Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Нетематические книги Кризис_вызванный_учением_пантеизма II. КРИЗИС, ВЫЗВАННЫЙ УЧЕНИЕМ ПАНТЕИЗМА И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ
II. КРИЗИС, ВЫЗВАННЫЙ УЧЕНИЕМ ПАНТЕИЗМА И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ PDF Печать Email

 

А. Проникновение учения о пантеизме в церковь АСД

1. «Новый свет» доктора Келлога

По Божьему провидению в церкви АСД была учреждена миссионерско-медицинская работа, чтобы помочь больным найти Спасителя и готовить их ко второму пришествию Христа. Эта работа должна была стать правой рукой трехангельской вести. Через эту работу возможно успешно достигать сердца людей.

Поэтому не странно, что великий враг истины тот, кто объявил войну против Христа и его народа, пытался свести к нулю успех этой работы.

Дьявол использовал доктора Джона Г. Келлога, чтобы посеять семена заблуждения так называемого «нового света» как раз тогда, когда медицинская работа была на высоте в нашей церкви и это через учение пантеизма.

Еще в 1881 году доктор Келлог считал, что это понятие является «новым светом» и обсудил этот вопрос с Еленой Уайт. «Эти теории неверны, - сказала она ему, -я уже встречалась с ними раньше». Она предупредила его: «Никогда не преподавай это в наших учреждениях. Не говори об этом людям».2

Но, к сожалению, он не прислушивался к этому наставлению.

2. Доктор Келлог учит пантеизму

Доктор впервые представил открыто пантеизм в 1897 году на встрече служителей перед Сессией ГК в Небраско.

Его выступление было напечатано в Бюллетене ГК и распространено работникам по всему миру. 18 февраля 1897 года Келлог издал первую работу под названием «Бог в природе». Во вторник утром 16 февраля он представил ее, цитируя во вступлении Елену Уайт Рукописи 4, 1882, статью под заглавием «Бог в природе». В этой статье она пишет, что Отец и Сын постоянно действую через законы природы. Природа – это Божий служитель, направленная по Его воле. Природа свидетельствует о Том, Кто действует согласно Своей воле.3

Доктор Келлог пытался через это высказывание Елены Уайт протолкнуть свою точку зрения, что Бог действует в природе и через природу. Его следующее выступление имело название «Бог в человеке». В этом он ясно обнаружил свои пантеистические взгляды:

Сила тяготения действует во всей вселенной, Через эту таинственную силу вся вселенная сохранена как единое целое… Здесь мы обнаруживаем универсальное присутствие, разумное присутствие, всемудрое и всесильное присутствие, которое соединяет атом с атомом. .. Эта сила не что иное, как сам Бог. Какая прекрасная мысль, что этот же самый Бог находится в нас и везде… Как чудесно, что всевышний, всесильный и премудрый Бог стал служителем человека, даруя человеку свободную волю – силу управлять энергией внутри своего организма.4

3. Вовлечение других служителей

Служители церкви и учителя, которые хорошо относились к доктору Келлогу, восприняли его философию и стали развивать ее в их работе, не думая, как далеко они в этом зайдут. Один из них был проповедник Е. Дж. Ваггонер, который был и врачом. В одно время он был редактором журнала «Знамение времени». На Сессии ГК в 1888 году Бог использовал его сполна, чтобы представить весть об оправдании верой. Он пользовался большим уважением как оратор церкви и неоднократно его приглашали на сессии ГК проводить серии библейских исследований.

На Сессии ГК в 1899 году Ваггонер участвовал в дискуссиях о здоровье и воздержании. Его попросили рассказать кое что из материала о семье, представленного им в санатории в Батл Крике.

Он начал свое выступление с заявлением, что за последние несколько месяцев Бог научил его чему-то новому и сделал его способным учить тому, как жить вечно. Он понимал, что некоторые скажут, что это фанатизм, но он отрицал это говоря:

Откуда получаем мы жизнь независимо кто мы и что мы? Это жизнь Божия. Сколько жизней существует во вселенной? Есть только одна жизнь и это жизнь Божия. Для чего Бог дает нам эту жизнь? Что бы мы жили. Как долго продолжается жизнь Божия? Всю вечность. Для чего он дал и нам эту жизнь? Это для того, чтобы мы получили жизнь, которую Он уже дал нам и чтобы знали, что это есть жизнь вечная.

