Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Главная Нетематические книги Суббота_была_изменена ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАВЕТА
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАВЕТА PDF Печать Email

 

В продолжении уже многих столетий большая часть христианского мира соблюдает воскресенье как день покоя и богослужения. Теперь воскресенье празднуется не только христианскими народами, ко и народами не исповедующими христианство и даже языческими и атеистическими странами. Конечно, не все относятся к этому дню одинаково. Некоторые чтут воскресенье считая, что Христос установил этот день, как день поклонения и религиозных собраний. Другие считают этот день просто удобным временем для отдыха к развлечения.

Многие искренние христиане соблюдают первый день недели потому, что в этот день Христос воскрес из мертвых; этим они желают засвидетельствовать, что они верят во Христа, как в своего воскресшего Спасителя. Они утверждают, что для христиан, после воскресения Христа, этот день стал днем покоя и поклонения.

Но есть другие христиане, которые соблюдают седьмой день недели, субботу - день, установленный Богом для покоя и поклонения еще при сотворении мира, - как памятник Его творения. Они верят и учат, что суббота является днем покоя, заповеданным Богом в четвертой заповеди Закона Божьего. Они призывают внимание к тому, что Христос и Его ученики, Апостолы, храня субботу по заповеди в земной жизни, дали удостоверение для христиан всех времен, что суббота остается днем, установленным Богом, для покоя и поклонения.

Возникают вопросы: "Как же и почему почти все христиане теперь празднуют воскресенье? Кем и когда суббота была заменена воскресеньем? Кто имел право изменить ясное повеление Божие?" В этом труде мы желаем вкратце исследовать эти вопросы с точки зрения Священного Писания и проследить перемену с субботы на воскресенье в церковной истории.

Мы начнем с рассмотрения роли первого дня недели в свете Нового Завета.

Восемь текстов

В Новом Завете есть восемь текстов, в которых упоминается первый день недели. Эти места Писания укажут нам, чему учит Новый Завет относительно святости первого дня недели. Они покажут, что Христос и апостолы сказали о первом дне недели, как о дне покоя и поклонения.

Первые шесть текстов говорят о воскресении Христа и первый день недели упоминается в связи с рассказом об этом. Первый текст мы находим в Ев. от Матфея 28,1,2. Евангелие от Матфея, согласно преданию, было написано приблизительно через восемь лет после вознесения Христа Там мы читаем следующее: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем". Заметьте, что этот первый день был просто назван "первым днем недели", как он и считался от сотворения мира.

Следующий текст мы находим в Ев. от Марка, а 16-й главе. Считается, что это Евангелие было написано около 67-го года нашей эры, через тридцать с лишним лет после воскресения Христа, и здесь мы читаем следующее: "По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца.... И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую олеждую и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен" (стихи 1,2,5,6). Здесь опять подчеркивается факт воскресения Христа рано в первый день.

Третье упоминание о первом дне недели мы находим в этой же главе, в 9-ом стихе: "Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов". Здесь опять повторяется факт, что Христос воскрес в первый день недели. Обратите внимание, что в этих трех местах, написанных в первом веке христианской эры, были использованы прежние названия дней недели.

Теперь прочтем четвертый текст, в котором упоминается первый день недели. Мы находим его в Ев. от Луки 24,1. Но начнем читать со стихов 50 и 52 по 56 в предыдущей главе, где описываются события в день распятия Христа. Этот день мы теперь называем пятницей. "Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый... пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его Б гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота Последовали также и женщины,... и смотрели гроб.... Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди". Теперь прочитаем Луки 24,1: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие".

Заметим, что в пятницу, день когда Христос был распят, женщины посмотрели, где положено было тело Иисуса, и перед наступлением субботы приготовили ароматные мази для помазания тела. Затем они "в субботу остались в покое по заповеди". Здесь евангелисту Луке, который писал свое евангелие 30 лет после вознесения Христа, представлялся удобный случай и даже обязанность упомянуть, что вместо седьмого дня христианам следовало теперь соблюдать первый день недели. Однако он не указал, что седьмой день соблюдался "по заповеди" до распятия, а теперь, после воскресения, он был заменен другим днем, а именно, первым днем недели. А такое наставление, если бы перемена произошла, было бы необходимо для новообращенных христиан, для которых он писал (см. Луки 1,1-4).

