Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Главная Нетематические книги Суббота_была_изменена ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ И СУББОТА ПОСЛЕ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ И СУББОТА ПОСЛЕ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ PDF Печать Email

 

Если ранняя церковь Христа после смерти апостолов в своем учении и жизни соблюдала бы первый день недели, как день покоя и поклонения, установленный Самим Христом, то мы могли бы ожидать, что церковные писатели и историки единодушно говорили бы о нем, как о "дне Господнем", или о дне поклонения и покоя. За семьдесят с лишним лет от воскресения Христа до начала второго столетия нашей эры, этот обычай должен был бы укрепиться до такой степени, что никому не. нужно было бы возражать или спорить о нем. Но что же мы находим? Мы находим, что в разных местах оба дня соблюдались от второго до пятого столетия и даже позже. В церковной литературе воскресный день по прежнему называется "первым днем недели", или "восьмым днем", или даже "днем солнца", хотя к нему постепенно стали прилагать имя "день Господень".

Очевидно, что еженедельное христианское празднование воскресенья, когда бы оно не возникло, в начале не заменяло собой библейского седьмого дня недели, субботы. Оба дня - и суббота, и воскресенье - праздновались многими наравне в течение нескольких веков ранней истории христианства. Однако мы замечаем, что церковные отцы, сначала немногие и несмело, а потом все больше и смелее, стали выходить на сторону соблюдения только первого дня недели. Созомен, историк церкви в пятом веке по Р.Х., пишет: "народ в Константинополе и почти повсеместно собирается как в субботу, так и в первый день недели, но это никогда не наблюдалось в Риме или в Александрии" 8.

Следовательно, даже в пятом столетии, "почти повсеместно" в христианском мире, за исключением Рима и Александрии, христианские богослужения совершались как в субботу, так и в воскресенье.

Современник Созомена, Сократ Схоласт, подтверждает это: "хотя почти все церкви по всему миру совершают святые таинства [Вечерю Господню] каждую субботу, христиане в Александрии и в Риме перестали делать это, основываясь на некоторых древних преданиях" 9. Ряд других источников, происходящих из третьего по пятый века, говорят о соблюдении христианами обоих дней, субботы и воскресенья, как мы увидим дальше.

Заметим, что начало изменения праздничного дня произошло не в Иерусалиме, а в Риме, где большинство верующих были не из евреев, а из язычников.

Для нас важный вопрос состоит не в том, что воскресенье позже стали называть "днем Господним", а в том, почему его не называли так с начала и не чтили повсеместно и бесспорно, если этот день был бы "днем Господним", установленным вначале Самим Христом и подтвержденным Апостолами? Почему суббота оставалась, по прежнему, днем поклонения для христиан, - днем, когда до пятого века по Р.Х. в церквах принимали причастие? А если суббота признавалась днем богослужения в ранней церкви, то возникает вопрос: "когда и как произошло изменение, которое ввело воскресенье, как специальный день празднества для христиан? И почему христианам понадобилось иметь особый день?

Для разрешения этого вопроса, нам сначала нужно установить, что было причиной разделения и, наконец, раскола между верующими евреями и остальным народом иудейским и что заставило уверовавших из евреев и из язычников преднамеренно удаляться от всего того, что указывало бы на их связь с иудеями в религиозных обрядах и жизни.

Ранние христиане в Палестине

Ранние христиане в Палестине не отделялись от иудеев для богослужения. До разрушения Иерусалима и храма палестинские евреи уверовавшие во Христа поклонялись в храме с иудеями. Мы видим это из книги Деяний, где, например, рассказывается, что "Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы" вскоре после Пятидесятницы. Деян.3,1. Но и 30 лет спустя, когда Павел прибыл в Иерусалим в конце своего третьего миссионерского путешествия по Азии и Европе, руководители церкви в Иерусалиме -Апостолы и пресвитеры - советовали ему пойти в храм и церемониально очиститься с некоторыми еврейскими христианами, как если бы это было принятым обычаем в их среде. См. Деян.21. Они советовали так Павлу потому, что "тысячи уверовавших Иудеев и все они - ревнители закона" прибывали в Иерусалим и в храм на поклонение во время еврейского религиозного праздника. Павел без возражений пошел в храм и принял участие в церемонии.

