Глава 2. Проповедь |
Что такое проповедь? То, что произносит пастор утром в субботу? Разумеется да, но чем является то, что он произносит в субботу? Слово «проповедь» было определено как религиозная речь или как религиозная беседа, состоящая их различных частей. Словарь Вебстера определяет ее как «беседу, обращенную к публике, проводимую обычно священником, преследующую цель религиозного наставления и основанную на каком-нибудь отрывке из Писания». Верно, можно прибавить к этому и другие умозрительные определения. Но гораздо более глубокое понимание возникает в процессе работы над проповедью. Поэтому то, что требуется, так это «оперативное» определение проповеди. Создание проповедиПроповедь не просто готовится, она творится, созидается. Вы не можете готовить проповедь отстранено, экспромтом, бесстрастно. Под руководством Святого Духа в работу вовлекается все ваше существо. В определенном смысле, вы «рождаете проповедь». По этой причине подготовка проповеди не представляется легкой. Да, проповедь - это религиозная речь, беседа, состоящая из нескольких частей, или беседа с публикой, но она и нечто большее, чем все это. И это «большее» можно скорее почувствовать, чем определить, уловить, а не научиться. Поэтому подготовка проповеди должна начинаться с молитвы. Говорить так значит повторять очевидное, но это можно повторять без устали. Без того, чтобы открыться водительству Святого Духа, нельзя обойтись. Это первый принцип подготовки проповеди. Ясность и связностьНесмотря на то, что процесс подготовки никогда не бывает легким, его можно облегчить некоторыми советами относительно методов и техники подготовки проповеди как беседы. Вы когда-нибудь слышали проповедь, которая обволакивает слушателей, подобно медузе? Юлиан Хаксли первым употребил это сравнение в отношении проповеди, а Холфорд Лаккокк в своей книге «В мастерской служителя» находит, что это слово является вполне подходящим названием для проповеди, не имеющей структуры (с.121). Проблема «проповеди-студня» в том, что ей недостает ясности и связности, без которых немыслимо ни одно выразительное повествование. Конечно, в Евангелии и Библии есть непостижимые тайны, которые ни одна проповедь не в состоянии прояснить. Однако содержанием вашей проповеди не должна быть' тайна или какая-то неконкретная тема, смешанные вместе. Напротив, целью проповеди является объяснить Слово Божье, делая его понятным настолько, насколько это возможно. Когда апостол Павел столкнулся в Коринфе с трудностями благовестия, он написал: «И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:7-9, 19). Когда слушатель говорит: «Я слышал, что Вы говорили много хорошего, но не поспевал за вашей речью. Я не знаю, о чем Вы говорили, к чему Вы пришли и как», проблема состоит в ясности и связности изложения вашей проповеди. Если проповеднику нужно ободрить слушателей и поощрить их: «поступайте достойно Бога» (1 Фее. 2:11, 12), произносимое не должно быть запутанным, двусмысленным или сбивать с толку. Это второй принцип, которым необходимо руководствоваться при подготовке проповеди. Христианская проповедь должна отличаться ясностью и связностью содержания. ПростотаПростота - один из способов достижения ясности. Простоту в этом смысле не следует смешивать с глупостью, вялостью или невежеством. Скорее, ее следует понимать в том смысле, который придает этому слову Елена Уайт. В своей книге «Служители Евангелия» она пишет: «Служители должны преподносить истину ясно и просто» (с. 170). То, что она имеет в виду, возможно, лучше иллюстрирует ее ссылка на проповеди Иисуса. Например: «В этих словах [речь идет о Нагорной проповеди], сказанных Учителем, подобного Которому никогда доселе не знал мир, нет демонстрации человеческого красноречия. Язык ясный, а мысли и чувства отмечены великой простотой. Бедные, неученые, самые простые могли понять их» (Свидетельства, т. 5, с. 254). Одной из главных задач проповеди является подача глубоких истин простым, ясным способом, чтобы сделать понятным для ограниченных существ то, что раскрыто Безграничным. Пусть никому из нас не доведется услышать того, что сказала одна женщина своему пастору: «Шесть дней Он невидим, а на седьмой - непостижим!» Точное словоИисус «не употреблял длинных и трудных слов во время Своих