Наш следующий текст находится в Ев. от Иоанна 20,1: "В первый же день недели. Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба". Здесь повторяется то, что уже было сказано в евангелиях от Матфея, Марка и Луки, т.е., что Христос воскрес в первый день недели.

Шестое упоминание о первом дне недели в Новом Завете находится в 19-м стихе этой же главы: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!" В этот день рано утром святые жены нашли гроб пустым. Но ученики еще не знали и не верили, что Господь воскрес. Они собрались в верхней горнице и закрыли двери, так как боялись, что толпа придет и убьет их. Они собрались здесь не с религиозной целью, а "из опасения". Здесь им явился Христос.

При внимательном чтении рассказа об этом дне у евангелиста Марка мы заметим, что ученики не поверили Марии, что она видела Иисуса воскресшим. Они также не поверили, когда пришли два ученика и рассказали, что они встретили Христа в тот же день по дороге в Еммаус. Таким образом становится ясно. что в тот вечер ученики не праздновали Его воскресения и не собирались с религиозной целью. Более того, когда Иисус явился им. Апостол Иоанн записал, что Он был принужден показать Свои раны, чтобы убедить их. что это действительно был Он. Он даже ел перед ними, в доказательство того, что это был Он. В Ев. от Иоанна 20,20, мы читаем: "Сказав это. Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа". Однако Христос тогда ничего им не сказал о том, чтобы с тех пор ученики собирались в первый день недели.

Согласно Писания, эта встреча произошла в воскресенье вечером, в конце первого дня недели. Многие библейские ученые считают, что евангелист Иоанн писал свое евангелие после того, как он написал книгу Откровение, приблизительно через 60 лет после воскресения Христа. И он все еще называет первый день недели "первым днем", а не "днем воскресения" или "днем Господним", как он теперь называется многими христианами. Если воскресенье, первый день недели, к тому времени уже называли "днем Господним", то почему бы Иоанн не назвал его так в своем Евангелии?

Осталось еще два текста, в которых упоминается первый день недели. Первый из них находится в 20-ой главе книги Деяний Апостолов. Прочтем стихи с 5-го по 8-ой: "Они, пошедши вперед, ожидали нас в Троаде. А мы после дней опресночных отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый, же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться а следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников".

В это время Апостол Павел находился в пути из Европы и Малой Азии в Иерусалим. Евангелист Лука, врач по профессии, находился с ним и записывал происходящее. Это было вечернее собрание, как видно из 8-го стиха, в котором говорится: "В горнице, где мы собрались, было довольно светильников". Пока Павел проповедовал до полуночи, молодой человек, который, вероятно, не был очень заинтересован проповедью, заснул на открытом окне третьего этажа. Юноша упал и, казалось, убился. Апостол Павел сошел и заверил окружающих, что он был жив. Затем Павел продолжил собрание. После проповеди совершили Вечерю Господню и Павел беседовал с ними до рассвета. А потом Апостол Павел продолжал свое путешествие. Он пешком пересек мыс, в то время, как другие ученики, путешествовавшие с ним, огибали мыс на корабле.

В Писании мы находим, что библейский день начинался с вечера и кончался вечером 24 часа позже. Так считалось со времени сотворения Богом нашего мира. В первой главе Бытия мы читаем шесть раз: "И был вечер и было утро: день один", "...день второй", и т.д. В книге Левит мы находим прямое указание, как соблюдать субботу (и другие праздники): "от вечера до вечера празднуйте субботу вашу".

Такое исчисление времени видно и в Новом Завете, где мы можем прочитать о событиях, происшедших в одну субботу. В ту субботу Христос и ученики были в синагоге на богослужении, после чего Он пошел в дом Петра. Там "теща Симонова" лежала в горячке. Христос исцелил ее. По-видимому, слух об этом разнесся по всему городу, потому что "при наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых", чтобы Христос исцелил их. Марк. 1,32. Здесь ясно говорится, что при заходе солнца начинался вечер, и, следовательно, кончалась суббота и начиналась новая неделя. (Жители города должны были ожидать конца субботы, так как Иудейские руководители запрещали исцеление по субботам). В наше время такое исчисление сохранилось среди набожных евреев. Когда наступает еврейский праздник, например. День Суда, Ям Киппур, они соблюдают этот праздник, начиная с вечера и кончая его при заходе солнца на следующий день.