В истории есть еще одно свидетельство тому, что евреи-христиане в Палестине посещали синагоги по субботам для богослужения и вообще соблюдали субботу подобно иудеям. После разрушения Иерусалима и храма в 70 году по Р.Х., иудеев преследовали и центр их организованной духовный жизни, синедрион, тоже перестал существовать. Но приблизительно десять лет спустя он был восстановлен под руководством ярых националистов и поборников еврейской религии. Естественно, возникла новая враждебность против евреев-христиан. Чтобы выделить их из среды молящихся, в синагогах была приготовлена "проба" для присутствующих на иудейских богослужениях. Установили обычай приглашать присутствующих молиться общей приготовленной молитвой. В этой молитве была часть или "проба", которая гласила: "Пусть вероотступник пребудет без надежды. Такие пусть погибают во мгновение и будут изглажены из книги жизни и т.д.". Этим способом обнаруживались верующие евреи, потому что они отказывались молиться молитвой, которая навлекала на них проклятия. Автор Марсел Симон утверждает, что эта "проба" употреблялась в Палестине около 80-го года по Р.Х.10

Раннее христианство в Риме и Александрии

Если перемена в праздновании еженедельного дня покоя и богослужения произошла в широком христианстве позже, чем в Риме и Александрии, то какие же факторы способствовали замене субботы воскресеньем вначале именно в Риме и Александрии?

Когда во время императора Нерона Рим пострадал от пожара, Нерон обвинил в этом христиан и строго преследовал их. Историки пишут, что это якобы произошло по подстрекательству иудеев, убедивших Нерона в том, что христиане были виновны в поджигательстве. Так или иначе, конечно иудеи ненавидели уверовавших во Христа евреев и преследовали их. Но хотя они и были гонимы иудеями, христиане в начале повсеместно не отделялись от иудеев и вообще считались язычниками еврейской сектой. Однако после пожара в Риме, разделение между иудеями и христианами стало увеличиваться.

Разрушение Иерусалима и храма в 70-м году по Р.Х. послужило дальнейшему разделению между верующими евреями и иудеями. Христиане приняли разрушение Иерусалима как Божье наказание еврейского народа за то, что они распяли Христа. С того времени уверовавшие евреи не могли, как прежде, оставаться с национальными евреями. Разрушение города и храма стало доказательством, что их народ перестал быть народом Божьим. Они вспоминали слова Христа, сказанные иудеям перед Его распятием:

"Се, остается вам дом ваш пуст". Матф.23,28. А немного раньше Он говорил им: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его". Матф.21,43. Иерусалим перестал играть свою прежнюю роль среди верующих и центр христианства перешел в Антиохию. В это же время начали появляться перемены в учении и церковных обрядах. Со временем, разделение между христианами и евреями увеличивалось и наконец стало постоянным.

В Риме и некоторых других местах на западе среди верующих появился обычай поститься каждую субботу. Целью поста в субботу было скорбеть о смерти Христа, Который провел субботу в гробу, но в то же время это вызывало ненависть к евреям за их роль в Его смерти. Пост по субботам служил признаком противоположности евреям. Иудеи отмечали субботу с торжеством, радостью и особым изобилием пищи. Поэтому христиане в Риме предприняли пост именно в субботу. Этот обычай, делавший субботу безрадостным днем для христиан, послужил к укреплению празднования воскресенья. В Риме и сопутствующих церквах это могло послужить поводом совсем заменить печальную и голодную субботу радостным еженедельным праздником воскресения.

Свидетельство отцов церкви утверждает, что седьмой день -. суббота - соблюдался в ранней церкви, как день покоя и богослужения, и что в субботу разрешалось поститься и преклонять колени в скорбной молитве, тогда как воскресенье являлось днем торжества, когда поститься и преклонять колени в молитве запрещалось.

Еще во втором столетии римский епископ начал настаивать, что нужно было установить день празднования христианской пасхи не согласно еврейского календаря, в котором пасха всегда праздновалась в 14-ый день месяца нисана и поэтому каждый год падала на разные дни недели, но так, чтобы христианская пасха всегда соблюдалась в воскресенье. Его целью было еще больше отделиться от иудеев, не основывать христианские праздники на еврейском исчислении и быть как можно меньше похожими на иудеев в религиозных обрядах.

Здесь мы хотим подчеркнуть, что первоначально пасха праздновалась церковью, чтобы вспоминать страдания и смерть. Христа, а не Его торжественное воскресение. Толкование символа пасхи и, следовательно, значительности дня для ее празднования, разнилось между восточной и западной частями христианства. Западная часть настаивала на важности праздновать ее в воскресный день, а восточная часть была более склонна следовать еврейскому передвижному календарю. Спор об этом продолжался вплоть до раскола христианской церкви в одиннадцатом столетии.

