Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Нетематические книги Смерть_воскресение I часть Библейское учение о смерти и воскресении
I часть Библейское учение о смерти и воскресении PDF Печать Email
 

1. Путь к вечной жизни

Когда Бог создал наш мир во всем его великолепии и красоте, то, созерцая его, Он так оценил Свое совершенное творение:

"...И у видел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма..." (Быт. 1:31).

Однако пришел грех, принесши с собою смерть и погибель:

"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл.5:12).

Тем не менее, Бог не оставил людей на произвол судьбы. У Него был План, предусматривающий их спасение. (Быт.3:15).

Надежда красной нитью проходит через весь Ветхий Завет к "Потомку", Который должен преодолеть и победить смерть - врага жизни.

"Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Исайя 9:5).

"Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Исайя 53:4-5).

Когда же наступило предопределенное время, Иисус - величие Неба - покинул небесные обители, как и предсказывали пророки:

"Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Филип.2:6-7).

Затем была ужасная борьба Иисуса в Гефсимании, которая разрешилась ко благу падшего человеческого рода. Иисус одержал победу над силами зла. Он был готов умереть. Невинный - за виновного. Скажем определеннее: Иисус умер вместо тебя и вместо меня. Без Его вмешательства извне все люди без исключения были бы обречены на гибель. Христос пришел в этот мир, чтобы даровать нам спасение, конечно, если мы его принимаем.

"Смирив Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филип.2:8).

После воскресения Иисуса из мертвых, этот факт воскресения стал одной из центральных тем апостольской вести спасения.

"Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей было невозможно удержать Его" (Деян.2:24).

"А Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели" (Деян.3:15).

"... потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение" (Деян.17:18). Поскольку Иисус воскрес, Он может быть нашим Ходатаем.

"...Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Римл.8:34).

"Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах" (Евр.8:1).

Апостолы проповедовали, основываясь на высказываниях Иисуса Христа в Иоанна 14:6 о том, что спасение только в Иисусе.

"Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

Через Свою уникальную жертву на кресте Иисус Христос принес нам спасение.

"Он же, принесши одну жертву за грехи...Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 10:12,14).

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16).

В следующей главе обратим внимание на воскресение, которое ведет к вечной жизни.

2. Надежда верующих

Благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа, власть греха была сломлена и побеждена, что ознаменовалось рождением настоящей веры.

"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Кор. 15:22-23).

То, что мертвые снова могут стать живыми, не является удивительным, так как Библия во многих высказываниях определяет смерть как сон:

"...а некоторые и почили. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1Кор. 15:6,20).

"...Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (Ио-ан. 11:11-14).

Верующие надеются на пробуждение от смертельного сна к вечной жизни:

"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ио-ан. 11:23-24).

Иисус обладает властью вызывать мертвых снова к жизни. Он доказал это тем, что перед глазами многих свидетелей воскресил Лазаря, который уже четыре дня был умершим. По зову Христа он вышел из гроба, обвитый погребальными пеленами.

Мы снова и снова слышим из уст Иисуса Христа прекрасную весть о времени пробуждения от смертельного сна:

"... ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в

воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоан.5:28-29).

"... но все то воскресить в последний день" (Иоан.6:39). "... и Я воскрешу его в последний день" (Иоан.6:40). "... и Я воскрешу его в последний день" (Иоан.6:44). "... и Я воскрешу его в последний день" (Иоан.6:54).

Уже ветхозаветный пророк Даниил знал о времени воскресения праведных, получив от Бога удостоверение:

"А ты иди к твоему концу, и успокоишься и восстанешь для получения жребия в конце дней" (Дан. 12:13).

С момента рождения ребенок является законным наследником своих родителей. Но вступить во владение этим наследством он сможет только тогда, когда умрут родители. Так же обстоит дело и с воскресением. Посредством рождения свыше человек получает наследство, но оно станет его собственностью только в день воскресения:

"... оправдавшись Его благодатию, мы по упованию содела-лись наследниками вечной жизни" (Тит.3:7).

Кто рождается для новой жизни, тот станет, благодаря своему рождению свыше, наследником божественного обетования. Наследство уже принадлежит ему, и оно будет вручено с воскресением при Втором пришествии Иисуса Христа.

"... по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых, ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь..." (Шетр. 1:3-6).

Итак, вечная жизнь не является чем-то таким, чем мы владеем от природы; это подарок, который мы получаем исключительно верою в Иисуса Христа.

"Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1Иоан.5:12).

Надежда воскресения является главной надеждой христиан. Более ясно и отчетливо, чем говорит об этом апостол Павел, наверное, нельзя сказать:

"... какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор. 15:32).

Если бы не существовало воскресения, то вера в вечную жизнь была бы просто обманом. Все умершие в вере были бы потерянными; верующие и неверующие люди остались бы навечно в земле. Хотя в настоящее время верующие лежат в гробах, поскольку не осуществилось исполнение божественного обетования, но Слово Божье уверяет, что все наступит:

"Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер, погребен, и гроб его у нас до сего дня. Ибо Давид не восшел на небеса..." (Деян.2:29,34).

