Современное состояние Церкви |
Готовясь к важному свиданию, мы приводим себя в порядок, тщательно причесываемся и надеваем соответствующую одежду. Однако мы до тех пор не сможем с уверенностью сказать, что выглядим хорошо, пока не посмотрим на себя в зеркало. Зеркало точно отражает наше лицо, прическу, одежду, вообще весь наш внешний вид. В Своем Слове Бог дал нам чудесное зеркало, отражающее состояние Церкви Остатка и ясно показывающее, в чем мы нуждаемся. Весть, обращенная к Лаодикийской церкви в прошлом и относящаяся ко всему христианскому народу наших дней, но особенно к Церкви адвентистов седьмого дня (см. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 252; т. 4, с. 87), в точности описывает наши слабости и нужды, указывая на единственное лекарство. С тем же интересом, с каким мы смотрим на себя в зеркало, готовясь к встрече с важным для нас человеком, нам надо исследовать и уяснить несколько стихов из Книги Откровение (см. Откр. 3:14-22). Постепенно познавая наше духовное состояние, мы начинаем по-настоящему готовиться к событиям последних дней. Теплая весть любви Мысль, делающая эту весть особенно актуальной, выражена в 14-м и 15-м стихах 3-й главы: "Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела". Нередко у свидетеля в гражданском суде не хватает нравственного мужества сказать правду, потому что он боится возможных последствий, не хочет подводить подсудимого или ведет себя пристрастно. В нашем случае Свидетель остается совершенно беспристрастным, верным и истинным. С другой стороны, Он прекрасно нас понимает, возвещая: "Знаю твои дела". Мы можем легко и искренне заблуждаться относительно собственного положения. Псалмопевец Давид молился так: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Пс. 138:23, 24). Вслед за Иеремией нам надо понимать, что "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" - спрашивает пророк. "Познай самого себя", - сказал величайший из философов всех времен. По-видимому, наша склонность к неверной оценке собственного состояния усиливается в нынешнюю "лаодикийскую" пору. Мы отчаянно нуждаемся в человеке, способном сказать нам истину, поскольку она жизненно важна для нашего приготовления к последнему кризису. Более того, Автор лаодикийской вести так сильно возлюбил нас, что добровольно стал Человеком. Он прошел через все страдания, присущие человеку, пережил испытания, искушения, и наконец, чтобы спасти нас, отдал Свою жизнь на кресте. Такой друг не станет умалять истину, равно как и не станет лгать. То, что Он открывает нам в Своем послании любви, проистекает из Его Божественного и совершенного знания нашего истинного состояния, а также из Его невыразимой любви к нам. Так что же Он говорит о нас? Теплота "Ты ни холоден, ни горяч... ты тепл" (Откр. 3:15,16). На курсах оказания первой помощи инструктор Красного Креста объяснял нам, что в случае отравления человеку сразу же надо дать рвотное. Первое сподручное средство - побольше теплой, немного подсоленной воды, однако никто не хочет пить теплую воду, предпочитая холодную или горячую. Что означает "теплота" Лаодикийской церкви? Безразличие, недостаток преданности, духовный нейтралитет, отсутствие миссионерской деятельности, поверхностный опыт. Такая "теплота" означает, что человек приобщается к религии, порой вообще не встречаясь со Христом. Несколько коротких высказываний открывают нам множество разнообразных путей, на которых сохраняется подобная теплота. "Верующие люди не желают внимательно исследовать себя - в вере ли они; ужасно то, что многие опираются на ложную надежду... Они полагают, что их спасет исповедание истины... Господу было бы приятнее, если бы "теплые" исповедники религии никогда даже не упоминали Его имени" (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 188). Комментируя отрывок Откр. 3:15, 16, Елена Уайт также говорит: "Сатана хочет, чтобы вы лишь только назывались христианами, ибо тогда вы успешнее выполните его намерения. Если у вас есть только вид благочестия, но нет его силы, лукавый сможет использовать вас, чтобы увлечь других в тот же самообман" (там же, т. 1, с. 162). "Тем, кто в это время остается безразличным, дано предостережение