Несомненно, самым важным фактором, способствовавшим замене субботы воскресеньем в Риме, была возрастающая враждебность к евреям со стороны римского правительства в начале второго века. Повторные мятежи и восстания против римского ига еврейскими патриотами беспокоили римские власти. Еще в первом столетии император Клавдий изгнал всех евреев из Рима. (Деян.18,2). Затем, в наказание за очередное восстание, Иерусалим был разрушен в 70-м году по Р.Х. Потом Император Адриан объявил незаконными иудейские обычаи обрезания и соблюдение субботы. Еврейские мятежи достигли наивысшей точки в восстании Симона Бар-Кохбы в 132-135 гг. по Р.Х. Бар-Кохба объявил себя мессией и иудейский первосвященник поддержал его. Его восстание привело римлян к такой ненависти к евреям, что император Адриан совершенно выселил Иудеев из Палестины и даже продал многих из них в рабство. [То. что иудеи приняли Бар-Кохбу за мессию, само по себе служило дальнейшему отделению христиан от иудеев.]

В Александрии и в столице, Риме, было много евреев и там христиане особенно подвергались опасности быть поставленными на одну ступень с евреями во время политических репрессий на евреев. Поэтому в этих двух городах, Риме и Александрии, верующие могли быть особенно склонными принять другой еженедельный день празднования, чтобы не быть смешанными с евреями, соблюдавшими субботу.

Писания отцов церкви

Защитники воскресенья часто ссылаются на церковного отца Игнатия, который писал о первом дне недели в начале второго столетия. Точных данных относительно Игнатия очень мало. Ему приписывают 14 посланий, хотя некоторые богословы признают за ним только семь, или даже только три. Письмо, на которое ссылаются защитники святости воскресения, якобы было написано Игнатием во время его путешествия в Рим навстречу мученической смерти около 117-го года. Это послание названо: "Магнезитам". В девятой главе его мы читаем следующее: "Больше не... субботствуют, но живут в соблюдении дня Господня" и. Здесь слово "дня" появилось в латинском переводе его послания. А в оригинальном греческом манускрипте на месте "дня" стояло слово "жизнь". Таким образом, первоначально написанное им по-гречески послание читается так; "больше не субботствуют, но живут в согласии с жизнью Господней, в которой также наша жизнь снова возникла". Переводчики поместили слово "день" там, где должно было быть слово "жизнь". Кроме того, Игнатий не мог говорить здесь с еженедельном праздновании воскресенья, так как люди, которых он описывает, как "больше не субботствующих, но живущих в согласии с жизнью Господней", как видно из контекста, были не кто иные, как пророки Ветхого Завета. Как Игнатий прекрасно знал, ветхозаветные пророки соблюдали субботу, а не воскресенье.

Следовательно, вся фраза "больше не субботствуют" не может означать "больше не соблюдают субботний день", но скорее значит "избегают фарисейского легализма". Это заключение вытекает из всего контекста. И фраза, "живут в соблюдении [дня] Господня" также не могла означать соблюдение воскресенья ветхозаветными пророками. Все это место послания в целом сосредоточивает внимание на жизни, согласной с жизнью Господа.

Первые бесспорные доказательства о начале еженедельного соблюдения воскресенья христианами как дня для богослужения, и только для богослужения (которое имело место рано утром), но не для покоя, исходят из двух мест - опять из Александрии и Рима - во втором веке. [В христианском мире обычай посвящать целый первый день недели отдыху и покою появился позже.] , Не забудем, что эти оба города, и в особенности Александрия, были центром гностицизма. Гностики сильно боролись с еврейской религией. Они толковали Писание аллегорически. Около 130-го г. Варнава Александрийский писал: "... Поэтому мы также с радостью соблюдаем восьмой день, день в который Иисус воскрес из мертвых" 12. Интересно заметить, что он назвал воскресенье не "днем Господним", а восьмым днем, и не основывал празднование воскресенья на учении Христа или даже Апостолов.

Другой отец церкви второго века, писавший относительно празднования воскресенья, был Иустин Мученик. Около 150-го года по Р.Х. он писал из Рима. В своей книге "Апологетика" он дал краткое описание богослужения, происходившего в воскресенье: "А в день, называемый днем солнца, все, живущие в городах и окрестностях, собираются в одном месте, где читаются воспоминания апостолов и писания пророков, насколько позволяет время" 13. Заметьте, что Иустин Мученик назвал воскресенье не днем Господним, а днем солнца.

