Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Главная Нетематические книги Размышления_о_Нагорной_проповеди Глава 5. Идеи, идеалы и действительность
Глава 5. Идеи, идеалы и действительность PDF Печать Email

 

Евангелие от Матфея 7:13-29

Двое ворот, два пути (ст. 13-14)

а) Всякое благородство требует усилий

б) Все мое предельное - Господу (ст. 13-14)

в) Отважное сердце и крутой обрыв

Испытывайте учителей (ст. 15-20)

а) Возможность ошибки (ст. 15)

б) Долготерпение (ст. 16)

в) Принципы поведения (ст. 17-18)

г) Сила гласности (ст. 19-20)

Действительность и реальность (ст. 21-23) а) Признание людей (ст. 21) б) Продавцы

лекарств (ст. 22) в) Возмездие (ст. 23)

Два строителя (ст. 24-29) а) Духовные замки (ст. 24) б) Суровые испытания (ст. 25) в) Страшная катастрофа (ст. 26-27) г) Сосредоточенность на Писании (ст. 28-29)

Идея открывает лишь то, к чему имеет непосредственное отношение. Читая книги о жизни, мы думаем, что она предельно проста; но стоит выйти во двор - и все пойдет совсем не так, как описано в красивой книжке. Идею можно сравнить с прожектором. Она проливает свет лишь на то, к чему имеет непосредственное отношение, а солнечный свет открывает тысячу и одну деталь, которые пропустил прожектор. Идея по своей сущности склонна к тирании.

Идеал символизирует наши высшие представления, но на этом заканчивается его вдохновение. Всякий, кто говорит, что Нагорная проповедь - идеал, страшно заблуждается. Она - руководство к созиданию сердца Христа в жизни каждого верующего. Человек, не способный достичь совершенства, начинает впадать в отчаяние, и, чем праведнее его мотивы, тем болезненнее сказывается на нем конфликт. Ему приходится признать: "Я не собираюсь менять свои идеалы, хотя и понимаю, что достичь их все равно не смогу". Нет более несчастного создания, чем человек, который осознает это. Иисус сказал таким людям: "Придите ко Мне... и Я успокою вас. Я вложу в вас истинный идеал и дам силы, необходимые для его достижения". Без Иисуса Христа между действительностью и идеалом простирается огромная пропасть, и единственный способ переправиться через нее - войти в общение с Ним. Спасение Божье не просто спасает человека от гибели в аду, но и меняет всю его жизнь.

Двое ворот, два пути (ст. 13-14)

Наш Господь постоянно использовал притчи и выражения, знакомые слушателям, но вкладывал в них совершенно новый смысл. Здесь Он вновь привел знакомую аллегорию, но сделал ее выражением предостережения.

Научитесь видеть различия между предостережением и угрозой. Бог никогда никому не угрожает; дьявол никогда никого не предостерегает. Предостережение - данный Богом приказ остановиться, вдохновленный Его любовью и долготерпением. Это проливает поток света на живые слова Иисуса Христа, в том числе и на те, что записаны в главе 23 Евангелия от Матфея. Иисус спрашивает без обиняков: "Как вы собираетесь избежать адского проклятья?". Он не думает никому мстить. Будьте осторожны в том, как представляете себе Господа, особенно читая Его режущие ухо заявления. Попробуйте посмотреть на все Его слова в свете Голгофы.

Великая любовь Божья заставляет Его предостерегать нас. "Труден путь нечестивцев". А теперь постарайтесь представить себе любовь Божью, стоящую за этими словами. Бог любит людей, но это не означает, что Он должен облегчать путь нечестивцев. Он специально поставил преграды на пути беззакония, особенно там, куда заходят Его дети.

"Входите узкими вратами...". В конце широкой дороги человека ждет смерть. Эрасм сказал, что только меч скорби, всевозможные трудности, душевные расстройства и разочарования заставили его признать, что Иисус Христос действительно Сын Божий. "И, придя туда, я понял, что потратил бесценные годы на праздное блуждание в    лабиринте", - заканчивает он. Мы можем выбрать широкий путь самоосознания, но путь к личному познанию вечного искупления прям и узок. Иисус сказал: "Я есмь Путь".