Так как по библейскому счету день начинается с вечера, то можно сказать, что собрание в Троаде состоялось в субботу вечером. Некоторые современные английские переводы этого текста так и уточняют это1. По-видимому. Апостол Павел в воскресный день прошел около 36 миль (58 км) до места, где его ожидал корабль с остальными верующими путешественниками. То воскресенье не было для него днем покоя.

Некоторые могут настаивать, что это определенно религиозное собрание происходило в воскресенье вечером. Даже если мы допустим, что оно началось в воскресенье вечером, то Вечеря Господня праздновалась после полуночи, и, по библейскому счету, Вечеру была бы в понедельник утром.

Нужно заметить, что, само по себе, "преломление хлеба", или причастие, не делает день святым. Иисус

не дал никакого наставления, в какой день совершать Вечерю Господню. С учениками Он установил ее в четверг вечером, а после Него верующие совершали ее каждый день, как мы можем заключить из рассказа в Деяниях 2,41 и 42. В Троаде Павел совершил преломление ночью. Но это не доказывает, что Вечерю следует иметь обязательно вечером или ночью.

Впоследствии некоторые отцы церкви давали советы, когда совершать Вечерю Господню. Так, Иероним писал, что можно принимать причастие во всякое время 2. Василий писал, что его можно принимать четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и в субботу 3. Иоанн Касий написал, что в субботу и в воскресенье (в "день солнца") можно принимать участие в преломлении хлеба 4. Интересно, что этот отец церкви использовал обыденное римское наименование первого дня недели - "день солнца". Иустин Мученик также писал, что "преломление хлеба" можно делать в "день солнца" 5. А церковный историк Сократ Схоласт в пятом веке писал, что "почти во всех церквах по всему миру Тайная Вечеря совершается по субботам каждую неделю" 6. Итак, очевидно, что в ранней церкви не было точного установления, когда совершать Вечерю Господню. Некоторые советовали ежедневно, другие четыре раза в неделю, некоторые два раза в неделю - и в воскресенье, и в субботу.

Относительно Вечери Господней в Троаде возникает еще один вопрос: почему преломление хлеба было отложено до после полуночи, если бы верующие собирались на обыкновенное богослужение еще рано утром или днем в воскресенье? Не указывает ли это на то. что это было прощальное собрание? Вероятно, Павел провел с ними субботу, а потом продолжил это собрание, участвуя в преломлении хлеба ночью, и таким образом использовал каждый час с верующими, которых он не ожидал больше увидеть.

А теперь обратимся к последнему тексту в Новом Завете в котором упоминается первый день недели. Этот текст мы находим в Первом Послании к Коринфянам 16,2. Здесь мы читаем: "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду". Слова "пусть отлагает у себя" ясно указывают, что это не было общественным сбором в церкви, а было личным сбережением у себя дома для особой цели. Тут ничего не говорится о богослужении в первый день недели. Напротив, можно скорее подозревать, что общего собрания в первый день недели совсем не было.

Почти триста лет спустя, один из отцов церкви, Иоанн Златоуст (умер в 407 г.), писал по этому поводу: "Павел не говорит: пусть принесет в церковь - они может быть стыдились бы такого маленького дара; но если сумма постепенно росла, они могли без стыда принести ее в свое время в церковь" 7. Заметим, что хотя Златоуст сам уже праздновал воскресенье, его объяснение этого текста показывает, что он не считал это место Писания доказательством богослужебных собраний в воскресенье в ранней церкви.

Кажется, что едва ли можно полагаться на этот текст, чтобы обосновывать празднование первого дня недели. Вполне ясно, что когда Павел писал этот совет, он не давал инструкций для общего собрания верующих.

Напротив, мы можем извлечь из данного текста намек на то. что эти верующие коринфяне работали всю неделю и покоились в субботу. В пятницу им некогда было сводить счета заработка минувшей недели и решить, сколько они могли отложить в пользу дела Божия. Таким образом, первая возможность сделать это была в начале новой недели.