бесед, Он разговаривал на простом, понятном всем языке» (Служители Евангелия, с. 169). Это не следует воспринимать как поощрение нежелания расширять словарный запас. Хотя нам следует использовать простые, понятные всем слова, нужно использовать слова подходящие, т. е. слова, которые лучше выражают мысль. Чем обширнее ваш словарный запас, тем выше ваша способность выбрать верное слово, чтобы точно выразить мысль на языке простых людей. ЯзыкВы помните, что Иисус говорил на простом языке. Однако это вовсе не означает, что Он пренебрегал правилами грамматики и синтаксиса. Его речь не была неуклюжей из-за своей простоты. Он говорил так, как нужно. Его предложения не отличались сложностью и были краткими. Слишком часто у нас создается впечатление, что хорошая грамматика и синтаксис присущи только необычайному красноречию, а не простой, ясной речи. Это не так. Правила грамматики и синтаксиса должны служить ясности и точности выражения мысли. Это верно как в отношении простого языка, так и самого искусного красноречия. Сноровка в языке приходит не сразу. Несмотря на то, что некоторые люди более одарены ораторским талантом, стремление к совершенству должно быть присуще и им. Большую помощь в этом окажут чтение и письмо. Читайте то, что со вкусом написано и притом излишне не усложнено. Читайте то, что впечатляет вас простотой и ясностью, богатством мысли и глубиной смысла. При чтении обращайте внимание на то, что делает прочитанное ясным и понятным для вас. Отмечайте про себя, как подобраны слова, как они соседствуют друг с другом, вид и структуру предложений, эффективность хорошей грамматики и развитие главной темы повествования. Чем больше вы будете читать, тем лучше вам удастся выразить себя в той же манере, что характерна для понравившихся вам произведений. Пусть у вас войдет в привычку записывать то, что вы собираетесь сказать. Это, конечно, потребует усилий, но дело стоит того: ваша способность плодотворно использовать свою речь будет вознаграждена с избытком. Не нужно записывать полностью каждую проповедь, которую вы готовите, хотя временами у вас может возникнуть такое желание (мы обсудим это более обстоятельно, когда коснемся вопроса произнесения проповеди). Вместо этого пусть для вас станет обыкновением писать только часть проповеди, особенно если вы считаете трудным то, о чем хотите сказать. Иногда записывайте всю проповедь, чтобы совершенствовать мастерство в использовании языковых средств. Польза от этого заключается в том, что вы можете читать и исправлять написанное, то есть то, что вы хотите сказать. И трудно переоценить значение этого занятия как средства приобретения опыта и знаний. Сколько раз вы слышали, как кто-нибудь говорит: «Я знаю, что хочу сказать, только не могу выразить это в словах». Весьма прискорбно, если проповедники, становясь за кафедру и зная, что сказать, не могут подобрать для этого слов! Конечно, это один из основных грехов, если не сказать больше - смертный! Если вы страдаете от неразрешимости этой дилеммы, то вам не нужно бы выходить за кафедру. В этом может быть решение проблемы. Построение проповедиЧтобы проповедь была связной, она должна иметь структуру или содержать замысел, отвечающий всем требованиям. Это весьма существенно при подготовке любой речи, неважно, светской или религиозной. Когда трудно уследить за развитием проповеди или когда весть только «рвется вперед», проблема наверняка в плохой структуре или отсутствии ее вообще. Уильям Карл III обосновывает это в книге, озаглавленной «Библейская проповедь». «Вопрос здесь в извечном человеческом стремлении упорядочить опыт - высвободить из хаоса и привести в порядок всякую речь или действие, музыкальное произведение, гамму света или цвета... Поскольку мы хотим добиться порядка и логичности, мы достраиваем недостающее. Мы слышим лекцию или проповедь и бессознательно стремимся сопоставить в уме все, что лектор или проповедник пытаются сказать, или же полностью теряемся. Мы стараемся привести в порядок проповеди, которые без этого были бы бесформенны и бессодержательны» (с. 122,123). Ноты, наспех записанные, не выразят хорошей мелодии. Краски, разбрызганные на холсте, еще не картина. Доски, гвозди и камни, сваленные в кучу, еще не дом. Когда мы возводим дом, то используем