Кто-то из зала спросил его: «Ты думаешь, что когда-то заболеешь?» «Нет, - ответил он, - я думаю жить вечно».5

Ваггонер коснулся человеческого дыхания. Он подчеркнул, что первое, что человек должен делать после рождения - это дышать. Это тоже самое, что случилось с Адамом. Бог вдунул ему дыхание жизни и он стал душею живою. Человек дышит этим дыханием жизни 18 раз в минуту. "Братья, как чудесно, что Бог рядом!", - заявил Ваггонер.

Когда человек знает и сознает, что каждый вдох и выдох – это прямое дыхание Божие в нем, тогда он живет в присутствии Божием и его жизнь наполнена Духом. Пусть человек дышит верою и он будет исполнен Духом Божиим.6

Врач продолжил дискуссию говоря, что мы постоянно дышим микробами. Невозможно выходить на улицу, особенно в городе, и не дышать микробами туберкулеза. Но не все болеем туберкулезом. Мы в опасности заразиться гриппом, но мы здоровы. Почему? Потому что есть сила, которая сопротивляется и это есть жизнь Божия.

Воздух – это Божие лекарство, хорошая пища – это Божие лекарство. Есть сила, жизнь в чистой воде, потому что в ней есть жизнь Божия. Мы сеем в землю семя. В семени есть сила Божия... Когда мы печем хлеб, эта жизнь еще сохранятся. Хотя мы не видим, но в хлебе есть жизнь Божия. Это его тело, мы кушаем это тело и приобретаем жизнь.7

4.Заблуждение распространяется по всему миру

Так случилось, что семена пантеизма были посеяны на сессии ГК в 1899 году и через Бюллетень ГК были распространены по всему миру. Не все могли разобраться в опасности этого учения. Некоторым казалось, что это есть прекрасный свет и , если он будет адекватно принят, приведет к святой жизни. Бог в воздухе; Бог в воде; Бог в семенах; Бог в хлебе. И по причине того, что Бог есть в мужчинах и женщинах, их не могут преодолеть слабости.8

Б. Заражение Батл Крика опасным учением

1. Пантеизм преподается в колледже и санатории

Учение о пантеизме стало популярным и преподавалось в колледже в Батл Крике.

Постоянно можно было услышать дискуссии на эту тему. Братья говорили, что независимо от того, как Он выглядит, Творец пребывает в делах, сотворенных Им. Поэтому и человек должен заглянуть в себя и обнаружить создателя и Бога своего. Некоторые говорили дерзко, что нет великой личности сидящего на престоле на небе, но Бог находится во всем творении.

2. Издание книги «Живой храм»

18 февраля 1902 года санаторий в Батл Крике сгорел дотла и перед церковью встал вопрос о его реконструкции. Доктор Келлог пришел в Комитет ГК и спросил, чем они могут помочь. Даниелс, президент ГК, предложил Келлогу написать книгу о физиологии и здоровье на простом языке, которую можно будет продать членам церкви АСД в США. Это даст возможность, собрать средства для реконструкции санатория. Но при этом Даниелс предупредил Келлога, чтобы в книге не было ни одного упоминания о "новом свете". Многие люди в США не были согласны с этим учением. И если они узнают, что в книге есть учение о пантеизме, они не захотят купить ее. Доктор Келлог вполне с этим согласился.

Летом 1902 года Даниелс представил вопрос перед президентами Конференций и они согласились поддержать широкую продажу книги и собрать средства для санатория.

Келлог работал усердно. Он продиктовал рукопись так быстро, как только мог и вскоре материал был направлен в издательство Ревью энд Геральд. Книга называлась «Живой храм». Издательство направило копии в ГК и Келлогу, который находился в то время в Европе.

Сотрудники ГК Прескот и Спайсер обратили внимание помощникам Келлога на неправильные идеи в книге. Один из друзей Келлога исследовал этот вопрос и ответил Спайсеру, что он убежден в том, что все написанное в книге находится в гармонии с вестью АСД, только некоторые вопросы нужно выразить с научной точки зрения. Поэтому церковь должна быть готова принять этот прогрессирующий свет.