День Господень

Теперь мы закончили обзор восьми новозаветных текстов, где упоминается первый день недели. Ни один из них не может служить поводом к соблюдению воскресенья.

Однако, обратим внимание на еще один текст Библии, на который некоторые указывают, как на доказательство, что первый день недели был известен Апостолу Иоанну как "день Господень". В Откровении 1,10, во всех древних греческих манускриптах, с которых делались переводы Библии, в этом месте находится выражение "день Господень". Но эти манускрипты не содержат ничего, что могло бы ясно показать, какой день недели Иоанн имел ввиду. Исторические данные, относящиеся ко времени почти сто лет позднее, указывают, что только тогда первый день недели некоторые христианские авторы стали называть "днем Господним".

Мы хорошо знаем, что позже наименование "день Господень" было приложено к воскресенью. В русском синодальном переводе этого текста Библии даже говорится: "Я был в духе в день воскресный". Совершенно очевидно, что это толкование, основанное на позднем обычае, а не перевод с манускрипта. Переводы Библии на другие языки, а так же и другие переводы на русский язык, как например, венский и издание Русского Библейского Общества, как и более поздние переводы, употребляют выражение "день Господень". Но то, что поздние7 церковные писатели прилагали выражение "день Господень" к воскресенью" н® может служить доказательством, что Апостол Иоанн называл его так. Притом, этот текст ничего не говорит о том, что в этот день было. или должно было быть, общественное религиозное собрание или богослужение, или что он был днем покоя.

Наоборот, при отсутствии одновременных с Апостолом Иоанном исторических данных, можно подозревать. что Апостол употреблял это выражение согласно с другими библейскими выражениями. В Евангелиях мы читаем, что Господь Иисус Христос, когда Он был на этой земле, назвал один день Своим, и этот день был - день субботний! Он учил: "Сын Человеческий есть Господин и субботы". Марк.2,28. Таким образом можно считать, что Иоанн "был в духе" в субботу. Итак, этот текст также не дает достаточного основания для празднования воскресенья.

Памятник воскресения Иисуса

Многие христиане считают, что празднование первого дня недели было установлено в честь воскресения Христа. Сам Христос учил, что Его страдание и смерть будут напоминаться Вечерей Господней. Он Сам установил этот святой обряд перед Своей смертью, говоря: "сие творите в Мое воспоминание". А чтобы вспоминать Его воскресение, Христос повелел верующим креститься во имя Отца, Сына и Святого Духа. Значение водного крещения мы находим в Послании к Римлянам 6,2-6. Там говорится: "мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть рабами греху". А в Послании к Колоссянам 2,12, мы читаем: "Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых". Значит, умерщвление ветхого человека при духовном возрождении напоминает телесную смерть Христа; моментальное погребение в воду при крещении напоминает лежащего в гробе Христа; а восстание из воды при водном крещении для обновленной жизни со Христом свидетельствует о воскресении Христа из гроба. Чтобы воистинну вспоминать воскресение Христа, нужна возобновленная жизнь, которая начинается при крещении. Соблюдения одного дня в неделю для этого не достаточно.

Заключение из девяти текстов

Мы коснулись всех текстов Нового Завета, которые упоминают первый день недели, воскресенье, и один текст, который некоторые прилагают к воскресенью, и не нашли, что к нему была приписана какая-либо святость или он был установлен, как день для поклонения. Ни Христос, ни Его Апостолы, по-видимому не учили, что первый день недели являлся днем покоя или поклонения после воскресения Христа.

Интересно заметить, что отцы церкви в продолжении нескольких веков после вознесения Христа не ссылались и не цитировали эти восемь или девять новозаветных текстов в пользу святости воскресенья. Только сравнительно недавно защитники святости воскресенья стали цитировать их в свою пользу. Очевидно, древние знали, что они не могли пользоваться этими текстами, чтобы обосновывать их предложения перенести еженедельный праздник на воскресенье, когда в первые века нашей эры происходил продолжительный спор относительно соблюдения субботы или воскресенья.