Существует разница между спасением и ученичеством. Человек может обрести спасение по благодати Божьей, но так и не стать учеником Иисуса Христа. Ученичество подразумевает личную преданность жизни Спасителя. Люди "спасутся, но так, как бы из огня", так ничего для Него и не сделав. "Идите, научите" (Мф. 28:19, курсив автора). Учение Нагорной проповеди приводит в отчаяние только того, кто не рожден свыше. Если бы Иисус Христос хотел только научить людей, то Ему было бы лучше просто остаться на небесах. Зачем учить человека тому, что он никогда не сможет сделать: постоянному самоотречению, исполнению большего, чем от него требуется, полной потере заинтересованности в получении личной выгоды, совершенной преданности Богу? Если Иисус пришел только для того, чтобы ознакомить людей со Своим учением, то поставил перед человеком недостижимый идеал. Нет, целью Его прихода было полное перерождение человека. Он пришел, чтобы вложить в нас Свое сердце, и тогда Его учение превращается в живую реальность. Все стандарты учения Господа основываются на Его сердце.

Обратите внимание на очевидную неполноту Его ответов. Он никогда не отвечал на вопросы, возникающие у людей, потому что все они были заимствованы у кого-то. Человек, задающий подобные вопросы, пытается осознать все посредством логики. В Лк. 13:23-24 один преданный верующий спросил Иисуса: "Господи! неужели мало спасающихся?". Господь ответил: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата", и это значит, что мы должны идти прямым путем. На первый взгляд кажется, что Христос изменил тему беседы, но на самом деле Он обратился к самому корню проблемы. Господь не отвечает на поверхностные вопросы, но обращается к стоящей за ними подсознательной потребности. Каждый раз, когда кто-то задавал прямой вопрос, касающийся личной жизни, Иисус давал исчерпывающий ответ.

а) Всякое благородство требует усилий

Господь предупреждает, что преданная жизнь ученика - не пустые мечтания, а сознательная дисциплина, требующая задействования всех сил. Решительность не поможет мне обрести новую жизнь Божью, которая дается даром, - но она абсолютно необходима, когда дело доходит до разрешения этой жизни действовать в нас в соответствии со стандартом Христа. Мы все время путаем то, что можем сделать, с тем, на что неспособны. Мы не можем спастись, освятиться или дать себе Святого Духа - все это Бог дает нам даром. Всякий раз, когда мы пытаемся сделать то, что по силам только Богу, или заставить себя поверить, что Бог сделает то, с чем можем справиться сами, мы оказываемся в смятении. Мы хотим, чтобы Бог устроил так, что мы начнем ходить в свете. Господь это делать не собирается, потому что хождение в свете - обязанность самого верующего. Бог дает нам для этого силу, но использовать ее мы должны сами. Он дарует нам жизнь и наполняет нас Своим Духом, но мы должны предпринимать соответствующие действия. Павел пишет: "Совершайте свое спасение", а не "Трудитесь ради своего спасения". Он сказал: "Совершайте его". Начиная делать то, что Бог заповедовал нам, мы осознаем, что благородная жизнь ученика по славному трудна, но эти трудности несут нас к победе. Благородство требует усилий с нашей стороны.

Иисус Христос никогда не давал ученикам разрешения избегать исполнения всех требований, выставляемых детям Божьим. То, что заслуживает нашего внимания, никогда не дается легко. На почве искупления жизнь Сына Божьего формируется в нашей человеческой природе, и мы должны облечься в нового человека в соответствии с Его жизнью, а для этого требуются время и дисциплина. "Терпением вашим спасайте души ваши" (см. Лк. 21:19). В данном случае под "душой" подразумевается мой дух, проявляющийся в теле, - мои понимание, мышление и взгляд на вещи. Иисус сказал, что для того, чтобы найти жизнь, мы должны потерять ее.