"Все сии умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле" (Евр.11:13).

"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр.11:39-40). При Втором пришествии Иисуса Христа богобоязненные люди всех времен со всей земли будут приведены в присутствие Божье:

"Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Матф.24:30-31).

Апостол Павел, вторя словам Иисуса, провозглашает:

"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам Словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами!" (1Фес.4:13-18).

Перед лицом смерти люди, доверяющие Богу, находят в Его Слове чудесное утешение и надежду на воскресение. Другой надежды не существует! Воскресение осуществится во время пришествия Иисуса Христа. В тот день мы сможем опять увидеть наших любимых, которых отобрала у нас смерть, после чего Иисус возьмет всех спасенных к Себе:

"Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я"

(Иван. 14:2-3).

Эти библейские слова следует хорошо запечатлеть в нашей памяти. Они исходят из уст Иисуса Христа и ясно, без никаких-либо кривотолков, говорят нам, что Иисус возьмет к Себе верующих лишь при Втором пришествии.

Они получат свое вознаграждение в определенное Богом время - не раньше и не позже:

"Се, гряду скоро и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр.22:12).

"Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Колос.3:4).

"Чтобы познать Его, и силу Воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть Воскресения мертвых" (Филип.3:10-11).

Когда же будет вознагражден человек за любовь к Иисусу? "... ибо воздается тебе в Воскресение праведных" (Луки 14:14).

"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздается каждому по делам его" (Матф. 16:27).

Верующие, которые будут жить непосредственно перед пришествием Христа, окажутся преображенными, минуя смерть:

"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1Кор. 15:51-52).

После таких многочисленных и четких высказываний Иисуса Христа и апостолов видно, что учение о смерти и воскресении представлено недвусмысленно, без всевозможных кривотолков. Однако Павел говорит о людях, которые отклоняются от истины:

"И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян.20:30).

В Послании к колоссянам (2:8) он подчеркивает:

"Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому...".

Что это было за ложное учение, проповедуемое во времена апостола Павла?

"И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Име-ней и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру (2Тим.2:17-18). Павел говорил и о будущем:

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим.4:3-4).

Второе Послание к Тимофею апостол Павел написал перед своей смертью. В последней главе он перед лицом смерти еще раз очень убедительно описывает неизменную библейскую надежду:

"Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2Тим.4:7-8).

Праведник не должен впадать в отчаяние перед лицом смерти. Это достоверно: воскресение существует. Для верующего человека смерть - только сон, за которым последует чудесное пробуждение к вечной жизни.

Размышляя над тем, что мы исследовали в этой главе, дайте ответы на следующие вопросы:

1. Как Библия называет смерть?

2. Когда будут пробуждены верующие от смертного сна?

3. Когда спасенные получат приготовленное для них на небе наследство?

4. К какому заключению мы приходим, рассуждая над текстом 1Кор.15:32?

5. Библия подчеркивает, что верующие мужчины и женщины всех времен не получили еще обещанного. Когда же они получат его?

6. Когда будут собраны избранные, чтобы унаследовать Царствие Бо-жие?

7. Когда получат вознаграждение те, которые когда-либо служили Богу?

8. Какое ошибочное учение беспокоило апостола Павла?

9. Чем, по высказыванию апостола Павла, должны утешать себя верующие перед лицом смерти?

3. Состоится ли воскресение нечестивых?

Начнем со слов Иисуса Христа:

"Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоан.5:28-29).

Все умершие, были ли они добрыми или злыми, будут до воскресения спать в фобах. Добрым обещана жизнь вечная, а злых ожидает суд. Апостолы не проповедовали ничего, кроме учения своего Учителя - Иисуса Христа. Будем особенно внимательны к двум следующим библейским высказываниям:

"Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают" (Деян.24:15).

"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое" (2Кор.5:10).

Для нечестивых смерть не означает безвозвратного конца всему.

"... бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну; ей, говорю вам, того бойтесь" (Луки 12:5).

"Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде - ярость и гнев" (Римл.2:5-8).

"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Бо-жию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Римл.12:19).

"... человекам положено однажды умереть, а потом суд..." (Евр.9:27).

Нечестивые не воскреснут одновременно с праведными. О последовательности целого ряда событий мы находим у апостола Павла такое объяснение:

"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу" (1Кор.15:22-24).

Иисус Христос как Первенец воскрес на третий день после Своей смерти. Умершие верующие воскреснут только при Втором пришествии Иисуса Христа. Лишь тогда придет конец всем враждебным Богу силам.

Давайте вначале обратим внимание на события, предшествующие пришествию Иисуса Христа. Все спасенные во время пришествия переживут ликование и восторг. Поскольку они будут преображены, то смогут выдержать славу Христа. Совершенно противоположное произойдет с нечестивыми, которые останутся в своем греховном состоянии. Вид славы Иисуса будет для них чем-то ужасным, - и они все погибнут.