Спайсер ответил на это письмом от 15 июня 1902 года:

Книга, которую нужно продать, чтобы покрыть расходы санатория, не должна содержать противоречивые вопросы. Проблема не в том должен или не должен наш народ принимать прогрессивный свет, но чтобы каждый купил ее. Но это станет большой проблемой.9

Вскоре Келлог возвратился из Европы. Он пригласил проповедника Спайсера к себе домой, чтобы обсудить проблему новой книги. Они провели вместе всю субботу после обеда. Но вскоре обнаружилось, что намерением Келлога было научить людей, что Бог находится везде в природе.

Во время беседы Келлог говорил, что Бог находится в траве, в деревьях, в растениях. Он везде и небо везде. Святилище, которое должно быть очищено, не находиться далеко на небе, а здесь на земле. Грех в нашем сердце, поэтому здесь и святилище, которое нужно очистить.

Спайсер писал об этой встрече следующее: «Я хорошо понимал, что это философия никак не была в согласии с адвентисткой вестью. Слушая доктора, я ясно видел, как он опровергает основные пункты нашего вероучения.»10

Относительно книги «Живой храм» были написаны два отчета в Комитет Генеральной конференции.

Первый отчет большинства, в котором было написано:

Мы не находим в книге «Живой храм» ни чего того, что противоречило бы Библии или основным принципам христианской религии. Поэтому мы не видим причин, чтобы отклонить ее и рекомендуем комитету издать ее в таком виде, как она была представлена.» А.Т. Джоунс, Дж. Х. Келлог, Д.Полсон.11

Другой отчет написал проповедник В.В. Прескот: «Кроме глав, которые касаются физиологии и гигиены, я хотел, чтобы остальные никогда не были напечатаны».12

Комитет ГК принял решение не издавать эту книгу. Келлог не был доволен таким решением и настаивал, чтобы вопрос был обсужден на осеннем заседании большого комитета ГК. Во время заседаний, когда доктор выступал по этому вопросу, было решено и сказано ему, что члены комитета ГК не хотят больше слышать об этом и попросили его закрыть эту тему. Келлог закончил, но протестуя.

Видя, что комитет ГК отложил вопрос издания книги, Келлог заключил личный договор с издательством Ревью энд Геральд, чтобы все-таки напечатать книгу «Живой храм». Но через месяц издательство сгорело и приготовленная к изданию книга была уничтожена огнем.

3. Учение пантеизма на Сессии ГК в 1903 году

Двадцать седьмого марта 1903 года состоялась сессия ГК. Во время сессии снова обсуждали вопрос издания книги "Живой храм". Многие были в замешательстве. Они не знали как лучше поступать. Некоторые ожидали, что Бог даст какое-то повеление по этому поводу через Елену Уайт. Но она не имела тогда специальную весть о том, какое решение сессия тогда должна была принять. Поэтому большинство пришли к мнению, что иногда Бог не принимает сразу решительные меры. Так это было и с Люцифером на небе. Бог дал ему время, чтобы всем стало ясно, на какой стороне встать. Так нужно поступать и с учением о пантеизме. Нужно дать какое-то время для определения и выяснения, пока всем станет ясно, на какой стороне встать.

Казалось, что если огонь уничтожил рукопись книги «Живой храм», доктор Келлог откажется напечатать ее, но он отправил рукопись в коммерческое издательство в Батл Крике. Вскоре триста экземпляров книги были распространены среди адвентистов седьмого дня.

Некоторые сразу же заметили явное учение о пантеизме. Другие, которые симпатизировали новому учению, предполагали, что новое понимание Бога приведет к святой жизни и к более глубоким религиозным опытам. Как только встречались работники Евангелия, они обязательно обсуждали «новый свет» в книге «Живой храм».

Книга уже была в общинах и от них требовали, чтобы срочно продали ее и собирали деньги на реконструкцию санатория в Батл Крике.

Руководители ГК направили письмо президентам Конференций, в котором говорилось, что проблема книги была обсуждена на осеннем совещании в 1902 году и определенные учения были отвергнуты. Поэтому Комитет ГК не может рекомендовать книгу, которая вызвала серьезную критику.

Осеннее заседание комитета ГК планировали проводить в новом офисе в Вашингтоне, ДК. Президент ГК Даниелс составил список важных вопросов, над которыми они должны были работать. Он думал, что это будет мирная сессия и в гармонии они смогут хорошо работать. Поэтому он не включил в повестку дня вопрос пантеизма и книгу «Живой храм». Даниелс надеялся, что этот вопрос не будет поднят и поэтому не написал об этом президентам Конференций.