материалы таким образом, чтобы иметь комнаты с полами, потолками, стенами, окнами и дверными проемами. Если дом хорошо построен, он не только отлично выглядит, но и пригоден для жилья. Итак, что за материалы используются и как следует их объединить, когда вы «строите» проповедь? Для начала вам следует задаться следующими основными вопросами: 1) о чем я говорю? и 2) что я говорю об этом? На языке гомилетики это означает: то, о чем вы говорите, называется темой, а то, что вы говорите, - частями. Например, вы решили проповедовать о Библии как Слове Божьем - это то, о чем ваша проповедь. Но что вы собираетесь сказать об этом? Хорошо, вы можете сказать: 1) Библия - Богодухновенная книга. Это первая часть, и если это все, что вы планируете сказать, то ваша проповедь состоит только из одной части. Но наверняка вы также скажете: 2) Библия - откровение Божье. Это вторая часть. И вы можете также добавить: 3) Библия содержит силу Слова Божьего. Мы можем в общих чертах изложить эти мысли так: Тема: Библия - Слово Божье. Части: 1. Библия - Богодухновенная книга.
Конечно, каждая часть должна быть произнесена так, чтобы слушатели поняли, что вы имеете в виду. Именно это подразумевают учителя, когда определяют проповедь как состоящую из нескольких частей беседу. Первый шаг при подготовке проповеди, таким образом, состоит в том, чтобы задать два вопроса: 1) о чем я говорю? и 2) что я говорю об этом? Когда слова льются из ваших уст, вы либо повествуете о чем-нибудь, либо нет. Если нет, вы просто издаете звуки, но ничего не говорите. Если же вам есть что сказать слушателям, то они, безусловно, многое почерпнут из вашей проповеди. Это может показаться банальным, но удивительно, как часто элементарные вещи, не требующие доказательств, кажутся тривиальными. Из-за этого, вероятно, мы слышим так много проповедей, сплетенных из грома и молнии, но ничего не значащих. Помните «проповедь-студень»? Как беспозвоночное морское животное, она нуждается в остове. Тема вашей проповеди должна занимать центральное место. И все, что вы говорите, должно быть с ней связано. Почему? Потому что неподготовленная аудитория не может усвоить более одной темы за время, обыкновенно отпущенное для проповеди. Кроме того, проповедник не может как следует раскрыть несколько тем за этот отрезок времени. Рассмотрение в одной проповеди многих несвязанных между собой вопросов способствует смятению и замешательству слушателей. Елена Уайт писала по этому поводу: «Вы не добьетесь никакого эффекта множеством ценнейших идей, смешивая их с другими мыслями, которые приходят вам в голову, но не имеют отношения к основному предмету. То, что не имеет непосредственного отношения к рассматриваемому предмету, не должно присутствовать в ваших беседах» (Свидетельства для проповедников, с. 309,310). Идеал, к которому следует стремиться, - это выразить идею вашей проповеди в одном тематическом предложении. Когда вы можете передать в одном предложении все, что вы хотите сказать в проповеди, ваша проповедь, по крайней мере в этом отношении, имеет, внутреннее единство. Необходимость единства всегда подчеркивалась в классических трудах по гомилетике. В своей книге «Подготовка и произнесение проповеди» Джон Броадус цитирует книгу «Идеальное служение» Херрика Джонсона: «Произведение искусства может выражать множество идей, но оно не будет подлинным произведением искусства до тех пор, пока это множество не объединится в единственной идее. Проповедь также может и должна заключать в себе множество мыслей, однако она не должна складываться из разнородных и произвольно подобранных слагаемых, но должна составлять одно органическое целое» (с. 97). М. Риу в своей книге «Гомилетика» посвящает один раздел структуре проповеди. Предметом первой важности в этом разделе является элемент единства. «Первое требование к проповеди, относящееся к ее структуре, это единство». Затем он демонстрирует, как подчеркивали эту мысль Фенелон, Винет, Портер и Херрик Джонсон (с. 390-414). Эванс в своей работе «Проповедник и его проповедь» писал: «Каждая проповедь должна иметь внутреннее единство. Под этим мы подразумеваем то, что сказанное, от начала и до конца, должно иметь своей основной чертой целостность, завершенность» (с. 172). Выбор темы.