"И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальни-ки, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и ущелья гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца!" (Откр.6:15-16).

"И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех" (Луки 17:26-27).

"Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил

всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится" (Луки 17:28-30).

"Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег. И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет и в пришествие Сына Человеческого" (Матф.24:37-39).

В Откровении 19:18-21 сообщается о том, что в момент пришествия Иисуса Христа все нечестивые должны будут умереть. В то время, как все нечестивые окажутся мертвыми, праведные будут пребывать со Христом на небе. Прочитаем, что говорит об этом пророк Иеремия:

"... ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью; нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь. Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу и большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом в тот день - от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены; навозом будут на лице земли" (Иерем.25:31-33).

Но это еще не будет окончательным судом для нечестивых. Спустя длительный период времени Бог воскресит их с тем, чтобы они ответили перед Судьей мира и получили заслуженное возмездие за все свои дела:

"Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет и уже не встанет. И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны" (Исайи 24:19-22).

Иисус Христос показал в Откровении Иоанну, что между воскресением праведников и воскресением грешников пройдет тысяча лет:

"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет..." (Откр.20:5).

На вопрос, что же, наконец, произойдет с нечестивыми, мы ответим несколько ниже.

4. Где находятся мертвые до воскресения?

Библия указывает лишь на одно место, куда попадают мертвые. Она не различает местонахождение добрых в отличие от злых. Ветхий Завет называет это место еврейским словом "Scheol" (шеол), в то время как в Новом Завете употребляется греческое слово "Hades" (гадес). Из нижеприведенных текстов станет явным, что слова "шеол" и "гадес" обозначают то место, куда попадают все мертвые, - гроб, кладбище, место захоронения, склеп и т.д. Используются также и другие слова для определения этих понятий, однако все они в обсуждаемом вопросе имеют второстепенное значение.

Богобоязненный Иаков верил, что его праведный сын Иосиф был разорван хищным зверем и находится в шеоле. Иаков знал, что и он сам, если умрет, попадет туда же:

"... с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт.37:35, ср. гл. 42:38; 44:31).

Нечестивый Корей с бунтарями и всем своим имуществом попали живыми в шеол (преисподнюю):

"Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними. И разверзла земля уста свои, и поглотила домы их, и всех людей Кореевых, и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества" (Числ. 16:31-33).

Давид уже во время побега от Саула ощутил себя в сетях смерти:

"Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада (шеола) облегли меня, и сети смерти опутали меня" (2Цар.22:5-6).

Необходимо отметить, что праведная Анна в своей песне хвалы упомянула об освобождении из "шеола" в момент воскресения:

"Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1Цар.2:6).

При сравнении Псал.15:10 и Деян.2:27,29,31 ясно видно, что греческое слово "hades" (ад), которое встречается в Новом Завете, имеет то же значение, что и еврейское "Scheol" (шеол).

"Ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление".

"Мужи братья! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деян.2:27,29,31).

Обычно мертвые разлагаются в "шеоле" (в могиле), или в "аде" (в гробу), однако Христос был исключением, ведь Он воскрес, прежде чем Его тело было подвержено тлению.

Итак, "Scheol" и "Hades" не имеют ничего общего с тем, что в обычном понимании называют словом "ад". Слово "Scheol "встречается в Старом Завете 64 раза и "Hades" в Новом Завете - 10 раз. И ни одно из этих мест не говорит, что в "шеоле" или "аду" горит огонь или что там страдают злые люди, сознавая свои мучения как свое наказание. Некоторые из этих текстов упоминают наказание, но оно состоит в том, что люди просто умирают и погребаются в могилу. Никогда и нигде не говорится, что люди подвергаются в "Scheol", или в "Hades" для наказания и мучения.

"Шеол" и "ад" обычно отождествляются с прахом земли, червями, разложением и тлением. Что же касается греческого слова "Gehenna" (геенна), обозначающего в нашем понимании "ад", дело обстоит совсем иначе: там, где оно употреблено, нет и намека на тление или разложение. Оно означает: "быть брошенным в огонь" для мучения и наказания. Но об этом поговорим несколько позже.

Когда человек умирает, его хоронят и он лежит в могиле (Scheol, Hades). Согласно Библии, он больше не живет и потерял всякую возможность иметь и поддерживать контакт с Богом и с людьми.

"Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:5,10).

"Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Псал.6:6).

"Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя ? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления ? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" (Псал.87:11-13).

После смерти разлагается не только тело, но угасают и все функции ума и души.

"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его" (Псал. 145:4).

"Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя..." (Исайя 38:18-19).

"Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими..." (Исайя 63:16).

Поскольку смерть является противоположностью жизни, то человек после смерти ни в каком виде не принимает участия в том, что совершается на земле.