Сессия началась 7 октября 1903 года в Вашингтоне, ДК. Братья начали работу искренно и посвященно. Но в первые дни сессии прибыли из Батл Крика братья: доктор Е.Дж. Ваггонер, проповедник А.Т. Джоунс, доктор Д. Полсон. Доктор Келлог прибыл в субботу 17 октября. Как только они прибыли, для Даниелся стало очевидным, что им придется снова обсуждать учение о пантеизме.

Хотя этот вопрос не был включен в повестку дня, они решили посвятить один день сессии для обсуждения философии пантеизма. Целый день шли дебаты. Представители полей были в замешательстве. Они затруднялись принимать какое-то решение. К 9 часам вечера Даниелс понимал, что нужно завершить обсуждение, но не поставил вопрос на голосование. Люди не были готовы принять правильное решение. Поэтому он закрыл собрание и все разошлись по домам.

По дороге домой доктор Полсон присоединился к президенту ГК Даниелсу и они продолжали обсуждение этого вопроса. Когда достигли дома, Даниелс стоял на лестнице, а Полсон указал пальцем на него и сказал:

Ты совершаешь ошибку жизни. После всего этого ты с воплем обнаружишь себя в пыли и кто-то другой поведет народ. Даниелс ответил на это: "Я не верю твоему пророчеству. Но, во всяком случае, лучше мне быть в пыли, делая то, что я считаю правильным, чем быть среди принцев и делать то, что совесть осуждает".13

Когда Данелс вошел в дом, там его ожидала группа людей. Они говорили с радостью, что Елена Уайт направила им определенную весть, которая поможет комитету принять правильное решение по вопросу пантеизма и книги "Живой храм".

Из последующего материала мы увидим, как Бог давал наставления и облечения через Дух пророчества и как эти вести помогли церкви выходить из кризиса, вызванного учением о пантеизме. Некоторые недоумевали, почему Елена Уайт не действует более решительно. Мы узнаем почему решительная весть пришла только осенью 1903 года.

В. Дух пророчества помогает церкви избавиться от ложного учения

1. Личные свидетельства различным братьям

Еще в 1884 году Елена Уайт передала весть предупреждения, которая была напечатана в Свидетельствах в 1885 году. Она писала:

Враг готовиться для последней своей кампании против церкви. Он так спрятался из виду, что многим трудно поверить, что он вообще существует и намного меньше они убеждены в его деятельности и силе. Они уже забыли сообщения о его работе в прошлом, поэтому когда он продвинется вперед, они не узнают в нем врага, древнего змея, но воспримут его как друга, делающего хорошую работу…

Сатана надеется вовлечь народ остатка Божия в общее разрушение, которое грядет на землю. Чем ближе приближается пришествие Христа, он будет действовать более определенно и обманчиво, чтобы победить их. Восстанут мужчины и женщины, претендующие на то, что имеют «новый свет» или «новое откровение», чтобы разрушить веру в старые межевые знаки. Их учение не будет иметь печать Божией работы и души будут обмануты.14

Перед смертью Джеймса Уайта в 1881 году, Келлог уже имел идеи пантеизма и говорил о них как о «большом свете». В беседе с ним Елена Уайт говорила: «Эти теории ложны. Я уже слышала о них раньше. Никогда не учи об этом в наших учреждениях. Не говори об этом народу.»15

2. Вести, обращенные к Сессии ГК 1899 года

Во время сессии ГК в 1899 году время от времени делегаты получали свидетельства от Елены Уайт, которая была в то время в Австралии.

Он писала, что природа не Бог и никогда не была Им. Голос природы свидетельствует о Боге, о Его силе, но она не Бог. Есть Бог Отец и Бог Сын. Природа – это открытая книга, которая открывает нам Бога. Но те, кто познал Бога в откровении, данном через Христа, понимают, что природа не дает нам полного знания о Боге. Голос природы свидетельствует, что есть Бог, но она не может в совершенстве представить Бога.16

О ложном учении она говорила:

Весь естественный мир свидетельствует о работе живого Бога. Природа – это наш учебник, данный нам Богом, Творцом всего. Сотворенная природа не может быть названа Богом. Она открывает характер Бога, но она не Бог. Через природу мы лучше понимаем Бога, Его любовь, силу, славу. Но большая опасность, если человек поклоняется природе как Богу. Одаренные люди производят такие образцы, что мы удивляемся смотря на них. Но эти вещи не человек. И мы не восхваляем сделанные вещи, но человека, который сделал их. Так обстоит дело и с природой. Сила Господа постоянно открыта как чудесно действующая сила, чтобы человеческая семья могла видеть безграничного и должна знать, что Тот, Кто сотворил человека, сотворил и все красоты естественного мира.17