Тертуллиан, отец церкви живший в 145-220 годах по Р.Х., писал о собраниях, совершавшихся в первый день недели: "на собраниях до рассвета дня мы принимаем от рук председателей таинство евхариста, которое Христос заповедовал есть во время принятия пищи, и всеми присутствующими" 14. Рассуждая о Христе и о Его деятельности в субботний день он пишет: "Итак, Христос не отменил субботу: он хранил закон. В субботу Его труд был в пользу жизни учеников, потому что Он облегчил их голод тем, что дал им пищу и у человека с иссохшей рукою Он исцелил его иссохшую руку" 15. Писания Тертуллиана опять подчеркивают оба дня, воскресенье и субботу, как дни для поклонения.

Первая известная ссылка на еженедельный воскресный день, как на "день Господень", после написания библейских книг, была сделана Климентом Александрийским в конце второго века - в 194 году по Р.Х. Он упоминает о "дне господнем", о котором Платон [греческий языческий философ четвертого столетия до Р.Х.] якобы пророчески написал в десятой книге своего сочинения "Республика", когда он описывал чистилище и ад согласно со своей языческой философией, в следующих словах: "И когда каждый из них проведет семь дней на лугу. они в восьмой день должны отправиться и прибыть, за четыре дня...." 16 Толкуя аллегорически, Климент не ссылался на учение Христа или апостолов, чтобы чтить воскресенье, а на Платона, греческого писателя, который ничего не знал о Христе и о Его воскресении. И в том же сочинении Климента заявляется: "Но седьмой день признается святым не только евреями, но также и греками" 17.

Первый день недели в церковных документах

Элвирским собором в 305-ом году было решено, что: "... если кто-нибудь, живущий в городе, с пренебрежением не пребудет на собрании три воскресенья подряд, то пусть его исключат из церкви на короткое время, чтобы таким путем его исправить" 18. Очевидно, что отцы церкви прилагали усилия для укрепления празднования воскресенья мерами общественного порицания.

В "Апостольских Постановлениях", собранных в третьем или четвертом веках по Р.Х.; мы находим следующее относительно субботы: "Пусть страх Божий пребывает перед твоими глазами, и всегда помни Десять Заповедей Божиих... Ты храни субботу потому, что Он покоился а Его труде творения" 19. А дальше в них дается наставление: "соблюдать субботу и воскресение, так как суббота является воспоминанием творения мира, а воскресенье - воспоминанием воскресения Христа" 20. Дальше находим следующее:

"Пусть рабы работают пять дней, а в субботу и в день Господень давайте им возможность ходить в церковь и получать наставление в благочестии" 21.

Нет сомнения, что одним из наиболее важных факторов в пользу соблюдения воскресенья была деятельность императора Константина Великого в начале четвертого века и последующих за ним "христианских" императоров. Константин не только поставил христианство в новое положение в пределах Римской империи (из преследуемого сделал его почетным), но он также дал воскресенью "новый вид". После 10 лет ужасных преследований по всей Римской империи, в 313 г. по Р.Х. Константин издал Миланский Эдикт, который даровал христианам равноправие с язычниками. Константин был первым римским императором, обратившимся в христианство. Его известный воскресный закон от 7-го марта 321 года по Р.Х. гласит:

"В достопочтенный день солнца все (местные) судьи и жители, живущие в городах, должны покоиться, и все мастерские должны быть закрыты. Однако, в сельской местности, люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои работы, так как часто случается, что другой день не подходит для посева зерна или насаждения виноградных лоз, и если упустить подходящий момент для таких дел, благословение неба может быть потеряно" 22.

Это был первый шаг из целого ряда мер, предпринятых Константином и последующими "христианскими" императорами, для установления регулярного соблюдения воскресенья законодательным порядком. Вполне очевидно, что этот первый воскресный закон не был специально христианского направления. (Заметьте языческое обращение к "достопочтенному дню солнца"). Но очень возможно, что Константин, из политических и общественных соображений, старался смешать языческие и христианские основы своих подданных, избрав для тех и других общий обычай. Его действия повели к большому наплыву язычников в церковь. Многие новообращенные язычники принесли с собой языческие обряды, и некоторые из них закрепились в христианстве.

Интересно заметить, как соблюдалось воскресенье в ранней церкви. Иероним из Вифлеема пишет, что по воскресеньям монашки шли вместе со своей игуменьей (наставницей монастыря) в церковь и затем, возвратившись в свои обители, весь остаток воскресного дня "посвящали возложенному на них труду, шили одежды, и для самих себя, и для других" 23. Это говорит, что только часть воскресенья была посвящена отдыху.