"За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие..." (4Цар.22:20).

Зная эти высказывания, необходимо всегда помнить, что Библия сравнивает смерть со сном, во время которого человек не знает ничего, что делается под солнцем. И все же для всех людей придет день, в который они будут пробуждены от смертельного сна могучим голосом Иисуса Христа.

5. Бессмертная душа - не библейское понятие

Когда Бог создавал первого человека, то вначале Он изваял из земли тело и затем вдунул в него дыхание жизни. Дыхание - по-еврейски означает "Ruach" (а также "Neschamah"). "Ruach" переводится как "дыхание, дуновение, дух" и т.д. Когда Бог дал человеку дыхание, то он стал душою живою, или, как говорят другие переводы, - живым существом.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7, ср. 7:22).

Изваянное из земли, безжизненное тело стало только тогда душою живою, когда Бог вдунул дыхание в его ноздри. Это факт: человек не получил живой души, но стал душою живою.

Религиозный исследователь Рене Пахе в своей книге "Загробная жизнь" очень метко подчеркивает:

"Человек является душой живою... После того как Бог создал его из праха земного, Он вдунул в его ноздри живое дыхание. Таким образом, человек стал живою душею" (стр.17).

В книге Фритца Ринекера "Прекрасное еще последует. О жизни после смерти" (карманное издание 1983 г.) читаем:

"Поэтому Библия не расчленяет, не разделяет человека на три части, например: здесь дух, там душа, а там тело! ...Она видит человека целостным. Душа или дух не могу т освободиться или оторваться от того, что происходит в теле, или наоборот. Итак, человек - это единое существо: тело, душа и дух неразделимы и связаны друг с другом" (стр.41).

Фритц Ринекер цитирует на стр. 45 профессора Емила Брунера, который написал:

"Человек - это целостность духа, души и тела. Творение Божье - это также целостность - единство, при котором духовное и физическое неразделимо едины. Неразделимо они получили свое начало и так же нераздельно должны угаснуть... Тело и душа нераздельными должны опять возвратиться к Богу" (стр.45-46).

В 1978 году в Германии была опубликована книга Спироса Цод-хиатеса "Существует ли жизнь после смерти?", в которой говорится:

"Бог Иегова создал человека из праха земного и вдунул ему в ноздри дыхание жизни; в результате "человек стал душею живою". Этот стих объясняет точную последовательность создания человека, Автором которого является Бог. Вначале Он изваял человека из обычного земного праха. Это было тело, материальный элемент его существования. Хотя тело во всех деталях было совершенным, оно между тем оставалось неподвижным и безжизненным. Жизнь - элемент, который содействует движению (работе) сердца и появлению мышления, - не принадлежала ему; отсутствовали также чувства, осмысление самого себя. Лежало одно лишь тело - продукт первого Божьего акта творения, - олицетворяющее человека. Затем Бог сделал следующий шаг. Он "вдунул в его ноздри дыхание жизни; и человек стал душею живою" (стр.17).

Хотя Рене Пахе, Фритц Ринекер и Спирос Цодхиатес прекрасно знают, что Божье Слово говорит о сотворении человека, они в своих книгах все же поддерживают небиблейское учение о бессмертной душе, утверждая, что душа, как сознательное существо, после смерти оставляет тело. Поразительно, с какой беззаботностью и беспечностью некоторые излагают свои утверждения. Читатель таких книг зачастую не имеет возможности, а возможно, желания проверить, соответствуют ли они библейской истине.

Если бы архитекторы и инженеры таким же образом манипулировали своей работой, как некоторые христианские толкователи Библии, то здания и мосты сразу же терпели бы крушение. Если бы экономисты подделывали документы с выгодой для себя, то их очень скоро посадили бы в тюрьму. Что же касается религии, то каждому человеку кажется дозволенным все делать по своему усмотрению или как ему заблагорассудится. Апостол Павел предупреждал об опасности такого образа действий:

"Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема" (Гол. 1:8). Повторим совершенно отчетливо сами себе: человек при сотворении не получил души, но он стал душою, после того как Бог вдунул в его безжизненное тело дыхание жизни.

Слово "дыхание" (Ruach) встречается в Ветхом Завете 379 раз. И ни одно из этих многочисленных мест не говорит, что "Ruach" является чем-то отделенным от человеческий личности, что имело бы способность мыслить, действовать или чувствовать. Слово "Ruach" переводится как "дыхание, движение воздуха, дыхание в ноздрях, дыхание жизни, душа, дух, мышление, чувства, воля, намерение, дух от Бога, злой дух или смелость". Если Бог дает "Ruach", то человек живет. Если же Он "Ruach" отнимает - человек умирает; так же умирают и животные.

"Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех; и нет у человека преимущества пред скотом... Все

идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в

прах" (Еккл.3:19-20).