Вас попросили проповедовать в следующую субботу. О чем вы будете проповедовать? Или, точнее, вопрос необходимо поставить иначе: «О чем вам следует проповедовать?» Причина изменения вопроса в том, что проповедь - это не ваши слова, а Слово Божье. Проповедь начинается не с человека, а с Бога. Поэтому вы должны начинать с Бога. «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сказал?» Это молитва проповедника, и так должно быть всегда. Вам следует начинать вашу подготовку к проповеди не только на коленях, но также со Словом Божьим - Библией. И когда вы молитесь и читаете, вы должны молиться и читать с верой. Бог будет руководить вами. Это не означает, что в пятницу вечером вы будете молиться о получении вести, которой вы поделитесь в субботнее утро. Это означает, что как только вас пригласят обратиться к верующим с проповедью, вы начнете говорить об этом с Богом. Вы услышите Бога, когда начнете читать Его Слово. Пусть предстоящая проповедь затронет вас до глубины души. Размышляйте над ней, обдумывайте ее, вынашивайте ее в своем сердце. Поступая так, вы откроетесь -Богу для запечатления в вашем уме того, о чем Он хочет, чтобы вы сказали. Он не подаст вам проповедь совершенно готовой. В противном случае все, что вам осталось бы сделать, так это лишь механически произносить слова. Но Господь поступает по-другому. Побудив вас обратиться к той или иной теме, Он направит вас к определенному отрывку Св. Писания, который и ляжет в основу вашей проповеди. Таким образом, проповедуемая вами весть будет исходить от Бога. Организация составных частей.Давайте представим, что Дух Святой побудил вас проповедовать великую истину, любовь Божью. Что вы собираетесь сказать о Его любви? Что вы знаете о ней? Что об этом говорит Библия? Есть ли у вас книги или статьи, которые дают правильное представление о том, что Библия говорите любви Божьей, и из которых вы можете заимствовать интересные цитаты, хорошие стихи или иллюстрации? Что писала об этом Елена Уайт? Какие переживания в вашей жизни свидетельствуют о любви Божьей? (Нет более впечатляющих иллюстраций, убедительных аргументов при раскрытии данной темы, чем ваш собственный жизненный опыт.) В процессе ваших изысканий собирайте такие материалы. Они могут и не располагаться в каком-либо порядке, но должны иметь отношение к избранной теме - любовь Божья. Следующий шаг - упорядочение собранного вами материала. Что в начале? Что в конце? Это предстоит решить вам самим. Но чтобы вы не чувствовали себя беспомощно, гомилетика (искусство составления и произнесения проповеди) предлагает некоторые способы обработки и систематизации имеющегося в вашем распоряжении материала: по хронологическим, эпизодическим, логическим или психологическим признакам. Например, вы систематизируете собранное по временному признаку. В таком случае то, что случилось раньше, будет первым, а то, что случилось позже, - последним. Или как в повествовании - эпизод разворачивается за эпизодом. Начало рассказа выступает первым, а конец - последним. Если же вы поставили себе целью расширить глубокую, содержательную истину, то будет разумным сделать это в прогрессирующей последовательности. В соответствии с логикой рассуждений необходимо, чтобы одна мысль находилась не в произвольном, а в логическом соотношении с другой. Такие обстоятельства, как состав аудитории, отношения между говорящим и слушающими, могут также внести свои коррективы в то, с чего начать проповедь и как ее продолжить. Другими словами, принимая во внимание аудиторию, обстоятельства и случайности, хорошо бы задаться вопросом: о чем первым делом подумают слушатели, когда я представлю ту или иную тему? О чем они подумают в следующий момент? Размышляя над тем, как собрание воспримет вашу проповедь, вы сможете упорядочить различные части избранной вами темы с точки зрения психологии. Далее, положим, что материал, который вы собрали по теме «Любовь Божья», можно организовать в четыре раздела: 1) любовь Божья и вы; 2) природа любви Божьей; 3) сила любви Божьей и 4) откровение любви Божьей. В каком порядке вы расположите эти разделы? Для этой темы хронологическая или эпизодическая последовательность не представляется уместной. Логическая последовательность может выглядеть примерно так: 1. Откровение любви Божьей.