Несколько замечаний о субботе и "первом дне"

1. Почему празднующие первый день недели в честь воскресения Христа делают это каждый седьмой день. а не раз в год как, например, празднуется Его рождение? Ведь празднование одного дня каждую неделю в честь Его воскресения значит, что этот обряд построен на основании четвертой' заповеди, потому что о праздновании одного дня из семи говорит именно четвертая заповедь. Таким образом, четвертая заповедь утверждается соблюдающими воскресенье. Но если праздновать первый день недели вместо седьмого каждую неделю, как бы по заповеди, то для этого нужно иметь повеление Христа, сходное с первым повелением соблюдать седьмой день. То повеление было объявлено голосом Самого Бога во всеуслышание народа с горы Синайской. А в Евангелии нигде нет не только никакого указания о перемене дня празднования, там даже нет намека на это.

2. Приблизительно десять лет после вознесения Христа, Апостол Петр навлек на себя острое порицание от руководителей христианской церкви в Иерусалиме за то, что он "ел с язычниками" в Кесарии. Из этого видно, как трудно было верующим евреям идти против своих преданий и обычаев жизни. Как же тогда верующие евреи смогли бы без спора и возражений воспринять совершенно новый день поклонения вскоре после воскресения Иисуса, как то утверждают некоторые защитники воскресенья? Мы не находим никакого упоминания об обсуждении этого вопроса в евангельских повествованиях или в посланиях Апостолов. Вполне ясно, что Христос не оставил никакого наставления или приказания, что христианам нужно святить новый день, а именно, первый день недели. Первый день недели в то время был языческим праздником. Если через 10 лет после вознесения Христа руководители церкви в Иерусалиме критиковали Петра только "за общение с язычниками", то как же церковь смогла бы так смело и без спора принять новый день покоя и поклонения тождественный с языческим, вопреки их твердого и ревностного хранения субботы всю их прежнюю жизнь и даже после распятия Иисуса, без особого и ясного повеления?

3. Заметим, что мы читаем о Савле когда он гнал раннюю церковь. В Деяниях 9,1-2 мы читаем: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим". Здесь говорится, что Савл просил право искать последователей Христа в синагогах. Если последователи Христа отделились от евреев сразу после воскресения и собирались для богослужений отдельно от евреев по воскресеньям, как утверждают защитники празднования первого дня недели, то почему Савл искал их в синагогах, а не в их местах сборов? Они едва ли могли собираться в синагогах для богослужений в другой кроме субботы день. Это ведет к заключению, что в то время, почти десять лет после вознесения Христа, Его последователи поклонялись Богу вместе с Иудеями по субботам.

4. Когда Павел и Варнава, в своем первом путешествии в Азию, прибыли в Антиохию Писидийскую, они "...вшедши в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте:.... При выходе их из Иудейской синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.... В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие". Деян. 13,14-16, 42,44.

Почему Павел не сказал бы здесь верующим из язычников, что евреям он говорит по субботам, так как они привыкли собираться по субботам, а что верующим из язычников он мог бы говорить в первый день недели, и что им надобно теперь соблюдать первый день недели в честь воскресения Того Иисуса, о Котором он проповедовал, если первый день недели уже стал быть днем поклонения среди христиан к тому времени? Ведь Апостол Павел, устанавливая новые церкви среди язычников, обязательно должен был все объяснять и давать точные наставления. Почему же здесь, в записи об этом важном шаге в развитии христианства, мы видим совершенное молчание относительно важности или святости первого дня недели?

5. В Деяниях Апостолов, в 15-ой главе, записано о первом заседании руководителей церкви. Апостолов и пресвитеров в Иерусалиме относительно правил и законоположений для растущей христианской .церкви. Это собрание состоялось приблизительно 20 лет после вознесения Христа.

Причиной этого собора был возникший в юной церкви, к которой начали присоединяться обращенные из язычников, беспокоющий вопрос, описанный так: "Некоторые, пришедшие из Иудеи, [в Антиохию Сирийскую. ту самую, где. согласно повествования Луки, ученики впервые начали называться христианами, и откуда Павел начал свою миссионерскую деятельность среди язычников] учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись".

