Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 30 апреля 2024
ГЛАВА 2. БОЖЕСТВЕННОСТЬ ДУХА PDF Печать Email

 

Бог - в трех Лицах. Он состоит из трех Личностей: Отца, Сына и Святого Духа. Бог - это общее имя Троицы. Как мы индивидуально принадлежим к определенной семье и носим ее фамилию, так же и Бог имеет семейное имя. Это имя - Бог. Как мы индивидуально, каждый в своей семье, имеем свои личные имена, кроме нашей фамилии, так и каждая Личность Божества имеет свое личное имя: Отец, Сын, и Святой Дух.

Хотя Бог состоит из трех Личностей, мы говорим, что Бог един и называем себя монотеистами, т. е. признающими единого Бога. Мы считаем, что совершенно справедливо признавать Его как единого, потому что три Личности Божества едины в одной цели, мыслях, воле, планах и намерениях. В действительности для нас людей, это кажется чем-то озадачивающим и невозможным. Мы привыкли думать о разных личностях, имеющих каждый свою волю, мысли, цели и планы. В действительности так оно и есть, даже если отношения между людьми самые близкие. Но другое дело по отношению к Богу. Он един в трех Личностях.

"Небесная Троица состоит из трех живых Личностей... Отца, Сына и Святого Духа" (Евангелизм, стр. 615). Вместе с древними евреями Адвентисты седьмого дня и другие христиане могут смело сказать: "Господь Бог наш, Господь един есть". (Втор. 6, 4). Моисей, говоря о Боге, сказал "наш Бог". В этом тексте слова "наш Бог" можно было бы точнее перевести, употребляя множественное число "наши Боги". Несмотря на свой глубоко укоренившийся монотеизм, иудеи до сих пор пользуются множественным числом в обращении к Богу. Это употребление множественного числа в обращении - определяется не величием Его Личности, а вернее сделать логичный вывод, что Моисей, употребляя множественное число в обращении к Богу, имел в виду три Личности Божества: Отца, Сына и Святого Духа.

Святой Дух - один из трех Личностей Божества, часто встречается в Библии. В самом начале Библии Он представлен нам в повествовании о творении: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и [12] пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 1-2).

Только благодаря Его творческой силе, Бог ярко противопоставляется идолам. Когда необходимо определить различие между идолами и истинным Богом, Его творческая сила является самым верным и бесспорным определением истинного Бога-Творца. "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил" (Пс. 95, 5; Иер. 10, 1-16). Через Иисуса Христа Отец совершил творение. "Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1, 3).

В создании мира совместно с Богом Отцом и Богом Сыном также участвовал и Дух Святой. Говоря о творении, псалмист восклицает: "Пошлешь Дух Твой - созидаются и Ты обновляешь лице земли" (Пс. 103, 30). Книга Иова также отображает творческую роль Духа: "Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33, 4).

Все Личности Божества были объединены в творении. Все, что творили члены Божества, они совершали совместно, хотя возможно у каждого была своя определенная роль. Участие Духа в творении свидетельствует о божественности Духа.

Крещение символически изображает ворота, ведущие в церковь. Посредством крещения верующий становится членом небесной семьи, так как он крестится во имя Отца, Сына и Святого Духа. (Матф. 28, 19). "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божьими" (Иоан. 1, 12). Через это символическое служение, в котором участвует верующий, побуждаемый любовью Отца, через возрождающее действие Духа Святого, он оставляет свою старую семью и становится членом божественной семьи. И теперь он брат Иисуса, который дарует ему благодать и силу, жить согласно Божьей воле. Из этого момента Дух Святой становится Его постоянным помощником в борьбе против его собственных греховных наклонностей и всяких искушений извне. И это согласуется с той мыслью, которую выразил ап. Павел: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор. 13, 13). Этот текст, а также текст из Матф. 28, 19 дают наиболее полное и точное представление о Троице. [13] Все три Личности Божества действуют сообща в деле спасения человека. "Отец, Сын и Святой Дух - все эти три небесные Личности заявили, что Они помогают людям преодолеть силы тьмы. Все средства небес предложены тем, которые через крещение заключили завет с Богом" (К. АСД ЕГУ т. 5. 1110 стр.).

Как Иудеи, так и мусульмане часто обвиняют христиан в политеизме т. е. в поклонении более, нежели одному Богу.

Как христиане, в Божестве мы признаем три Личности, но поскольку Они имеют одну цель, одни мысли, один характер,- мы все же считаем себя поклонниками Единого Бога. Христианский триединый Бог совершенно отличается от богов Олимпа и богов северных сказаний. В представлении поклоняющихся многим богам признается существование вечной борьбы между различными богами. Каждый из этих богов имеет свою личную волю и намерение, не имея одной цели и мыслей. С другой стороны, христианский Бог - это не триада богов, но Один Бог в трех Личностях, т. е. в Троице.