Здесь речь уже идет о величайших фазах искупления. Бог спасает людей посредством благодати через искупительную жертву Христа, но не следует забывать о том, что мы должны совершать это на практике. Иисус сказал: "Вы - мои друзья, и поэтому положите жизнь свою ради Меня; не в кризисе или смерти, а по собственной воле. У вас есть сколько угодно времени". Мы призваны к благородной, но в то же время и крайне трудной жизни. Бог изо всех сил старается добиться того, чтобы мы могли исполнять Его волю, а это подразумевает определенные действия с нашей стороны. Начав соблюдать Его заповеди, мы понимаем, что это не так уж невозможно, потому что видим мощь того благородного поступка, который Бог совершил ради нас.

б) Все мое предельное - Господу (ст. 13-14)

Бог требует от нас предельных усилий в совершении того, что Он сделал в нас. Мы не можем ничего добавить к своему искуплению, но обязаны приложить все старания для того, чтобы совершить его на практике. То же относится и к спасению: мы не способны ничего добавить к нему, но весь наш труд должен быть направлен на то, чтобы совершить его. Реальная жизнь ученика требует железной дисциплины. "Иисус, зная... что Он от Бога исшел и к Богу отходит... взяв полотенце... начал умывать ноги ученикам". Бог во плоти подал нам пример того, как следует исполнять простые житейские обязанности: для правильного использования полотенца тоже необходима жизнь Божья. Это - практический пример совершения искупления, и благодаря чуду благодати мы можем повторять это снова и снова.

"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). Все ученики обязаны пройти через это испытание. Над нашими воротами должен висеть лозунг: "Все, что Бог скажет мне, я сделаю". Ученикам надо делать все возможное для того, чтобы доказать свою любовь к Богу, и навеки запретить мысли "я не могу" заразить их сердце. "Нет, я не святой. У меня это не получится" - подобные мысли позорят Иисуса Христа. Божье спасение - это Благая весть, но это и святое, хоть и трудное задание, показывающее, на что мы действительно способны. Иисус Христос приводит многих сынов в славу, но не освобождает нас от обязанностей сыновей. Он снова и снова говорит миру, плоти и дьяволу: "Делайте, что хотите, но "больше Тот, Кто в Моих сыновьях, чем тот, кто в мире". Благодать Божья делает из людей не младенцев, но мужей и жен Божьих, отражающих образ Иисуса Христа. Слава Богу за все трудности, которые Он помогает нам преодолеть! "Итак умоляю вас, братия, - пишет Павел, - милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую".

в) Отважное сердце и крутой обрыв

Христианская жизнь - святая жизнь; никогда не заменяйте слово "святая" словом "счастливая". Конечно, нас ждет счастье, но лишь как результат святости. Сегодня все чаще говорится о том, что христиане должны постоянно быть счастливыми и "улыбаться". Но это уже проповедь евангелия настроения. Если основанием вашей христианской жизни стало решение быть счастливым, то счастье очень быстро покинет вас, потому что является не причиной, а результатом приложенных усилий. Господь настаивает на том, что мы должны стремиться к финишной черте, а наши глаза - смотреть на прямой и узкий путь, чистую и святую жизнь.

"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня". Иго Христа кажется невыносимо тяжелым, но, как только мы принимаем его, жизнь становится намного легче. В начале христианского хождения нам было проще отступить и сказать: "Я не могу", но, взяв Его иго, мы находим, что выбрали самый легкий из всех путей. Счастье и радость будут сопутствовать нам, но они не должны становиться самоцелью. Нашей целью должен быть Господь Иисус Христос, а по пути Бог стократно изольет на нас благословения.

Для того, чтобы сердце оставалось сильным даже на самых крутых жизненных подъемах, в нем не должно быть волнений и беспокойств. "Да не смущается сердце ваше". Это - заповедь, а значит, волнение есть грех. Не дьявол совращает христиан с пути Христа, а банальные затруднения повседневной жизни, заботы о пище, одежде, обстоятельствах. "Забота века сего... заглушает слово", - сказал Господь. У каждого из нас в жизни был такой момент, когда мелкие житейские трудности заглушали Слово Божье и скрывали лицо Господа, ослабляли дух и заставляли нас чувствовать себя униженными и недостойными перед Ним. Иногда это ощущение было настолько мощным, что мы не выдерживали и поддавались соблазну. В нас есть что-то такое, что помогает нам с силой встретить любое искушение, но для этого необходимо здоровое сердце. Человек, который ничего не пережил, не может сказать: "Я хочу поскорее выбраться из этой ситуации". "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". Я тоже смогу победить его, потому что черпаю свои силы из Божьего источника. Нам нужна духовная выдержка.

