Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Женщины в Писании PDF Печать E-mail

Некоторые рассуждения на тему «Женщины в Писании»

Писание содержит это место: "Да будет украшением вашим не внешне плетенее волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но драгоценный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет 3:3,4). Это одно из тех мест, которые могут быть неоднозначно воспринимаемы сестрами. Не так ли…? …Хотя, в целом, по большому счету, это место можно отнести, в том числе, и ко всей невесте Христа, то есть, ко всей Церкви.

"Да, - сказал один брат (муж одной сестры уже около тридцати лет…), - место интересное … Я бы даже сказал, н е п л о х о е…" - и слегка покосился (с некоторой опаской) в сторону ее, типа, не слишком ли громко я это сказал...?... Некоторые сестры, читая указанное место, возможно, могут испытывать определенное недоумение, может быть, легкое смущение…, может быть, непонимание: "Почему же это говорится только нам…? А им… сильной половине, что, …получается, все можно? Даже говорить сколько угодно…?!! Нет…, здесь, определенно, какая-то несправедливость", - тихим шепотом начинает восставать что-то внутри некоторых из них, - "… которая попахивает дискриминацией… Мы то, чем хуже братьев…?!! Права у всех одинаковы перед Богом… Знаем, - написано в Писании: …"нет ни мужчины, ни женщины…". Господь всех уравнял… Мы можем быть так же самостоятельны, как и мужчины… и права голоса должны иметь на равных …, да, да… на равных!"… Предлагаю рассмотреть этот вопрос на основании Писания. А именно, акцентировать внимание на наличии в Писании мест, которые могли бы внести некоторую ясность в данном направлении духовной жизни.

Для этого коротко рассмотрим некоторые группы мест, начальные действия в каждой из которых послужили началом достаточно значительных событий (добрых и недобрых).

Первая группа мест: места, в которых описаны ситуации, где женщина проявляла полную самостоятельность в принятии решения без участия мужчины (мужа), полностью независимо от него (звездочками обозначены места отсутствующих ссылок на текст Писания):

(Быт. 2 глава) Ева и древний змий… (грехопадение)

(Быт. 27 глава) Ревекка, Иаков, Исав и Исаак (обман мужа, повлекший вековую вражду братьев)

(Быт. 34 глава) Дина, дочь Лии, … Сихем (проклятие двух колен Израиля, смерть жителей целого города, сама обесчещена)

(Судей 19 глава) Левит и его наложница (уничтожение колена Вениаминова, сама жестоко убита)

Знала ли Ева о предупреждении Божьем не вкушать от дерева познания добра и зла. Можно не сомневаться, что она таки знала этот единственный (!!!) запрет со стороны любящего и заботливого Творца… При этом у нее не было необходимости вести беседу с диаволом одной. Она была не одна. С нею был тот, из которого, по сути, было создано ее начало и основание…, Адам - мужчина. Было бы благоразумным ответить змею, что-то типа: "Сейчас я позову мужчину (мужа)…, поговори с ним…, если хочешь…". Но этого не случилось… Она, очевидно, прельстилась тем, что змей заговорил с ней первой (это ведь так приятно, когда тебя считают первым (первой), тем самым, взяла на себя всю ответственность касаться того, что Бог запретил и начала диалог с врагом, не уведомив мужа. Весьма неразумное решение… Результат оказался ужасным… Тысячи лет человек пожинает тяжелейшие последствия этого легкомыслия. И даже, когда мы уже умерли для греха, наша природа, испорченная, в свое время, грехом, образ жизни уже распятого "ветхого человека", все равно представляет для нас серьезную опасность.

Грех Евы, как факт стремления к самостоятельному и независимому от мужа образу жизни и недоверие Богу, находит отражение в жизнях и других библейских персонажей. Ревекка, Дина, наложница Левита и другие женщины, потакая своей страсти к ложной независимости и самостоятельности, решая произвольно вопросы, которые нужно было решать иначе (с мужьями, братьями, отцами и т.д.), положили начало событиям с тяжелыми греховными последствиями для них лично и для народа Божьего в целом. Более подробно рассматривать эти и другие истории сейчас не будем. Они всем нам хорошо известны.