"Ruach" можно сравнить с электрическим током. Если источник питания включен, то он воспроизводит в лампе - свет, в батарее - тепло, а в машине - силу. И это один и тот же ток. Человек и бесчисленное число животных живут потому, что Бог дает им дыхание. Если же Бог дыхание отнимает, то как человек, так и животное разлагаются, превращаясь в прах земли.

"И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (ruach) возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7).

"И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух (ruach) жизни. Все, что имело дыхание духа (ruach) жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (Быт. 7:15,22).

"Сокроешь лицо Твое - мятутся; отнимешь дух (ruach) их - умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух (ruach) Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли" (Псал. 103:29-30).

Очень важно принять во внимание, что после смерти и человека и животного ожидает одна и та же участь. Бог просто отнимает жизнь (по-еврейски "ruach", по-гречески "pneuma"), которую Он дал. Жизнь добрых людей, жизнь плохих людей, а также жизнь животных после смерти возвращается к Богу - к Тому, Который ее дал.

Второе важное значение находим в Ветхом Завете под еврейским словом "nephesch" (нефеш). Оно там встречается 745 раз. Это выражение имеет более сорока различных значений, например: душа, жизнь, личность, дух, сердце, воля, похоть, создание, живое существо, мертвое тело, дыхание, животное, рыба, удовольствие и т.д. Ниже увидим на некоторых примерах применение этого понятия.

В Новом Завете слово "дух" является переводом греческого слова "pneuma" (пнеума). Оно встречается 385 раз и обозначает "дыхание, движение воздуха, дух человека, ветер, душа, жизнь". Так же, как в примерах с "ruach" и "nephesch", необходимо показать взаимосвязь со словом "pneuma", что здесь имеется в виду. Первые христиане хорошо понимали его значение. Так, Стефан, когда его забрасывали камнями, молился:

"...Господи Иисусе! Прими дух (pneuma) мой" (Деян.7:59).

Стефан знал, что именно Бог дал ему жизнь, а потому просил: "Возьми мою жизнь снова, я отдаю ее в Твои руки". Но произошло совсем противоположное, когда Иисус воскресил дочь Иаира:

"Он же, выслав всех, вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух (pneuma) ее; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть" (Лука 8:54-55).

Жизнь снова возвратилась, девочка была живой.

Еще одно греческое слово в Новом Завете - "psyche" (психе) встречается 105 раз. Оно переводится как "душа, жизнь, сердце и даже как мужество". О Павле и Варнаве сказано, что они свои души отдали за имя Господа. В переводе Мартина Лютера это звучит так:

"... Человеками, посвятившими свою жизнь ради имени нашего Господа Иисуса Христа" (Деян. 15:26).

В Библии имеется множество других примеров, которые показывают, что Писание под словом "душа"подразумевает всего человека. Рассмотрим некоторые тексты:

"Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2:41).

Эта взаимосвязь очень интересна при сравнении старого и нового библейских переводов. Иезекииль 18:4 в переводе Лютера (изд. 1912 г.) звучит следующим образом:

"Ибо вот, все души - Мои: как душа (nephesch) отца, так и душа (nephesch) сына - Мои; душа (nephesch) согрешающая, та умрет". А теперь прочитаем этот библейский стих в современном переводе 1984 г.:

"Ибо, все люди принадлежат мне; отцы принадлежат Мне, а также и сыновья; каждый, кто согрешает, - должен умереть".

В Библии перевода Лютера, изданной в 1912 г., в Псалме 7 слово "nephesch" также переведено как "душа":

"Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего" (Псал. 7:2-3).

В современном переводе (1984) вместо слова "душа" стоит личное местоимение "меня", и это также в этом стихе соответствует слову "nephesch".

Когда апостол Павел воскресил упавшего с окна юношу, то сказал: "... не тревожьтесь, ибо душа (psyche) его в нем" (Деян.20:10).

Этим апостол Павел подчеркнул, что юноша больше не мертв, но стал снова живым.

Давайте еще раз в нашем сознании зафиксируем важнейшие, часто встречающиеся понятия, которые переводятся как "дух" и "душа":

В Ветхом Завете:                В Новом Завете:

дух - "ruach" - 379 раз            дух - "pneuma" - 385 раз

душа - "nephesch" - 745 раз            душа - "psyche" - 105 раз

Как видим, эти четыре важнейшие понятия встречаются в Библии более чем 1600 раз. И ни единого раза они не обозначают нечто могущее сознательно существовать вне тела; нигде не подчеркивается об этом как о чем-то отделенном от тела, что могло бы быть названо сознательной субстанцией; ни единого раза не упоминается о бессмертной душе и неразрушимом духе. Естественно, напрашивается вывод: бессмертие не свойственно ни душе, ни человеческому духу.

Божье Слово ясно и определенно утверждает о том, что только один Бог обладает бессмертием. "Единый" обозначает - "никто другой":

"Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь" (1Тим.6:16). В противоположность Богу - люди смертны. И лишь при Втором пришествии Иисуса Христа спасенные получат бессмертие от Бога:

"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою" (1Кор. 15:53-54).

