Память — это способность головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить их. Без всех этих составных частей единого психического процесса — восприятия информации, запечатления, хранения и воспроизведения ее — памяти быть не может. В процессе обучения человека, как известно, основную роль играет память, которая, по словам «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, является «краеугольным камнем психического развития». И.М. Сеченову принадлежит и другое меткое выражение, имеющее прямое отношение к теме: «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим». Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы. В дальнейшем многие ученые — ИЛ. Павлов, АА.. Ухтомский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко отводили памяти ведущую роль в развитии личности и считали ее базой психики. По своей природе память многообразна: · осознаваемая, неосознаваемая · кратковременная, долговременная, · эмоциональная, · зрительная, · слуховая, · словесно-логическая, · двигательная. У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов — слуховая, у спортсменов — двигательная, у философов, политиков, дипломатов — словесно-логическая. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Приведем несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Такими же способностями обладал и афинский полководец Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20 тыс. жителей греческой столицы. Академик А.Ф. Иоффе помнил всю таблицу логарифмов, которой пользуются в школе (таблицы Брадиса). Трудно представить, что эти таблицы можно запомнить! Современник А.Ф. Иоффе — академик C. Чаплыгин мог выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому случайно он звонил лет пять |назад, всего один раз. Все эти примеры наглядно дем6нстрируют большие возможности памяти. Как утверждает академик Н.П. Дубинин, мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток. Представьте теперь, что каждая из них обладает 5 тыс. связей с другими клетками. Все это создает поистине безграничный потенциал возможностей. Можно сказать, что любой человек в течение своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг. Одну миллиардную долю возможностей использует и гениальный и обыкновенный человек. Поэтому можно предположить, что отличие между ними качественное. И не случайно считается, что талант — это умение попасть в точку, которую все видят, но попасть не могут. Гений же — это умение попасть в ту точку, которую видит только он. Это уже совсем иной уровень интеллектуального качества. Американский математик и физик Джон фон Нейман сделал расчеты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов книг. Можно уверенно заключить: никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того, что ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой. Память является важнейшей познавательной функцией и может быть подвергнута тренировке как любая функция. На человека, оказывают воздействие три фактора: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Деление это является условным, так как обычно происходит гармоничное слияние факторов. Улучшение физического состояния оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу. Положительный эмоциональный настрой благотворно влияет на физическое здоровье. Хорошее физическое и эмоциональное состояние создает предпосылки для повышения интеллектуального уровня на фоне крепкого здоровья и радостного настроения. Давайте посмотрим, как же это влияет на решение нашей проблемы.. Физический фактор. Человек может плодотворно работать только тогда, когда он обладает крепким физическим здоровьем. Определенный комплекс упражнений поможет вам совершенствовать и поддерживать свое здоровье на должном уровне. Эмоциональное состояние человека определяет в значительной степени его поведение, работоспособность, результативность деятельности. Вот почему уметь управлять своим эмоциональным состоянием — задача чрезвычайно важная, Только тренируя свое эмоциональное состояние, находясь в оптимистическом настроении, человек добивается успеха. Интеллектуальный фактор. Может ли человек повысить свой интеллектуальный уровень если он постоянно все забывает? Наверное, трудно найти человека, который сказал бы, что он доволен своей памятью. Каждый так или иначе в определенные периоды деятельности высказывает неудовольствие по поводу своей памяти. Мы поставили своей целью рассмотреть приемы и методы улучшающие нашу память. Давайте рассмотрим некоторые примеры: Альберт Эйнштейн во сне установил взаимосвязь между пространством и временем, послужившую основой для его знаменитой теории относительности. Карл Гаусс открыл закон индукции. Нильс Бор — структуру атома, это открытие произвело переворот в современной физике. Грегор Иоганн Мендель — законы наследственности. Александр Флеминг — пенициллин. А.Рей-Нолъде — авторучку. А.С. Грибоедов во сне увидел план своей комедии «Горе от ума». Рафаэль Санти — образ своей знаменитой Мадонны. Известен также и случай с французским математиком Эваристом. Галуа. Накануне смерти, будучи тяжело раненным на дуэли, од сделал блестящее открытие. Вот как описывается это событие в книге Ц Л..