ГЛАВА 20 |
1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал: 2 размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их. 3 Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня. 4 Разве не знаешь ты, что от века - с того времени, как поставлен человек на земле, - 5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? 6 Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, - 7 как помет его, навеки пропадает он; видевшие его скажут: «где он?» 8 Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. 9 Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. 10 Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. 11 Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. 12 Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, 13 бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, 14 то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. 15 Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. 16 Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. 17 Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! 18 Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. 19 Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил; 20 не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего. 21 Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счaстье его. 22 В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. 23 Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его. 24 Убежит ли он от оружия железного, - пронзит его лук медный; 25 станет вынимать стрелу, - и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него! 26 Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его. 27 Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него. 28 Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. 29 Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! Комментарий к 20-й главе 1 20:3 Софар возбужден упреком в несправедливом преследовании Иова (19:28, 29). На самом деле, упоминание о суде заставило его защищаться, как это часто бывает с тем, кто, будучи обличен, пытается любой ценой отстоять свою «честь». 2 20:17 Помимо Моисея, только пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль использовали образ «текущего молока и меда» как символ блаженства и процветания. Но и они использовали его только тогда, когда ссылались на историческое обетование, данное Израилю в свое время (см. Ис. 7:15, 22; Иер. 11:5; 32:22; Иез. 20:6, 15). 3 Буквально на одном дыхании высказывает свой ответ Софар. Все его аргументы звучат прекрасно, но не весьма убедительно. Потому он спешит высказать их, чтобы никто не прервал его.
|