Христос пришел в наш мир как личный Спаситель. Он представил личного Бога. Он вознесся как личный Спаситель и грядет снова таким же образом, как и вознесся на небо, как личный Спаситель. Нам нужно со всей осторожностью брать это во внимание, потому что в их человеческой мудрости, мудрые люди мира сего, которые не знают Бога, неразумно обожествляют природу и ее законы.18

Перед сессией ГК в 1903 году 16 марта Елена Уайт написала доктору Келлогу следующее: «Ты не понимаешь вполне ясно личность Бога, что есть все для нас людей. Ты уничтожаешь самого Бога.»19

5 апреля во время сессии она снова написала доктору: «Твои представления Бога в природе… это сатанинская точка зрения, внедренная в твою теорию."»20

3. Вести 1903 года. Удержание от открытого обличения

В тот же день, 5 апреля 1903 года, она написала второе письмо Келлогу, в котором говорила:

Твои идеи настолько разрушительны…, что умы многих в замешательстве относительно основания нашей веры… Ты даешь неправильную характеристику работе, которая сделала нас теми, кто мы есть, Адвентистами Седьмого дня.21

В одном из выступлений на сессии Елена Уайт объявила:

Учителя и лидеры наших учреждений должны стоять в вере на принципах трехангельской вести. Бог желает, чтобы Его народ знал, что мы имеем весть, которую Он дал нам в 1843-1844 годах. Тогда мы знали суть этой вести и мы призываем снова наш народ прислушаться к словам: "Возвысьте закон среди Моих учеников"22

5 апреля она предупреждала, что поддельные научные теории приходят как вор ночью и крадут межевые знаки, расшатывая столбы нашей веры. Она говорила, что Бог показал ей, что студенты медицины не должны быть научены этому, потому что Богу не нравятся эти теории.

Она предупреждала, что сатана придет, чтобы прельстит, если возможно и избранных. Он претендует, что является Христом и входит, заявляя, что он - великий медицинский мессионер.23

Во время сессии ГК в 1903 году Е.Уайт намеревалась несколько раз на открытом собрании разоблачить пантеистическое учение Келлога. Но каждый раз почему-то она была удержана от этого. Во время сессии ей было сказано в ведении, чтобы она не говорила ничего, что могло бы привести к замешательству или борьбе на конференции.24

В нужное время летом 1903 года один экземпляр книги "Живой храм" был получен в Елмсхавен, но Е.Уайт не читала его. Но по мере того, как она получала свет от Бога Е. Уайт упоминала книгу "Живой храм".

4. Открытое разоблачение заблуждения. Совет ГК принимает решение

Кризис развивался и ее сын Вили предложил ей прочитать некоторые параграфы книги "Живой храм". 23 сентября 1903 года он сел рядом с ней и читал некоторые богословские высказывания. Наконец, она могла уже сказать что-то определенное по отношению к этой книге.

Именно в то время Елена Уайт и написала письма, которые дошли как раз вовремя на осеннее заседание Комитета ГК. Когда многие были в замешательстве и не знали, что делать, пришла специальная весть.

В письме говорилось:

Я имею что сказать нашим учителям относительно книги «Живой храм». Будьте внимательны, как вы говорите о личности Бога. Согласно откровений, данных мне Богом эти представления не имеют Божьего одобрения. Это сети врага, которые он приготовил для этих последних дней.

Мы не нуждаемся в мистицизме этой книги. Сторонники этих идей скоро обнаружат себя в таком положении, когда враг будет говорить им и удалит их от Бога. Мне было показано, что автор этой книги находится на ложном пути. Он потерял из виду отличительные истины этого времени. Он не понимает куда идет.