Короленко и Г.В.Фроловой «Чудо воображения»: «...Ночь накануне смерти Галуа провел в лихорадочном состоянии, спешно, непоследовательно, отрывочно ложились на бумагу его математические идеи: ученый торопился передать их в письме другу. (Его работа по высшей алгебре была отклонена Академией наук как «неясная».) Немногие друзья верили в гений молодого Галуа и настойчиво продолжали дальнейшие исследования, ,в основу которых легли предсмертные идеи ученого. Позже определилось: Галуа изложил теорему, которую смогли сформулировать и использовать только через 25 лет, когда математическое мышление было достаточно развито». И последний пример. Любопытный случайиз жизни первокурсника. Он много занимался спортивной и общественной работой. Лекции и аудиторные (практические) занятия посещал регулярно, не пропускал их, так как за пять прогулов, он это хорошо знал, отчисляли из института. На лекциях и аудиторных занятиях по начертательной геометрии он просто слушал и воспринимал. Он не понимал, как это можно объемные фигуры проектировать на плоскость, определять истинные величины окружностей, эллипсов, граней прямоугольников и кубов. Учебник по начертательной геометрии он не открывал, хотя название и автора (Гордон) помнит до сих пор. И вот наступило последнее в семестре аудиторное занятие. Преподаватель предмета начертил на доске очень сложную, по его словам, задачу пересечения цилиндра с шаром; необходимо было определить кривую пересечения. Когда преподаватель писал на доске условие задачи, студент думал о том, как же он будет сдавать экзамен по этому предмету. Но вдруг... К своему огромному удивлению, он осознал: то, что пишет и говорит преподаватель, поясняя задачу, ему понятно. Он наперед знает ее решение. Когда преподаватель повернулся к студентам, то увидел три поднятые руки в аудитории, три студента изъявили желание решить эту задачу. Преподаватель с некоторой долей юмора и иронии сказал: — Предоставим слово студенту Иванову. Весь семестр он молчал; как молчал, мы знаем, послушаем теперь,как он может говорить. , Сдвоенный урок они решали эту и другие задачи, спорили, но находили верное решение. На экзамене преподаватель начертательной геометрии поставил студенту Иванову высший балл, практически ничего не спрашивая по билету. Отвечая на наш вопрос, что же случилось, когда он сидел в аудитории в состоянии уныния, взирая на доску с непосильной задачей по начертательной геометрии, Михаил Иванов сказал: «В этот момент я вспомнил вдруг состояние радостного подъема, вдохновения, память моя заработала ярко и точно, вытаскивая из глубины подсознания все, что ранее там было заложено, когда я, казалось бы, пассивно сидел на занятиях по начертательной геометрии». Приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что у человека бывают такие минуты, часы, а может быть, и дни, когда ему все удается, все получается. Это-озарение, когда сознание и подсознание функционируют «рука об руку». Это состояние можно научиться вызывать у себя, и тогда оно блестяще решает задачу активизации памяти. Как же работает, функционирует наша память? Анатомическая структура памяти Согласно древним восточным учениям, все люди по творческим способностям подразделяются на два типа. По терминологии русского физиолога академика ИЛ. Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а художники — зрительную. Современные исследования дают научное понимание древних учений Востока и подтверждают их. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В ведении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, целостному восприятию действительности, без ее дробления. Значит, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. И если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников. Левое полушарие Правое полушарие Логика Интуиция Вербальное мышление (логическое) Речь Чтение Письмо Счет Невербальное мышление ( пространственно-образное) Сознательная деятельность мозга-10% Подсознательная деятельность мозга-90% В обыденной жизни каждое полушарие дополняет одно другое: правое — имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. левое — упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи. Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития левого, логического, полушария, в результате чего большая часть человечества утратила способность использовать свое подсознание, отказавшись тем самым от важных источников информации. Как видно из таблицы, на уровне сознательной деятельности функционирует только 10 % нашего мозга, подсознательная деятельность — это 90 %. Из этого можно сделать вывод, без воздействия на механизмы подсознательных процессов, без управления подсознательной сферой невозможно решить задачу дальнейшей активизации творческой деятельности и развития механизмов памяти. Чтобы успешнее воздействовать на какой-либо механизм, нужно выяснить особенности его функционирования. Рассмотрим схему поступления информации в мозг. Информация от левого и правого глаз поступает в мозг двумя путями: напрямую и перекрестно. Полушария мозга соединяются так называемым мозолистым телом — пластом нервных волокон, которые делают возможной коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту. Человек в идеале, должен научиться включать то одно, то другое полушарие мозга, а также знать, как давать им отдых во время самой напряженной работы. Физиология памяти Известный русский ученый академик АА Леонтьев, выступая с публичной лекцией о проблемах физиологии памяти, сказал: «Одна из древнейших загадок нашего мозга — его способность воспринимать, перерабатывать и хранить информацию, используя различные кодовый системы и различные функции памяти. Уже более ста лет изучают природу этого феномена, а точного ему объяснения все же пока нет». С точки зрения физиологии памяти, для нас наибольший интерес представляет та ее функция, которая получает название зрительной памяти. Она бывает трех типов: · иконическая — сенсорный (чувствующий) регистр, · кратковременная · долговременная. Продолжительность хранения данных в сенсорном регистре всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени вы не сумели использовать полученную информацию, т.е. не передали ее дальше, она теряется безвозвратно. . Иконическая память Кратковременная память Долговременная память Продолжительность хранения данных Несколько сотен миллисекунд 15-30 секунд Как угодно долго Овал: Рабочий буфер Распознавание образов и текста Известное-неизвестное; Новое-старое. Сигналы, поступившие в кратковременную память, удерживаются более длительное время — примерно 15-30 с. Это время определяется типом информации на входе. Содержимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок функционирует уже долговременная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь. Алгоритм памяти (процессы памяти) Основные процессы памяти можно представить в виде четырех блоков алгоритма Воспроизведение Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить последующее качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи и хранения информации. И хотя некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению, можно найти средства воздействия на механизмы этих процессов. Процессы записи и хранения информации в значительной степени происходят на подсознательном уровне, отсюда задача — воздействовать на наше подсознание и, следовательно, активизировать деятельность правого полушария. Механизмы, воздействия на память Рассмотрим, как происходит процесс закрепления поступающей информации . Когда мы воспринимаем какую-то информацию, тут же срабатывает механизм иконической памяти — формируется мгновенный последовательный образ-икона, т.е. именно то, что моментально запечатлевается. Затем происходит обработка информации в кратковременной памяти. Именно на этом этапе идет эффективный обмен информацией с рабочим буфером (кладовой памяти): известно — неизвестно, знаю это — не знаю, читал — не читал, слышал где-то что-то... И наконец, только то, что попадает в долговременную память, подлежит дальнейшему эффективному четкому воспроизведению. Механизм воздействия на рабочий буфер — это как бы промежуточный элемент памяти. Есть возможность активизации и этой сферы деятельности нашего мозга. ВИДЕОТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ПАМЯТИ Что такое видеотренинг? Под этим понимается тренировка нашей способности к визуальному мышлению. Видеотренинг занимает важное место в развитии памяти Прежде всего следует отметить, что из всех видов памяти наиболее важной для нас является зрительная. Мы не ставим перед собой задачу умалить другие виды памяти, но в режиме быстрого обучения, предпочтение отдается зрительной памяти. Почему? Потому что зрительная память самая экономичная. В основе тренинга зрительной памяти лежит известная гипотеза советского психолога профессора В.Л. Зинченко о продуктивности восприятия. Восприятие всегда активно, продуктивно, оно предполагает антиципацию, т.е. предвосхищение, предугадывание последующих событий читаемого текста. Читая в таком режиме, вы как бы говорите себе: «То, что я увижу сейчас, я уже знаю наперед», т.е. прежде чем увидеть что-то, мы уже знаем, что это будет. Не всём присуще это качество. Психологи отмечают, что люди по характеру восприятия делятся на два типа: 1) эмоциональный — восприятие основано на ощущениях, эмоциях, вкусах; 2) логический — восприятие вербально-логическое, словесное. Можно ли развить у себя признаки эмоционального восприятия?. Видеотренинг в системе памяти представляет собой визуализацию предметов изображений, текстов. Надо не просто читать тексты, а постоянно зрительно представлять себе образы, которые возникают в процессе чтения. Старайтесь не только понять общий смысл текста, но и представить панораму событий, а важные моменты текста вообразить яркими образами. Мы так же рассмотрим еще два понятия, существенно продвигающих нас на пути развития видеотренинга. Эйдетизм и синестезия Возможности нервной системы, и в частности головного мозга, столь велики, что мы то и дело сталкиваемся с весьма загадочными явлениями, которые иногда бывает трудно объяснить. О таких явлениях мы и поговорим сейчас. Мы уже рассмотрели особенности работы левого и правого полушарий и выяснили, что невербальное образное мышление наиболее продуктивно и совершенно. Все