Первый церковный собор, обсуждавший вопрос о праздновании воскресенья был местным, восточным собранием в Лаодикии около 364 г. по Р.Х. Хотя этот собор все еще проявил уважение к субботе, так же как и к воскресенью - в чтении специальных мест Священного Писания, назначенных на эти два дня, он все же настаивал в каноне 19-м: "Христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день. Но день Господень они должны особенно чествовать, будучи христианами, и по возможности, не работать в этот день. Если же они окажутся иудействующими, они должны быть отлучены от Христа" 24. Предписание относительно работы в воскресенье было довольно умеренным, так как христиане "по возможности" не должны были работать в этот день.

В четвертом столетии мы замечаем, что были приложены усилия, чтобы ввести однообразность в учение и обряды относительно празднования воскресенья. Сначала было приложено усилие уменьшить празднование субботы и возвысить воскресный день. Наконец появились попытки регулировать и сообразовывать празднование воскресенья.

Григорий Нисский в конце четвертого столетия говорит о субботе и воскресеньи, как о "сестрах" 25. И около 400-го года Астерий Амасейский писал, что для христиан очень хорошо, что эти два дня, "Суббота и День Господень", сходятся и каждую неделю собирают народ и священников 26.

С другой стороны, выдающиеся вожди церкви противились субботе. Так, например, Иоанн Златоуст заявил: "Среди нас есть многие, которые постятся в один день с иудеями и соблюдают субботу, как и они;

и мы терпим их великодушно, или вернее - со стыдом и отвращением" 27.

Возрастающее число упоминаний о субботе - как за, так и против ее соблюдения - показывает, что борьба по этому вопросу принимала более широкий масштаб. Противоречие уже не сосредотачивалось только в Риме и Александрии.

Благодаря тому, что значительность субботы теперь все больше и больше переносилось на воскресенье, субботний день неизбежно все больше и больше терял свое значение. Споры в литературе четвертого и пятого века отражают борьбу между теми, кто старался унизить субботу, и теми, кто почитал ее. Количество ссылок на субботу и воскресенье резко увеличилось в четвертом веке. В некоторых случаях подчеркивалось соблюдение обоих дней.

В шестом веке третий синод в Орлеане (538 г.), хотя и нашел предосудительным иудейское субботствование, запрещал "полевые работы", чтобы "народ мог приходить в церковь на богослужение" 28. Пятьдесят лет спустя, второй Маконский собор в 585 году и Нарбонский собор в 589 году, требовали строгого соблюдения воскресенья 29.

Вальтер Хайде в своем труде "От Язычества к Христианству в Римской Империи" удачно подытожил историю субботы и воскресенья за несколько столетий, вплоть до Карла Великого: "Императоры после Константина сделали соблюдение воскресенья более строгим, но их законодательство вовсе не было основано на Ветхом Завете" 30.

Выводы

Итак, мы видим, что изменение субботы на воскресенье произошло постепенно. Сначала понемногу, потом более усердие, церковь стала учить новому учению. По мере общего отступления от истинной веры, появилась растущая вражда против всего, что имело какое-либо отношение к евреям. Затем в 321 году был издан известный указ императора Константина, выделявший "достопочтеный день солнца", как день отдыха для граждан Римской империи. За этим, первым известным истории воскресным законом, последовали указы, изданные разными соборами церкви.

Приведенные доказательства совершенно опровергают теорию, что воскресенье заменило седьмой день - субботу - сразу же после воскресения Христа.

В этом труде мы кратко изложили исторические факты относительно субботы и воскресенья имевшие место в течение первых шести столетий. Из них можно ясно видеть, что факторы, повлиявшие на изменение субботы на воскресенье были не библейскими, а человеческими, общественными, государственными и церковно-политическими. Интересно заметить, что сторонники празднования воскресенья тех веков не ссылались на тексты Священных Писаний, как ссылаются современные защитники воскресенья. Вероятно они твердо знали, что суббота не была заменена воскресеньем Христом или Апостолами и, поэтому, предпринимали другие подходы, чтобы возвеличить воскресенье.

В следующей части мы коснемся пророчества Пророка Даниила, данного за пятьсот лет до Р.Х., которое предсказало религиозную власть, которая появится на территории языческой Римской империи после 476-го года нашей эры и которая попытается отменить у народа Божия "праздничные времена и закон". Это пророчество даст ответ на вопрос "Кем и когда первый день недели заменил собой празднование субботнего дня?"