Путь лжи настолько близко идет с путем истины, что многим кажется, что это один путь. Это кажется тем, кто не руководим Духом Святым и которые не способны отличить истину от заблуждения…25

Ночью она имела видение, о чем писала:

Некто авторитетный говорил…, он поднял книгу «Живой храм», говоря: "В этой книге есть высказывания, которые автор не понимает. Многое написано весьма неопределенно. Высказывания не несут в себе уверенности… То, что нам нужно знать в это время, это то, что есть истина, которая спасает наши души…"26

Другое письмо было адресовано руководителям медицинской работы. Относительно пантеизма Е.Уайт писала:

После того, как заняли твердую мудрую позицию, не идите на компромисс ни по одному пункту, в том, о чем Бог ясно говорит. Будьте спокойны как летний вечер, но непоколебимы как горы. Будьте осторожны, потому что вы предаете все в руки врага. Божие дело не должно быть разрушено… Я имею много, что сказать вам, то, что не хотела говорить раньше. Сейчас я знаю, что надо говорить и что надо делать.

Мне жаль, что я вынуждена занять такую позицию для блага Божьего народа. Занимая такую позицию, я вынуждена нести тяжелое бремя, показывая злые планы, потому что я знаю, что они не рождены на небе…

Я вынуждена вступить в борьбу и открыть в присутствии вашего собрания обязанность, которую Бог возложил на меня, обязанность исправить ложный курс людей, претендующих на то, что они христиане, но делающие работу, которую не надо делать, работу, которая приведет к большим финансовым потерям и потрясению уверенности людей.27

На следующий день Комитет ГК собрался и слушал вести, данные через Дух пророчества. Слушая высказывания за высказыванием относительно книги «Живой храм», присутствующие много раз говорили «аминь» и плакали. Когда чтение было окончено, один из служителей встал. Он был побужден спрашивать присутствующих, кто из них желает занять твердую позицию и присоединиться к сестре Уайт в этой большой борьбе, пусть встанет на ноги. Почти все присутствующие встали.28

Президент Даниельс говорил:

Когда я получил эти последние сообщения, я мог только сесть и плакать. Целый год мой разум переживал ужасную борьбу. Я видел зло, но не мог говорить то, что я должен был говорить. Я не мог завоевать ни сантиметра земли… многие братья не понимали меня.

Весть призвала братьев занять позицию… и ужасное бремя, которое иногда казалось, что раздавит меня, спало с моих плеч.29

Почему весть пришла только в октябре 1903 года?

Елена Уайт говорила, что однажды ночью ей был показан корабль, который находился в густом тумане. Неожиданно наблюдатель вскрикнул: «Впереди айсберг!» Впереди стоял огромный айсберг, который возвышался выше корабля. Авторитетный голос говорил: «Встречайте его!» Не было времени для сомнений или колебаний. Нужно было безотлагательно действовать. Машинист развил полную мощь и рулевой направил корабль прямо на айсберг. Корабль содрогнулся. Айсберг разбился на куски и упал с шумом. Никто из пассажиров не погиб.

Об этом она писала следующее:

Я поняла значение этой сцены. Я получила повеление. Я услышала слова, сказанные голосом, похожим на голос нашего Капитана: «Встречайте его!» Я поняла мою обязанность и что нельзя терять ни одного момента. Настало время для решительных действий. Я должна без промедления выполнить команду: «Встречайте его!»30

После того, как она получили определенное повеление от Бога, что уже пришло время действовать решительно и открыто, Елена Уайт так и поступила. И это помогло комитету ГК принять определенное решение. Вот почему свидетельства были получены именно в то время.

5. Свидетельства т.8 и другие свидетельства

Хотя комитет ГК принял определенное решение и отверг "новый свет", это не означает, что все были согласны с этим. Доктор Келлог и те, которые симпатизировали ему, продолжали поддерживать и распространять ложное учение. Елена продолжала получать видения от Бога и передавать их братьям. Пантеизм угрожал церкви и религиозным опытам тех, кто попал под его влияние.

4 августа 1903 года она писала, что доктор пойман в сети правдоподобного обмана. Вещи, которые он представляет как имеющие великую ценность, фактически уводят души от истины на запрещенный путь.31

В сентябре она писала о докторе Полсоне:

Разум доктора Полсона пришел в замешательство. Экстремистские взгляды «Бога в природе» подорвали основы истины о личности Божией и о служении ангелов. Масса сбивающих с толку спиритуалистических идей заняли место веры в личного Бога… Пусть доктор Полсон будет осторожным, чтобы не быть обманутым. Он может сказать: «В учении доктора Келлога повторяются слова, которые сестра Уайт лично говорила». Это так, но эти слова были ложно истолкованы и ложно преподаны».32

2 октября она написала доктору Ваггонеру:

Я уполномочена говорить тебе, что некоторые мнения о личности Бога, записанные в книге «Живой храм», противоречат истине слова Божия… Если бы Бог желал быть представленным как лично пребывающий в делах творения: в цветах, деревьях, в траве, то не говорил ли об этом Христос своим ученикам?