Христа: "Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"" (там же, т. 6, с. 408). "Многие из нас остаются теплыми. Таковые уподобляются жителям Мероза, оставаясь ни за, ни против, ни холодными, ни горячими. Они слышат слова Христа, но не исполняют их" (там же, т. 5, с. 76,77). И еще: "В день Господень множество мнимых христиан постигнет горькое разочарование... Будучи теплыми и равнодушными, они бесчестят Бога гораздо больше, чем открыто отвергающие Его. Они ощупью бредут в темноте, хотя могли бы шествовать в полуденном свете Слова" (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 970). В другом месте Е. Уайт связывает слово "теплый" с отсутствием миссионерского рвения. "По достоинству оценивающий Христову любовь, - пишет она, - станет серьезным соработником Христа, чтобы, как снопы, принести Учителю другие души. Связанные со Христом усердно и основательно трудятся. Они приносят плод в Его славу. Но леность, небрежность и легкомыслие отделяют душу от Христа" (Свидетельства для проповедников, с. 130). "Извергну тебя из уст моих" К счастью, в Библии речь идет не о том, что Господь совершенно однозначно извергнет Церковь из Своих уст, нет - Он лишь собирается это сделать. Это не пророчество, а предостережение, обращенное не ко всей Церкви, а только к тем, кто не принимает весть и не отвечает на нее должным образом. По пророчеству другой Церкви после Лаодикий-ской не возникнет. Лаодикийская возродится, восстанет от своего летаргического сна и примет неповторимый Господний призыв завершить Его дело. Жаль, однако, что в Церкви есть немало людей, представленных в притче неразумными девами, они не примут эту весть всерьез. Они вынуждают Бога отсечь их от Христова тела. Что касается остальных членов, переживающих возрождение и обновление, то они примут Духа Божьего, Который изольется последним дождем, и завершат свое дело на этой земле. Елена Уайт видела, что "не все будут возвещать это достоверное свидетельство. Кое-кто восстанет против него, и именно это станет причиной просеивания в среде народа Божьего" (Ранние произведения, с. 270). Несмотря на столь печальное предсказание, мы находим утешение в том, что многие дети Божьи исправят свои пути, станут искать настоящего богопознания и примкнут к побеждающей и торжествующей Божьей Церкви. Эта весть уже звучит ныне. Теперь мы имеем возможность расстаться со своей "теплотой". Завтра может быть поздно - и не только потому, что никто не в силах предсказать, когда завершится время испытания, но и потому, что никто из нас не может быть спокойным за свою жизнь хотя бы в течение одного часа. Давным-давно ангел должен был возвестить: "Привязался к идолам Ефрем; оставь его!" (Ос. 4:17). Не придется ли и Господу сказать то же самое о нас? "Отдельные личности проверяются и испытываются продолжительное время, чтобы стало ясно, готовы ли они пожертвовать своими идолами и внять совету Верного Свидетеля" (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 187). Говоря об идолах, Е. Уайт упоминает эгоизм, гордость и другие порочные страсти, приводящие к "теплоте". Мы надеемся, что ангелу, исполняющему запечатление, не придется сказать о нас: "Этот человек привязался к идолам; оставь его!" Самообман и духовное безрассудство В вести, обращенной к Церкви Остатка, представлен контраст между тем, что утверждает "лаодикиец", и тем, о чем предупреждает Истинный Свидетель. Тому, кто говорит: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", Христос рисует его подлинное состояние: "Не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3:17). Найдем ли мы более мрачное описание человеческого состояния? Состояние это усугубляется еще и тем, что человек не осознает его. Арабская пословица гласит: "Безрассуден тот, кто не сознает, и не знает, что не знает. Оставьте его". Члены Церкви, пораженные "лаодикийской" болезнью, пребывают в состоянии самообмана. Исполнившись самоправедности, они учат других и вступают в спор о праведности Христа, веря, что обладают ею. Они забывают самое лучшее определение "оправдания верою", которое мы только имеем, а именно: "Бог превращает славу человеческую в прах и делает для человека то, что он сам не