Во всей Библии слово "бессмертие" встречается лишь три раза. Давайте порассуждаем, что же означает тот факт, что только Бог обладает бессмертием, а верующие лишь при Втором пришествии Иисуса Христа обретут бессмертие.

Человек является неделимой целостностью.

Если апостол Павел говорит, что мы должны быть безупречными в День Господень, он имеет в виду всего человека, состоящего из тела, чувств и способности мыслить:

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фес.5:23).

Весь человек как личность осквернен грехом, а посему он во всей своей полноте должен быть очищен, освящен и спасен. Посредством греха человек потерял все. Через Иисуса Христа все будет вновь восстановлено.

Вот что по этому вопросу написано в голландском "катехизисе" (Библиотека Гердера, т.382):

Умирают не только руки, туловище и голова. Весь земной человек подвластен смерти. Поэтому правы те, которые не признают потусторонней загробной жизни; смерть обозначает конец существованию человека как личности, которую мы знали (стр.521). Уже в древности люди пытались найти решение вопроса о том, происходит ли после смерти разделение души и тела. Некоторые утверждали, что после смерти покинувшая тело душа продолжает жить, в то время как тело подвергается разложению. Во время же последнего суда тела будут взяты из земли. Делались попытки эти представления наглядно подтвердить высказываниями Священного Писания. Однако, чтобы быть справедливыми к высказываниям Священного Писания, мы должны размышлять по-другому. Почему?

Потому что Библия никогда не представляет человеческую душу полностью отделенной от своего тела. Из этого следует: мы как современные люди не должны думать иначе. То, что мы называем человеком, находится в нераздельной связи с телом, поэтому невозможно вообразить человеческое "Я" без тесной связи с телом. Необходимо без всякой предвзятости обратить наше внимание к библейским истинам. Что же говорится там? Об Иисусе Христе читаем: "Он воскрес". Об умерших также говорится: "Они будут воскрешены..." Слово "душа" на любом языке никогда не означало самостоятельную, отделенную, духовную часть человека... Библейское истолкование не знает никакой бестелесной души человека..." (стр.524-525).

Если же любое библейское толкование не обозначает бестелесной человеческой души, то почему же именно в этом вопросе существует такое множество заблуждений и чуждых Библии учений?

Виновником и инициатором этого обмана является сатана, которого Иисус Христос назвал лжецом и отцом лжи:

"Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44).

Уже в раю сатана показал себя лжецом. Бог сказал первым людям:

"...ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2:17).

Однако сатана сказал другое: "нет, не умрете" (Быт.3:4). Кто же был прав? Бог, Который сказал: "Ты должен будешь умереть" или сатана, утверждавший: "Вы не умрете"?

Библия утверждает, что смерть является прямым следствием греха:

"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл.5:12).

"В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт.3:19).

Однако, это еще не конец. Во время пришествия Иисуса Христа все, принадлежащие к Божьей семье, будут воскрешены к новой вечной жизни.

6. И все же ад существует!

Существует немало христианских и общественных организаций, пренебрегающих христианским верованием и категорически отклоняющих существование ада.

В третьей главе этой книги мы приводили различные библейские тексты, свидетельствующие, что нечестивые однажды воскреснут, чтобы быть наказанными за свой образ жизни. Божье Слово определенно говорит о будущем суде и наказании нераскаявшихся.

"...Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа..." (Рима.2:16).

"...Который нелицеприятно судит каждого по делам его..." (1Петр. 1:17).

"... а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Петр.2:9).

"А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков"

(2Петр.З:7).

Действительно, наказание людей, упорствующих в своих грехах, будет чем-то ужасным:

"Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10:26-27).

"Тот будет пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере..." (Откр. 14:10).

По Своей справедливости Бог воздаст каждому соответственно тому, что он заслужил:

"То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? Страшно впасть в руки Бога живого!" (Евр. 10:29,31).

"...примут тягчайшее осуждение" (Марк. 12:40).

"Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, не делал по воле его, бит будет много" (Луки 12:47).

Божественный верховный суд не минует людей, которые не пожелали знать о спасительном подвиге Иисуса Христа и упорствовали в своем нежелании раскаяться.

Для человека существуют два возможных пути: Иисус Христос определенно указывает на конец каждого:

"Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф. 7:13-14).

Узкий путь - жизнь, широкий путь - погибель; так будет звучать Божественный приговор. Греческое слово "apoleia", которое переведено как "погибель", означает уничтожение, разрушение, т.е. полная противоположность жизни. "Apoleia" может также означать - "потерянный" (ср. Иоан.17:12).

Апостол Павел объясняет:

"Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели" (Рима.9:22).