Вторая группа мест: женщина проявляет самостоятельность в принятии не (вполне) угодного Господу решения и убеждает мужчину (мужа) в правильности этого решения. Места, типа:

(Быт. 16 глава) Сарра, Агарь и Авраам (неразумное решение в отношении к служанке Агарь и Аврааму… Появление нежелательного Господу рода. Рода рожденных по плоти…, гонителей рожденных по духу).

(Руфь) Ноеминь (свекровь Руфь) (Ее семья ушла в чужую страну в благополучии, а возвратилась обратно в горьком состоянии… Из места (Руфь 1:20,21) просматривается, что инициатива перейти жить в другую страну, исходила от Ноеминь).

Третья группа мест: женщина проявляет определенную самостоятельность в принятии решения, угодного Господу, в крайне критических ситуациях (если муж не желает (противится) принять угодное Господу решение или его нет рядом, а время абсолютно не позволяет ждать [это "крайняя" ситуация и да не будет подобных ситуаций в жизни наших сестер!!!]), но при этом всячески старается не терять почтительного отношения к мужу. Например:

(1Цар. 25 глава) Авигея, жена Навала и Давид … (спасла близких людей и мужа от гибели, которая могла наступить из-за безбожной глупости мужа Навала. Стала впоследствии женой Давида).

(Суд. 4:18-24) Иаиль (та, которая в сложных обстоятельствах приняла решение и пронзила колом Сисару… и спасла жизнь многих из народа Божьего – понятно, что это духовный образ).

Четвертая группа мест: женщина отдает право решения мужчине (мужу или Господу) и не проявляет начальной произвольной собственной инициативы в деле начинания (благословение…):

(1Цар 1 глава) Анна, жена Елканы… (мать Самуила…, Божьего пророка – благословение для всего Израиля)

(Руфь) Руфь и Вооз … (в последствии, - жена Воза, прабабка царя Давида… - благословение для всего Израиля)

(Луки 1:26-38) Мария, жена Иосифа – (мать Господа нашего Иисуса Христа…) "Се раба Господня; да будет мне по слову твоему…" - благословение для людей всей земли.

ВЫВОДЫ из этих историй.

Анализируя приведенные места можно увидеть, что от того, какое место занимает женщина по отношению к мужчине (жена по отношению к мужу или Богу), зависит результат многих событий… и ее жизни и жизней других людей. Если говорить кратко, то получается следующее.

Жены, которые привыкли принимать решение совершенно независимо от своих мужей (ставят себя впереди мужа, желая первенства и даже не интересуются его мнением), часто (как правило) пожинают весьма тягостные последствия и горькие времена, в том числе и для себя, и провоцируют проклятие для своего рода.

Те женщины, которые, проявляют инициативу в неразумных решениях, но, хотя бы, разделяют решение с мужем (убеждают его поступить так, как они хотят, хотя, Господу это и неугодно…), также пожинают неприятные плоды, но имеют надежду на своевременное вразумление от Господа, при осознании своей вины. Господь может повернуть это во благо и избежать тяжелых последствий, по крайней мере, для самой жены.

Те, которые в "крайних" обстоятельствах поступают в угоду Господу (даже, несмотря на то, что, незнающий Господа, муж поступил бы иначе) и при этом, стараются всячески сохранять почтение к мужу, имеют лучшее будущее. Хочется подчеркнуть то, что это на самом деле, именно, крайние обстоятельства и иначе, никак не спасти жизни близких… а мужа рядом нет… (из контекста Писания видно, что если бы Навал был рядом, Авигея не перечила бы ему…).

Жены, которые в решении, особенно, духовных вопросов не предпочитают личную инициативу, а стараются полагаться на мужа (а, более, на Господа) всегда, в конечном итоге, оказываются в намного лучшем положении и являются великим благословением для своего рода (и для многих других родов).