"Входите вратами узкими". Иисус Христос - единственный путь на небеса, и нет другого. Единственный путь к Отцу - через Сына, и тот же путь ведет к святой жизни.

Испытывайте учителей (ст. 15-20)

В этих стихах Иисус заповедовал ученикам испытывать плод проповедников и учителей. Существует два показателя: плод жизни проповедующего и плод его учения. Плод жизни человека может быть совершенно прекрасен, но учение даже несмотря на его логическое совершенство приносит в учениках бесовский плод. Совершенная жизнь привлекает людей и производит впечатление, что может нести только истинное учение. Иисус говорит: "По плодам их узнаете их".

Существует и другая крайность. Человек может проповедовать истину и прославиться за свое учение, но плод его жизни не принесет никакой пользы. Казалось бы, если у человека все в порядке в жизни, то и учение его должно быть здравым. Иисус говорит: "Не обязательно". Или, наоборот, если человек преподает истину, то и жизнь его должна быть в порядке.

Снова Иисус возражает: "Не всегда". "И учение, и учитель познаются по плоду". "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Вот так устроена природа свободы.

"По плодам их узнаете их". Святой Дух не приносит плод заносчивости; долготерпение Божье не приносит плод раздражения; Дух Божий не имеет ничего общего с эгоизмом и похотью плоти в личной жизни человека. Бог не допускает подобных проявлений.

В процессе изучения Нагорной проповеди мы убедились в том, что Дух Святой меняет нашу жизнь во всех измерениях для того, чтобы привести нас к простым отношениям с Иисусом Христом. Он хочет, чтобы дети Божьи черпали свою силу в Боге.

а) Возможность ошибки (ст. 15)

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а

внутри суть волки хищные". В этом отрывке Господь, говоря о лжеучителях, предупреждает, что они могут прийти с правильным учением, но их дух исходит от сатаны.

На самом деле обмануть человека особого труда не составляет. Тот, кто перестал смотреть на Иисуса Христа, не сможет отличить напускную святость от истинной. В 1 Ин. 1:7 мы читаем о необходимом условии жизни святого: "Если же ходим во свете, подобно как Он (Бог) во свете". Возможность ошибки возникает в тот момент, когда мы перестаем зависеть от Бога.

Сейчас речь идет не о лицемерии (лицемер - человек, живущий двойной жизнью ради достижения личной выгоды или успеха), а о настоящем искреннем усилии достичь праведности.

В нас не должно быть и тени обмана. Люди постоянно стараются выдавать себя за кого-то другого. Проповедовать и говорить очень легко, но при этом можно навлечь на себя страшное проклятье. Именно это побудило Павла написать следующие слова: "Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным". Чем напыщеннее слова, тем меньше вероятность того, что истина действительно присутствует в жизни человека. Проповедника подстерегает опасность, о которой большинство слушателей даже не знает: он может проповедовать истину и, успокоившись на этом, не жить Словом Божьим. Именно поэтому пост является неотъемлемой частью жизни верующего: пост от внешнего спокойствия, от изощренных литературных фраз - от всего того, что может ценить наша культура, потому что это только ведет к хромоте в хождении с Господом. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом". Пост - это нечто гораздо большее, чем просто воздержание от пищи, которое, как мне кажется, стоит на самом последнем месте. Пост - это воздержание от угождения самому себе. Каждому человеку нравится слышать и говорить красивые слова, но слишком часто мы не исполняем то, о чем говорим; мы "заворожены, но остаемся без изменений". Большинству людей с красивыми словами нельзя доверять, потому что, как правило, за этими словами ничто не стоит.