"Apoleia" обозначает здесь уничтожение. В Филип. 1:28 слово "спасение" противопоставлено слову "погибель". В Филип.3:19-20 "погибель" противопоставляется праву гражданства на Небесах. Человек, нарушающий Закон, является сыном погибели (2Фес.2:3).

Достойно внимания следующее высказывание:

"А желающие обогащаться, впадают в искушение и в сеть и

во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают

людей в бедствие и пагубу" (1Тим.6:9).

"Apoleia" приводится также и во 2 Петра 2:1,3; 3:7,16 и обозначает окончательное уничтожение, разрушение или гибель и крушение. В Откровении 17:8,11 также встречается слово "apoleia" и переводится как "погибель".

Другое греческое понятие "olethros aionos" касается той же мысли. Во 2Фес. 1:9 эти слова переводятся как "вечная погибель". Упомянутые места в Библии в точности созвучны с высказываниями Иисуса Христа о том, что только те будут жить, "которые верят в Него". (Ио-ан.3:15-16,36). Здесь следует обратить внимание на тот факт, что мы имеем жизнь не в самих себе, а лишь в Иисусе Христе и через Него. Без Божьего Сына жизни не существует. Кто с Богом не примирился посредством жертвы Иисуса Христа, - не может иметь никакой надежды на вечную жизнь; его участь - Божье осуждение (Иоан.5:29). Слово, которое говорит о будущем месте наказания безбожников и может быть переведено как "ад", на греческом обозначает "Gehenna". Оно встречается в Новом Завете 12 раз, а именно: в Матф.5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Марк.9:43,45,47; Луки 12:5 и Иаков.3:6. "Gehenna" - это слово отождествляется с огненным судом. Оно имеет очень интересную историю, уводящую нас в Ветхий Завет. В древние времена небольшая долина на южной окраине города Иерусалима принадлежала сыновьям Еннома. Нечестивый царь Ахаз проводил в этой долине отвратительное и мерзское идолослужение. Об этом говорится:

"...и он не делал угодного в очах Господних... и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь" (2Пар.28:1-3). Также нечестиво действовал и царь Манассия (2Пар.ЗЗ:6). Последующий царь Иосия, который был на стороне Бога, вел борьбу с языческими мерзостями. Он превратил сооруженные вокруг Иерусалима идольские алтари в кучи развалин (2Цар.23:5,10). После этого в долине Еннома на протяжении столетий сжигался мусор, нечистоты и отбросы. Здесь также предавались огню трупы преступников. Дым, который можно было видеть из Иерусалима, поднимался день и ночь к небу. Эта долина "Ge-hinnom" (Еннома) со временем получила название как место, где нечестивые посредством огня будут наказаны - "Gehenna" (геенна, ад) (см. Zeller, Библейский настольный словарь, стр.347).

Лежащая вне города Иерусалима долина Еннома стала символом будущего места наказания. Это приводит нас к пониманию того, что Библия подразумевает под этим огнем, который будет зажжен Богом по прошествии тысячи лет на этой земле для того, чтобы наказать нечестивых, которые будут воскрешены для суда.

Нечестивые, которые названы в Откровении "прочие", будут воскрешены через тысячу лет после Второго пришествия Иисуса Христа, чтобы получить заслуженное наказание:

"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет..." (Откр.20:5).

"... но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10: 27).

"И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая" (Откр.20:14).

"Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая" (Откр.21:8).

Далее Писание открывает, что нечестивые в конце будут поглощены огнем:

"И ниспал огонь с неба от Бога и померил их" (Откр.20:9).

Это окончательное огненное наказание является тем судом, который Библия подразумевает под словом "Gehenna" (ад). Многие религии имеют различные представления об аде, однако они не имеют ничего общего с Божьим Словом. Беспочвенны и те учения, которые успокаивают, что вообще не существует никакого ада.

Вторая смерть, после которой больше не будет воскресения, спасенных не коснется:

"... побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр.2:11).

"Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти..." (Откр.20:6).

В этой связи желательно затронуть вопрос о том, будет ли пылать огонь ада на протяжении всей вечности? Для объяснения действительного положения вещей нам необходимо понять библейское применение выражений "вечно", "вечность", "неугасимый" и т.п. В еврейском тексте Ветхого Завета для выражения слова "вечно" стоит слово "olam", а в греческом оригинальном Новом Завете "вечность" обозначается словом "aion" и как имя прилагательное - "aionios". Во всей Библии эти слова встречаются 541 раз. В различных словарях слово "aion" имеет целый ряд значений. "Aion" и "aionios" применяются как имя существительное и имя прилагательное для следующих определений времени: длительный период времени, доисторическое время, время глубокой древности (Де-ян. 15:18), ни разу, никогда, конец (например, мирового времени, времени жатвы), на протяжении жизни или поколения будущая или прошедшая эпоха, постоянно, продолжительное время. Вот некоторые примеры, при помощи которых можно понять употребление этого слова:

"Но если раб скажет: "Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю", то пусть господин его приведет его пред богов, и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно" (Иск. 21:5-6).