Ап. Петр в беседе с Ананией о Боге и Духе говорил как о равных, ссылаясь на их взаимосвязанность. Петр сказал: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить от цены земли? Чем ты владел, не твое ли было и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил в сердце твое это? Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5, 3). Эта взаимозаменяемость убедительно выражает единство, существовавшее между личностями в Боге. (См. также Деян. 10, 38).

Но Петр не является единственным библейским автором, применяющим взаимозаменяемость Бога и Духа Святого. То же самое делает и Павел.

Он пишет Коринфянам: "Дары различны, но Дух Один и тот же. И служения различны, а Господь Один и тот же. И действия различны, а Бог Один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом Слово мудрости, другому - слово знания,- тем же Духом, все же сие производит Один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно". "И иных поставил Бог в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями, далее иным дал дары чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные [14] языки." (1 Кор. 12, 4-9), (1 Кор. 12, 11. 28). В этом тексте Павел представляет Духа Святого, Господа и Бога как чередующихся, взаимозаменяемых.

При творении Бог намеревался сделать человека храмом Духа, живущего на земле. Дух - это жизнь и частицу этой жизни Бог желал вселить в человеке: "От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы каждое сотворенное существо - от светлого святого серафима до человека - было храмом для пребывания Создателя.

По причине греха человек перестал быть храмом Бога живого... Они не пожелали стать святым храмом Духа Божьего". (ЖВ. стр. 161). Для тех, кто опровергает Божий план снова, это свидетельство является особой истиной.

Таким образом грех нарушил план Божий.

Но через рождение свыше Божий план снова осуществится. "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога?" (1 Кор. 6, 19).

Кальвин говорил: "Действительно, даже Писание, говоря о Нем (о Духе), постоянно называет Его Богом. Итак, Павел говорит, что мы являемся храмом Бога, поскольку Дух Его обитает в нас... Сам апостол пишет, что мы - храм Бога; а в другом месте в том же смысле говорит, что мы "храм Святого Духа".

Через Духа Святого Бог желает жить в человеке. Мартин Лютер говорил: "Святой Дух - это не просто дух-творение или к примеру, что-то существующее независимо от Бога и в то же время дается человеку Богом или просто является действием Божьим в наших сердцах, но Он - Дух, Который Сам по существу является Богом". (Труды Лютера т. 24, 297 стр.) Иисус, говоря об излитии Святого Духа на апостолов, назвал Его другим Утешителем в Иоан. 14, 16. Он говорит, что Бог пошлет этого Утешителя, потому что "Я умолю Отца". В этом тексте Иисус обращается к Отцу, как к равному Ему. Глагол, употребленный Иисусом "умолю" в этом тексте имеет главное значение "просить" или "обращаться с просьбой". В трудах Иоанна это обычно означает личную просьбу у равного себе. (Кемпбелл Морган. "Дух Божий" 1973 г. стр. 108. 109.) Здесь Иисус обращается к своему Отцу, как к равному, прося о Даре Своим последователям.

Иисус намеревался послать апостолам и последующим поколениям Своих учеников подобного Себе, Который как и Он является Божеством. Иисус перед этим сравнивал Себя со Своим Отцом. Теперь Он уподобляет Себя Духу Святому. Следовательно, все Они одинаковы - три лица Божества.

Все те свойства, приписываемые Духу в Библии, также [15] приписываются и Богу.

Дух имеет в Себе жизнь (Рим. 18, 2). Он Всеведующий (1 Кор. 2, 10. 11), Он Вездесущий (Пс. 138, 1-6), Он Всемогущий (Быт. 1, 2), Он Святой (Лук. 11, 13), Он Вечный (Евр. 9, 14). И еще много других свойств можно было бы перечислить, показывающих, что Дух - это Бог, поскольку этими свойствами не обладает ни одно другое сотворенное существо. Это еще раз доказывает, что Дух - Бог.

Но теоретического значения о Духе недостаточно. В действительности важно то, как я думаю о Духе и какие отношения у меня с Ним, как Личности в течение всей моей жизни и когда я решаю различные вопросы. Поступаю ли я в своей ежедневной жизни с сознанием того, что Он является Личностью, постоянно находящейся рядом со мной, руководящей моими мыслями, делающей меня способным приходить к верным выводам и принимать наиболее правильные решения? Верю ли я, что могу иметь постоянного божественного Руководителя и Помощника, находящегося рядом со мной? Нам дано обетование: "Сам Бог предусмотрел для каждой души, обращающейся к Господу, чтобы она получала немедленное содействие. И это совершается Его Святым Духом" (ЕГУ. Моя жизнь сегодня, 47).