б) Долготерпение (ст. 16)

б) Долготерпение (ст. 16)

"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?". Это хорошее предупреждение для чересчур ревностных охотников на ересь. Господь предлагает не спешить. Хорошим примером на эту тему является отрывок из Лк. 9:53-55. Плотское подозрение не должно занимать место духовной проницательности. Единственным показателем является плод и ничто иное. Иисус сказал, что если на ветвях жизни висит репей, то нечего гадать по поводу корней; однако не забывайте о том, что зимой розовый куст можно легко принять за сорняк и только садовод-профессионал сможет дать правильное определение. Господь призывает нас к терпению. Дождитесь появления плодов и не позволяйте фантазии руководить вашими действиями. Мы слишком быстро начинаем принимать личные убеждения за стандарт, установленный Иисусом Христом, и обвиняем в ереси каждого встречного, с которым расходимся во мнениях. Убеждения не должны заменять Слово Божье, которое, кстати, заповедует нам ходить не в свете убеждений, а в свете лица Божьего.

Научитесь видеть разницу между теми, кто противятся вашему методу представления Евангелия, и теми, кто противятся самому Евангелию. Многие могут не согласиться с тем, как вы представляете истину, но это еще не означает, что они отвергают святость Божью. Проявите терпение. Не спешите с вынесением приговора. "По плодам их узнаете их". Как правильное учение, так и ересь приносят плоды, только на все требуется время.

в) Принципы поведения (ст. 17-18)

"Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые". Если мы говорим, что праведны перед Богом, то даем миру полное право наблюдать за нашей личной жизнью. Люди хотят убедиться в истинности наших слов. Если говорим, что рождены свыше, то на полном основании подлежим слежке. Святость Божья начнет отражаться в поведении только тогда, когда вся жизнь пропитается ею. Другими словами, если мы хотим приносить добрый плод, то должны иметь добрый корень. Плод человеческой жизни может походить на плод Духа, но истинным показателем является наличие жизни. Имитация плода Духа требует определенного стечения обстоятельств, помогающих человеку скрыться от сторонних наблюдателей. Чтобы действительно представлять собой образец христианской жизни, нужно: родиться свыше, освятиться и исполниться Святым Духом - только тогда наша жизнь начнет приносить плод Духа. В Писании очень много говорится о плоде и его отличии от даров Святого Духа. Принесение плода невозможно без полного единства с Иисусом Христом (Ин. 15:1-5).

г) Сила гласности (ст. 19-20)

"Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

Итак по плодам их узнаете их". Иисус Христос сказал, что люди должны оценить наш плод. Вся Его жизнь проходила на глазах народа (Ин. 18:20).

Его открытость приводила врагов в бешенство; чудеса были явной демонстрацией Его силы. Сегодня громкое свидетельство раздражает людей, но святая жизнь по-прежнему проявляется на словах, потому что их разделить нельзя. Все, что черпает силу в Боге, обязательно рвется наружу. Святость в сердце требует публичного выражения, и Иисус не только поощрял подобную гласность, но даже требовал ее. Все тайное станет явным, и это верно во всех жизненных аспектах. Бог установил закон, согласно которому человек не может скрыть свою истинную сущность. Все люди узнают учеников Христа. В главе 10 Евангелия от Матфея Иисус рассказал Своим последователям о том, что их ожидает за открытое свидетельство, но при этом произнес: "Не прячьте свой свет под корзиной и не бойтесь безумцев. Опасайтесь того, как бы вам не гореть в аду. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби". Господь предупреждает о том, что всякий, кто не последует за Ним, неизбежно пойдет на поводу у врага. До тех пор, пока Бог правит миром, закон останется непреложным: все тайное в жизни человека станет явным.

Одной из проблем движения "Высшей христианской жизни" стала проповедь концепции тайного пребывания с Богом. Бог все выносит на солнечный свет. Те, кто не выходят на улицу, часто болеют, и тот же принцип действует в духовном мире. Библия - духовный воздух Бога. В Библии сокрыта целая вселенная фактов откровения; она поможет нам сохранить здоровыми и корни, и плод. Единовременное переживание имеет мало пользы. Бога интересует то, где мы находимся в данный момент. Смотрите на источник, и из вашего чрева потекут реки воды живой. Люди, чрезмерно увлекшиеся духовными переживаниями, быстро становятся бесполезными как для Бога, так и для общества.