творческие процессы совершаются именно на этом уровне. К сожалению, есть основания предпола- гать, что у большинства людей активность названного вида мышления чрезвычайно мала. Наша задача — активизировать именно эту часть нашего интеллекта, постепенно увеличивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное образное мышление. Мы познакомим вас с двумя направлениями развития вашего мышления, роль которых в развитии и видеотренинге памяти исключительно велика, — это эйдетизм и синестезия. Эйдетизм — это фотографическая память. Люди, обладающие такой памятью, «видят» свои воспоминания так, словно мозг проецирует их на некий экран. Человек, обладающий эйдетическим восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию воспринятой картины, отражающейся у него как бы на внутреннем экране, и хранится какое-то время, в течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину, удерживает ее на уровне иконической памяти. А затем появляется как бы внутренний луч, который сканирует эту картину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так кратко можно изложить механизм эйдетической памяти (механизм этого процесса пока неясен). По мнению некоторых ученых, эйдетизм в зрелом возрасте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 10-12 лет обладают эйдетическим восприятием. Многолетние наблюдения доказывают справедливость данного факта. Представьте себе такую ситуацию. Средняя школа, IV класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение: как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний взгляд на страницу раскрытого учебника, Петя идет к доске. И здесь происходит чудо И слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит внутренним взором всю страницам целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и ставит ученику «5». Подобные факты нередко бывают в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние — своего рода стресс, который как бы, стимулирует способности к эйдетическому восприятию. Способности человека к восприятию текста выражаются не в пассивном запоминании, а в творческом, активном восприятии и затем в воспроизведении исходного текста. Зрительное, образное восприятие текста активизирует работу правого полушария, а значит, способствует повышению творческой деятельности. Синестезия — это совместное чувство, одновременное ощущение, выражающееся в том, что какой-либо, раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветовой слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветовой слух наблюдался у композиторов Н.Л. Римского-Корсакова, АЛ. Скрябина. Скрябин обладал очень развитой синестезией, у него каждый звук имел определенную окраску, ему принадлежит идея цветомузыки. Можно вспомнить наблюдения профессора А.Р. Лурия, приводящего в книге «Маленькая книга о большой памяти» высказывания В.Л.Шерешевского, который, проходя мимо забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе представить, как развита, была синестезия у этого человека, включая и осязательные, и вкусовые ощущения. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет усиленное взаимодействие анализаторов: визуализация слышимого через цвет, звук; осязание через вкус и др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода и т.д. Что из всего этого следует? Оказывается, активизация процессов нашего мышления и памяти зависит от активизации процесса восприятия. Вот почему, воспринимая текст, вы должны видеть, слышать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в процесс запоминания текста, тем глубже, полнее и эффективнее будет и его воспроизводство, т.е. степень развития нашей памяти. Мы, к сожалению, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят: «Мы смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться сознательно воздействовать на пять органов наших чувств. Цвет и его значение в процессах память Известно, что эмоциональная память очень сильная. Одним из рычагов ее активизации является цветовая гамма. Современные достижения науки позволяют вскрыть функциональные связи между психикой человека и зрительными каналами восприятия внешней картины мира. Мы приступаем к рассмотрению еще одного очень важного аспекта в системе активизации процессов памяти— роли цвета. Что такое цвет? Это очень простой вопрос, можете сказать вы, цвет мы видим постоянно. Вместе с тем это в значительной степени сложный вопрос. Не случайно в науке выделилось специальное направление для изучения -этого пpoцecca. Оно получило название «цветопсихология». Мы знаем, что существуют три вида человеческого зрения: черно-белое, цветное и объемное. И акцентируем, что только комплексное владение всеми видами зрения обеспечивает высокую эффективную интеллектуальную деятельность человека. Учеными установлено, что нарушение любого из этих видов зрения, безусловно, сказывается на творческих способностях человека. Например, люди, страдающие дальтонизмом — врожденным отклонением от нормального цветового зрения, заключающимся в неспособности различать некоторые цвета, главным образом красный и зеленый, имеют определенные нарушения памяти (дальтонизм наблюдается преимущественно у мужчин). Это подтверждено