Мы понимаем, что проявление инициативы, как правило, начинается со слов, разговора, а иногда, и сразу с действий… Так вот, даже когда началу чего-то может быть положено с одного произнесенного слова, Господь, понимая и зная все, хочет, чтобы это слово сказал, именно, муж. Диавол это тоже знает, потому и начал общение не с Адамом, а с Евой, как с менее сильной… Поэтому и написано: "Жены ваши в церквах, да молчат… Ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит…".

Вопрос учения в Церкви, как видно из Писания, занимает одно из самых важных мест в духовной жизни. Скорее всего, когда женщина начинает говорить в церкви (понятно, что имеется ввиду, не просто "говорить", а говорить, именно, для учения…), сатана, имеющий первый опыт обольщения, именно, женщины, сразу же заостряет на этом внимание. Для него появляется еще один шанс "провести" свою линию в церкви Христа. Ему проще обольстить жену (женщину), чем мужа, так как она и духовно и физически слабее мужа и поэтому нуждается, как бы, в "крове" над собою, который есть ее муж (и, конечно же, Господь Бог). Господь не дает жене возможность иметь в служении церкви одинаковые права с мужем не потому, что хочет унизить ее, огорчить или ограничить, но, чтобы, защитив ее от лукавого, оградить и ее и церковь от неприятностей. Поэтому и существует Божье постановление: "…учить жене не позволяю, ни господствовать над мужем". По Своему премудрому милосердию Господь дал жене двойную защиту: глава муж и глава Христос. Сестра, которая осознает значимость этой милости Божьей в ее жизни и с радостью принимает эту Божью двойную благодать, будет жить в духовном смысле, на самом деле, как "…у Христа за пазухой…". Как за двойным щитом Божьим…

Блаженны сестры, которые рассуждают и понимают, именно, так: "Какое счастье…!!! Какая милость ко мне! Надо мною двойная защита…!!!...". Даже, если у нее и нет, пока что, мужа, но сестра, в принципе, всем сердцем согласна с этим постановлением (решением) Божьим, то есть, твердо решила в сердце своем, - "…когда у меня будет муж, я буду (по крайней мере, - хочу) во всем повиноваться ему. Я буду стремиться быть ему, именно, помощницей (а не руководящим началом) в его делах…, благословляя его действия. Он будет тоже Христианином, а значит, его решения будут происходить от Господа. Буду стараться делать это охотно со смирением и кротостью, не допуская мыслей о превозношении. Не буду стремиться к проявлению в духовных делах, первой инициативы…, как Ева, или Ревека, или Дина, но буду молиться о нем, чтобы Господь управлял и руководил мною через мужа моего… И так далее и т.п….)".

А если и не будет мужа (все в руках Господа…), то одно только внутреннее согласие с этим Божьим постановлением и готовность его исполнять, уже дает такой душе право (через веру, которая есть "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом") обрести аналогичную защиту и духовные благословения (там тоже будет "двойная защита", но уже двойная Божья). У таких сестер благословенная будущность. Они в полной мере могут получать благодать и мир от Господа, потому что доверились и покорились Ему во всем, охотно принимая всякое Его требование. Она (и ее семья) будут, на самом деле, ходить в "двойных одеждах"… Тем более, в случае, когда приходиться подчиняться неверующему мужу. Это ясно видно из Писания...

Именно, из смиренного перед Богом состояния, напрямую, произрастает кроткий и молчаливый нрав (дух)…, что так драгоценно в очах Божьих!!! И это весьма полезно для правильного духовного возрастания и формирования духовной личности…