Вопрос был о том, что делать, чтобы спастись особенно язычникам. Павел и Варнава учили, что обращающиеся из язычников, как и сами евреи, получали спасение через веру в Христа, как дар. После тщательного разбора этого важного вопроса в Иерусалиме, церковь вынесла следующее решение: "Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться.... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". Деян. 15,23,28,29.

Заметим, что дело здесь касалось обращающихся к Богу из язычников и их спасения. Это решение было предложено Иаковом, который указал, что нет нужды полагать пространные правила, так как "закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу". Стих 21. Это значит, что все остальные необходимые знания относительно их веры, верующие, как евреи так и язычники, получали каждую субботу там, где они находились в Азии и Европе. Нужно заметить, что именно братья "из язычников" получали наставление каждую субботу. Если же первый день недели уже хранился церковью в то время, то почему Апостол Иаков, один из руководящих братьев у Иерусалиме, подчеркнул, что по субботам, а не по воскресеньям, читается писание верующим язычникам там, где они находились? Это событие показывает, что седьмой день - суббота - единодушно считался днем религиозных собраний в ранней церкви Нового Завета. Иначе Апостол Павел возражал бы относительно намека на обязательность хранения субботы язычниками так же, как он возражал против обрезания новообращенных язычников, доказывая, что для них оно не обязательно.

6. В конце своей деятельной жизни, Павел в последний раз вернулся в Иерусалим после третьего обширного путешествия по Азии и Европе во время праздника Пятидесятницы. Об этом мы читаем в Де-ян.21,17-24,26: "По прибытии нашем в Иерусалим, братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушавши, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ~ ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет; взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтоб остригли себе голову, - и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты, продолжаешь соблюдать закон.... Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение".

Важно заметить, что в 20-ом стихе написано, что старшие братья в Иерусалиме "сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они - ревнители закона". А в 24-ом стихе они сказали о Павле: "но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон". Это были верующие во Христа евреи, которые прибывали из разных мест в Иерусалим на поклонение во время праздника Пятидесятницы. Видно, что до того времени они оставались "ревнителями закона". В следующем стихе мы читаем, что руководящие христиане в Иерусалиме сказали Павлу, что верующие евреи думали что ты, Павел, "учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям". Они особенно упомянули обрезание, о котором Павел учил, что оно не нужно для спасения. [В 1 Кор.7,19 мы читаем слова Павла: "Обрезание ничто и необрезание ничто, но все - в соблюдении заповедей Божиих"].

Почему же тогда братья не упомянули, что евреи так же обвиняли Павла и в том, что он не праздновал субботы, если бы на самом деле Павел учил и наставлял новообращенных верующих во Христа, что соблюдение субботы не было необходимым, и что празднование недельного праздника было перенесено на воскресенье? Ведь среди евреев празднование субботы стояло на том же уровне, что и обрезание.

Единственный вывод, который можно сделать из этого, заключается в том, что Павла никто не обвинял и не мог обвинять в непраздновании субботы или в том, что он учил, что ее не нужно больше соблюдать.

7. Более того, когда Апостол Павел предстал на суде перед Фестом в Кесарии, Иудеи, "принося на Павла многие и тяжкие обвинения", обвиняли его. Де-ян.25,7. В восьмом стихе читаем: "Он [Павел] в оправдание свое сказал. Я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря". И когда он явился перед царем Агриппой несколько дней спустя, он сказал: "...Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам". Деян. 26,4-6.

Потом, когда Павел прибыл в Рим и созвал знатнейших из Иудеев и, "когда они сошлись, говорил им:

мужи братья! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян". Деян.28,17.

Очень важно подчеркнуть в этих трех случаях, что если бы Павел покинул один из важнейших обрядов Иудеев, субботу, то как мог бы он делать такие заявления перед обвинителями? Заметим, что Иудеи не возражали ему на его оправдания. Для нас очевидно одно: Павел жил по прежнему, соблюдая субботу.

В следующей части мы просмотрим писания ранних отцов церкви относительно святости первого дня недели. Если этот обычай был широко принят еще до их времени, или развился во время их жизни, в их письменных трудах мы можем ожидать порядочно ссылок, свидельствующих о такой важной перемене в церковных обычаях.