многочисленными исследованиями. Случаи нарушения каждого из этих трех видов зрения известны, они описаны, понятен их механизм. Что известно сегодня о цвете? Очень много, но многое по-прежнему остается неизвестным. Кто работает больше всего с цветом? Конечно, художники — их восприятие первично, научные разработки — это следствие. Интересен совет средневекового живописца, который приводит в своем дневнике известный голландский художник Поль Гоген: «Употребляйте всегда краски одного происхождения. Лучшая основа — индиго. Обработанная селитрой, дает желтый цвет, а уксусом — красный...» По существу, этот живописец дал формулу выведения всех цветов из индиго. У другого великого голландского живописца Винсента Ван Гога есть теория внушающего воздействия цвета на сознание и подсознание человека. Из науки о цвете известно. Что солнечный свет с помощью призмы может быть разложен на семь составлящих цветов (знаменитый труд физика Исаака Ньютона «Оптика»). Круг цветов Гете Гениальный немецкий ученый, поэт, художник Иоганн Вольфганг Гете был известен не только как автор выдающихся поэтических произведений. Его научные изыскания в области теории цвета не потеряли своего значения и в наши дни. Научную картину соотношения цветов он изобразил в виде круга, который получил название «круг цветов Гете» При этом порядок цветов сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра образуется непрерывный круг без резких границ. Й.В.Гете писал: «Для возникновения цвета необходимы свет и мрак, светлое и темное, или, пользуясь более общей формулой, свет и несвет. Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать». В итоге фундаментальных научных разработок было доказана трехкомпонентность смешения цветов, хорошо прослеживается при анализе круга цветов Гете. Основных цветов оказалось не семь, а три — красный, желтый, синий; три цвета — зеленый, фиолетовый, оранжевый — дополнительные цвета (их еще называют цвета-антагонисты, оппонентные, вспомогательные, или дулетные). Определились пары цветов: красный — зеленый, желтый — фиолетовый; синий — оранжевый. Это означает, что если долго смотреть на подсвеченную, например, синюю точку, а затем повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, например), то там можно ясно видеть цвет-антагонист, т.е. оранжевую точку Таким образом можно получить цветную зрительную галлюцинацию точки, но дополнительного цвета. Итак, основных цветов три, все остальные получаются путем смешения цветов. Современные представления ученых, исследующих цветовые процессы на клеточном уровне установили, что клетки сетчатки глаз, которые воспринимают в центре рецептивного поля красный цвет, уже на периферии поля воспринимают лишь зеленый цвет и наоборот. Круг цветов Гете показывает, что соотношение цветов, определяющих различную чувствительность сетчатки, обеспечивает активизацию зрительной системы, а вместе с тем и активизацию соответствующих участков коры головного мозга, заинтересованы в активизации деятельности нашего мозга, в возбуждении тех нейронных сетей, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, в том числе и в процессах памяти. В древности художники создавали картины с учетов гармонии цветов. Сегодня на многих полотнах мы наблюдаем совершенно невообразимые сочетания цветов, которые никогда не должны быть рядом. Раньше люди интуитивно чувствовали, что может сочетаться, какие цвета могут быть рядом друг с другом. Научно обоснованные рекомендации, данные крупными научными институтами, в значительной степени подтвердили те интуитивные догадки, которые были сделаны в прошлом. Практика показывает, что половина несчастных случаев на производстве происходит именно потому, что машины и цех окрашены без учета свойств человеческого зрения. В последние десятилетия цветом пристально интересуются не только художники, но и инженеры. Работоспособность и кровяное давление, аппетит и внимание, эмоции и острота слуха — одни из немногих «параметров» человека, подверженных воздействию красок и лучей. Учитывая значимость цвета, изложим более подробно основные понятия о цвете и расскажем о психофизиологических особенностях воздействия цвета на человека. Основные понятия о цвете. Оценка характеристикой системы измерения цвета Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого глаза, поэтому дать определение цвету очень сложно. Важно то обстоятельство, что с помощью цвета человек принимает до 80 % информации. Чувство цвета для человека является одним из его главных чувств. Свет и цвет. Это определенная область электромагнитных колебаний лучистой энергии. Излучения, имеющие длины волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон, воздействуют на человеческий глаз, вызывая у нас ощущения света и цвета. Эти излучения называют видимыми, и благодаря им мы видим окружающий нас мир. Спектральные цвета. В солнечном спектре принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Некоторые поверхности отражают свет неизбирательно, т.