Что же будет от Господа брату, который поставлен Богом над всем домом своим, а вынужден терпеть от непокорности и своеволия своей жены…? Если верить Писанию (а, разве можно не верить ему), когда этот человек обуздает (уничтожит) свое самолюбие и гордость, гнев, недовольство и ропот, воспримет и достигнет смирения, кротости, умаленности… и примет эту ситуацию, как допущенную в его жизнь от Господа (покорившись Ему и в допущенном унижении), то также сможет пожать огромное духовное благословение… Такой брат (в некоторой степени) уподобляется угодным Господу людям. Охотно смиряться перед теми, которые поставлены в повиновение нам, естественно, труднее, чем смиряться перед равными или перед начальствующими над нами… Но, именно, такое смирение, более всего ценно в очах Божьих. Наш Господь Иисус Христос, будучи Богом и Господом всей Вселенной, вынужден был терпеть непокорность и мятеж от Своего же творения…, которое обязано было Ему во всем… И, будучи Богом по сути, Он смирился во всем перед всеми, как и написано "смирил Себя во всем…". Степень Его смирения была самой высокой во Вселенной за все время ее существования, учитывая бесконечно огромную разницу в уровнях "социального" положения Его лично (Бога богов и Царя царей) и тех людей, от которых Он должен был терпеть и страдать… Результат – Ему дано Имя, которое превыше всякого имени…; всякая власть на небе и на земле; величайшее почтение, превозношение и восхищение со стороны всех Ангелов Божьих и всех Божьих человеков; место на троне одесную Отца … Такая великая и высокая честь!!! …Потому, что «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» во всем… Слава Ему во веки веков !!!

У Бога многое не так, как у человеков… Его действия могут казаться незнающим Его людям, обузой и глупостью. Иногда Он допускает в нашу жизнь самые ужасные (по мнению людей) обстоятельства из милости и благорасположения к нам для того, чтобы мы смогли извлечь из них "великое" и недоступное для понимания людей мира сего, но весьма драгоценное для Господа и нас самих: возможность преображения в Его образ!!! Люди мира могут прожить безбедную, счастливую (как им кажется) жизнь, но Господь видит ее пустоту… Он понимает, что эти люди прожили жизнь напрасно, так и не изменившись; не обретя святости Божьей, не имея надежды на вечность с Ним. И конец их - погибель… Но, не так у верующих... Бывает, что без тех или иных трудных обстоятельств, наше преображение в образ Христа может не осуществляться или тормозиться. Мы, зачастую, находясь в хороших, теплых и тихих обстоятельствах жизни, просто не способны обнаружить и выявить в себе некоторые пороки ("земные члены"). То есть, то, что, живя в нас, привлекает к нам диавола, тормозит нас на пути к Богу, препятствует и нашему служению, и нашему преображению в образ Христа, и что Господь повелевает нам без сожаления умертвить (Кол. 3:5).

Для тех (братьев и сестер), кто понимая это, старается делать все более и более твердым свое звание и избрание, откроется свободный вход в Царство Небесное…, но в эту дверь нужно еще войти … Это есть наша брань со всем "земным" в каждом из нас для того, чтобы, на самом деле, показать и Господу, и миру угодные нашему Владыке качества характера. Брань со всем тем, что мешает (препятствует) нам побеждать, и войти, и получить все назначенное нам наследство на Небесах.

Поэтому дорогие братья и сестры, "будем с терпением проходить предлежащее нам поприще…", зная, что нас ждет великое воздаяние…!!! Смысл жизни Христиан совершенно отличается от понимания жизни не знающих Господа. У нас есть право и способность предпочесть жизненным удобствам, - возможность, как можно более полно изобразить в себе Христа, чтобы иметь как можно лучшее воскресение… В этом и состоит основное преимущество Христиан, чего другие люди не видят и, что понять, к сожалению, не способны, пока не коснется и их оживляющая благодать Божья.

Да станут Его повеления и, кажущиеся нам "неудобные" запреты в Писании, благом для нас, жаждущих вечной близости с Ним. Да превратится наша жизнь из жизни мирской, когда мы искали видимой выгоды себе (в удобных и спокойных жизненных обстоятельствах, в удовольствиях, в поисках почтения и уважения окружающих, признания другими людьми, в поисках человеческой похвалы, в достижении того, чего мы жаждали достичь по плоти, в поисках своего "Я" и т.п.) в жизнь Христа в нас, когда мы, как и Ап. Павел, сможем сказать: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (когда мы научимся, как и Апостол, быть довольными всегда и при любых обстоятельствах). Когда мы станем жить, прежде всего, для того, чтобы выполнять волю Отца, ибо это, прежде всего, для нас, - залог надежного и свободного входа в Царство Небесное. Для того, чтобы научиться показывать и другим путь в наш вечный дом на Небесах. Мы на пути к этому… и да поможет нам Господь не сойти в сторону…