Здесь "вечно", или "навсегда" обозначает: "пока он жив".

В Исх.29:9 читаем, что Аарон и его сыновья должны исполнять служение священников по уставу "на веки". И тем не менее служение жертвоприношений было упразднено посредством жертвы Иисуса Христа.

Информация о слове "вечно" имеется также во Втор.23:3:

"Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки".

Даже десятое поколение "вовеки" не должно входить в общество израильтян. В новой Библии в переводе Лютера очень метко передается суть этого стиха: "... также его потомки до десятого рода..."

Мать Самуила решила посвятить своего сына на служение Богу. Свое намерение она выразила словами:

"...когда младенец будет отнят от груди и подрастет, тогда я отведу его и он явится пред Господом и останется там навсегда" (1Цар. 1:22).

В переводе Лютера (изд. 1912 г.) это звучит так: "и останется там навеки". В 28-м стихе ясно выражено, что подразумевается под "навсегда" или "навеки": "Поэтому я отдаю его Господу на всю его жизнь, потому что он выпрошен у Господа".

Когда Иона был проглочен огромной рыбой, то он молился во чреве этого животного:

"До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня..." (Ион.2:7).

Уже во второй части седьмого стиха Иона выражает ожидание, что "навек" не обозначает "навсегда": "...но Ты, Господи, Боже мой, изведешь душу мою из ада".

В библейско-теологическом настольном словаре Остерло и Ен-гельланда объясняется:

"В греческом оригинале Нового Завета чаще всего употребляемое слово "вечность" обозначается "Aeon", что в большинстве случаев означает "все оставшееся время", но не бесконечную вечность. Для выражения бесконечности греческий язык имеет другие слова, которые в Новом Завете лишь попутно употребляются. Все, что обозначается словом "вечный", не всегда понимается как "бесконечный", а скорее - "пока существует мир" (Vanden-hoek, Gottingen, 1959, стр. 131,132).

"Во веки веков" (Откр. 14,11;20:10) обозначает просто длительный период времени. В Библии говорится, что придет такое время, когда Иисус Христос поразит сатану в голову (Быт.3:15). Соблазнителя и всех соблазненных ожидает одна участь - они погибнут навеки, то есть будут уничтожены и совершенно изглажены из памяти. С ними однажды произойдет так, как будто их никогда и не существовало.

В Откровении 20:14 "огненное озеро" четко определено как "вторая смерть". Этим подтверждается стих 9-й, согласно которому огонь с неба пожрет нечестивых.

В этой же взаимосвязи следует понимать Марка 9:44,46,48. Эти слова цитируются из книги пророка Исайи 66:24, где говорится: "Где червь их не умирает и огонь не угасает". Здесь они значат: пока имеется в наличии питание для червей и огня. С долиной Еннома

не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Исайя 65:17).

"Вечно" горящее пламя ада было бы постоянным напоминанием о "прежнем" мире, что не предусмотрено Божьим планом.

То, что было уничтожено вследствие падения первого Адама, будет восстановлено вторым Адамом - Иисусом Христом. Утраченное из-за греха Бог снова отдаст каждому, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя.

Первые две главы Библии описывают чудесное творение Божие до грехопадения. Две последние главы Библии изображают мир, когда даже следы греха будут уничтожены и Бог восстановит все точно так же, как было Им запланировано первоначально:

"И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет..."

"...и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое..." (Откр.21:1,4-5).

Движимый огромной любовью ко всем людям, Бог и сегодня продолжает обращаться к нам с поощряющим и ободряющим приглашением:

"И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр.22:17).

7. Графическое изображение

Первая часть исследования, изображенная графически:

А. Существует много определенных библейских текстов, не допускающих каких бы то ни было кривотолков относительно смерти и воскресения, неба и ада:  

Б. Другая часть текстов становится понятной после правильного перевода слов: "Scheol", "Hades", "Ruach", "Psyche", "Aion" и т.д.  

Главный принцип понимания Библии состоит в том, что труднопонимаемые библейские места должны рассматриваться в контексте всей Библии и не противоречить хорошо понятным, не допускающим разночтения текстам. Толковать труднопонимаемые стихи так, чтобы они находились в противоречии с ясными и недвусмысленными текстами, неправильно.

Вторая часть исследования, изображенная графически:

В. Существуют некоторые трудные для понимания библейские места, требующие основательного изучения, поскольку только так они могут быть правильно понятыми.  

Г. В Библии нет ни одного текста, который однозначно был бы прямой противоположностью другому. Если бы такие тексты существовали, то Библия противоречила бы сама себе.  

Некоторые христиане фальшиво толкуют тексты из рисунка "Б" таким образом, что они внешне похожи на представленные в параграфе "Г". Наряду с языческими культами мертвых, спиритизмом, они оспаривают и опровергают ясные и недвусмысленные высказывания Библии.