может для себя сделать. Лишь увидев свою ничтожность, люди становятся готовыми облечься в праведность Христа" (Свидетельства для проповедников, с. 456). В книге "Путь ко Христу" Е. Уайт пишет: "Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо... В человеке, не сознающем своей греховности, не может пребывать глубокая любовь ко Христу... Если мы не видим своей нравственной ущербности, то это, вне всякого сомнения, свидетельствует о том, что мы еще не познали красоту и совершенство Христова характера" (с. 64,65). "Лаодикиец" подвергает себя большой опасности. Он, конечно же, убежден, что его Церковь - это истинная Церковь Божья, то есть Церковь Остатка. Опасность кроется в том выводе, который "лаодикиец" невольно делает: "Моя Церковь - это Церковь Божья. Я обладаю истиной. Следовательно, со мной все в порядке. Я спасен". Нам никогда нельзя забывать, что одно лишь исповедание правильных доктрин или членство в истинной церкви никого не спасает. Нам необходимо не знание, а опыт, не теория, а практика. Самообман и духовное безрассудство идут бок о бок с той "теплотой", о которой говорится в Откр. 3:15-17. В 17-м стихе союз "ибо" подчеркивает тесную связь между двумя понятиями. "Ты тепл, а не горяч и не холоден... Ибо ты говоришь: "я богат"". Но с помощью Божьей из этого положения есть выход, и Истинный Свидетель говорит: "Будь ревностен и покайся" (ст. 19). Христос стучит в двери Христос говорит далее: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (ст. 20). Художники, рисующие чудесные картины того, как Христос стучит в дверь, по традиции не изображают на внешней стороне дверную ручку. Только сам человек может открыть дверь изнутри и пригласить Христа войти. Спаситель никогда не принуждает человеческую волю. Он создал человека по Своему образу и наделил его ответственностью и свободой: свободным выбором, свободной волей. Стремление к сотрудничеству, деятельная заинтересованность и решительная готовность человека, родившиеся из осознания своей нужды, совершенно необходимы для того, чтобы Христос вошел в его жизнь и преобразил ее. Порой идолы земной суетности и эгоизма запирают дверь сердца. Наше "я" оказывается столь сильным, что не позволяет Христу открыть ее. Если человек не отвергает себя, Иисус не может войти и царствовать на престоле его сердца. Он не может исцелить нас от духовной болезни. Если же Иисус живет в нашем сердце, тогда все возможно. Он ведь сказал: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5). Иногда наш эгоизм дает о себе знать непрощением, ненавистью, грубым проявлением чувств. Когда подобное происходит, Христос не может простить нам наши грехи, потому что мы сами не позволяем Ему этого. По своему темпераменту мы сильно отличаемся друг от друга, кому-то трудно проникнуться взаимным сочувствием, и вполне возможно, что здесь, на земле, такие люди никогда не смогут стать близкими друзьями. Это, однако, не означает, что, несмотря на все свое несходство, им надо непременно ненавидеть друг друга и поддерживать в себе дух непрощения. Когда мы принимаем Христа в свое сердце и позволяем Ему ежедневно преподавать нам необходимые для усвоения уроки кротости, Иисус с радостью становится нашим Господом и Благодетелем. Смирив пред Ним свою волю, проявив готовность отречься от эгоизма и борясь с чувством собственного превосходства, озлобленности и любым иным грехом, отсекающим нас от Него, мы обнаружим, сколь Он силен, чтобы подготовить нас к окончательной победе. Если мы смиренно сознаем свои нужды, отвергаем эгоизм и покоряемся Иисусу, Он готов изменить нас и примирить с Богом и людьми. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его" (Откр. 3:21). "Имеющий ухо" "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (ст. 22). Вновь акцент делается на решении человека. Чудесный план обновления существует от начала мира. Бог позаботился о нас. Мы можем добиться исцеления и победы. Бог очень хочет, чтобы это произошло, и так оно и будет, если мы станем слушать, если сердечно ответим на исполненный любви призыв, покаемся и начнем искать Божье прощение и более глубокий опыт, который изгладит наше равнодушие, "теплоту", самообман и самоправедность.
|