Мне был показан результат этих странных понятий о Боге: отступничество, спиритуализм, свободная любовь. Тенденциозная свободная любовь этого учения настолько замаскирована, что было трудно представить это в реальном характере. До того как Господь показал мне это, я не знала как это назвать, но мне было сказано назвать «не святая спиритуалистическая любовь».33

Е.Уайт написала письмо и доктору Келлогу:

Мне были даны слова, чтобы я передала их тебе и я не могу не передать их. Часть из написанной книги «Живой храм» не правильна, дает ложное направление и не должна быть представлена народу… Небесный Вестник научил меня, что некоторые соображения книги неверны и они сбивают с пути умы тех, кто не вполне утверждены в основных принципах настоящей истины.34

Она продолжала напоминать, что все, что Бог желает, чтобы мы знали о Нем, открыто в Его творении и в Его слове. Чудесные дела творения открывают Его характер и Его творческую силу. Это Его дары человечеству, которые доказывают Его силу и Его любовь. Но никто не уполномочен говорить, что Сам Бог находится в цветах и листьях деревьев. Говорить, что творение и Бог - одно и тоже, это означает иметь ужасные представления о Боге.35

Вся истина исходит от Христа. Без Него наука заблуждается и философия доходит до неразумности. Кто удалился от Спасителя, выдвинут теории, которые имеют начало в хитрости врага…

Поднимутся люди с теориями, которые не основаны на слове Божием… Нам даны границы всякого вдохновения: «Заповеди Божии и вера в Иисуса»… Пусть ни кто не попытается разрушить наше основание веры…Пусть ни одна нить пантеизма не будет внесена в полотно истины…36

Она продолжала предупреждать и советовать и в следующем 1904 году.

Доктора, медсестры, проповедники, рядовые члены церкви разделились во мнениях, особенно в Батл Крике. Как сделать, чтобы всем была понятна эта проблема? Это была борьба не на жизнь, а на смерть. То, что другие не могли видеть Елена Уайт видела очень хорошо и это тяжело давило на нее.

Чтобы голос предостережения был услышан повсюду, Е.Уайт спешила издать Свидетельства т. 8 с особым разделом «Весьма важные познания», который освящает вопрос Бога и природы и личность Бога. В то время готовилась и книга «Служение исцеления» и в ней поместили раздел «Весьма важные познания о Боге».37

В книге "Медицинское служение" Елена Уайт написала следующее:

Те, кто имеют истинное познание Бога, не дойдут до того при рассматривании законов природы, что отвергнут постоянную работу Бога в природе. Природа не Бог и никогда не была Богом. Голос природы свидетельствует о Боге, но природа не Бог. Будучи творением Его рук, она носит свидетельство Божией силы. Божество- Автор природы. Естественный мир не имеет в себе силы, но получает ее от Бога. Есть личность Бога Отца и личность Христа Сына. Евр. 1: 1-3.

Псалмопевец говорит: «Небеса проповедую славу Божию и о делах рук его вещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их.» Пс.18:2-4. Некоторые могут говорить, что эти большие дела в естественном мире и есть Бог. Но они не Бог… Бог управляет всем в природе, потому что Он Творец… Та же сила, которая держит и балансирует горами, управляет и движением миров вокруг солнца.

… Библия говорит: «…ибо Он повелевает солнцу своему восходить… Он покрывает небо облаками, приготовил для земли дождь… пошлет слово Свое и все растет…» Матфею. 5:45., Пс. 146:8, 147:7. Он делает, чтобы семя взошло и поднималось к жизни. Каждый лист растет и каждый цветок распускается силой Божией.

Физический организм человека находится под Божиим наблюдением. Но он не подобен заведенным часам, которые работают самостоятельно. Биение сердца пульс за пульсом, дыхание и вся жизнь человека находятся под наблюдением Божиим. В Боге мы живем и двигаемся.38

Почему сатана был так заинтересован, чтобы учение пантеизма охватило церковь остатка?

Это учение угрожало основным доктринам, проповедуемым церковью АСД и в частности учению о святилище и служении Иисуса Христа на небе.39