] других жизненно-важных вопросах, как религиозных, так и житейских. Многие из этих советов или наставлений не утратили свое значение и сделались составной частью христианского вероучения. Это можно видеть из следующего:

1. Мы должны любить Бога всем сердцем и ближних - как самих себя (Втор. 6, 5; 10, 12; 30, 6; сравни Матф. 19, 19; 22, 39; Рим. 13, 9; Гал. 5, 14).

2. Мы должны быть святы, потому что Бог свят (Лев. 11, 44; 19, 2; 20, 7; сравни 1Петр. 1, 15-16).

3. Мы должны знать, что значит быть освященными (Исх. 31, 13; Лев. 20, 8; Иез. 20, 13). Сравните с текстами Нового Завета.

Эти истины были важной составной частью закона Моисеева и естественно не были отменены на Голгофском кресте. Напротив, они еще более утвердились в учении Иисуса Христа и таким образом сделались законом нашей жизни в Нем и через Него.

То же относится к законам о питании, данным Израилю в древности. Верно, что мы воздерживаемся от употребления в пищу некоторых блюд, указанных в первой части вопроса, но вовсе не потому, что закон Моисеев обязывает нас этому! Мы твердо стоим в свободе, которую даровал нам Бог, но нужно заметить, что Бог разделил животных на "чистых" и "нечистых" еще во дни потопа, задолго до закона Моисеева.

Из этого мы делаем вывод: если в то время Бог признал нужным предостеречь Свой народ от употребления в пищу некоторых блюд, то значит эта пища не была полезна человеку и поскольку мы имеем ту же плоть, что и древний Израиль и все другие народы,- посему верим, что и сегодня эта пища непригодна для питания. [624] Этот вопрос о чистой и нечистой пище в основном имеет для нас первостепенное значение, ибо является вопросом, касающимся здоровья, поскольку мы верим, что "Бог является автором как физических, так и нравственных законов" (НУХ. 347).

Наше учение о здоровье не сводится лишь к религиозным запретам, оно гораздо важнее чем тщательное избрание нашего питания. Для нас - это хорошо продуманная программа здоровья. Мы считаем своим христианским долгом хранить и поддерживать тело в здоровом состоянии для служения во славу Божью.

Мы верим, что наши тела являются храмом Святого Духа (1Кор. 3, 16; 6, 19; 2Кор. 6, 16), и если мы едим или пьем или что-либо другое делаем,- все должны делать во славу Божью (1Кор. 10, 31). [625]

ОТНОШЕНИЕ АДВЕНТИСТОВ К ВСЕМИРНОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ

ВОПРОС No 48

Каково ваше отношение как христиан ко всеобщей миссионерской программе по евангелизации нехристианского мира? Считаете ли вы своим долгом охватить проповедью только некоторые районы мира, оставляя другие прочим христианским обществам? Наша позиция в данном вопросе весьма ясно представлена в одном из основополагающих документов церкви АСД: "Рабочая политика Ген.

Конференции" в разделе: "Об отношении к другим обществам", который впервые был одобрен осенней сессией Генеральной конференции в 1926 году. Впоследствии он был пересмотрен и расширен.

Его копия в виде отдельного руководства вручается каждому миссионеру, направляющемуся на ниву Божью.

Ниже мы приводим полное заявление:

ОБ ОТНОШЕНИИ К ДРУГИМ ОБЩЕСТВАМ

Желая избежать всевозможных недоразумений или разногласий по отношению к работе других миссионерских обществ, мы выдвигаем следующие принципы в качестве руководства для наших работников, трудящихся на миссионерских полях:

1. Каждого, кто возвещает людям Христа, мы считаем орудием Божьим в Его плане евангелизации мира. [626] Мы высоко ценим всех христиан - мужчин и женщин - других обществ, которые приводят людей ко Христу.

2. Там где наша евангелизационная работа соприкасается с работой других религиозных обществ,- нами должен руководить дух христианской учтивости.

3. Мы считаем, что одним из важнейших признаков истинной религии является религия, основанная на совести и убеждении. Поэтому наша постоянная забота заключается в том, чтобы не привлекать в церковь никого, кто руководствуется эгоистичными интересами или временными преимуществами и кто держится за свое членство из иных побуждений, чем те, которые влекут его к истинному общению с Иисусом Христом. Если изменение убеждения какого-либо члена нашего общества более не позволяет ему разделять нашу веру и образ жизни, то мы признаем не только как его право, но и долг - переменить религиозную принадлежность в согласии со своими убеждениями.

4. Прежде чем принять в нашу церковь кого-либо, кто раньше был членом другой церкви, необходимо со всей тщательностью убедиться в том, что приближенный принимает членство исключительно в силу своего религиозного убеждения и исходя из своего личного взаимоотношения с Богом.

Если возможно, желательно поговорить с руководителями той церкви или миссии, к которой приближенный ранее принадлежал.

5. Лица, несущие наказание в других церквах или миссиях за аморальное поведение, не могут быть приняты в наше общество без доказательств полного покаяния и исправления.

6. Книгоноши, учителя и другие сотрудники прочих религиозных обществ не могут работать в нашей миссии до тех пор, пока не будет переговорено с руководителями той церкви или миссии, от имени которой они трудились.

7. Что касается материального вознаграждения, сначала необходимо посоветоваться с миссионерским руководством, а затем сравнить его с тем, какое выплачивается в другом миссионерском обществе, действующем в том же поле.

8. Что касается разделения поля деятельности и установления его границ, то в этом мы должны руководствоваться следующими соображениями: А) Подобно тому, как в прошлое согласно Провидению Божьему возникали различные религиозные общества и движения, чтобы обратить внимание людей на [627] различные стороны евангельской истины, так и с возникновением Адвентистов седьмого дня как народа, связано выполнение особой задачи всемирного значения: возвестить людям близость Второго пришествия Христа, призывая их особенным образом приготовиться к встрече с Господом, как это открыто в Священном Писании.

Б) Поскольку эта Адвентистская весть ясно описана в пророчествах Св. Писания, а особенно в Откр. 14, 6-14,- следовательно, это специальная весть "вечного Евангелия", предшествующая пришествию Спасителя, должна быть проповедана "каждому племени, колену, языку и народу". Всемирный характер этой евангельской вести не позволяет нам ограничиться свидетельством лишь в некоторых районах.

Напротив, он побуждает нас проповедовать всем людям на всем земном шаре.

Там, где различные миссионерские общества работают очень близко друг от друга, всегда возможны недоразумения. Мы об этом глубоко сожалеем и заверяем наших соработников по возвещению Евангелия Христа, что в соответствии с декларацией, принятой в 1926 году мы со своей стороны приложим все усилия к тому, чтобы избежать таких недоразумений.

Относительно же "прозелитства" мы желаем сказать следующее.

Согласно Полному толковому словарю под редакцией Мериам-Вестера слово "прозелит" означает: "привить кому-либо новую религию, убеждение, систему" или "обратить". Все церкви стремятся обратить кого-либо в свою веру.

Наряду с другими христианскими обществами, мы верим, что Бог дал нам поручение, которое выражено следующими словами: "Итак, идите, научите все народы" (Матф. 28:19). Это поручение мы и ныне стараемся исполнить.

С другой стороны, приобретение новых членов [628] путем материальных и всяких других поощрений и вознаграждений,- Адвентисты седьмого дня категорически отвергают.

Все люди,- как мужчины, так и женщины - могут стать истинными членами тела Христова лишь посредством возрождающей и преобразующей силы Божьей.