Действительность и реальность (ст. 21-23)

Господь утверждает, что истинным показателем благочестия являются не просто благие намерения, но исполнение воли Божьей на деле. Не смотрите на внешние признаки - они обманчивы; не судите о человеке лишь на основании внешних свидетельств. Бог остается верным Своему Слову, кто бы его ни проповедовал. Люди, о которых идет речь в ст. 21, были не слугами, а всего лишь орудиями. Слуга посвящает Богу всю свою жизнь и становится свидетелем Иисуса, стремясь всегда и во всем угождать Ему. Крещение

Святым Духом делает человека воплощением того, о чем он проповедовал, и тогда в нем соприкасаются внешние показатели и реальность жизни. В этой главе Иисус сказал, что свидетельством истинного ученика должен быть плод в виде благочестивого характера, но при этом предупредил, что Бог почитает Свое Слово, даже когда оно исходит из грязных уст. Это не должно вводить нас в заблуждение (см. Флп. 1: 15).

Действие Святого Духа направлено на совмещение внешних факторов человеческой жизни с реальностью; Святой Дух совершает в нас то, что Иисус совершил для нас. Животворящее действие Святого Духа оживляет в нас могущественное искупление Божье. Вы не найдете в Новом Завете ни слова о том, что мы должны верить в Святого Духа; все, что от нас требуется, - это принять Его. Святой Дух оживляет в нас спасение, которое мы должны совершать в страхе и трепете, и постоянно напоминает нам об этом. Бог дает нам шанс рискнуть всей своей жизнью. Если бы мы не могли взбунтоваться против Него, то цена нашему послушанию была бы грош. Еретическое учение о безгрешном совершенстве гласит, что, однажды покаявшись, мы больше не можем грешить. Это - ложь дьявола. В тот момент, когда мы рождаемся свыше по благодати Божьей, Он дает нам способность не грешить, и после этого Бог ждет, что мы будем делать. До спасения у нас не было силы для послушания Богу, но теперь Он пересадил нас в почву искупления и наследия Своего Сына и дал нам силу для соблюдения Своих заповедей, которую мы принимаем посредством сознательного решения. Жизнь ученика по славному трудна, но и по славному прекрасна. Встав на скалу совершенного искупления во Христе Иисусе, мы открываем новые возможности для достойного хождения, иными словами, мы находим совершенный баланс. Иоанн Креститель, увидев "идущего к нему Иисуса, говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Хождение - образ характера человека, не стремящегося произвести впечатление или обогнать своих ближних. "Вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой" (4 Цар. 4:9).

а) Признание людей (ст. 21)

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". Люди любят навешивать ярлыки, становящиеся зачастую убогой имитацией истинного исповедания. Носить ярлык намного легче, чем держаться исповедания веры, особенно когда надежда исчезает из поля зрения. Но Иисус не поручал нам "свидетельствовать" о Нем. Он подобрал гораздо более весомый термин: "исповедовать". "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми...". Показателем истинности исповедания является исполнение воли Божьей. "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным". За исповеданием должно немедленно последовать прикрепление ярлыка. Если мы сами этого не сделаем, об этом позаботится кто-то другой. Господь пред упредил, что не всякий, называющий себя Его учеником, действительно является таковым. В самих ярлыках нет ничего страшного, но мы должны уметь отличать ярлык от товара. Для определения истинности исповедания другого человека нам необходим дух различения, т. е. Святой Дух. Принято считать, что ярлык и товар всегда сопутствуют друг другу. Так и должно быть, но Иисус говорит, что это случается не всегда. Именно поэтому мы снова и снова становимся свидетелями того, что Бог почитает Свое Слово, приходящее через проповедника, погрязшего во грехе. Иисус предупредил, что каждого проповедника следует судить по плоду.