е. в той пропорции, в которой они имеются в солнечном свете. Такие поверхности называются ахроматическими (от греч. хромое — цвет, ахромос — бесцветие) (белая, серая, черная) и отличаются друг от друга только светлотой, количеством отраженного света. Например, чистый снег отражает 85 % солнечного света, белая бумага — 75%, а черная бумага — 1-2 %. Глаз человека способен различать около 300 порогов (оттенков), от белого до черного. Другие поверхности отражают свет избирательно, т.е. часть спектральных компонентов видимых лучей отражается лучше, чем остальные. Такие поверхности называются хроматическими, или цветными. Хроматические поверхности включают всю гамму спектральных тонов различных оттенков. Основные характеристики цвета. Измерения цвета имеют свои специфические особенности. Существо цвета, возникающее в нашем сознании, субъективно, хотя и отражает объективные свойства материи — лучистую энергию, поступающую в глаз. Поэтому необходимо различать две категории понятий о цвете: физическую и психологическую. Физические характеристики цвета. К физическим характеристикам цвета относят понятия: яркость, чистота цвета и доминирующая длина волны. Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы света и поверхности, от которой отражается свет. Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета. Ахроматической составляющей нет только в тонах солнечного спектра, которые относят к чистым цветам и принимают их чистоту за 100 %. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей. Доминирующая длина волны. Это длина волны спектрального излучения, определяющая оттенок цвета образца поверхности; обозначается буквой А, и выражается в нанометрах (нм). 1 нм = 10~9 = 1 миллимикрон (ммк). Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов знаком «минус» или «штрих» (493-567 нм). Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой тон, насыщенность, светлота, интенсивность. Цветовой тон. Это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием доминирующей длины волны. Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты. Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета. Насыщенность — это степень отличия цвета той же светлоты от ахроматического, т.е. степень цветности поверхности. Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон Светлота. Определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте. Интенсивность цвета. Зависит от насыщенности светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, и при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности. Психофизиологические характеристики Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека . Теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на две противоположные группы: теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий, фиолетовый). Teплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета — высокие температуры. Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным и усиливают жизнедеятельность ,возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность (динамогенное действие цвета) влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма, успокаивающим и даже угнетающим психику человека. Известны методы лечения шизофрении с помощью синего цвета. Исследования последних лет доказали влияние голубого цвета на снижение кровяного давления. Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие одного или нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явление «цветового голода»), к противоположному воздействию цвета. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических. Будучи промежуточными в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому, влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам. Тяжелые цвета. Ими являются все темные цвета и действуют на психику человека они угнетающе. Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов. Легкие цвета. Они обладают высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека. Отступающие и выступающие цвета. Цвет предмета на определенном фоне может приближать предмет или отдалять его. Теплые, активные, цвета приближают предмет, холодные — отдаляют. Предупреждающие цвета. Существует группа цветов на которые человек реагирует определенным образом: красный цвет означает опасность, желтый — требует повышения внимания, предостерегает, зеленый — обозначает безопасность, нормальную работу и т.п. Эти цвета используются для определенных условий и условных знаков, кодов. Адаптация глаза. Это приспособление зрения к свету, к темноте или к определенному цвету, в основе чего лежит изменение чувствительности глаза. При той или иной адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Постоянная адаптация глаза (цветовая или световая) утомляет зрение, вызывает головные боли, нервозность, снижение внимания. Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя на самом деле их размеры одинаковы. | Гармоничные сочетания цветов. Практикой установи лен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от особенностей его восприятия при различном освещении. Лучше всего цвета различаются, при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый — к серому, зеленый и голубой кажутся более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными. | Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно черный цвет соответственно уменьшают предметы. При оценке психофизического влияния цвета учитываются два психологических закона: синестезии и ассоциации. Синестезия — возникновение ощущений, одинаковых для всех. людей, независимо от их опыта и привычек, например впечатления от тепла или холода, вызываемых теплым или холодным цветом. Сущность ассоциации состоит в том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта. Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его символика. Цвета оказывают различные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от их возраста, вероисповедания, места проживания, национальности, социального положения и выражают различные значения. Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый — символ весны, плодородия, благополучия, радости у многих народов, в частности у народов Ближнего Востока. Желтый цвет — знак высшей власти у народов Востока, Индокитая и символ коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе. Черный цвет — символ траура, печали, скорби в большинстве стран; фиолетовый вызывает тоску, меланхолию, нагнетает чувство драматических ситуаций беспокойных предчувствий у большинства людей, тогда как светло-фиолетовый (сиреневый) — символ чистоты, свежести, невинности; Оранжевый цвет — цвет, радости, бодрости — создает жизнерадостное настроение. Чехословацкий специалист по психологии восприятия Гизел Освальд, исследуя цветовую символику, сделал вывод, что белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он означает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет по политическим мотивам не любят арабы, желтый — цвет траура и болезней — неприемлем для стран Ближнего Востока. Все цвета можно расположить по определенным группам, каждая из которых характеризует смысл родственных явлений и вызывает близкие эмоциональные ассоциации. Исследователь Р.Р.Клике суммировал и сделал анализ различных эмоциональных свойств цветов . Человек, умеющий видеть, различать, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на более высоком энергетическом уровне. Вот почему было достаточно подробно изложены механизмы психофизиологического, эмоционального воздействия цвета на человека. Мы хотим, чтобы вы включили этот мощный резерв воздействия на память, на свои состояния. Эти механизмы можно тренировать, работая с цветом. Эмоции и память Психологи называют эмоциями силу потребности и возможности ее удовлетворения в данный момент времени. Значение эмоций в жизни человека чрезвычайно велико. Они влияют на деятельность органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Являясь продуктом общественно-исторического развития, они относятся к процессам внутренней регуляции поведения и предполагают, с одной стороны, потребность в деятельности, а с другой — возможность реализовать эту потребность. Каковы же способы эмоционального воздействия на подсознание? Эмоция — это сила потребности. Можно ли |регулировать силу потребности? Чем она определяется и как управлять ею? Великий актер и режиссер К.С.Станиславский интуитивно открыл эффективную систему обучения актеров, найдя средства воздействия на эмоциональное состояние чело века. В его системе впервые решается проблема сознательного овладения творческими процессами, исследуется путь органичного перевоплощения актера в образ. Основа системы Станиславского — учение о сверхзадаче. Сегодня наука объясняет феномен системы Станиславского так: «Произвольное управление произвольно неуправляемой системой». Система Станиславского блестяще доказала такую возможность. Она сегодня признана во всем мире. В самом деле, представьте себе актера, который выходит на сцену и должен изобразить радость. Он этой радости не испытывает, но должен это сделать. И мастерство актера заключается в том, чтобы не имитировать состояние, а моделировать его — радость, горе и любое другое. Именно умение управлять эмоциями и передавать различные состояния и определяет мастерство актера. Станиславский доказал, что этому можно научиться. Мы предлагаем вам три способа эмоционального воздействия на подсознание, преследующих одну цель, — развитие памяти. Первый способ. Заставить себя хотеть с радостью и воодушевлением — способ, когда достигается самогипнотическое воздействие, вызывающее желание мгновенно запомнить все сразу. Посмотрел — запомнил. Вы можете ставить перед собой такую задачу, многократно повторять ее, и она станет выполнимой, реальной. Обязательным компонентом, обеспечивающим эффективность ее решения, является радость, воодушевление, приподнятое настроение. Нужно заставить себя хотеть. Хочу — запомню. Никогда раньше не запоминал тот объем материала, который я сейчас воспринимаю. Получается, я заставил себя, я испытываю удовлетворение от этого. Радость, воодушевление должны непременно сопровождать этот процесс. Второй способ. Соперничество — чувство: «А чем я хуже других ?» Соперничество — чувство, которое сопровождает нас в жизни. Соперничество родило спорт — оно выражает волю к победе и ничего более. Соперничество в решении проблемы должно не давить, а помогать. Третий способ. Ощущение значительности, весомости, авторитета, солидарности, респектабельности от возможности запомнить большой объем текста.