1. Любовь Божья и вы. 2. Сила любви Божьей. 3. Природа любви Божьей. 4. Откровение любви Божьей. У вас есть две схемы по теме «Любовь Божья». Иными словами, у вас есть диаграмма, помогающая расположить отдельные части или разделы темы в определенном порядке. От этой схемы или диаграммы вы можете переходить к более подробной детализации. Итак, у вас есть тема и главные направления этой темы. Теперь вам нужно расширить схему и включить в каждый главный раздел еще главные подразделы. Любовь Божья1. Откровение любви Божьей (главный раздел)
2. Природа любви Божьей (главный раздел).
3. Сила любви Божьей (главный раздел)
4. Любовь Божья и вы (главный раздел)
Избранная вами тема не обязательно требует четырех разделов, и каждый главный раздел не требует двух подразделов. Число разделов может быть различным. Кроме того, каждый главный подраздел может иметь свои собственные подразделы (пронумерованные 1,2, 3,4, и т.д.). Например:
1. Под раздел. 2. Подраздел. 3. Подраздел.
Суть всего вышесказанного сводится к следующему: материал, который вы собираете по той или иной теме, должен быть организован, упорядочен и расположен так, чтобы Божья весть могла быть не только услышана, но и понята. Это то, что подразумевается под связностью изложения, - проповедовать так, чтобы паства могла легко следовать вашим представлениям и понимать их. Можно представить вышеизложенное несколькими способами. Во-первых, с помощью треугольников. 1. Вы собрали материал по определенной теме и организовали его в четыре части, представленные четырьмя треугольниками: 2. Вы определили, в каком порядке вы хотите изложить эти части - какая будет первой, какая второй и т.д. 3. Проверьте, имеет ли проповедь единство, задавая следующие вопросы: развивают ли тему главные разделы? Являются ли они частями темы, то есть развивают или видоизменяют они ее каким-то образом или нет? Служат ли главные подразделы развитию своего главного раздела? Являются ли они частями этого раздела, то есть развивают или видоизменяют они его каким-то образом? Если все это так, треугольники сходятся к общему центру, и выглядит это таким образом: Некоторые изображают проповедь как речной поток с впадающими в него притоками. Главный поток - это тема, а все притоки - ее части. В своей работе «Объяснение проповеди без конспекта» Чарльз Коллер рассказывает о проповеднике, который представил одну из своих проповедей следующим образом: «Моя тема: "Адам, где ты?" В моей проповеди три пункта: 1) где находился Адам; 2) почему он находился там, где находился; 3) несколько слов о крещении» (с. 52). Вы когда-нибудь слышали похожую проповедь? Все прекрасно развивалось. Была организованность и последовательность, но вдруг единство нарушилось. Один из притоков не слился с главным потоком, и стал фактически самостоятельным потоком, текущим в другом направлении. Если вас искушает желание принизить значение структуры в построении проповеди, помните высказывание Р. Ленски в книге «Проповедь»: «Это правда, что отличная проповедь может быть произнесена, не имея при этом слаженной внутренней структуры. Проповедник может быть прекрасным человеком, иметь превосходный голос, быть влиятельным, обладать красноречием и поразительной способностью выражать свои мысли. Такие качества могут сделать его проповедь достаточно яркой. Но даже все эти качества, взятые вместе, не могут восполнить отсутствие структуры в проповеди. Совершенство в одном или нескольких вопросах никогда не сможет компенсировать ущербность в других. Трещина в большом алмазе вызывает, несомненно, большее сожаление, чем такой же недостаток в более дешевом камне» (с. 77). А что если вы не «прекрасный человек», и у вас нет превосходного голоса, если вы не влиятельны и не обладаете красноречием? Провозглашая Слово Божье, вы многого достигнете, если то, о чем вы говорите, объединено общим смыслом. Единство служит связности, так же как простота - ясности.
|