б) Продавцы лекарств (ст. 22)

"Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?". Если уж мы можем изгонять бесов и творить чудеса, то наверняка являемся истинными слугами Божьими. "Совсем не обязательно", - возражает Иисус. Каждый элемент нашей жизни должен нести на себе свидетельство Его жизни. В этом стихе Иисус предупреждает нас о людях, использующих Его слова и пути для избавления человечества от пороков, но отказывающихся при этом встать под Его господство. "Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?". Обратите внимание на то, что здесь нет ни слова об исповедании Иисуса Христа. Для них Он был только средством первой помощи. В Лк. 10:20 Господь посоветовал ученикам радоваться не тому, что бесы подчиняются им, а тому, что они находятся в правильных взаимоотношениях с Ним. Снова и снова мы возвращаемся к отправной точке - личным и истинным взаимоотношениям с Иисусом Христом как на людях, так и в одиночестве.

в) Возмездие (ст. 23)

"И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". В этих отрезвляющих стихах Иисус предупредил нас о том, что ждет некоторых богословов, пророков и чудотворцев. "Отойдите от Меня, делающие беззаконие". "Делать беззаконие" буквально означает "искривлять то, что прежде было прямым". Люди извратили пути Божьи и объявили их непосильными. "Я никогда не знал вас", "В вас никогда не было Моего Духа. Вы проповедовали истину, и Бог почтил Свое Слово, но вы сами эту истину так и не познали", "Отойдите от Меня". Это самые страшные слова отвержения и осуждения, которые когда либо доведется услышать человеческой душе.

Только признание и упование на Святого Духа поможет нам распознать действие Господне. Бывает так, что люди проповедуют истину, и Бог благословляет их проповеди, но в то же время Дух предупреждает: "Нет, нет, нет". Не доверяйте сладким речам, но полагайтесь только на Господа Иисуса. "Не полагайся на свое разумение", "Не полагайся на князей".

Только Иисус Христос заслуживает полного доверия. Это правило остается неизменным. Каждый человек может увести нас от Бога, если мы начнем слепо следовать за ним. Мы не должны идти "стопами святых", однако это не означает, что мы не можем брать с них пример. "Напомнит вам о путях моих во Христе" (1 Кор. 4: 17, курсив автора). Пребывайте в правильных взаимоотношениях с Богом, пребывайте в свете. Вне Его присутствия мы начинаем ощущать беспокойство во всех трех измерениях: моральном, интеллектуальном и духовном. Каждый, кто сводит взор с Иисуса Христа, неизменно падает. Иисус сказал: "Смотрите на Меня".

Два строителя (ст. 24-29)

В этих стихах Господь подчеркивает два ключевых слова: "слышать" и "исполнять". Он вложил в нас Свое сердце и требует, чтобы мы жили, как подобает Его ученикам. Получится ли у нас? Получится, если будем слушать и исполнять слова Иисуса. Мы слышим лишь то, к чему прислушиваемся. Когда мы в последний раз прислушивались к голосу Иисуса? Действительно ли мы хотим узнать, что Он говорит? Большинство людей никогда не слышало Его голос. Человек, поверхностно ознакомившийся с религией, начинает рассуждать о дьяволе, но обычная человеческая невнимательность является гораздо большим препятствием на пути верующего, чем сатана. Мы можем слышать слова Иисуса Христа, но наша воля остается незатронутой, в результате чего слышание не сопровождается никакими действиями. Понимание истин Слова Божьего приходит с исполнением Святым Духом, который открывает нам эту библейскую вселенную.

а) Духовные замки (ст. 24)

Все мы слышали о воздушных замках, но что в них плохого? Им не хватает основания, которое соединило бы их с землей. Единственный способ заложить это основание - прислушаться к словам Иисуса. Мы читаем и слушаем, но ничего особенного вроде бы не происходит. Подождите - пройдет некоторое время, и Святой Дух начнет напоминать нам слова Христа. Послушаемся ли мы Его? Иисус сказал, что основание закладывается посредством "слышания и исполнения". Прислушивайтесь к Его словам и начинайте исполнять их. Начните читать Библию хотя бы по пять минут в день. Решающим фактором взаимоотношений является не продолжительность, а глубина.

"Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то".