Вы развиваетесь, самоуглубляетесь, познаете себя, свои внутренние резервы, самореализуетесь, прогрессируете на пути самопознания. Этапы тренировки памяти. Новые знания о механизмах памяти, методах ее тренировки и развития, казалось бы, должны подсказать нам, где же, в каких участках мозга хранится память. К сожалению, и сегодня нет ответа на этот вопрос. Одним из первых исследователей центра памяти, был американский ученый К.Лешли. Он вырабатывал у крыс различные виды рефлексов, после чего разрушал у них мозговые образования. Обнаружилось, что даже после разрушения большой массы мозга это не сказывалось на прявлении у животных предварительно выработанных навыков. Изучая закономерности проявления условных рефлексов у животных, нобелевский лауреат | Э.Д. Эдриан (Англия) разрушал или удалял у них различные мозговые структуры. Одновременно он проанализировал влияние нейрохирургических операций на память больных. В результате крупнейший нейрофизиолог пришел к такому выводу: память в мозге хранится везде и в то же время конкретно нигде! Если память в мозге хранится везде, то это значит что любая из 100 млрд нервных клеток мозга участвует в процессах памяти. Учитывая, что каждая из них соединена друг с другом тысячами контактов, начинаешь чувствовать слабость нашего воображения перед астрономически большой нервной сетью, улавливающей и coxpaнющей в себе все, что воспринимается мозгом. Становится ясным, что память локализуется в местах соединения нервных клеток друг с другом. Бесчисленное их количество делает нашу память потенциально беспредельной, cпособной в течение жизни запечатлевать любое количеств информации. Теоретически это так. Практически дело обстоит несколько иначе. Подтверждением сказанному может cлужить следующий пример. Если группе здоровых людей предъявить десять каких-либо изображений или назвать десять слов, а затем попросить их вспомнить, что они видели или слышали, то окажется, что человек при одно кратном восприятии предъявленной ему информации способен воспроизвести в среднем около семи единиц. Число «семь» считается своеобразным числом определяющим объем нашей памяти. Так в чем же дело почему расчеты показывают, что мощность нашей памяти, с одной стороны, беспредельна, а с другой — элементарный прием выявляет ее относительную слабость. Дело в том, что мы ведем речь о разных видах памяти. В первом случае мы говорим о памяти вообще, о cnособности мозга запечатлевать воспринимаемые им сигналы которые могут отпечатываться в виде следов в нервных клетках и о которых наше сознание может даже и не подозревать. Это память бессознательная. Во втором случае опытным путем убеждаемся, что возможности осознаваемой формы памяти, т.е. памяти, из которой сознание способно извлекать информацию и передавать ее другому лицу с помощью речи или в письменной форме, ограничены. Известно очень много случаев, подтверждающих значение неосознаваемых психических процессов в запоминании информации. Вот один из них, имевший место в одной из клиник Франции. Молодая необразованная девушка-служанка заболела. В состоянии горячки, когда ее сознание было затуманено, она вдруг заговорила на непонятном языке. В бреду выкрикивала отдельные слова и фразы, которые никто из окружающих не понимал. Врач, лечивший девушку и знавший античные языки, убедился, что его пациентка произносит вполне осмысленные предложения. При этом она говорила на трех языках — древнегреческом, латинском и древнееврейском. Когда о ней навели справки, то выяснилось, что раньше девушка работала горничной у местного пастора, большого любителя античной литературы. Чтение им книг вслух и привело к тому, что служанка усвоила отдельные тексты, не понимая их содержания. Когда вызвали пастора, то он подтвердил, что многие места книг не на родных для девушки языках воспроизводились с удивительной точностью страница за страницей. После выздоровления решили проверить, что же она помнит из того, о чем с такой легкостью и последовательностью говорила в бреду. Но, к сожалению, девушка ничего не смогла воспроизвести. Все ее знания снова перешли в бессознательную сферу психики. Да, богатые клады всяких сведений, навыков и привычек хранит неосознаваемая сфера психики человека. В конечном счете она во многом определяет его интересы, поведение и даже здоровье. 'Все это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к вопросу развития и тренировки памяти. Наверное, вы согласитесь с нами, что сегодня эффективных средств развития и тренировки памяти все-таки нет. Почему? Механизм памяти все еще до конца не ясен. Существуют три этапа тренировки памяти, которые можно представить в виде алгоритма 1-й этап. Включение правого полушария. Формирование невербального образного мышления. Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют деятельность правого полушария, развивают его. 2-й этап. Активизация буферной памяти 3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия ( визуальное мышление) Литература: В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» Т. Кенинг «Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение» О.А. Андреев « Тренируем свою память»
|