Правда? Подумайте о том, как мы обходим эти слова стороной. "Я подал вам пример, чтобы вы поступали так, как Я поступил с вами". Мы соглашаемся, что в этом есть доля здравого смысла, но ведь всему же есть пределы. А если мы начнем во всем исполнять слова Иисуса Христа, то нас начнут называть фанатиками. Новый Завет ставит знак равенства между Евангелием и позором (см. Рим. 1: 1б; 1 Пет. 4:12-13).

б)Суровые испытания( ст.25)

Наши духовные замки должны быть открыты для взора людей, но залогом прочности здания является не красота, а основание. Сколько прекрасных проектов рушится под давлением обстоятельств и все из-за того, что под ними не было основания слов Иисуса Христа. Воздушные замки не долговечны, потому что не имеют фундамента. Иисус сказал: "Внимайте Моим словам, и они помогут вам сформировать подобающий характер и устоять во время бури". Буря проносится мгновенно; несколько секунд - и все кончено. Здесь не получится никого разыграть. Если человек назидался в присутствии Божьем, прислушивался к словам Христа и исполнял их, то во время бури ему не придется уповать на собственные силы. Могучая рука Божья поддержит его, и он будет храним силой Божьей. Назидайтесь в Слове Божьем даже тогда, когда никто вас не видит, и во время бури вы еще раз убедитесь в том, что стоите на непоколебимой скале; но те, кто отказались внимать словам Христа, падут, как бы сильны ни были. Все, что не построено на основании слов Господа, рано или поздно разрушится; но тот, кто исполняет Его слова, пребудет вовек.

в) Страшная катастрофа (ст. 2б-27)

Каждому духовному замку надлежит пройти три испытания: дождь, разлив рек и ветер (мир, плоть и дьявол). Только построенный на основании слов Христа замок сможет устоять после этого. Иисус сказал, что безумец строит с помощью Его слов, но не на Его словах. Все мы склонны воспринимать слова Господа посредством интеллекта, при этом отказываясь их соблюдать; но если мы не исправимся, то все наши усилия пойдут насмарку. Павел пишет об этом в 1 Кор. 3: 1213: "Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть". Каждое строение подвергается генеральной инспекции.

Бог проводит проверку на каждой строительной площадке, и каждый объект, не строящийся на сломах Иисуса Христа, подлежит сносу. Нет ничего легче, чем строить с помощью слов Иисуса: сколотить пару отрывков из Писания и соорудить шалаш, - но Иисус принимает работу учеников: "Вы слышите и цитируете Мои слова, но отказываетесь исполнять их на работе, дома и даже наедине с собой". Господь не допускает частичного освящения строения: или все комнаты святы, или ни одна. Все должно строиться на едином твердом основании.

г) Сосредоточенность на Писании (ст. 28-29)

Нагорная проповедь заканчивается описанием того, какое впечатление произвело на людей учение Иисуса Христа. Мы должны почаще спрашивать себя: "А что бы на это сказал Иисус?". Сосредоточившись на Его словах, мы сможем доверить им свою вечную душу. Речь идет о духовном, а не душевном сосредоточении. Каждый раз, когда слова Иисуса попадают прямо в точку (например, брат согрешает против вас (см. Мф. 5:23-24), кто-то задолжал вам деньги и т. д.), не бегите от этого. Так поступают только религиозные мошенники. Голос Святого Духа часто звучит очень тихо, а Его слова режут ухо. Мы делаем вид, что не слышим их, но это не меняет положение дел.

Если мы хотим угодить Господу, то должны исполнять Его слова, даже если люди начнут называть нас фанатиками.

Встав на путь истины, мы почувствуем, как в нас восстает дух самозащиты; послушание словам Иисуса выводит нас на чистую воду. Какое значение имеет мнение людей, если Сам Иисус Христос говорит, что мы - на правильном пути? Моя мечта - услышать из Его уст: "Хорошо, добрый и верный раб!".

Книги Освальда Чемберса прекрасно сочетаются с вопросами современности, и трудно поверить, что он умер во время Первой мировой войны. Ключом к неугасающей и даже растущей популярности его работ стали непреходящие истины Слова Божьего, о которых он не уставал писать: отношения между учеником и Господом и практические действия в повседневных ситуациях.